Готовимся к олимпиаде (1) 1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть). Развесить уши - _______________________ Пускать пыль в глаза - __________________ Рвать на себе волосы - _________________ 2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи. Я сегодня не помню, что было ..., ___________ По утрам забываю свои ..., _________________ В белый день забываю огни, По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок) Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ 3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов: Риф + ель + кадки = фрикадельки Ель + сад + рак = ________________________ Рис + кепи = ____________________________ Рыба + соки = ___________________________ Нива + реки = ___________________________ Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов. ______________________________________________ ______________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2) 4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________ ___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет, __________________________________ ___________________________________________ не лучше ль на себя, кума, оборотиться? _____________________________________________ Так поди же попляши! 5. По данному началу допишите пословицы. Правой рукой строит… _____________________________________ Ученье – свет… ___________________________________________ Кто хочет много знать… ____________________________________ Корень ученья горек… ______________________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. Логика - иголка Ракета - ___________________ Каприз - ___________________ Мольба - ___________________ Каратист - __________________ 2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение). Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный. 3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии. [п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и] 4. Из букв каждой пары слов составьте название животного: Лик + рок = _________________ Поле + дар = ________________ Шаль + до = _________________ Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (4)
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст: _____________ выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке! ________________ пропал у пони, ________________ вянут на газоне, А мартышка не страдает - ________________ уплетает. 6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе: Больно прикусил язык. _____________________________________ Язык до Киева доведёт. ____________________________________ Разведчики взяли языка. ___________________________________ Без языка и колокол нем. ___________________________________ Прикуси язычок! ___________________________________________ Язык под чесночным соусом. ________________________________ Готовимся к олимпиаде (5)
1. «Расшифруйте» слова: по2л ___________________ 2рь ____________________ с3 _____________________ ви3на __________________ 1очество________________ Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните. _____________________________________________________________ 2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Семь румяных усачей. Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор. Автор: ________________________________ Название: ______________________________ Автор: ________________________________ Название: _____________________________ Готовимся к олимпиаде (6)
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба: Диво + пони + сок = ______________________ Воз + бедро + пике = _____________________ Хор + ум + ом = _________________________ Лён + ас + ком = ________________________ 4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам: Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. _________________________________________________________________ Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. _____________________________________________________ 5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом. Кот наплакал- __________________ Бить баклуши- __________________ Спустя рукава- __________________ Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде (7) 1. Какие слова так произносятся? [ Г Р У С’ Т’] ______________ [ Л’ Э С’ Т’] ______________ 2. Составь слово, если в нем Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский. __________ 3. Расставь ударение в словах. Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. 4. У каких существительных нет формы единственного числа? Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы 5. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ. 6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении. Невежа – невежда. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (8) 7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: мороз -_____________________________________________________________________ 8. Поставьте нужные знаки в конце предложений: Что за птица с красной грудкой Пусть всегда будет солнце Дети вышли на опушку леса 9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи. (По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь. _____________________________________________________________________________ 10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов. 11. Поставьте слова в множественное число: Человек - Лист (бумаги) - Лист (дерева) - Зуб (волка) - Зуб (пилы) - Готовимся к олимпиаде (9)
1. Вставь буквы и поставь ударение. Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё 2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен; молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша; дождь, снег, осадки, иней, град; футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог. Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки. 4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака. Яркий желтый ___________________________ Прозрачный голубой _______________________ 5. Замени выражения одним глаголом. Клевать носом____________________ Зарубить на носу__________________ Чесать языки______________________ Выходить из себя____________________ Дать стрекача______________________ Бить баклуши _______________________ Ломать голову________________________ Готовимся к олимпиаде (10)
6. Вставь вместо * предлоги. Я * утра * лесу гуляю, * росы я весь промок. Но зато теперь я знаю * березку и * мох, * малину, ежевику, * ежа и * ежиху, * которой * ежат Все иголочки дрожат. 7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского? Вилка однажды споткнулась (о) крошку, Падая, стукнулась вилка (об) ложку. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку, Брызги на книжную сели (об) ложку. 8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я 9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова. Пе ( . .) ол те ( ... ) л Готовимся к олимпиаде (11)
1. "Составь пословицы": дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье 2."Загадки-шутки" 1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________ 2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________ 3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________ 4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________ 3. Расшифруй название сказки. ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА - КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ - 4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова. Прим...рять друзей зал...зать раны Разв...вается флаг отв...рить дверь Зап...вать в хоре ув...дать издали Готовимся к олимпиаде (12)
1.Подбери синонимы: страж -.............. грядущее - .................. кладезь - ................ вопиять - ................... врата - ................ зерцало - ................... 2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. Красивая ............. острый...... чёрный................ золотая........... колючий ................ ночная............ 3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Поди, туда - не знаю куда,____________ Скоро сказка сказывается,_________________ Это всё присказка,__________________________ 4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы: Щ __ Щ __ __ Щ __ __ __ Щ __ __ __ __ Щ __ __ __ __ __ |
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Гласные после шипящих. Делу время – потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. В чужие сани не садись. Грибы ищут – по лесу рыщут. Шила в мешке не утаишь. Чужим богат не будешь. Чужая душа – потёмки. Век живи – век учись. Яйца курицу не учат. Жизнь прожить – не поле перейти. Сам погибай, а товарища выручай. Знания – дело наживное. Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. На вкус и цвет товарища нет. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. Держи карман шире. Чай пить – не дрова рубить. Конь бежит, земля дрожит. Дом, как полная чаша. Чудеса в решете. Январь – году начало, зиме – середина. Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне. Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Имена собственные.
Ехал в Казань, заехал в Рязань. У лодыря Егорки, всегда отговорки. Куда Макар телят не гонял. Москва слезам не верит. Язык до Киева доведёт.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят. Какова яблоня, таковы и яблочки. Ложка дёгтя в бочку мёда. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Синичка – воробью сестричка. Сначала цветочки, а уж потом ягодки. Зимний ветер морозу помощник. Старый друг лучше новых двух.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори. Смелость города берёт. Осень – перемен восемь. Больному всё горько. Жить – Родине служить. Родина – мать, умей за неё постоять. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Разделительный мягкий знак.
Бьётся как рыба об лёд. Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть. Здоровью цены нет. Не игла шьёт, а руки. Февраль силён метелью, а март – капелью. Осенью у воробья пир. Ученье – путь к уменью. Апрельские ручьи землю будят. Если зимою вьюги, то летом – ненастье. Ветер без крыльев летает. Где была радуга, там дождь прольётся. Где хотенье – там и уменье. Терпенье и труд всё перетрут. Откладывай безделье. Не откладывай дела. Всяк кузнец своего счастья. Маленькое дело лучше большого безделья. Птице – крылья, а человеку – разум. Вся семья вместе, так и душа на месте. Ученье – свет, а неученье – тьма. Повторенье – мать ученья.
Непроверяемые безударные гласные.
Два медведя в одной берлоге живут. Худ обед, когда хлеба нет. Работай до поту, так поешь в охоту. Без капусты щи не густы. Дорога ложка к обеду. Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. На вкус и цвет товарища нет. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Пустили козла в огород. Не дорог обед, а дорог привет. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт. Всякая дорога вдвоём веселей. Тяп да ляп не выйдет корабль.
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Большой говорун – плохой работник. Сядем рядком да поговорим ладком. Тогда пляши, когда играю. Утро вечера мудренее. Беда ум родит. За худой головой и ногам не покой. У страха глаза велики. Не на пользу читать коли только вершки хватать. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам. По платью встречают, по уму провожают. Какие труды, такие плоды. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Зерно в колосу, торопись сжать полосу. Всякому мила своя сторона. Новый год – к весне поворот. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком. Где птица не летает, а своё гнездо знает.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос в большой мороз. Кошка клубком – на мороз. В зимний холод всякий молод. Кошка на порог, а мышка в уголок. Кто любит труд, того люди чтут. Терпенье и труд всё перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Пей, ешь, а правду режь. Красна ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет. На мышку и кошка зверь. Мёд есть – в улей лезть. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Хвост голове не указка. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хрен редьки не слаще. Мал золотник, да дорог. По Сеньке шапка. Один с сошкой, а семеро с ложкой. На языке мёд, а на сердце лёд. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок - год хорош.
Непроизносимые согласные.
И на нашей улице будет праздник. Ленивому всегда праздник. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю. На языке мёд, а на сердце – лёд.
Двойные согласные. Ссора до добра не доводит. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. Истинную цену розе знает лишь соловей. Весенний день год кормит. Ленивому каждый день суббота.
Предлоги и приставки.
Скромность всякому к лицу. Совесть без зубов, а гложет. Сорока на хвосте принесла. Без труда нет плода. День на минуту, болтовни на час. На языке мёд, а на сердце – лёд. Жизнь прожить, не поле перейти. Замолчал, как воды в рот набрал. Легко сказать, да тяжело сделать. Снегирь под окном чирикает, к оттепели. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Это ещё вилами на воде написано. Одна пчела не много мёда натаскает. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Белый свет не клином сошёлся. Ум за разум зашёл. Подал ручку, да подставил ножку. Легко чужими руками жар загребать. Нашла коса на камень.
Разделительный твёрдый знак.
Лето собирает, а зима съедает. Ветер снег съедает. Съел бы пирог, да в печи сжёг. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Правописание существительных с шипящими на конце.
Белый лебедь серому не товарищ. Сытый голодному не товарищ. Будет день – будет и ночь. Всякая вещь хороша на своём месте. Здоровому врач не нужен. Как в мае дождь – так и будет рожь. Даст небо дождь, а земля рожь. Ложь человека не красит. Летом свет во всю ночь.
Правописание не с глаголами.
Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим. Ссора до добра не доведёт. С огнём не шути и воде не верь. По снегу грибы не ищи. Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь. Где не бывал, о том не сказывай. Не хвастай силой, не хвались умом. Семеро одного не ждут.
Падежные окончания существительных.
При солнышке тепло, при матери добро. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Птица рада весне, а младенец - матери. Не грози щуке морем. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Друг познаётся в опасности.
Окончания прилагательных.
Горькая правда лучше сладкой лжи. Держись старого друга. Старый друг лучше новых двух. Малое слово большую работу творит. Чёрная земля золотую рожь родит. Книга для ума – что тёплый дождь для всходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождливое лето хуже осени. Зима снежная – лето дождливое. Маленькое дело лучше безделья. На трусливого человека всегда собак много. Хорошие речи приятно слушать.
Глаголы на – тся, ться.
Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться никогда не поздно. С умным человеком разговаривать, что мёду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков бояться – в лес не ходить. Где тонко, там и рвётся. Слухами земля полнится. Пуганая ворона куста боится. В тихом омуте черти водятся. Любишь кататься, люби и саночки возить. Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Безударные личные окончания глаголов.
Доброе слово само себя хвалит. Правда глаза колет. Труд человека кормит, а лень портит. Своя ноша не тянет. Кто не сеет, тот не жнёт. Улитка едет, когда-то будет. Сытый голодного не разумеет. Видит око далеко, а ум ещё дальше. И сила уму уступает. Много видит, да мало слышит. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Мягко стелет, да жёстко спать. Перо пишет, а ум водит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает. Сладким портят, а горьким лечат. Трус погибает, а храбрый побеждает.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь. Без беды друга не узнаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Напишешь пером, не вырубишь топором. Тише едешь, дальше будешь. Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь. Что посеешь, то и пожнёшь. Близок локоть, да не укусишь. Слезами горю не поможешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Кашу маслом не испортишь. За чужим погонишься, своё потеряешь. Слышал звон, да не знаешь где он. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. Упустишь время – потеряешь час. В решете воду не удержишь. Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. Тише едешь, дальше будешь. Поспешишь, людей насмешишь.
Однородные члены предложения.
Без нитки да иголки шубу не сшить. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Солнце летом греет, а зимой морозит. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует. За совесть, за честь, хоть голову снесть. Кто встал пораньше, ушёл подальше. Семь раз примерь, один отрежь.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят. У него на вербе груши растут. Друг тот, кто в беде с тобой. В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит. Кто любит труд, того люди чтут.
Материалы предоставлены сайтом Pedsovet.su
|