Профориентационная работа
Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
В рамках таких занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.
Основная цель курса : формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций
Ссылка на онлайн экскурсию на 8.11.2022
Профоринтационный урок "Билет в будущее"
Внеклассное мероприятие по шахматам по теме "Путешествие по Шахматной стране"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика «Матрица выбора профессии».
(Московский областной центр профориентации молодёжи.
Вам предлагается серия вопросов, из которых можно выбрать только один (в крайнем случае, два) варианта ответа из каждого раздела.
1. Какой объект деятельности тебя привлекает?
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты,
покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки,
языки программирования).
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы и машины).
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские, хлебобулочные
изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоёмы, месторождения).
2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2.2. Обслуживание (помощь людям, удовлетворение чьих-то потребностей).
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
2.6. Производство (изготовление продукции).
2.7. Конструирование (проектирование деталей).
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
2.9. Защита (охрана от враждебных действий).
2.10. Контроль (проверка и наблюдение).
Матрица выбора профессий.
Сферы труда/ Виды труда | Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные | Растения | Продукты | Изделия | Природные ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Управление (руководство чьей-то деятельностью) | Менеджер по персоналу Админи- стратор | Маркетолог Диспетчер Статистик | Экономист Аудитор Аналитик | Технолог Авиа-диспетчер Инженер | Режиссёр Продюсер Дирижёр | Кинолог Зоотехник Генный инженер | Агроном Фермер Селекционер | Товаровед Менеджер по продажам | Менеджер по продажам Логистик Товаровед | Энергетик Инженер по кадастру |
Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) | Продавец Парикмахер Официант | Переводчик Экскурсовод Библиотекарь | Бухгалтер Кассир Инкассатор | Водитель Слесарь Телерадио- мастер | Гримёр Костюмер Парикмахер | Животновод Птицевод Скотовод | Овощевод Полевод Садовод | Экспедитор Упаковщик Продавец | Продавец Упаковщик Экспедитор | Егерь Лесник Мелиоратор |
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) | Учитель Воспитатель Социальный педагог | Преподаватель Ведущий теле- и радиопрог- рамм | Консультант Препода- ватель экономики | Мастер производст-венного обучения | Хореограф Препода-ватель Музыки, живописи | Дрессиров щик Кинолог Жокей | Преподава-тель Биологии Эколог | Мастер производст-венного обучения | Мастер производст-венного обучения | Преподаватель эколог |
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) | Врач Медсестра Тренер | Рентгенолог Врач (компьютерная диагностика) | Антикри-зисный управляющий Страховой агент | Мастер Автосервиса Физио-терапевт | Пластичес-кий хирург Косметолог Реставратор | Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог | Фитотерапевт Гомеопат Травник | Диетолог Косметолог Санитарный инспектор | Фармацевт Ортопед Протезист | Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант |
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) | Режиссёр Артист Музыкант | Программист Редактор Wеb- дизайнер | Менеджер по проектам Продюсер | Конструктор Дизайнер Художник | Художник Писатель Композитор | Дрессиров-щик Служитель цирка | Фито-дизайнер Озеленитель Флорист | Кондитер Овар Кулинар | Резчик по дереву Витражист Скульптор | Архитектор Мастер – цветовод Декоратор |
Производство (изготовление продукции) | Мастер производствен-ного обучения | Корректор Журналист Полиграфист | Экономист Бухгалтер Кассир | Станочник Аппаратчик Машинист | Ювелир График Керамист | Животновод Птицевод Рыбовод | Овощевод Цветовод Садовод | Технолог Калькулятор Повар | Швея Кузнец Столяр | Шахтёр Нефтяник Техник |
Конструирование (проектирование деталей и объектов) | Стилист Пластический хирург | Картограф Программист Web - мастер | Плановик Менеджер по проектам | Инженер – Конструктор Телемастер | Архитектор Дизайнер Режиссер | Генный инженер Виварщик селекционер | Селекционер Ландшафист Флорист | Инженер - технолог Кулинар | Модельер Закройщик Обувщик | Дизайнер ландшафта Инженер |
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) | Психолог Следователь Лаборант | Социолог Математик Аналитик | Аудитор Экономист Аналитик | Испытатель (техники) Хроно-метражист | Искусство-вед Кртик Журналист | Зоопсихолог Орнитоглог Ихтиолог | Биолог Отаник Микробиолог | Лаборант Дегустатор Санитарный врач | Эргономик Контролёр Лаборант | Биолог Метеоролог Агроном Геолог |
Защита (охрана от враждебных действий) | Милиционер Военный Адвокат | Арбитр Юрист Патентовед | Инкассатор Охранник Страховой агент | Пожарный Сапёр Инженер | Постанов-щик трюков | Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора | Эколог Микробиолог Миколог | Санитарный врач Лаборант Микробиолог | Сторож Инспектор | Охрана ресуров Инженер по ТБ |
Контроль (проверка и наблюдение) | Таможенник Прокурор табельщик | Корректор Системный программист | Ревизор Налоговый полицейский | Техник- Контролёр Обходчик ЖД | Выпускаю-щий редактор Консультант | Консультант Эксперт По экстерьеру | Селекционер Агроном Лаборант | Дегустатор Лаборант Санитарный врач | Оценщик Контролёр ОТК Приёмщик | Радиолог Почвовед Эксперт |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «МЕЛОДИЯ ВАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ»
(автор д-р Курпатов)
1. Посмотрите на пять фигур, выберите из них ту, которой вы можете сказать: «Это я!».
Если вы испытываете затруднения, выберите ту фигуру, которая первая привлекла вас. Отметьте её номером 1, Теперь пронумеруйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Итак, основной этап закончен. Какую бы вы фигуру не поместили на первое место – это ваша основная или субъективная форма. Она даёт возможность определить ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения.
Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые окрашивают вашу основную фигуру и мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас большие трудности.
Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит, тогда вас можно описать комбинацией из двух или трёх фигур.
КРАТКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФОРМ ЛИЧНОСТИ
КВАДРАТ – Если Вашей основной фигурой является квадрат, то Вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющие добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслужено слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если Вы выбрали для себя – Квадрат – фигуру линейную, то вероятнее всего, Вы относитесь к левополушарным мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в… Квадраты скорее всего вычисляют результат, чем догадываются о нём. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, потробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведённый порядок. Их идеал – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что квадраты могут стать хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешаю Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.
ТРЕУГОЛЬНИК – Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главное цели. Они – энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зелёный цвет и рисуют ёлку, кода просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются левополушарными мыслителям, способным глубоко быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ, ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы. Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всём! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности за других – делают Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели. Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижения высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество треугольной личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношениях моральных норм. Треугольники заставляют всё и всех вращаться вокруг себя… Может быть, без них жизнь потеряла бы всю остроту.
ПРЯМОУГОЛЬНИК – Эта фигура символизирует состояния изменения. Это временная форма личности, которую могут вносить остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определённые периоды жизни. Это – люди, неудовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определённого человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределённости в отношении себя на данный момент времени. Наиболее, характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода, они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чём-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклонятся от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается ещё одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающее к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, и смелость, в данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают всё новое. Правда, оборотной стороной всего этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость – поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - это всего лишь стадия. Она пройдёт!
КРУГ – Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность круга – люди. Круг – это самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги – лучшие коммуникаторы, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способность сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабее руководители и менеджеры в сфере бизнеса.
Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать твердую позицию и принимают непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Он любой ценой стремится его избежать, иногда в ущерб делу.
Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берёт над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находиться власть. В одном Круги проявляют завидную твёрдость – если дел касается вопросов или нарушения справедливости. Круг – нелинейная форма. и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к правополушарным мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее, поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательной форме, а мозаично, с прорывами, с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг прирождённый психолог. Однако часто он слабый организатор – ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.
ЗИГЗАГ - фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из этих фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный правополушарный мыслитель, инакомыслящий. Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только в большей степени, свойственны образность, интуитивность, мозаичность. Строгая и последовательная дедукция – это не ваш стиль. Мысль иногда делает отчаянные прыжки от «А» до «Я», поэтому многим «левополушарным » трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чём-то картину мира, позволяет строить цепочные, гармоничные концепции и образы, вдеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующем стилем мышления Зигзага является кинестетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вообще не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путём уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой это конфликт получает своё разрешение. Причём , используя своё природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают чёткие, вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы: в работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять своё основное назначение – генерировать новые идеи методы работы.
Зигзаг – идеалисты, отсюда берут начало их такие черты как непрактичность, наивность. Зигзаг – самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что наряду с их эксцентричностью, часто мешает проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
I . Мои профессиональные планы
1. Я хочу быть (запишите профессию) ___________________________________
2. Какое образование вы считаете необходимым и достаточным для получения этой профессии?
1) обучение на рабочем месте,
2) краткосрочные курсы,
3) среднее профессиональное образование (колледж, лицей),
4) высшее профессиональное образование (институт, университет).
3. Что повлияло на ваш выбор (не более 2-х вариантов):
1) высокая зарплата,
2) престиж профессии,
3) будет легко найти работу,
4) посоветовали родители и друзья,
5) мне это интересно.
4. Что вы знаете о своей будущей профессии?
1) предмет, содержание, условия труда,
2) профессионально важные качества,
3) где можно получить эту профессию,
4) спрос на профессию на рынке труда,
5) все перечисленное,
6) ничего из перечисленного.
II. Содержание будущей профессии
5. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-3 варианта):
1) человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники),
2) информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования),
3) финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты),
4) техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины),
5) искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.),
6) животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.),
7) изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)
8) природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.).
6. Выберите самые привлекательные для вас виды труда (1-2 варианта):
1) управление (руководство чьей-то деятельностью),
2) обслуживание (оказание различных услуг),
3) образование (воспитание, обучение, формирование личности),
4) производство (изготовление продукции),
5) конструирование (проектирование деталей и объектов),
6) исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо),
7) защита (охрана от болезней и враждебных действий),
8) контроль (проверка и наблюдение).
7. Выберите самые привлекательные для вас средства труда (1-4 варианта):
1) ручные,
2) механические,
3) автоматические,
4) компьютерные,
5) мышление,
6) голос, мимика, жесты,
7) физические возможности организма (сила, выносливость, координация),
8) органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
8. Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-4 варианта):
1) бытовой микроклимат (кабинет, класс, аудитория),
2) помещения с большим числом людей (залы, спортивные сооружения, музеи, вокзалы, аэропорт и т.д.),
3) разъезды и командировки,
4) открытый воздух,
5) экстремальные условия (работа с риском для здоровья и жизни),
6) работа на дому,
7) специально оборудованное помещение (мастерская, лаборатория, операционная),
8) повышенная ответственность (жизнь и здоровье людей).
III. Профиль обучения и отрасли экономики
9. Отметьте три самых любимых учебных предмета
10. Отметьте наиболее привлекательный для вас профиль обучения:
1) Физико-математический профиль,
2) Естественнонаучный профиль (физика-химия, биология-география),
3) Социально-экономический профиль,
4) Гуманитарный профиль,
5) Филологический профиль,
6) Информационно-технологический профиль,
7) Агро-технологический профиль,
8) Индустриально-технологический профиль,
9) Художественно-эстетический профиль,
10) Оборонно-спортивный профиль.
11. Отметьте 2-3 отрасли экономики, которые считаете наиболее важными для вашего региона
1) Сельское, лесное и рыбное хозяйство,
2) Добыча полезных ископаемых,
3) тяжелая промышленность,
4) легкая промышленность,
5) обрабатывающие производства,
6) производство и распределение электроэнергии, газа и воды,
7) разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы,
8) строительство,
9) торговля и общественное питание,
10) ремонт транспорта и бытовых изделий,
11) транспорт и связь,
12) финансовая деятельность,
13) операции с недвижимым имуществом, аренда,
14) государственное управление,
15) обеспечение правопорядка и военной безопасности,
16) социальное обеспечение и здравоохранение,
17) образование и наука,
18) IT-технологии, связь и телекоммуникации,
19) жилищно-коммунальное хозяйство,
20) средства массовой информации,
21) Культура и искусство,
22) Физическая культура, спорт и туризм.
12. Отметьте 2-3 отрасли экономики, в которых хотели бы работать после получения профессии
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(методика В. Б. Успенского)
Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.
Ход опроса
Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:
I: 1. 3. 6. 7. 8. 11. 12. 16. 17. 19. 20. 22. 23.
II: 2. 4. 5. 9. 10. 13. 15. 18. 21. 24.
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:
0–6 баллов – неготовность;
7–12 баллов – низкая готовность;
13–18 баллов – средняя готовность;
19–24 балла – высокая готовность.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по шахматам
по теме "Путешествие по Шахматной стране"
Цель: ознакомить с историей происхождения шахмат, с историей появления их в России, закрепить знания названий фигур, их игровых возможностей, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы, способствовать популяризации шахмат.
Оборудование: 2 шахматных набора, изображение шахматной доски и шахматных фигур, высказывания о шахматах знаменитых людей, 2 скакалки, 2 шарфа, ребусы, канат, 2 набора шахматного лото, памятные сувениры в виде шахматных фигур для награждения, костюм шахматного короля для ведущего.
Ход программы:
Ведущий (в костюме шахматного короля): - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю Вас в волшебную страну шахматного короля, где мы будем отгадывать загадки и играть в игры. Послушайте сначала рассказ о том, как появилась игра в шахматы.
2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое–нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.
А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.
В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики. Давайте прочитаем несколько вывешенных высказываний о шахматах: «Шахматы, этот чудесный дар Востока, не только являются благороднейшей и прекраснейшей из всех игр, но и способны доставить величайшее духовное наслаждение, будучи расположенными на стыке игры, искусства и науки» Зигберт Тарраш. «…Мы, военные, высоко ценим шахматы за то, что они дисциплинируют человека, способствуют воспитанию воли, развивают память, быстроту сообразительности, приучают логично мыслить…» Родион Малиновский, маршал СССР [1]. Что вы узнали из них?
- Посмотрите. Это изображение шахматной доски и фигур. Назовите, какие фигуры вы знаете. Молодцы. Одной из самых подвижных фигур является конь. Он, в отличии от других фигур, может перескакивать через препятствия.
1 конкурс «Скачки». Воспитанникам предлагается разделиться на 2 команды и построиться в колонну. Затем они делятся на пары. Одного человека в паре запрягают, используя скакалку, как коня, а второй человек в паре будет наездником, который держит в руках края скакалки. Так они по команде бегут до указанного места, разворачиваются и возвращаются к команде, где запрягают следующего игрока. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит передвижение всех пар.
2 конкурс «Ребусы». Каждой команде предлагаются ребусы, в которых зашифрованы названия шахматных фигур. Даётся 5 минут на их отгадывание. Побеждает команда, которая за 5 минут правильно отгадает ребусы (приложение 1).
3 конкурс «Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние.
В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».
4 конкурс «Самые внимательные». Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры, используя образец. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.
5 конкурс «Перетягивание каната». – Вы заметили, каких шахмат больше всего в игре? Верно, пешек. Это обыкновенные солдаты, которых даже фигурами не называют. Чтобы получить звание фигуры, пешка должна добраться до противоположного края доски. Тогда она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Хорошей защитой от противника является пешечная цепь. Это позиция, когда пешки выстраиваются в колонну по диагонали. Сейчас мы представим себя пешками, и каждая команда выстроится в колонну для перетягивания каната. Побеждает команда, которая перетянула канат на свою сторону.
6 конкурс «Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.
7 конкурс «Шахматное лото». Каждой команде предлагается набор шахматного лото. Под изображением каждой фигуры надо положить её название и подпись с направлением хода. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием (приложение 2).
Подведение итогов. Победители награждаются призами, участникам вручаются памятные сувениры.
Приложение 1 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».
Ребусы.
, ,
- КОРО (ВА) – ВА + СОЛЬ
- ЬЛДАЯ
- ПЕШКА
- КО (ШКА) + (ЛАДО) НЬ
- С,,, ОН
6.
Приложение 2 к сценарию внеклассного мероприятия «Путешествие в страну шахматного короля».
Шахматное лото.
Задание: к изображению каждой фигуры подберите правильное название и выберите направления её ходов.
Король | Ферзь |
Слон | Конь |
Ладья | Пешка |
Лошадь | Дама |
ходит по горизонтали и вертикали по прямой
ходит буквой г, перепрыгивает через фигуры
ходит в любом направлении, но только на одно поле
ходит только вперёд по прямой, а берёт фигуры по диагонали
ходит в любом направлении на любое расстояние
ходит по диагонали только белого или только чёрного цвета
Список литературы:
- Костров В.В., Давлетов Д.А.Шахматный учебник для детей и родителей.- В двух частях.-2 часть.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.-128 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отзыв учителя английского языка Красновой Е.А.
Краснодарский край, Темрюкский район, п.Прогресс, МБОУ ООШ №26
19 октября 2023 года, у нас прошло внеурочное Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства». Мы с учащимся 9 класса, изучили какие виды промышленности существуют и какие специалисты востребованы сегодня в этой сфере.
«Билет в будущее» ,способствует изучению и знакомству детей с новыми и интересными профессиями. В этом возрасте, часто меняется мировоззрение касаемо профессии .А участие в проекте дает им осознание правильного профессионального пути.
Я считаю, что «Билет в будущее» - это хороший проект, который помогает школьникам сделать важное решение в их жизни. Мне понравилась сама структура сайта. то классная возможность ещё раз обдумать, правильный ли выбор ты делаешь, выбирая будущее направление обучения.
На занятии мы узнали о развитии промышленности в нашей стране, познакомились с направлениями и статистикой о количестве задействованных в разных отраслях людей.
Предварительный просмотр:
Давыдова Ульяна, ученица 9 класса школы МБОУ ООШ №26 Темрюкский район пос. Прогресс
Я считаю, что проект «Билет в будущее»- это отличная возможность раскрыть себя и определиться с выбором будущей профессии. Больше всего мне понравилась профориентационные тесты, которые заставляли задуматься о себе, о профессиях известных и появляющихся. Я получила подробные рекомендации, которые пригодятся в выборе моей будущей профессии. Мне кажется, я уже знаю, с чем будет связана моя будущая жизнь после школы- и мне очень пригодятся рекомендации, которые я получаю.
Предварительный просмотр:
Отзыв учителя английского языка Красновой Евгении Артуровны, МБОУ ООШ №26 Темрюкский район пос. Прогресс
8 ноября 2023 года мы провели с учащимися Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий».
На этом занятии,мы обсудили профессии в области цифровых и информационных технологий. Узнали,что они помогают существенно улучшать различные области, например, медицину, образование и многие другие.
Ребята из 9 класса познакомились с разными видами программистов, обсудим видеоролики. В особенности им понравилась увлекательная игра «Будущее или реальность».
В рамках занятия ученики узнали, как много разных профессий существует в цифровых технологиях, как много всевозможных отраслей, где они востребованы и как это важно для выбора будущей профессии.
Спасибо за интересную информацию.
Предварительный просмотр:
Отзыв учителя английского языка Красновой Евгении Артуровны, МБОУ ООШ №26 Темрюкский район пос. Прогресс
16 ноября 2023 года у нас состоялась вторая часть Профориентационного занятия «Россия в деле».
На данном занятии,мы побеседовали о важности профессий в области медицины и генетики. Выяснили,какими качествами должны обладать люди, работающие в медицине и здравоохранении.
Во время занятия, просмотрели и обсудили видеоролики «Медицина»
и «Генетика», в котором Российские специалисты рассказали о применении генетических технологий в разных сферах жизни: медицине, сельском хозяйстве и рыбоводстве и о том, как им порой приходится идти, чтобы спасать жизни и проводить операции по длительному времени.
Учащимся все очень понравилось, они сформировали для себя правильное представление о представителях профессий, с которыми они познакомились.
Спасибо за интересную информацию.
Предварительный просмотр:
Отзыв учителя английского языка Красновой Евгении Артуровны, МБОУ ООШ №26 Темрюкский район пос. Прогресс
23 ноября 2023 года, было проведено занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела».
На данном уроке, мы с детьми обсудили изобретения и о тех, кто двигает прогрессом. На сколько облегченным стал труд людей с помощью сложных устройств и механизмов.
После просмотра видеороликов «Кто такие инженеры?»,
ребята поделились своими знаниями об этой профессии и о том, какие направления есть в инженерном деле. Проверили свои знания и интуицию при помощи игры «Будущее или реальность».В конце занятия,учащиеся убедились, что инженерное направление включает в себя огромное количество совершенно разных и очень интересных профессий.
Спасибо за интересную информацию.
Предварительный просмотр:
Давыдова Ульяна Николаевна, ученица 9 класса школы МБОУ ООШ №26 Темрюкский район пос. Прогресс
На тринадцатом профориентационном занятии «Пробую профессию в инженерной сфере» , мы познакомимся со специалистом инженерной сферы, имеющим отношение к космической отрасли.
При просмотре видеоролика «Выставка «Россия»: павильон «Космос» я открыла для себя много нового и интересного. В частности,мне понравилась капсула в которой находились космонавты. Смотря видео, Я как- будто тоже оказалась там .
Это урок дал нам возможность проверить все наши предположения, побольше узнать о работе инженера-испытателя космических аппаратов и попробовать свои силы в этой области.