Школьное лесничество ("Рябинушка")

Даминева Альфия Фатыховна

Чесноковское школьное лесничество, руководителем которого я являюсь уже на протяжении 10 лет является лидером районных, областных слетов, смотров - конкурсов, а также участником Всероссийского заочного смотра школьных лесничеств - 2015.

ОБЛАСТНОЙ СЛЕТ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ - 2015: http://perevolotsky.ru/viewtopic.php?f=8&t=238&p=360

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Всероссийский заочный конкурс школьных лесничеств

«Лучшее школьное лесничество»

Наименование номинаций: _«Организация деятельности школьного            лесничества»

Наименование школьного лесничества__Школьное лесничество «Чесноковское» МБОУ «СОШ с. Чесноковка»

Наименование организации лесного хозяйства _Чесноковское участковое лесничество ГКУ «Краснохолмское лесничество» Оренбургской области

Ф.И.О. руководителя школьного лесничества от организации лесного хозяйства ______Чернышова Татьяна Ивановна__________________

Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.

Ф.И.О. руководителя школьного лесничества от образовательной организации ___Даминева Альфия Фатыховна, заместитель директор по воспитательной работе с детьми

«Характеристика школьного

лесничества «Чесноковское»

        Особое значение в экологическом воспитании детей в настоящее время приобретает работа школьного лесничества.

          Школьное лесничество – это не новь, а вернувшаяся реалия дня. Одна из масштабных задач, стоящих перед человечеством, - воспитание человека с новым мышлением и правильным отношением к природе. Многое в её реализации способна сделать система образования. Такие качества, как позитивное отношение к природе, понимание её законов, сути происходящих в ней явлений и процессов, должны вырабатываться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

     Школьное лесничество «Чесноковское»  МБОУ «СОШ с. Чесноковка»  28 марта 2011 года. Зачинщиками этого доброго дела были директор школы Бакирова  Р.Х., замдиректора по ВР Даминева А.Ф., участковый  лесничий Чернышова Т.И. В первые дни работы школьного лесничества была утверждена символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество имеет эмблему, гимн, клятву, устав. Герб школьного лесничества – это символизированное изображение хвойного дерева - сосны. Дерево находятся в руках школьника, что обозначает необходимость прививать учащимся бережное социально – активное отношение к природе. На гербе над деревом имеется изображение солнца, а внизу  изображение земного шара. Солнце – это сохранение полезных функций леса, это тепло, это позитивная атмосфера в работе. А земной шар обозначает единство и сплочённость всех за сохранение зелёного наряда планеты.

В 2011- 2012 г.г была разработана нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве, Программа развития деятельности школьного лесничества «Чесноковское», положение о школьном лесничестве, Приказ о создании  школьного лесничества, определены основные направления работы. (см. Приложение ). Ежегодно составляется план учебно – производственной  работы на год, который рассматривается на Совете лесоводов, утверждается, и корректируется в течение года.

Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов  с 14 –18 лет (7-11 классы), но количественный состав постоянен 15  человек. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.        

Школьное лесничество  сотрудничает с Чесноковским  лесничеством. Наши консультанты - специалисты  лесничества. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Деятельностью школьного лесничества руководит Совет лесоводов, состоящий из руководителя школьного лесничества и специалиста ГКУ «Краснохолмское лесничество», а ребята являются их помощниками в лице актива. Совет собирается раз в месяц для планирования и подготовки мероприятий.

Девиз: Во имя жизни, красоты, гармонии, любви.

Цели создания школьного лесничества:

  1. Воспитание у учащихся бережного, экономически обоснованного социально-активного отношения к природе;
  2. Углубление знаний у учащихся в области лесного хозяйства и экологии;
  3. Умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранения и усиления защитных, оздоровительных природных функций леса.

На основании целей разработаны задачи:

1. Экологическое образование учащихся:

-  на уроках географии и биологии осуществлять связь с экологией родного края;

- уроки  практических занятий проводить на природе, на учебно-опытном участке, на питомнике;

- обучение учащихся  проектной и исследовательской деятельности;

-  профессиональная ориентация учащихся;

- пропаганда экологических знаний, бережного отношения к природе среди населения: статьи в СМИ, акции, агитбригады.

2. Оказание практической помощи отделу лесного хозяйства по защите, охране леса и его восстановлению:

- участие в проведении работ в лесном питомнике, по уходу за лесными культурами, охрана их от вредителей.

-сбор лесных семян, плодов, ягод, грибов, лекарственных растений и сдача их государству

- Охрана лесных муравьёв, птиц.

- Озеленение родного края.

- Пропаганда среди населения охраны лесов от пожаров.

- Изучение флоры и фауны родного края, видов растений и животных – редких и исчезающих.

  Организовывая работу лесничества, в первую очередь, опирались на образовательные программы дополнительного образования детей, способствующие воспитанию ноосферного Человека:

  1. Учить человека позитивно мыслить.
  2. Уважать право личности, его интересы и способности.
  3. Учитывать типы мышления и проявления их в разных средах.
  4. Не нарушать естественного базового права человека развиваться сообразно со своей природой.

            В школе действует объединение «Росток» по дополнительной

         образовательной  программе «Росток» от Оренбургского эколого – биологического центра г. Оренбурга

Дополнительная образовательная программа «Росток», авторы А.Р.Тиличенко, Т.Е.Серова,   срок реализации 2 года, для обучающихся 12 -16 лет.

Членами данного объединения являются 30 обучающихся школы (6-8 классов).

Руководитель Даминева А.Ф.

Программ  «Росток» имеет эколого-биологическую направленность, адресована учащимся  12-16 лет, рассчитана на два года обучения.

Цель программы:  интегрированное изучение лесных экосистем, с вовлечением в природоохранную и исследовательскую деятельность.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся представления о лесе как универсальной системе ценностей, о взаимосвязях компонентов леса, о влиянии на них экологических факторов; помогает лучше узнать природу родного края, способствует привитию навыков исследовательской и природоохранной деятельности, начальной профессиональной подготовке учащихся.  Программа интегрирует  дисциплины: лесоведение, лесную пирологию, биологию, экологию и краеведение. Целостность курса обеспечивает инвариантная часть, системообразующими элементами которой выступают темы: морфология и экология леса, лесная типология, возобновление и формирование леса, современные проблемы лесоведения.

Новизну программы определяет реализация эколого-образовательных проектов, которые составляют вариативную часть программы. Реализуемые проекты расширяют представления о лесных экосистемах, позволяют глубже и предметнее освоить значимые положения теории, способствуют овладению умениями исследовательской деятельности, формированию конкретно-деятельностных экологических знаний, умений, навыков. Отличительной особенностью данной  программы является ее построение  на региональном материале. Региональный компонент программы стимулирует познавательную активность воспитанников, позволяет наиболее полно отразить совокупность природных, экологических особенностей лесной зоны региона. В  программе отражены все направления хозяйственной деятельности в лесу, получили отражения передовая технология и техника, которые призваны обеспечить подъем современного научно-технического уровня лесного хозяйства.

Техническое оснащение школьного лесничества

Инвентарь:  видеокамера, мерная вилка, высотомер, мерная  лента, буссоль, автомобиль ВАЗ 21053-автомобиль  «Чесноковское лесничество».

В 2015 году приобрели: лопаты,  мотыги, грабли, краски, кисточки, ведра

В кабинете биологии имеются: гербарии лесных растений, сделанные членами школьного лесничества, коллекции семян деревьев и кустарников, собранные членами творческих объединений «Росток», «Юные лесоводы» в летний период, коллекция коры деревьев, коллекция удобрений, плакаты.

Имеются также определители беспозвоночных животных, птиц и рыб (скачали в Интернете).

Для работы членам школьного лесничества по необходимости предоставляется компьютер,  закуплен новый цветной принтер, предоставлен доступ в Интернет,  приобретен видеопроектор, интерактивная доска и ноутбук.

Автотранспорт (автобус) для выездов выделяет МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Переволоцкого района.

На  основе составленного договора между Чесноковским участковым лесничеством ГКУ «Краснохолмское лесничество» Оренбургской области и Муниципальным  бюджетным  общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа села Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области по практической помощи лесничеству (см. Приложение) провести следующие мероприятия:

- акция «Здоровый лес»;

- очистить лес от мусора;

- распространить среди населения противопожарные листовки -500 штук

- мастерить и развесить скворечники – 37 штук

- создать на весенне-летний период производственную бригаду в количестве  15 человек для участия в посадках лесных культур;

  • На участке лесного фонда школьного лесничества- квартал 14 на территории  лесничества( план участка см. Приложение 3) провести следующие мероприятия:

- обследовать состояние деревьев и кустарников на опытной делянке, выявить вредителей, подсчитать наличие на участке берёзы;

- провести акцию «Посади своё дерево», «Миллион деревьев»

- провести уход за посадками сосны обыкновенной  однолетней  0,4 га, двулетней 0,4 га, берёзы бородавчатой 0,2, дуба черешчатого 0,1га.

- помощь в организации открытия нового родника «Ветеран»,

- очистка близлежащих родников села.

- обустройство новых организованных зон отдыха для туристов.

Природоохранная деятельность в школе

  1. Направления и формы экологического воспитания:
  • Пропаганда экологических знаний;
  • Опытничество на пришкольном участке;
  • Школьное лесничество;
  • Озеленение территории вокруг школы;
  • Проведение природоохранных акций;
  • Работа производственных бригад;
  • Выполнение исследовательских проектов;

  1. Практическая значимость работы:
  • Экологическое воспитание и экологическое образование учащихся;
  • Повышение мотивации учащихся к обучению;
  • Профессиональное самоопределение учащихся;
  • Развитие у детей коммуникабельных способностей.

  • создана производственная бригада  -15 человек;
  •  уход за посадками  - 1,1га;
  • озеленение (посажено деревьев)- 0,5 га
  • изготовлено скворечников – 37 шт.
  • уборка захламлённости делянки -  2 га;
  • посажено леса – 2 га
  •  в черте села Чесноковка в берёзовой роще огородили 2 муравейника.

С обучающимися 7-10 классов проведены с открытые уроки на следующие темы:

  1. «Нарушение правил  санитарной безопасности в лесах»
  2. «Соблюдение гражданами «Правил пожарной безопасности в лесах»
  3. «Незаконные рубки  повреждения лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев и кустарников.

Школьным лесничеством проведены биотехнические мероприятия.

 Школьное  лесничество участвовало в акции «Посади миллион деревьев», посажены на территории МО с. Чесноковка.

Школьное лесничество участвовало в сборе семян тополя чёрного 140 кг.

 Участвовало в работе  по обнаружению очагов вредителей леса на пл.10га.

Принимали участие  в природоохранных акциях:

«Посади дерево на счастье».

«Посади миллион деревьев».

«Чистые берега».

«Очистим родник – сбережём  природу».

Школьное лесничество принимало участие в проведении мероприятий  по лесоохраной агитации и пропаганде.

Распространено 500 листовок по противопожарной безопасности

 Установлено 2 аншлага.

Участвовало в  патрулировании лесных насаждений.

          В результате проведения школьным лесничеством мероприятий по пропаганде не допущении лесных пожаров и разъяснения среди населения правил поведения в лесу на протяжении 5 лет не происходило лесных пожаров.

          Качество человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит его становление. Позитивность отношения к миру, его богатству, понимание сути происходящего внутри и вовне явлений и процессов. Умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, понимание законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию- вот основная задача воспитания человека будущего.

Учебно-исследовательская и учебно-опытническая деятельности школьного лесничества.

     Работа в школьном лесничестве «Чесноковское» проходит в два этапа:

      Первый из них: теоретическое ознакомление и изучение растительного и животного мира. Учебные лекции, беседы, методические рекомендации позволяют приобрести необходимый багаж знаний для дальнейшей работы. При проведении исследований важными объектами являются:

        - местные водоемы: рек  Чесноковка (Елга) и Урал и озера- старицы около Чесноковских Белых гор;

        - почвенные разрезы закрепленного участка леса Чесноковского лесхоза;

        - флора и фауна близь лежащего лесного массива;

        - орнитологические исследования и многое другое.

       Второй этап: включает в себя анализ проведенных исследований, оформление отчетных работ. Благодаря этой многолетней системе работы на счету у юных экологов немало благородных дел:

        - это и исследование поймы рек  Чесноковка (Елга) и Урал;

           - оценка экологического состояния лесного массива села Чесноковка;

         Учебное исследование является способом творческого обучения, которое спроектировано в соответствие с моделью научного исследования, которое позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе. В основе нашей педагогической практики лежит личностно – ориентированный подход, основанный на педагогической поддержке молодого исследователя. Исследовательская деятельность развивает творческое мышление активистов школьного лесничества и является определенной формой проверки и оценки полученных знаний. Таким образом, в процессе исследовательской деятельности усваивают научные основы решения проблемы взаимодействия человеческого общества и природы, ребята овладевают прикладными знаниями, практическими навыками охраны природы родного края.

. Исследовательская и практическая работа:

• геоботаническое описание лесного массива;

• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

• наблюдения за хвоей листогрызущими насекомыми;

• исследовательская работа «Биоиндикация растительного покрова»;

• исследовательская работа «Природа Оренбургской области».

 Опыты, проводимые в школьном лесничестве  

• правила очистки лесов и лесных насаждений;

• подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;

• размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;

• размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;

• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева.

В перспективе:

Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

• проведение учета животного мира на закрепленном участке;

• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях охраны птиц и зверей от браконьеров, а также предотвращения незаконной рубки леса;

• создание кабинета лесничества;

• создание зеленой зоны вокруг школы

В 2015 году были разработаны следующие исследовательские работы  и проекты:

  1. Экологический проект «Вторая жизнь бумаги»
  2. Исследовательский проект учащихся 2 класса «Лесной массив в городе»
  3. Учебный проект «Лес – наш друг. Сохраним его!»
  4. Информационно -творческий «У леса загадок немало»
  5. «Лес – наше богатство»
  6. Проект по окружающему миру учащихся  4  класс «ЖИЗНЬ ЛЕСА»
  7. Проект  6 класса «БЕРЕГИТЕ ЛЕС!»
  8. проведены мониторинговые исследования по изучению животного мира  близлежащих лесных массивов – 1
  9.  написано исследовательских работ – 7
  10.  проведено школьных конференций по лесной тематике – 1
  11.  написание реферативных работ экологической направленности - 20        

            На территории лесничества проводятся исследования и написание проектов по флоре и фауне, анализу состава воздуха,  анализ воды родников. По многим проектам стали победителями муниципальных, областных конкурсов.  Отмечены благодарственными письмами. Наряду со старшеклассниками, исследованием природы увлекаются учащиеся младших классов.       Учащиеся школы выступают с докладами и занимают призовые места на различных научно-практических конференциях.  

Учащимися написано более двадцати реферативных работ, докладов экологической направленности: «Озоновые дыры», «Загрязнение атмосферного воздуха», «Современные проблемы охраны природы», «Взаимодействие природы и общества», «Особенности животного мира нашего края», «Экологические проблемы охраны животного мира», «Природа и здоровье человека».

           Эколого-просветительская деятельность предусматривает не только написание проектов, но и культурно-просветительную работу среди учащихся школы: статьи в СМИ, конкурсы рисунков и плакатов по охране леса, а также пропаганда экологических знаний среди населения:

- публикации в местной печати;

- акции по пропаганде противопожарной безопасности;

- выпуск бюллетеней в защиту природы.

Организация летнего оздоровительного лагеря для членов школьного лесничества.

В летнее время при школе действует лагерь труда и отдыха «Золотой колосок». Члены школьного лесничества в составе отряда лесничих  посещают лагерь. Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками нашей школы. Они  организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах  уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища. Также лесоводы активно участвуют в разных проектах по благоустройству школьного двора и выполняют всю работу по плану ШЛ.

Участие в лесных конкурсах и других мероприятиях природоохранной направленности:

  1. участие в заочных научно - практических конференциях – «Первые шаги в науку». Награждены дипломом за участие.
  2.  участие в районных   конкурсах -  «Защитим лес». Диплом II  степени.
  3.  участие во Всероссийских конкурсах – «Зеленая планета». Диплом участника.
  4.  участие в областном этапе конкурса отчетов «Зеленые ладони» по природоохранной деятельности. Диплом участника.
  5.  участие в школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии. Диплом победителя и призера.
  6.   участие во Всероссийской акции «Больше кислорода». Благодарственное письмо.
  7.       Проект «Школьная двор» вышел на областной уровень, получил грамоту 2 степени в  конкурсе «Школа – территория красоты»
  8.         Участие в  областном слёте школьных лесничеств.
  • 2011 год – Областной слет школьных лесничеств – II  место (Даутова Алина, Хаертдинова Эдера)
  • 2012 год – участие в областном  конкурсе «Лучшее школьное лесничество». Диплом за грамотную подготовку отчетов и творческий подход к работе.
  •  2013 год - Областной слет школьных лесничеств. Зоолог-Даминева Элина-   9класс, ботаник-Даутова Алина 10 класс, лесовод- Хаертдинова Эдера 11 класс, руководитель Даминева А.Ф. Диплом за участие.
  • 2013 год – участие в областном конкурсе рисунков «Сохраним елочку в лесу». Сертификат участника
  • 2013 год – участие в областном слете лесоводов – краеведов. Награждены дипломом участника.
  • 2014 год – участие  в областном конкурсе школьных лесничеств в номинации «Лучшее школьное лесничество», заняли II место, награждены дипломом.
  • 2014 год – участие в областном конкурсе фоторабот «Уголок родной природы», награждены дипломом Департамента лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области за участие.
  • 2015 год – III место в Областном слете школьных лесничеств (в Самородово)

Профессиональная ориентация учащихся.

В среднем звене работают  кружок «Юный лесовод» и объединение «Росток» и элективный курс по биологии «Юные исследователи природы». Многие учащиеся выбирают химико-биологический профиль обучения. Всё это способствует успешной сдачи ЕГЭ. Многие учащиеся поступают в  Оренбургский государственный аграрный университет  и Оренбургский государственный   университет.  

Из  выпускников школы 2014-2015 учебного года, поступивших в ВУЗЫ на биологические факультеты – 2 выпускника (из 6 учащихся).

Данные учащиеся являлись активными участниками школьного лесничества.

.



Предварительный просмотр:

План   учебно-производственной работы школьного лесничества «Чесноковское»  МБОУ «СОШ с. Чесноковка» на 2015 год

                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                        Директор

                                                              МБОУ «СОШ  с.Чесноковка»

                                                                           ___________

                                                                        Р.Г. Бакирова

Месяц

№ п/п

Виды работ

1

2

3

Январь

1

Проведение общего собрания членов школьного лесничества (ШЛ)

2

Подготовка нормативной и регламентирующей документации для обеспечения деятельности ШЛ

3

Оформление материалов по закреплению за ШЛ участка лесного фонда

4

Разработка, утверждение и изучение проекта организации и развития лесного хозяйства и производственного плана проведения лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за ШЛ

5

Организация работы творческого объединения «Юный лесовод» , «Росток»

Февраль

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с утвержденным проектом и производственным планом

2

Выбор темы исследовательской (опытнической) работы, подготовка методики и разработка плана ее проведения

3

Проведение занятий в творческом объединении «Юный лесовод» , «Росток»

4

Познавательная игра для членов ШЛ «Что? Где? Когда?»

5

Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы на территории ШЛ

6

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза

Март

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

2

Организация и проведение в населенном пункте мероприятий областной акции «Дни защиты от экологической опасности»

3

Проведение занятий в творческом объединении «Юный лесовод», «Росток»

4

Реализация мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

5

Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации

6

Конкурс «Мы любим тебя, лес!»

7

Изготовление наглядной агитации для экологической тропы

8

«Урок народного промысла» (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др.)

Апрель

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с принятым проектом и производственным планом

 

2

Проведение опытнической, исследовательской работы

 

3

Проведение конкурса средств наглядной агитации «Защитим лес»

 

4

Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта и др.

 

5

Выпуск стенной газеты ШЛ

 

6

Проведение занятий в творческом объединении «Юный лесовод», «Росток»

 

7

Вечер викторин и конкурсов «Мы в природе»

Май

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым проектом и производственным планом

2

Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

4

Оформление экологической тропы

5

Проведение занятий творческого объединения «Юный лесовод», «Росток»

6

Оказание помощи лесхозу в проведении лесопосадочных работ

7

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза

Июнь

1

Проведение лесохозяйственных  работ в соответствии с проектом и производственным планом

2

Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы.

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений

4

Организация лагеря труда и отдыха юных лесоводов

5

Проведение занятия творческого объединения «Юный лесовод», «Росток»

6

Проведение конкурса «Знай и умей»

Июль

1

Проведение лесохозяйственных работ на закреплённой за школьным лесничеством территории лесного фонда в соответствии с проектом и производственным планом.

2

Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом.

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

4

Выпуск стенной газеты (фотогазеты) «Мы - лесники»

5

Выступление агитбригады школьного лесничества перед жителями населенного пункта.

Август

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда в соответствии с проектом и производственным планом.

2

Реализация запланированных мероприятий по плану проведения исследовательской (опытнической) работы.

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

4

Подготовка материала для публикации в СМИ в рамках областного литературного конкурса «Лес в творчестве юных».

5

Экскурсия в Ботанический сад при Оренбургском государственном университете.

6

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза.

Сентябрь

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

Проведение исследовательской (опытнической) работы в соответствии с планом

3

Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров и лесонарушений.

4

5

Оформление материалов для уголка природы

Вечер отдыха учащихся-членов ШЛ «Осенний бал».

6

Сбор материалов для альбома «Ветераны лесной отрасли».

7

Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов и т. д.

8

Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса.

9

Подготовка и участие в областном слете членов школьных лесничеств

Октябрь

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

2

Обработка и оформление материалов по проведенной опытнической (исследовательской) работе (в соответствии с планом)

3

Вечер для малышей  «Войди в лес другом»

4

Проведение занятий творческого объединения «Юный лесовод» , «Росток».

5

Представление работ для участия в областном литературном конкурсе «Лес в творчестве юных»

6

Подготовка и участие в районном (областном) заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств

Ноябрь

1

Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с проектом и производственным планом.

 

2

Урок народного промысла (лозоплетение, корзиноплетение, резьба по дереву и др).

 

3

Выпуск совместно со специалистами лесхоза лесохозяйственного вестника и распространение его на территории лесхоза.

Декабрь

1

Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за школьным лесничеством территории в соответствии с проектом и производственным планом.

 

2

Подведение итогов работы школьного лесничества за год.

 

3

Организация и проведение выставки «Мы — школьное лесничество».

 

4

Участие в организации и проведении новогоднего бала.

5

Конкурс альтернативных елок

6

 Проект «Сохраним  елочку в лесу»

План работы обсужден и одобрен на общем собрании школьного лесничества (протокол № _7_  от 12.01.2015 г_).

Лесничий школьного лесничества

_________________ Даминева А.Ф.



Предварительный просмотр:

Договор о сотрудничестве

C:\Users\User\Pictures\img058.jpg



Предварительный просмотр:

Пополнение учебно-производственной базы

школьного лесничества «Чесноковское»  в 2015 году. 

Техническое оснащение школьного лесничества

Инвентарь:  видеокамера, мерная вилка, высотомер, мерная  лента, буссоль, автомобиль ВАЗ 21053-автомобиль  «Чесноковское лесничество».

В 2015 году приобрели: лопаты,  мотыги, грабли, краски, кисточки, ведра

В кабинете биологии имеются: гербарии лесных растений, сделанные членами школьного лесничества, коллекции семян деревьев и кустарников, собранные членами творческих объединений «Росток», «Юные лесоводы» в летний период, коллекция коры деревьев, коллекция удобрений, плакаты.

Имеются также определители беспозвоночных животных, птиц и рыб (скачали в Интернете).

Для работы членам школьного лесничества по необходимости предоставляется компьютер,  закуплен новый цветной принтер, еще одни принтер – награда за победу в областном слете школьных лесничеств, предоставлен доступ в Интернет,  приобретен видеопроектор, интерактивная доска и ноутбук.

Автотранспорт (автобус) для выездов выделяет МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Переволоцкого района.



Предварительный просмотр:

Утверждаю
___________

Директор школы

Р.Г. Бакирова

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

школьного лесничества

МБОУ «СОШ с. Чесноковка»

 Переволоцкого района.

Чесноковка

2015

Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, а среди них наиболее запечатлеются те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, так как будит врожденные, интуитивные представления о мире. Потому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. Именно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.

        Наши социальные институты для детей — детские сады, школа, центры дополнительного образования, к сожалению, в большей своей части, не могут организовать живого контакта с природой. Количество экскурсий ничтожно мало. Уроки и занятия внеурочные носят в основном теоретический характер, а выезд родителей и детей на природу носит больше потребительских или варварских характер.

Возникает вопрос: кто же, какие структуры смогут обеспечить полноценное развитие ребенка? Эта должна быть такая организация, которая смогла бы не только расширять теоретические знания о природе, но показать социальную, экономическую значимость этих знаний и, конечно, духовное  и творческое развитие наших детей.

В современном образовании происходит  развитие новых тенденций, связанных с расширением содержания и функций сферы субъектного социального опыта подростка, способствующие становлению его ценностных ориентаций. Одним из основных условий становления ценностных ориентаций подростков выступает разнообразная социально значимая деятельность, осуществляемая как самим подростком самостоятельно, так и при активном участии других субъектов: ровесников и взрослых.

        Для реализации процесса становления ценностных ориентаций подростков в социально значимой деятельности экологической направленности, нами в течение ряда лет успешно внедряется модель социально-педагогического партнерства организованного на базе МБОУ «СОШ с. Чесноковка» и ГКУ «Краснохолмское лесничество». Объединение – школьное лесничество «Чесноковское».

        Экологическая социально значимая деятельность, организованная в условиях социально-педагогического партнерства, ориентирована на погружение подростка в процесс становления собственного социального опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности подростка в ее самореализации,  на создание специальных условий и оказание необходимой помощи воспитанникам в реализации  свободного и ответственного выбора в воплощении социальных инициатив через участие в работе школьного лесничества.

Цель: формирование социально-активной личности средствами школьного лесничества.

             В ходе реализации программы социально-педагогического партнерства также решаются следующие задачи: формирование базовых компетентностей современного человека.

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
  • выявление профессионально сориентированных учащихся, проявляющих  интерес и способности к дополнительным занятиям по биологии, химии, экологии и смежным наукам.
  • Создание условий для определения школьниками области сферы своей будущей профессиональной деятельности, ее продуктивного освоения и профессионального самоопределения.

Создание условий для развития устойчиво- положительного отношения к ценностям Сообщество, Творчество.

Реализация цели и задач предполагает:

  1. создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, расширение творческого потенциала учащихся;
  2. создание условий проявления и мотивации творческой активности учащихся в различных сферах социально значимой экологической деятельности;
  3. формирование социально-компетентной личности ученика

Ключевыми ценностями выбраны: Сообщество, Творчество, т.к. возраст участников школьного лесничества от 14 – 18 лет.

  • Человек и Сообщество как центральная педагогическая идея Программы развития школы. Ценность сообщества рассматривается как «место» и «способ» идентификации Человека. В сообществе формируются отношения «я – другой», дети учатся общаться, демонстрировать свои успехи, усваивают нормы общественной жизни, учатся проявлять деловую активность, самостоятельность. В сообществе развиваются у детей   нравственные качества: дружба, взаимопонимание, доброта, ответственность, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек и Творчество – необходимое условие человеческой жизни на земле, основа физического, нравственного, умственного, духовного совершенствования личности, источник ее наслаждения и счастья. Каждый человек способен стать творцом – способен комбинировать, создавать новое поведение, новые образы и действия…
  1. Краткая история создания школьного лесничества «Чесноковское»

        Учитывая это, «школа- сообщество» в своей Программе развития определила  приоритетные направления, которые отвечали бы тем ожиданиям общества, детей, родителей, мечтающих о  гармонии человека и природы. Осуществить это можно только совместными усилиями, на основе сложившихся традиций: социально-педагогического партнёрства, совместные дела.

2009 год. По инициативе директора главного лесничего  Чернышевой Т.И., директора МОУ «СОШ с. Чесноковка, зам директора  был проведен на базе школы праздник «Каждому скворцу -  по дворцу!».

С  тех пор  праздник птиц традиционно отмечается в школе, привлекая своим эмоциональным содержанием представителей социума – родителей, жителей села.

Закладка Аллеи Ветеранов,  инициатива и проведение акции «Посади дерево Победы», праздник для ветеранов ко дню 65 годовщины Победы организованы главным лесничим  Чернышовой Т.И.

      Проект «Школьная двор» вышел на областной уровень, получил грамоту 2 степени в  конкурсе «Школа – территория красоты»

        Участие в  областном слёте школьных лесничеств.

2011 год – Областной слет школьных лесничеств – II  место (Даутова Алина, Хаертдинова Эдера)

2012 год – участие в областном  конкурсе «Лучшее школьное лесничество». Диплом за грамотную подготовку отчетов и творческий подход к работе.

 2013 год - Областной слет школьных лесничеств. Зоолог-Даминева Элина-   9класс, ботаник-Даутова Алина 10 класс, лесовод- Хаертдинова Эдера 11 класс, руководитель

Даминева А.Ф. Диплом за участие.

2013 год – участие в областном конкурсе рисунков «Сохраним елочку в лесу»

2013 год – участие в областном слете лесоводов – краеведов. Награждены дипломом.

2014 год – участие  в областном конкурсе школьных лесничеств в номинации «Лучшее школьное лесничество», заняли II место, награждены дипломом.

2014 год – участие в областном конкурсе фоторабот «Уголок родной природы», награждены дипломом Департамента лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области за участие.

2015 год – III  место в Областном слете школьных лесничеств. Награждены Дипломом III степени, кубком и цветным принтером.

Краткая характеристика школьного лесничества «Чесноковское».

Школьное лесничество «Чесноковское»  МБОУ «СОШ с. Чесноковка»  28 марта 2011 года. Зачинщиками этого доброго дела были директор школы Бакирова  Р.Х., замдиректора по ВР Даминева А.Ф., участковый  лесничий Чернышова Т.И.

В 2011- 2012 г.г была разработана нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы.

Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов  с 14 –18 лет (7-11 классы), но количественный состав постоянен 15  человек. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.        

3.Основные формы, методы работы школьного лесничества «Чесноковское».

Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач школьного лесничества способствовало установлению социально-педагогических партнерских отношений, которые позволили объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни (Природе, Человека как части природы); бережного отношения учащихся к Природе трактовкой с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.

Эти вопросы продуктивно решаются в социально значимой деятельности, в которую включаются все участники социально-педагогического партнерства. Деятельность характеризуется особенностями форм, масштабностью, регулярностью, системностью.

Направления деятельности

Формы

Масштабность

Регулярность

Системность

Учебно-исследовательская

Групповые,

индивидуальные

10 %

В течение года

еженедельно

Эколого-просветительская, эколого-образовательная

Коллективная,

групповые,

индивидуальные

100 %

В течение года

ежемесячно

Природоохранная, лесозащитная

Коллективная,

групповые,

индивидуальные

100 %

В течение года

ежемесячно

Лесохозяйственная, лесоводческая

Коллективная,

групповые

100 %

сезонно

май-июнь-июль-август-сентябрь

3.1. Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их особенность, проявляющуюся в необычности их форм проведения:

  • биоэкскурсии в лес, на море, на речки;
  • лекции в лесу;
  • деловая игра;
  • интеллектуальные марафоны;
  • экологические праздники;
  • экологические акции;
  • олимпиады;
  • слеты;
  • картинные выставки; фотовыставки;
  • ярмарки;
  • проекты (образовательные, социальные).

Занятия (групповые, индивидуальные, коллективные), смоделированные в таких формах, несут в себе огромный творческий потенциал, способствуют формированию ценностного к Природе, человеку как части природы, к ценностям Творчество, Сообщество, Познание, которые заложены в программу воспитания школы — сообщества МБОУ «СОШ с. Чесноковка». Причем, следует отметить тот факт, что формы, виды деятельности, содержание не остается статичным, оно меняется, исходя из рождающихся идей, новых задач, которые возникают, в процессе развития.

        Набор учащихся в школьное лесничество начинается с 5 класса. Учащиеся 10 класса, выбравшие естествен – научный  профиль,  автоматически зачисляются в школьное лесничество. Для учащихся 11 класса разработаны индивидуальные учебные планы. У тех ребят, у которых ориентир сделан на профессии, связанные с лесом, появится возможность быть зачисленными в лесничество.

        1-2 ступени    «Профориентационная работа».  

1-2 классы

Профессии наших родителей

- Знакомства с профессией родителей.

- Классные часы – встречи.

- Рассказы о профессиях родителей.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

- Экскурсии  в Снежногорский лесхоз

- профориентационные игры.

- Беседы о труде.

- Внеклассные мероприятия.

3-4 класс

Мир профессий

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессии. Кто такой лесник?

- Составление каталога профессий, связанных с лесом.

- Классные часы – встречи.

- Экскурсии на предприятия, учреждения.

- Профориентационные игры, путешествие по миру профессий

5 класс

Кем я хочу быть?

- Формирование основ профессиональной направленности.

- Анкетирование обучающихся.

- Психологическое тестирование.

- Осознание обучающимися своих интересов

- Игры.

- Классные часы.

6 класс

Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?

- Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.

- Психологический тренинг, тестирование.

- Классные часы.

- Профессиональные игры.

7 класс

Самоопределение  в области  « Человек – труд – профессия»

- Формирование профессионального самосознания.

- Определение личностного смысла выбора профессии.

-Классные часы.

- Психологический тренинг, тестирование.

Одновременно у учащихся школы появится поле выбора и во внеклассной работе: посещение кружков по интересам, в том числе кружки школьного лесничества «Юный лесовод», «Росток». Для этих детей созданы условия ранней предпрофильной подготовки.  Учащиеся 5-7 классов, как показала практика,  приходят в школьное лесничество осознанно.

Для учащихся 5-7  классов разработано направление «Я и Я», задачами  воспитательной работы, которой определены следующие:

1. Формировать правосознание и гражданскую ответственность.  

2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и     культуры поведения, ответственности, соблюдение правил поведения в школе, дома, в лесу.

3. Формировать потребность самообразования, исследовательской, проектной деятельности, воспитания морально-волевых качеств.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, любви к природе, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к  самопереживанию. Приобретения навыка проведения исследований, написания проектов. Получение опыта публичного выступления, самопрезентации.

Мероприятия по реализации программы:

  1. Беседы: «Значение леса в природе», «Я, другие «Я» или правила поведения в лесу».

2.Викторины «Отгадай, кто наследил?», «Краснокнижные растения».

3. Игры, тренинги на развитие произвольности психических процессов   (внимания, памяти, воображения и т.д.): «Экологический капустник», «Кто заселит биотоп», «Птичьи трели», «Экологические кубики».

4.Конкурсы:  «Юные Робинзоны»,  «Краски леса», «Что в лукошке?»,  «Съедобный - несъедобный».

5. Исследовательские проекты.

  1. 6. Дискуссии, диспуты: «Что мы оставим после себя?», «Прости, Земля!», «Хозяин на планете?».
  2. 7. Акция милосердия:  «Покормите  птиц», «Пожарам - заслон», «Берегите ель», «Чистое побережье».
  3. 8. Общешкольные мероприятия: День птиц, День Земли, День защиты окружающей среды, осенний бал.
  4. 9. Встреча «за круглым столом»:  с работниками лесного хозяйства -  «Профессия романтиков», с работниками правоохранительных органов «Закон и порядок».

                Основой воспитательной  работы учащихся 8-9 классов является направление   программы развития  школьного лесничества «Я и  наши дела  в лесничестве», которое решает задачи:

  1. Воспитание бережного отношения к «зеленому другу», родной природе.
  2. Формирование дисциплины, культуры поведения, сознательного отношения к поручению.
  3. Укрепление и расширение знаний по биологии, лесоведению, географии.
  4. Закрепление практических знаний по охране и защите лесов Переволоцкого  района, Оренбургской области.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- активная работа в пожароопасный период в «зеленом патруле»  как совместном объединении школы и лесхоза,

-  проведение практических исследований по заданию лесхоза на питомнике школы и лесхоза,

- определение в выборе профессии, связанной с лесом.

Мероприятия по реализации программы:

п/п

  Дата

занятий        

              Темы   занятий

Кол-во

часов

    Практические занятия

1.

Лес – наш друг

2

Экскурсия №1 «Краски осени»

Выпуск газеты ко Дню лесника

2.

Значение леса в природе

Беседа «Значение леса в природе»

2

Сбор природного материала

3.

Патрулирование совместно с работниками лесничества

12 часов

Пост – 17 км;

4.

Сезонные изменения в лесу

2

Практическая работа №1

Проект для учащихся 8 класса:

 «Наблюдения за сезонными изменениями в лесу»

5.

Для чего нам лес?

2

Экскурсия №2 «Знакомство с редкими растениями своей местности», работа с краеведческой литературой.

6.

Лес – наш друг. Понятие о лесе

2

Поход

 Акция «Чистое побережье»

7.

Составные части леса

2

Экскурсия №3- выезд в лесничество- «Составные части леса»

8.

Распространение и разнообразие лесов Оренбургской области

2

Работа в лесхозе:  с картой растительности Оренбургской области и гербарным материалом

9.

Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам

2

Лабораторная работа №1

«Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам», подготовка к областному конкурсу «Юннат»

10.

 Неделя биологии

2

Поле чудес «В гостях у Берендея»

11.

Определение лиственных пород Оренбургской области

2

Экскурсия в лесничество №4 «Лиственные породы нашей местности»

Лабораторная работа в лесхозе №3 «Морфологические признаки лиственных пород »

12.

Морфологические признаки листьев

2

Лабораторная работа №4 «Морфологические признаки листьев». Работа с гербарным материалом

13.

Игра «Лесной аукцион»

Выпуск листовок и аншлагов.

2

 Экологический капустник     «Лесной аукцион».

Акция «Берегите ель»

14.

Лесная типология

2

Работа со словарями и энциклопедиями

15.

Лесоводственная характеристика и хозяйственное значение других пород

2

Работа со словарями и энциклопедиями

16.

Виды пользования лесом. Рубки ухода за лесом

2

 Беседа с лесничим

17.

Побочное пользование лесом. Лесоводственные проблемы и их разрешение

2

Беседа с лесничим

18.

«Лес – наш друг»

2

Отчет по работе  кружка

19.

Следопыт

2

Проект «Школьный двор»

20.

Заготовка корма для птиц. Изготовление и ремонт кормушек

2

Изготовление и ремонт кормушек  на уроках технологии

21.

Раскладка кормов в кормушки

Выпуск листовок и плакатов

2

Акция  «Покормите птиц»

22.

 Очистка леса  от валежника, захламления

Выпуск листовок и аншлагов

2

Очистка лесных насаждений на школьном дворе от валежника, захламления.

Акция «Сохраним зеленые легкие планеты»

23.

Сбор лекарственных растений. Сбор, переработка, хранение семян и плодов

2

Экскурсия №5 «Подготовка семян к посеву в   лесничестве»

24.

Лесоразведение. Плодоношение древесных пород Анализ лесокультурного фонда.

2

Экскурсия №6 «Анализ лесокультурного фонда    лесничества»

Беседа  с лесничим

25.

Лесные питомники. Виды, структура

2

 Организация школьного питомника

26.

Охрана леса от пожара. Патрулирование

12

Пост на 17 км

Акция «Пожарам заслон»

27.

Характеристика и классификация лесных почв.

2

Лабораторная работа №5 «Определение типа лесной почвы»

28.

Способы сева, нормы, глубина посева

12

 Практическая работа № 2 «Посев семян  сосны»;

29.

Уход за сеянцами

12

Выезд на питомник лесничества

30.

Заготовка посадочного материала

12

Выезд на питомник  лесничества

31.

Посадка декоративных растений в дендрарии;

2

Практическая работа №3

«Посадка декоративных растений»

32.

Работа на экологической тропе

2

Конкурс «Юные Робинзоны»

33.

Поведение итогов работы

2

Отчет звеньев о работе

3.2.Использование информационных технологий и ИКТ в работе школьного лесничества.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашего объединения. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником эколого-образовательного процесса, превратился в партнёра руководителя (помогает в подготовке и проведении занятий  и внеурочных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе у подростка.

         Использование ИКТ в экологической  работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Например, многие подростки не умеют рисовать красками, а вот рисование на компьютере или работа в программах Adobe Photoshop  очень интересует современных ребят. Поэтому очень уместно проведение таких конкурсов как: «Берегите лесную красавицу», «Сохраним лес живым», «Учимся ходить в лес», «Мусор в моем городе» и.т. д. где, ребята придумывают сюжет, текст, слогон листовки, аншлага, плаката на заданную тему.         Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школьного лесничества качественными материалами. Для проведения мероприятий разрабатываются дипломы, медали, открытки, наградные значки, мини-оформления, что позволяет сделать мероприятия более зрелищными и яркими. Творческие работы ребят собираются, печатаются и хранятся  в электронном варианте  поэтического альманаха. Кроме этого ведется работа по созданию мультимедийного фотоальбома, коллекции видеороликов и презентаций. Очень хорошо прижилась форма работы «Фотокросс». Фотокросс может проводится на любую тему, цель научить детей пользоваться фотоаппаратом, программой Microsoft Power Point; развивает экологического сознание, учит видеть прекрасное и некрасивое.; развивает умение нестандартно мыслить.Аншлаг-(для-печати)

Например: Фотокросс «Весна пришла!»

Участником фотокросса дается 1 час для того, чтобы сделать несколько фотографий на тему, потом  сделать презентацию из этих фотографий и защитить её.

Тема № 1: Улыбается веснушка….

Тема № 2: Подтаял снег и оголились….

Тема № 3: Творение природы совершеннее творений искусства.

Формы использования ИКТ по основным направлениям деятельности.

Учебно-исследовательская

Электронные учебники, тематические презентации во время проведения занятий, компьютерное тестирование в формате олимпиад,

Эколого-просветительская, эколого-образовательная

презентации — викторины, презентации проектов «Школьная клумба», «Берегите лесную красавицу», «Великаны леса», праздник «Каждому скворцу по дворцу» (история праздника, викторины), работа по листам -поисковикам.

Природоохранная, лесозащитная

Разработка аншлагов, плакатов, листовок, буклетов. Создание фильма «Школьное лесничество «Зеленые береты»», фильм «ЭкоЛогично», «Тайга», «Расскажите птицы»

Лесохозяйственная, лесоводческая

Сотрудничество со СМИ, фотосессии, создание фотоархива школьного лесничества «Зеленые береты» по направлениям.

  1. Сотрудничество с другими организациями.

     Возможности развития образования в МБОУ «СОШ с. Чесноковка» с помощью социально-педагогического партнерства  строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей,  местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и образовательной жизни их детей.  

 При описании модели социально-педагогического партнёрства главным мы обозначили самоопределение школьников через социально-значимую экологическую деятельность. К числу достоинств подхода моделирования  социально-педагогического партнёрства относим деятельность по отношению к разным социальным группам общества (семья, производственное предприятие, заочные школы, культурно-образовательные центры и др.)    

  1. Анализ деятельности.

Природоохранная деятельность

Школьное лесничество действует круглый год. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.

На счету нашего лесничества много хороших дел.. Мы принимаем участие в посадках леса, озеленяем город, Принимаем и проводим акции по озеленению школы и закладываем аллею выпускников. Собираем лекарственные травы, ягоды, грибы.

Практически вся школа участвует в трудовых операциях «Посади дерево», «Лесная аптека»,  «Школьная клумба».

Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда. Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных. Во время практических занятий кружка «Юные лесоводы» мы изучаем таксации – определяем объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомимся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Мы научились пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой. Самостоятельно разбираемся в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений.

Агитационная и просветительская работа.

Регулярно проводятся мероприятия по изготовлению и распространению агитационного материала: областной  конкурс «Сохраним лес живым», где были представлены плакаты и аншлаги на противопожарную тематику. Разработаны проекты «Альтернативная ель», «Антипал» и праздники «Каждому скворцу по дворцу», «Берегите лесную красавицу», «Ледяная игрушка», «Путешествие в Птицеград». Во время реализации проектов и праздников  были разработаны листовки по правилам поведения в лесу, викторины по противопожарной теме, по знанию растительного и животного мира нашей области, проведены мастер-классы по рисунку, по написанию стихов и рассказов о природе, о лесе.

6 .Заключение

Деятельность школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа.

Содержание деятельности школьного лесничества проектируется его участниками и утверждается на школьной итоговой научно-практической конференции.

Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким, эмоциональным содержанием. Организация помощи специалистов – лесопатологов, растениеводов в вопросах лесовосстановления, ухода и выращивания деревьев; создание отрядов лесничества из числа школьников в целях экологической пропаганды и решения проблем города, района по сохранению и сбережению природы; анализ окружающей действительности; разработка образовательных и социальных проектов, участие в городских и школьных экологических праздниках, конкурсах, олимпиадах; проведение экологических акций; создание презентаций и видеороликов на противопожарную тему. Вот далеко не весь перечень тех дел и мероприятий, которые организуются школьным лесничеством.

Участвуя в них, ребята из школьного лесничества приобретают творческий, профессиональный, социальный опыт, занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями учреждения ГБУ «Краснохолмское лесничество»

Руководитель школьного лесничества:

Даминева Альфия Фатыховна,

Контактный телефон – 8 (35338) 23610 Сот.89225572931


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: