Методическая копилка. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка.
В данном разделе представлена Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка, которую я использую на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 160.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 35
г. Челябинск
Статья по теме: «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка»
(2-11 классы)
Ефимова Инесса Евгеньевна
учитель английского языка
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
В этой связи всё более актуальными становятся поиски новых форм уроков, возникает необходимость из урока в урок использовать проблемные ситуации, диалоговые, игровые, задачные, проблемные технологии, а не преподносить материал как сумму фактов, не подвергшейся критической оценке.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них и позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Для выполнения этой задачи учитель должен отлично владеть технологией развития критического мышления через чтение и письмо, которая включает школьников в образовательный процесс.
Технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) необходимо использовать на уроках английского языка для развития метапредметных умений.
Структура урока с использованием технологии развития критического мышления:
Вызов – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знания учащихся; вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить.
Осмысление – часть урока, посвящённая новому материалу; получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.
Рефлексия – закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.
Остановимся на некоторых приёмах: приём «корзина идей» - приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске или на слайде в презентации - значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Например: на доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что обучающиеся будут делать на уроке.
- Совершенствовать произношение.
- Узнавать новую информацию.
- Тренировать грамматические навыки.
- Узнавать новые слова.
- Читать.
- Задавать вопросы;
- Отвечать на вопросы.
Интерактивная стратегия. Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.
Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
Знаем | Хотим узнать | Узнаем | |
|
Прием «Чтение с остановками».
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Данный прием содержит все стадии технологии:
1. Вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2. Осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3. Рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приёмом “Корзина идей”. Кластеры могут стать ведущим приёмом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Правила составления кластеров:
1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3 этап: осуществляется систематизация материала, собранного учащимися.
4 этап: по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
Кластер «Учим алфавит»
ABC
A
[b]
Кластер «Кто что умеет делать»
Прием «Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. |
На этапе рефлексии можно использовать синквейн. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И.Викентьева).
Структура синквейна
ССтрока | The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines | Это стихотворение, состоящее из пяти строк |
1 | one word title, a noun that tells what your poem is about; | заявляется тема или предмет (одно существительное); |
2 | two adjectives that describe what you're writing about; | дается описание предмета (два прилагательных или причастия); |
3 | three- ing participles that describe what your poem is about; | характеризуются действия предмета (3 глагола); |
4 | a phrase that tells more about what you're writing about; | приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; |
5 | a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about. | синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). |
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Например:
House - тема (имя существительное).
big, nice - описание темы двумя словами (прилагательные).
live, sleep, play - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
like to invite friends - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме.
building - одно слово, синоним темы.
Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю: давать уч-ся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть справленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что технология критического мышления имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.
Список использованной литературы
1. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.
2. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.
3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2.