Практические работы
Предварительный просмотр:
Практические работы 9 класс
Практическая работа № 1.
Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.
План сравнения
- Географическое положение относительно потребителей.
- Условия добычи.
- Мощность пласта.
- Калорийность угля.
- Экологические проблемы.
- Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.
***
На выбор сравнение двух нефтяных баз.
План сравнительной характеристики нефтяных баз
- Географическое положение относительно потребителей.
- Как разведаны бассейны.
- Степень разработки бассейна.
- Способ добычи.
- Качество нефти.
- Условия транспортировки.
- Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.
Практическая работа №2.
Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.
План сравнения
- Географическое положение относительно потребителей.
- Условия добычи.
- Мощность пласта.
- Качество руды
- Экологические проблемы.
- Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.
Практическая работа № 3.
Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
***
Задание учащимся.
- Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
- Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Группа отраслей машиностроения | Название отраслей | Крупные промышленные центры | Принципы размещения |
Трудоемкое и наукоемкое | |||
Металлоемкое |
- Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.
Практическая работа №4
Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.
***
Задание учащимся.
- На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.
- 2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:
1) протяженность магистрали;
2) направление магистрали;
3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;
4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;
5) состав и направление основных грузопотоков;
6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Практическая работа №5.
Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.
Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.
***
План экономико-географической характеристики
- ЭГП.
- Природные ресурсы.
- Население и трудовые ресурсы.
- Характеристика межотраслевых комплексов.
- Крупнейшие города.
- Перспективы развития.
Для характеристики ЭГП используется план его описания.
Типовой план характеристики ЭГП (района) территории
- Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
- Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
- Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
- Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
- Изменение ЭГП района в течение времени.
- Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.
Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.
Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.
Практическая работа №6.
Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.
***
Вариант 1
Задание учащимся.
- Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
- Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
- Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.
Груз, ввозимый в Центральную Россию | Груз, вывозимый за пределы Центральной России |
Общий вывод:
Вариант 2
- Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
- Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
- Сделать краткие записи в тетради.
- На контурной карте указать внешние экономические связи района:
- синие стрелки – ввоз;
- красные стрелки – вывоз.
- Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.
Практическая работа №7.
Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.
***
Задание учащимся.
Вариант 1
Заполнение таблицы.
Географическое положение | Климат | Почва | Растительность | Животный мир | Внешний облик | Деятельность населения |
Вывод:
Вариант 2
Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
Оценка природных условий для работы и быта человека
- Особенности климата.
- Особенности воды.
- Особенности почв.
- Особенности рельефа.
- Особенности природных зон.
- Реки и озера.
- Вывод:
Практическая работа №1
Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.
***
Задание учащимся.
- Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
- На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Практическая работа №2
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов
Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.
***
Задание учащимся.
Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа №3
Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:
- На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
- Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).
Вывод:
Практическая работа №4
Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:
Страны-экспортеры основных видов сырья | Страны-экспортеры промышленной продукции | Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции |
Вывод:
Практические работы 11 класс
Практическая работа №1
Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.
***
Задание учащимся.
На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.
Практическая работа №2
Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.
***
Задание учащимся.
- Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.
- Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.
- Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.
Практическая работа №3
Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.
План характеристики природно-ресурсного потенциала страны
- Природные ресурсы и их использование.
- Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.
- Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
- Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.
Практические работы 6 класс
Тема 1. Земля как планета
Практическая работа №1.
Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
***
Задание учащимся.
Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.
Название географического объекта | Географические координаты | |
Гора Джомолунгма | ||
Вулкан Везувий | ||
Город Сантьяго | ||
Гора Мак-Кинли | ||
Город Москва | ||
Город Белгород |
Тема 2. Географическая карта
Практическая работа №1
Тема. Определение направлений и расстояний по карте
Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
***
Задание учащимся.
- Определить по карте направление от города Белгорода до Москвы и до ближайшего моря.
- Определить по карте примерное расстояние от города Белгорода до Москвы и ближайшего моря.
- Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Белгорода до Москвы и ближайшего моря.
Практическая работа №2
Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***
Задание учащимся.
- В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
- Сделать записи в тетради.
Практическая работа №3
Тема. Составление простейшего плана местности.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.
Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.
***
Задание учащимся.
С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.
Тема 3. Литосфера
Практическая работа №1
Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
***
Задание учащимся.
- На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
- Зарисовать обнажение по горизонтам.
Практическая работа №2
Тема. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
***
Задание учащимся.
- Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:
- название;
- где расположен;
- между какими объектами расположен;
- каковы размеры.
- Нанести объекты на контурную карту.
Тема 4. Атмосфера
Практическая работа №1
Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.
Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.
***
Задание учащимся.
- Составить график изменения температур (за месяц).
- Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.
- Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).
- Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера
Практическая работа №1
Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа 23.
Практическая работа№2
Тема. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.
***
Задание учащимся.
Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.
- Географическое положение реки:
а) в какой части материка находится
б) исток, направление течения, устье, длина реки
в) к бассейну какого океана относится.
2. Зависимость течения от рельефа.
3. Хозяйственное использование реки.
Тема 6. Биосфера
Практическая работа№1
Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Цель работы: формирование знаний о наиболее распространенных растениях и животных своей местности.
***
Задание учащимся.
Используя литературу по Белгородской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:
Растения | Животные |
Вывод:
Практические работы 5 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление схемы наук о природе.
Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.
***
Задание учащимся.
- Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
- Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.
Практическая работа №2
Тема. Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
- Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
- Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ
Дни недели | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Состояние облачности | О | ||||||||||||||||||
Виды облаков | |||||||||||||||||||
Осадки | … | ||||||||||||||||||
Направление ветра | |||||||||||||||||||
Сила ветра | 1б | ||||||||||||||||||
Фенологические наблюдения |
Практическая работа №3
Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***
Задание учащимся.
- В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
- Сделать записи в тетради.
Практическая работа №4
Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.
Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.
***
Задание учащимся.
- Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
- Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
Фотография с поверхности Земли | Фотография с борта самолета | Фотография с борта космического корабля | |||
Сходства | |||||
Отличия |
Практическая работа №5
Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
***
- С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
- На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.
Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.
Практическая работа №6
Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
***
Задание учащимся.
- На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
- Результаты работы оформить в виде таблицы:
Имя путешественника, род деятельности | Годы жизни | Район исследования | Дата путешествия | Географический объект, названный в честь путешественника |
Практическая работа №7
Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа №8
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.
Практическая работа №9
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы