Основы православной культуры

С 11 марта по 17 марта проходила предметная неделя по ОПК

Задачи изучения в школе основ православной культуры:

– ознакомление с базовыми понятиями нравственности: добро и зло, правда и ложь;

– воспитание благодарности, дружелюбия, честности, осторожности, ответственности, трудолюбия, милосердия;

– формирование представлений о духовно- нравственных ценностях семьи, общества, государства;

 – становление доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а главное – к добрым поступкам и делам;

– воспитание патриотизма и высокой гражданственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом МБОУ ООШ №26

от 08.03.2019 №

_____________  Д.В. Берент

План

проведения предметной недели по основам православной культуры

с 11.03 – 17.03.2019 год

№п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Класс

Ответственный

1

Выставка книг «Моя любимая православная книга»

11.03.2019

1-8

Библиотекарь Т.В. Василенко

2

Библиотечный урок «Книга книг»

12.03.2019

2-4

Библиотекарь Т.В. Василенко,

О.С. Нечепуренко

3

Урок – беседа «Как нужно любить книги»

12.03.2019

1-3

И.М. Попучиева, А.Н. Медведева

4

Выставка рисунков  «Православная книга  в жизни человека»

13-14.03.2019

1-4

А.Н. Медведева

5

Круглый стол «Православная книга в жизни молодого человека»

13.03.2019

7-8

В.В. Лаврухина

6

Урок-встреча «День православной книги в России»

14.03.2019

5-6

Э.Ш. Первицкая



Предварительный просмотр:

 

 

 

                                             Нормативные и информационные документы

                             по вопросам введения и реализации комплексного учебного курса

                                                 «Основы религиозных культур и светской этики»

Федеральный уровень

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009

Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р

 Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 “О направлении методических материалов ОРКСЭ”

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 “О выполнении поручения Президента Российской Федерации”

Письмо Правительства РФ от 20.07.2011 № МОН-П-1973 “О проекте доклада Президенту РФ”   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № МД-1446/03 «О работе стажировочных площадок»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089»

Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 “

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2012г. № МД-102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

Региональный уровень


Приказ министерства образования Нижегородской области от 15.11.2011 № 464-а «О создании рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области»
Решение рабочей группы министерства образования Нижегородской области от 28.11.2011 № 1 по подготовке к введению комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области

Письмо министерства образования Нижегородской области от 26.12.2011 №316-01-52-5568/11 “О формировании состава педагогов для преподавания учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”"

Приказ министерства образования Нижегородской области от 27.12.2011 № 3543 «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области» с изменениями (приказ от 24.04.2012 № 1263)

Письмо министерства образования Нижегородской области от 28.12.2011 № 316-01-52-5661/11 “О решении рабочей группы по подготовке к введению комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”"

Письмо министерства образования Нижегородской области от 14.02.2012 № 316-01-52-412/12 «Об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ»

Приказ министерства образования Нижегородской области от 20.04.2012 № 166-а «Об организации зональных совещаний по вопросу введения комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области»

Приказ министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 № 167-а «О введении комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области»

Письмо министерства образования Нижегородской области от 04.05.2012 № 316-01-52-1474/12 “Об особенностях введения учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году”



Предварительный просмотр:

О введении учебного курса ОРКСЭ


Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 22 августа 2012 года N 08-250

О введении учебного курса ОРКСЭ  



Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе 
инструктивно-нормативные материалы и методические рекомендации "Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса, подготовленные по итогам семинара - совещания представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Директор Департамента
Е.Л.Низиенко

Приложение. Инструктивно-нормативное письмо "Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса



Приложение



Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания


Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: 
Конституцией Российской ФедерацииЗаконами Российской Федерации "Об образовании""Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации""О свободе совести и религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (
п.4 ст.14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (
статьи 1314 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (
статья 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 года N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

В проект Федерального 
Закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект ФЗ "Об образовании в РФ) включена статья 90 "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования".

Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.

Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году в 4 классах общеобразовательных учреждений.

С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм 
приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089" внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу "Основы религиозных культур и светской этики".

Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312" внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 года) в части введения курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса


Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по курсу

«Основы православной культуры» на 2015-2016 учебный год

Введение

В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе в базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных организаций включен ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания.

Курс «Основы православной культуры» преподается как обязательный предмет в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» или как факультатив в рамках программы внеурочной деятельности.

В данных рекомендациях будут рассмотрены содержательные и методологические аспекты преподавания курса «Основы православной культуры» как факультатива.

Нормативно-правовые основы изучения учебного предмета

«Основы православной культуры»

Преподавание курса ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002.
  5. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.
  6. Письмо Минобразования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и письмо Минобразования РФ от 13.02.2003 № 01-51-013ин «О дополнительных разъяснениях…»,
  7. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– /db/portal/obschee/index.htm
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования–

Общие положения

По предмету «Основы православной культуры» могут быть использованы уже имеющиеся или вновь разработанные авторские учебно-методические комплексы. Данные курсы могут быть рассчитаны на различное число учебных часов, но целесообразно использовать учебные курсы с минимальной учебной нагрузкой от 34 учебных часов и больше, учебные модули (части курсов) с нагрузкой от 17 учебных часов и больше.

Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 года № 14-52-876 ин/16) подразделяется на восемь содержательных линий. Совокупность содержательных линий и их состав (элементы содержания) адекватно отражает строение объекта изучения и его состав:

  1. Православная христианская картина мира.
  2. История православной религии и культуры.
  3. Православная культура и религии мира.
  4. Письменная культура Православия (православная словесность)
  5. Православный образ жизни.
  6. Нравственная культура Православия.
  7. Художественная культура Православия.
  8. Православие - традиционная религия русского народа.
  9. Региональный (национально-региональный) компонент образования (например: православие в Сибири).

Основное содержание основ православной культуры

Россия – наша Родина (1ч)

Россия – наша Родина.

Основы православной культуры (28ч) Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и  Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Совесть и раскаяние. Отношение  христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России.(6ч)

Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка к проектной работе.

Примерное тематическое планирование

по основам православной культуры

Тематическое планирование по учебнику Кураева А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование  «Основы православной культуры»

п/п

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Примечания

1.

Россия – наша  Родина.

1

понимать, что человек создаёт культуру.  осмысливать о чем говорит религия.

анализировать какие дары Бог дал человеку. осмысливать, что вера в Бога может влиять на поступки людей.

читать правильно молитвы

осмыслить правильно кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие

понимать правильно чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть

осознавать, как Бог стал человеком. понимать, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста.

понимать, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху.

осмысливать, чем Бог одарил человека. понимать, что значит - болит душа. узнавать, что такое образ Божий в человеке.

узнавать о подсказках совести, как исправить ошибки

определять, какие заповеди даны людям. понимать что общего у убийства и воровства.

определять, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям

применять главное правило человеческих отношений. понимать, что такое не осуждение

понимать, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм

узнавать, почему икона так необычна. Как понимать, зачем изображают невидимое

взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

 взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности

Основы православной культуры

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православная молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа.

1

7

Христос и его крест.

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке.

1

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12.

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило этики.

1

14

Храм Экскурсия в православный храм.

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

19

Подвиг.

1

понимать правильно, что такое подвиг

20

Заповеди блаженств.

1

понимать правильно, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым

21

Зачем творить добро?

1

понимать правильно, чему радуются святые

22

Чудо в жизни христианина.

1

понимать правильно, что такое Святая Троица, христианские добродетели

23

Православие о Божием суде.

1

видеть правильно в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие

24

Таинство причастия.

1

понимать правильно, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие

25

Монастырь.

1

понимать правильно, почему люди идут в монахи

26

Отношение христианина к природе.

1

понимать правильно, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы

27

Христианская семья.

1

понимать правильно, что такое венчание, что означает обручальное кольцо

Духовные традиции многонационального народа

7

28

Защита Отечества.

1

понимать правильно, когда война бывает справедливой

29

Христианин в труде.

1

понимать правильно, какой труд напрасен

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

понимать правильно, что такое первый грех людей

31

Подготовка творческих проектов.

1

понимать правильно, что есть Православие в России

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

1

понимать правильно, что есть Православие в России

Всего

34


Особенности преподавания курса «Основы православной культуры»

В преподавании ОПК следует обратить внимание на следующие особенности:

1. «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер вне зависимости от формы организации преподавания (урок, факультатив, кружок, классный час).

2. Необходимо учитывать возможности интеграции ОПК и других предметов, особенно, гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин - это не только яркие, информационно наполненные занятия – это еще и эффективное сотрудничество в подготовке обучающихся к участию в ежегодной Всероссийской предметной олимпиаде школьников по ОПК «Русь Святая, храни веру православную!», а также другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам православной тематики (Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»). Участие в подобных интеллектуальных конкурсах формирует у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности, а также умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, критически осмыслять материал, представленный в источниках.

3. Целесообразно использовать большой воспитательный потенциал системы внеучебной работы. Очень важно учитывать единство учебной и внеучебной деятельности, независимо от формы преподавания курса ОПК, привлекая к совместному творчеству всех учащихся ОУ - участие в краевых конкурсах, викторинах, создание православных театров, хоровых коллективов, тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет совместная подготовка к единым государственным и церковным праздникам.

Сотрудничество с семьей

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. «Еще со средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания», – говорится в Концепции.

Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России.

Формы работы с семьей и родителями, которые можно использовать, разнообразны, это: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ.

Родители могут участвовать в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий. Прежде всего, это положение о том, что светский характер образования по комплексному курсу, как и в целом светский характер образования в государственной и муниципальной школе, не препятствует проведению коллективных, согласованных со школой и правильно организованных посещений учащимися культовых сооружений религиозных организаций. При этом учитель или другой представитель школы не вправе препятствовать детям свободно выражать свою религиозную принадлежность, принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях, если это не мешает реализации образовательной программы или установленному регламенту мероприятия. При проведении подобных мероприятий, занятий на базе церковных организаций недопустимо никакое принуждение учащихся к практическому участию в богослужениях, Таинствах, обрядах, празднованиях, выражению своей религиозной принадлежности.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.

Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

Учебник, учебное пособие

 Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва:  «Просвещение», 2010.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной

культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

Электронное  приложение к УМК

Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Методическое  пособие с поурочными разработками

Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур  и светской этики», ТОГОАУ ДПО ИПКРО, Тамбов, 2010.

Список  используемой литературы

Методическое пособие для учителей 4-5 классов по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», авторы-составители: Зубова Г.Д., Пронина Л.В., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Серегина А.В., Лубянкина Р.Х. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

 http://www.orkce.org/method-cabinet

http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/

Ресурсная база реализации программы.

Компьютер, интерактивная доска, мобильный класс, сканер.