Методическая копилка. Организация обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе с использованием игровых технологий.
В данном разделе представлен материал по теме: "Организация обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе с использованием игровых технологий."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе с использованием игровых технологий.
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем (фонема — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова). Буквы А, а, В, С, с, Е, е, Н, О, о, Р, р, Y, у, X, х имеют место и в том, и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы — совершенно новые.
Большую трудность вызывает чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед «r»; чтение сочетаний гласных ее, еа, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных с, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh. Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др..
В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Эталон в данном случае, представляет собой зрительно-моторно-слуховой комплекс, наделенный определенным значением. К тому же выбору в данном случае подлежат не только многочисленные по объему и нередко многозначные звуко-буквенные соответствия, но и многочисленные правила и исключения из них. Поэтому сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звуко-буквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что в конечном счете замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.
При обучении правилам чтения на уроках английского языка я использую авторскую методику раннего обучения иностранному языку Ижогиной Татьяны Ивановны, где с помощью увлекательных историй учащиеся знакомятся с жителями Буквляндии, изучают английский алфавит, узнают правила чтения и словообразования (см. Приложение «Буквляндия»).
Игра «Жители Буквляндии». Учитель знакомит детей с буквами, представляя их как жителей волшебной страны Буквляндии. И у каждого жителя – свой характер и неповторимая внешность. Например:
b – бяка, отворачивается от большой буквы - мамы
Сс – буква-хамелеон, звучит по-разному
d – добрая, всегда смотрит на маму
Hh – красавицы-тихони, всё время дуют на зеркальце, протирают его и любуются собой
Nn – упрямый мальчик No
Oo – семейство толстяков, всё время удивляются О-о-о?
Pp – братья-близнецы Peter и Paul
Qq – квака-задавака
Uu – невоспитанная, всегда и всем тыкает и показывает пальцем:You! You!
Ww – любопытная, всё время интересуется что, где и когда произошло: What? Where? When?
Xx – добрый мальчик, который любит кошек, говорит: "кс-кс-кс"!
Yy – почемучка, подружка W, спрашивает Why?
Положительные аспекты применения игрового метода на уроке английского языка.
В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управлении, науке и, без сомнения, в сфере образования.
Игровая деятельность, направленная на обучение чтению, применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся.
Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.
Примеры применения игрового метода при обучении технике чтения
Работая над темой педагогического опыта, я рассмотрела некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности.
Игры, направленные на изучение букв английского алфавита.
- «Найди букву/ Find the letter». Условие: выложить на столе английские буквы, а также некоторые буквы из русского алфавита. Один из учеников выходит к столу, учитель называет букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее, показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего кладет ее на место.
- «Лучшие/ The best». Условие: разбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.
- «Игра в мяч. A funny ball». Условия: учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.
- Игра «Телеграмма. Sending a telegram ». Ход игры: Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова. (Example: a –u –t –u –m –n i-s y-e-l-l-o-w.)
Игры, направленные на закрепление правил чтения.
- Игра « Альпинист. The climber» направленная на закрепление правил чтения, может использоваться в процессе ознакомления с новой лексикой. Достоинством данной игры является то, что она может проводиться на любом тексте. (Текст - это высокая гора. Каждое правильно прочитанное - это шаг к вершине. Победителем считается тот, кто дочитал весь текст без ошибок.)
- Игра «Мы читаем. We can read words». Учитель пишет на доске слова с определенной буквой, например, Аа: pan, can, tale, man, sat, bake, rake, mail, tap…и предлагает найти учащимся среди них те четыре, в которых буква А читается как [ei]. Выигрывает тот, кто быстрее выполнил задание.
Игры, направленные на развитие чтения, памяти, восприятия, закрепление лексики.
- Игра «Повторюшка». Упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память. Карлсон решил проверить у кого лучше память. В презентации на слайде написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно исчезает. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на слайде меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.
- Для полноценного умения читать очень важен высокий уровень языковой догадки, умения прогнозирования. Например: группа делится на две команды. Одной из них даются карточки (или на слайде) с первой половиной слова, а другой со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся записывают получившееся слово: (elephant, crocodile, monkey).
- Игра «Read the flash cards». Цель: заучить чтение часто употребляемых слов, читающихся не по правилам. Заранее заготовить карточки, например, TWO, TOO, DO, OTHER, ONE, DOES, DONE, SOME, COME и др. Учитель в темпе показывает карточки со словами, ученики читают сначала хором, затем по одному. Тот ученик, который ошибся, выбывает из игры. Карточки, которые были неправильно прочитаны, откладываются в сторону, а потом вновь прочитываются хором.
- Игра «Поэт» или «Подбери рифму». Учитель называет слово, а учащиеся – название цвета, рифмующееся я этим словом,
например:
T: Ted P: red
night white |
they grey |
town brown |
crack black |
seen green |
- Игра «Чехарда». Учитель: с полки упали слова и рассыпались по буквам. Давайте восстановим эти слова. Ученики индивидуально (в парах или группами) составляют и затем прочитывают вслух получившиеся слова.(summer, autumn)
Результативность использования игровой технологии.
Предлагаемые примеры заданий я использую на уроках английского языка в начальной школе, которые доказали свою эффективность, так как игры формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им.
Работая по УМК «Enjoy English» (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва) я разрабатываю ряд дополнительных упражнений с использованием игровой технологии, направленные на развитие работы с информацией, на формирование метапредметных умений (на сравнение, сопоставление, анализ и обобщение: найдите и прочитайте все предложения со словом «can», прочитайте названия животных, употребленные с неопределенным/ определенным артиклем. Так же: выбрать глаголы (обозначив их специальным символом ∆ - в рамках метапредмета «Знак»). Учащиеся учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются промыслить, то, что хотят сделать.). Игра «Лучший писатель класса» очень нравится детям начальной школы (учащимся предлагается придумать собственное окончание сказки).
Итак, можно сделать следующий вывод, что использование игровых методов:
1. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
2. Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.
3. Знания применяются практически.
4. Вносит разнообразие в учебный процесс.
5. Развивает творчество школьников.
6. Учит организовывать свою деятельность.