Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ об организации рабочей группы по реализации проектов | 373.24 КБ |
Проект "Кадровый потенциал". | 28.97 КБ |
Проект "Это русское раздолье- это Родина моя". | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к приказу заведующего
МАДОУ д/с «Дюймовочка»
от 01 августа 2022 года № 354 - (ОС)
Состав рабочей группы по разработке и реализации проектов, предусмотренных Программой развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»
№ п/п | ФИО | должность |
Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» | ||
Руководитель | Козак Наталья Валерьевна | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
Члены рабочей группы | Гуляева Екатерина Павловна | Воспитатель |
Горохова Ирина Владимировна | Воспитатель | |
Гисс Татьяна Леонтьевна | Воспитатель | |
Евстратова Елена Владимировна | Воспитатель | |
Завтур Наталья Михайловна | Воспитатель | |
Зиневич Ольга Андреевна | Воспитатель | |
Зыкова Флера Накиповна | Воспитатель | |
Илларионова Лилия Локмановна | Воспитатель | |
Кислицина Анастасия Евгеньевна | Воспитатель | |
Коробкина Галина Ивановна | Воспитатель | |
Терентьева Яна Александровна | Воспитатель | |
Соколовская Жанна Михайловна | Воспитатель | |
Мелешко Марина Михайловна | Воспитатель | |
Проект «Кадровый потенциал» | ||
Руководитель | Семенова Светлана Анатольевна | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
Члены рабочей группы | Неволина Валентина Александровна | Педагог-психолог |
Губина Евгения Ивановна | Учитель-логопед | |
Яровая Татьяна Александровна | Учитель-логопед | |
Кривоногова Ольга Васильевна | Музыкальный руководитель | |
Егорова Наталья Александровна | Инструктор по физической культуре | |
Каргапольцева Елена Николаевна | Воспитатель | |
Овчинникова Ольга Владимировна | Воспитатель | |
Терентьева Ольга Федоровна | Инструктор по физической культуре | |
Захарова Елена Сергеевна | Музыкальный руководитель | |
Коврижных Анна Анатольевна | Инструктор по физической культуре | |
Проект «Детский сад и семья – территория сотрудничества» | ||
Руководитель | Мезенина Ирина Викторовна | Старший воспитатель |
Члены рабочей группы | Толкунова Светлана Викторовна | Воспитатель |
Фатыхова Гульназ Даниловна | Воспитатель | |
Завтур Наталья Михайловна | Воспитатель | |
Кузнецова Ирина Павловна | Воспитатель | |
Кулакова Юлия Юрьевна | Воспитатель | |
Рашидова Ульвия Акиф Кызы | Воспитатель | |
Садыкова Линара Ириковна | Воспитатель | |
Александрова Елена Евгеньевна | Воспитатель | |
Манжелевская Наталья Геннадьевна | Воспитатель | |
Лизунова Ольга Владимировна | Воспитатель | |
Широкова Ирина Викторовна | Воспитатель |
Приложение 2
к приказу заведующего
МАДОУ д/с «Дюймовочка»
от 01 августа 2022 года № - (ОС)
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
1. Патриотическое воспитание дошкольников | |||
1.1. | Заседание 1. рабочей группы по составлению плана мероприятий на учебный год | 10.09.2022г. | Козак Н.В., зам зав. по ВМР |
1.2. | Реализация проектов по патриотическому воспитанию | в течение года | Воспитатели |
1.3. | Проведение мероприятий проектов | в течение учебного года | Воспитатели |
1.4. | Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта | 25.05.2023г. | Козак Н.В. |
2. Кадровый потенциал | |||
2.1. | Заседание 1 рабочей группы по разработке системы повышения компетентности педагогических работников | 10.09.2022г. | Семенова С.А. зам. зав. по ВМР |
2.2. | Корректировка содержания индивидуальных планов передового педагогического опыта | в течение года | Члены рабочей группы |
2.3. | Организация обучения в школе молодого воспитателя (консультации, семинары, тренинги и др.) | в течение года | члены рабочей группы |
2.4. | Организация обучения работе с детьми с ОВЗ | в течение года | Неволина В.А., педагог-психолог Семенова С.А., зам. зав. по ВМР |
2.5. | Работа консультационного пункта для родителей детей, не посещающих ДОО | в течение учебного года | члены рабочей группы |
2.6. | Организация работы «Методическая копилка» | в течение года | Семенова С.А., зам. зав. по ВМР |
2.7. | Подготовка участников конкурсов «Педагог года», «Педагогический марафон» | в течение года | Семенова С.А., зам. зав. по ВМР, члены рабочей группы |
2.8. | Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта | 25.05.2023г. | Семенова С.А. |
3. «Детский сад и семья – территория сотрудничества» | |||
3.1. | Заседание 1 рабочей группы по разработке плана мероприятий на учебный год | 10.09.2022г. | Мезенина И.В., старший воспитатель |
3.2. | Обучение педагогов и специалистов новым методам и средствам общения с родителями (законными представителями) | в течение учебного года | Мезенина И.В., старший воспитатель |
3.3. | Участие педагогов и воспитанников МАДОУ в районных, городских мероприятиях: привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к участию в фестивалях, выставках, конкурсах | в течение года | Воспитатели |
3.4. | Организация совместных мероприятий с родителями: клубы по интересам, творческие гостиные, конкурсы, мастерские | в течение года | Воспитатели |
3.5. | Функционирование информационного ресурса для оснащения деятельности МАДОУ | в течение учебного года | Воспитатели |
Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта | 25.05.2023г. | Мезенина И.В., старший воспитатель |
Лист ознакомления работников с приказом
от 01 августа 2022 года № - (ОС)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество работника | Должность | Подпись работника | Дата ознакомления |
1. | Александрова Елена Евгеньена | воспитатель | ||
2. | Гисс Татьяна Леонтьевна | воспитатель | ||
3. | Горохова Ирина Владимировна | воспитатель | ||
4. | Губина Евгения Ивановна | учитель-логопед | ||
5. | Гуляева Екатерина Павловна | воспитатель | ||
6. | Евстратова Елена Владимировна | воспитатель | ||
7. | Егорова Наталья Александровна | инструктор по физической культуре | ||
8. | Завтур Наталья Михайловна | воспитатель | ||
9. | Захарова Елена Сергеевна | музыкальный руководитель | ||
10. | Кислицина Анастасия Евгеньевна | воспитатель | ||
11. | Зиневич Ольга Владимировна | воспитатель | ||
12. | Зыкова Флера Накиповна | воспитатель | ||
13. | Илларионова Лилия Локмановна | воспитатель | ||
14. | Каргапольцева Елена Николаевна | воспитатель | ||
15. | Коврижных Анна Анатольевна | инструктор по физической культуре | ||
16. | Козак Наталья Валерьевна | зам.зав. по ВМР | ||
17. | Коробкина Галина Ивановна | воспитатель | ||
18. | Кривоногова Ольга Васильевна | музыкальный руководитель | ||
19. | Кулакова Юлия Юрьевна | воспитатель | ||
20. | Кузнецова Ирина Павловна | воспитатель | ||
21. | Лацик Надежда Мироновна | воспитатель | ||
22. | Манжелевская Наталья Геннадьевна | воспитатель | ||
23. | Мезенина Ирина Викторовна | старший воспитатель | ||
24. | Мелешко Марина Михайловна | воспитатель | ||
25. | Неволина Валентина Александровна | педагог-психолог | ||
26. | Никитина Ольга Владимировна | воспитатель | ||
27. | Овчинникова Ольга Владимировна | воспитатель | ||
28. | Зиннатуллина Фания Зайнуловна | воспитатель | ||
29. | Рашидова Ульвия Акиф кызы | воспитатель | ||
30. | Семенова Светлана Анатольевна | зам.зав. по ВМР | ||
31. | Соколовская Жанна Михайловна | воспитатель | ||
32. | Терентьева Ольга Федоровна | инструктор по ФИЗО | ||
33. | Терентьева Яна Александровна | воспитатель | ||
34. | Толкунова Светлана Викторовна | воспитатель | ||
35 | Фатыхова Гульназ Даниловна | воспитатель | ||
36. | Шлемова Анжелика Викторовна | воспитатель | ||
37. | Широкова Ирина Викторовна | воспитатель | ||
38. | Яровая Татьяна Александровна | учитель-логопед |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Проект
«Кадровый потенциал»
Автор-составитель:
Семенова С.А., зам. зав. по ВМР
г. Советский,
Сентябрь 2022г.
Пояснительная записка
Проект определяет стратегию приоритетного развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» и пути ее реализации на 2022-2025 годы, в нем отражены приоритеты федеральной, региональной, муниципальной политики в сфере образования: обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями;
В проекте представлены основные концептуальные положения функционирования дошкольного образовательного учреждения как системы, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.
В основе организации учебного процесса в МАДОУ д/с «Дюймовочка» лежит взаимодействие всех участников образовательных отношений. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги.
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей в соответствии с требованиями образовательных программ.
Образовательный процесс осуществляется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» на 2021-2022 учебный год, разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей 4-7(8) лет с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» на 2021-2022 учебный год, разработанной с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор: Н.В. Нищева. Обе программы дополняются материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.
Актуальность
Социальный заказ мы понимаем, как спрогнозированный комплекс общих требований общества к качеству дошкольного образования.
Изучая социальные ожидания в отношении дошкольного образования, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей дошкольной образовательной организации.
Это:
- государство;
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
- педагогическое сообщество.
С точки зрения государства, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО), «…главными результатами дошкольного образования должно стать создание благоприятных условий для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Это означает, что, в дошкольной образовательной организации образовательная деятельность проектируется с учетом состояния здоровья детей, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Концепция модернизации дошкольного образования в качестве приоритетного, определяет направление оптимизации дошкольного образования: обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями.
Анализ показывает, что данное направление является актуальным и востребованным педагогами дошкольной образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанников. Они видят дошкольную образовательную организацию как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для развития всех субъектов образовательного процесса.
Родители (законные представители) воспитанников хотят, чтобы дошкольная образовательная организация обеспечила возможность получения ребенком качественного дошкольного образования и качественную подготовку к школьному обучению, а также создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей ребенка.
Педагоги ожидают:
- создание в дошкольной образовательной организации комфортных психолого-педагогических условий для осуществления профессиональной деятельности;
- предоставление возможности для непрерывного повышения профессиональной компетентности по развивающим технологиям обучения;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Цель: Обеспечение возможностями для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями.
Задачи:
1. Создать условия для непрерывного развития потенциала педагогических кадров, обеспечивающих изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
2. Организовать педагогов МАДОУ для участия в педагогических конкурсах и проектах в контексте идей программы развития с целью позиционирования лучшего опыта перед педагогическим сообществом детского сада, с последующим выходом на муниципальный уровень.
3. Создание «Методической копилки» для педагогов с целью популяризации прикладного и инженерного творчества.
Механизмом реализации проекта
- научно-методическое и организационное сопровождение реализации проекта будет осуществляться рабочей группой, созданной из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников;
- разработанная концепция будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годового плана;
- организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проекта;
- подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете.
Проект включает мероприятия, направленные на достижение стратегических результатов развития образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта
Проектировочный этап (январь-август 2022г.):
- изучение и анализ Указа Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- разработка проекта и определение показателей эффективности реализации программы в рамках ее мониторинга;
- разработка системы мониторинга реализации проекта;
Основной этап (2022 – 2024г.г.):
- реализация проекта;
- научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации проекта;
- осуществление системы мониторинга реализации Проекта,
- текущий анализ промежуточных результатов.
Обобщающий этап (2024-2025г.):
- итоговая диагностика реализации основных мероприятий;
- анализ итоговых результатов мониторинга реализации проекта;
- обобщение позитивного опыта осуществления мероприятий проекта;
- определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития общеобразовательного учреждения.
Содержание проекта
План мероприятий проекта на 2022-2023 учебный год
№ | Мероприятия проекта | Этапы, сроки их выполнения | Сведения об источниках привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации проекта | |
Источники финансирования, объем | Участники реализации проекта | |||
1 | Изучение качества профессиональной деятельности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога дошкольного образования | 2022-2023 | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. | |
2 | Определение личных потребностей педагогов в направлении повышения квалификации | 2022-2023 | Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. |
3 | Повышение квалификации по внедрению современных образовательных технологий | 2022-2025 | Субвенции, бюджетное финансирование | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. |
4 | Организация обучения в школе молодого воспитателя по программе «Дорога к мастерству» | 2022-2025 | Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования | Старший воспитатель Мезенина И.В. |
5 | Организация обучения работе с детьми с ОВЗ, составление индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождение развития воспитанников | 2022-2025 | Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. |
6 | Организация работы «Методической копилки» | 2022-2025 | Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. старший воспитатель, Мезенина И.В. |
7 | Организация сопровождения педагогов – участников профессиональных конкурсов | 2022-2025 | Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А., педагог-психолог Неволина В.А. |
8 | Создание условий для включения педагогов МАДОУ в образовательное пространство: образовательные интернет-сайты, персональные сайты педагогов и т.п. | 2022-2025 | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А., старший воспитатель Мезенина И.В. | |
9 | Организация тренингов и семинаров-практикумов: «Искусство самопрезентации», «Учимся искусству дискуссии», «Как научиться красиво и убедительно говорить» | 2022-2025 | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. старший воспитатель Мезенина И.В. | |
10 | Представление и награждение лучших педагогических работников МАДОУ муниципальными наградами | 2022-2025 | Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А. |
Ожидаемый результат:
1. Возрастет самооценка эффективности деятельности до 96%.
2. Доля педагогических работников, владеющих современными образовательными технологиями, составит 100%
3. Будет проведена серия обучающих семинаров для молодых воспитателей
4. Охват индивидуальным сопровождением детей с ОВЗ составит 100%.
5. Будет создан электронный ресурс методических и дидактических материалов для использования в воспитательно-образовательном процессе
6. Участие в распространении передового опыта, создание брошюр, в профессиональных конкурсах примут 100% педагогов.
7. Доля педагогов, имеющих свой персональный сайт, составит 100%.
Финансовое обеспечение Проекта
23 | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель Программы | Источники финансирования | Финансовые затраты на реализацию Программы (тыс. руб.) | ||||
всего | в том числе | |||||||
2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Цель: повышение к 2025 году качества дошкольного образования за счет обеспечения возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями | ||||||||
Обеспечить возможность для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями. | ||||||||
1.1. | Создание условий для непрерывного развития потенциала педагогических кадров, обеспечивающих изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. | Зам.зав. по ВМР Семенова С.А. | субвенции | 30 000 | 10 000 | 8 000 | 7 000 | 5 000 |
1.2. | Организация педагогов МАДОУ для участия в педагогических конкурсах и проектах в контексте идей программы развития с целью позиционирования лучшего опыта перед педагогическим сообществом детского сада, с последующим выходом на муниципальный уровень. | Зам.зав. по ВМР Семенова С.А. | без финансирования | |||||
1.3. | Создание «Методической копилки» для педагогов с целью популяризации прикладного и инженерного творчества. | без финансирования | ||||||
Итого по задаче 2 | 30 000 | 10 000 | 8 000 | 7 000 | 5 000 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
"Это русское раздолье – это Родина моя"
Подготовили члены творческой группы:
Фатыхова Г.Д., воспитатель
Байбородова Е.Ю., музыкальный руководитель
Губина Е.И., учитель-логопед
Каргапольцева Е.Н., воспитатель по изобразительной деятельности
Терентьева О.Ф., инструктор по физической культуре
Завтур Н.М., воспитатель по ИКТ
Неволина В.А., педагог-психолог
г. Советский
Паспорт проекта:
Проект «Это русское раздолье – это Родина моя» реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Дюймовочка» в рамках сетевого взаимодействия с Уральским государственным педагогическим университетом. Данный проект рассчитан на три месяца (январь, февраль, март). Участниками проекта являются дети старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.
Пояснительная записка
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
Актуальность
Значимость разработки и внедрения в практику инновационных проектов, подчеркивающих региональную специфику, определена современными запросами, связанными как с социально-культурной парадигмой развития российского сообщества, так и со стратегическими направлениями развития системы образования, зафиксированных в федеральных документах. Так, в ФГОС ДО рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
Творческая группа нашего детского сад разработала проект « Это русское раздолье – это Родина моя», потому что наш город Советский - часть великой и огромной страны Россия.
Нас окружают представители разных национальностей: мы ежедневно общаемся,
вместе работаем, учимся, дружим. Мы рассказываем детям о том, что каждый народ имеет свои традиции, обычаи, материальные, духовные и культурные ценности,
сформированные в течение многих тысячелетий. Каждая нация гордится достижениями своего народа, великими представителями своей страны и вкладом в совместное дело и общие победы.
Наш проект предполагает знакомство с историей русского народа, начиная с простого - знакомства с фольклором, и, прежде всего, со сказкой. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В рамках нашего проекта дети также знакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.
Творческая группа нашего проекта, считает, что его результатом станет: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, которое должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.
Цель проекта: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
- Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
- Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
- Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Этапы реализации проекта
№ этапа | Цель | Мероприятия |
1 этап Информационно-аналитический | Сбор информации, формирование базы данных. | Обсуждение основных идей деятельности творческой группы, Определение направлений, задач и содержания инновационной деятельности Распределение направлений работы над проектом |
2 этап Содержательный | Знакомство с русским фольклором. Формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального). | Беседы. Православные-фольклорные праздники. Интегрированные занятия. Разучивание русских народных игр: |
Знакомство с историей возникновения вещей и утвари. Знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину. | Беседы. Развлечения. Народные игры. Интегрированные занятия. | |
Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков. | Беседы. Развлечения. Семейные праздники. Создание в группах «Уголок ряженья в русском народном стиле» | |
Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашем городе. Приобщение детей к культуре разных народов нашего города. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени. | Беседы. Развлечения. Народные игры. Конкурсы. Занятия. Театрализованная деятельность. | |
3 этап Заключительный | Обсуждение результатов реализации проекта. Оформление методических материалов и их презентация. Подготовка к публикации материалов деятельности ДОУ по проекту. Проведение итогового мероприятия, демонстрирующего новые формы и методы осуществления совместной деятельности участниками образовательных отношений. | Презентация проекта, оформление выставки методических и дидактических пособий. |
Содержание работы:
Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встреча с интересными людьми.
План мероприятий
1 этап. Знакомство с русским фольклором.
Целью знакомства детей с русским фольклором является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).
Задачи. знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.)
Беседы.
1. «Осень, осень в сени просим».
Цель: познакомить детей с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через историю.
2. «Ты моя коса – русская краса».
Цель: познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетении кос в старину, воспитывать интерес к истории нашего народа.
3. «Колыбельные песни»
Цель: знакомить детей с колыбельными песнями, объясняя назначение и особенности колыбельных песен; разучивание текста песен, учить петь ласково и протяжно
4. «На окошке два цветочка…»
Цель: знакомить детей с частушками, запевками, прибаутками, как особым жанром русского фольклора.
5. «Копилка сказок»
Цель: познакомить детей с величайшем богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки.
Православные-фольклорные праздники: «Широкая масленица», «Покров», «Веснянка», «Рождественские святки», «Пасхальные перезвоны», «Троица»
Цели:
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
- Расширять представления детей о жизни в старину.
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
- Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
- Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
- Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
Интегрированные занятия.
1. «В гости к Бабушке-Забавушке»
Образовательные области:
Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- Развитие двигательной активности детей;
- Расширение кругозора детей в образовательной области художественно-эстетическое развитие.
- Развитие игровой деятельности
- Развитие связной речи, творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости; воспитание интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
2. «Народные чудеса»
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
- Формировать представление о народном творчестве.
- Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;
- Закрепить знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;
- Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;
- Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;
- Развивать двигательную активность;
- Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.
3. «Чудесный сундучок»
Цель:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, изучение произведений русского фольклора).
Использование жанров речевого фольклора на любом занятии активизирует интерес к занятию, позволяет создать игровую обстановку, развивает память и речь детей и позволяет сформировать у них элементарные представления о народном быте.
Разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Петух», «Веселые ребята», «Горелки», «Зайка», «Бабка Ёжка», «Воробушки», «Мороз-Красный нос», «Лягушки в болоте», «Курочка-хохлатка».
2 этап Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.
Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.
Задачи:
- расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
- способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;
- закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др, их истории, назначении предметов, их названия;
- знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;
- знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.
- Воспитывать эстетическую отзывчивость.
Беседы.
«Славься, Россия, чудо-мастерами»
Цель: расширение представлений детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др. Привить любовь и интерес к русской старине.
«Русская изба»
Цель: Знакомство детей с бытом и нравами русского народа
«Лапти мои – лапти лыковые».
Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением.
«Печка – каменное сердечко».
Цель: закрепить знания детей о русской печке, рассмотреть ее строение и внешний вид.
«Прялочка - выручалочка».
Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном.
«Дудочка - погудочка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – дудочкой.
«Эх, балалайка».
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.
«Игрушечных дел мастера»
Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой.
Развлечения.
«Как у нас на Руси веселились от души».
Задачи:
- Формировать представление о том, как играли дети на Руси.
- Познакомить с народными играми.
- Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к национальной культуре.
«Украшение пряника».
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к искусству;
- познакомить с народными художественными традициями;
- учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
- закреплять навыки аккуратного рисования красками; формировать умение использовать тычок для создания узора.
«Русская ярмарка»
Цели и задачи:
- Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
- Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.
Русский сувенир «Чайный сервиз»
Цель: закрепить цикл занятий, посвящённых ознакомлению детей с народно-прикладным искусством (хохлома, дымка, гжель)
Народные игры: «Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».
Интегрированные занятия.
«Как жили люди на Руси»
Программное содержание:
- расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани (показать опытным путем, что ткань имеет свойство окрашиваться в разные цвета), как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.
- дать представление о характере русского человека.
- развивать речевую активность посредством русского народного фольклора.
- способствовать развитию дружеских отношений между детьми.
- обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
«Как жили в старину».
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе ознакомления с предметами и бытом старины.
Задачи:
Воспитательные:
- Формировать элементарные представления об изменении быта на примере истории предметов обихода.
- Прививать интерес к истории и традициям русского народа.
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с дидактическими играми , направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.
- Обсуждать с детьми информацию о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Развивающие:
- Дать элементарные представления о жизни в городе и сельской местности с опорой на опыт детей.
- Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением.
3 этап Знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Цель. Формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Беседы.
Цель: приобщение к русской культуре, ее традициям и обрядам, воспитание бережного отношения к семейным традициям.
- «Песни, хороводы наших бабушек»;
- «Народные игры забавы»;
- «Загляните в семейный альбом»;
Развлечения:
- Семейный праздник «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»
Цель: Укрепить взаимодействие между семьей и ДОУ, используя разнообразные формы работы.
Задачи:
1. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных и семейных праздников, традиций.
2. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.
3. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.
- «Поверья русского народа»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.
- Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
- Вызвать интерес к культуре русского народа.
- «В гостях у бабушки Варварушки».
Цель: создать радостную атмосферу праздника.
Задачи:
- познакомить детей с осенними посиделками, с русским обычаем делать заготовки на зиму, а после работы отдыхать развлекаться.
- приобщать к русским народным обычаям и традициям.
- воспитывать навыки гостеприимства, любовь и уважительное отношение к людям, интерес к русскому фольклору.
Создание в группах «Уголок ряженья в русском народном стиле»
4 этап Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашей стране.
Цель. Приобщение детей к культуре разных народов нашей страны. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.
Задачи.
- Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье.
- Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей
- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
Беседы.
- «Наша страна».
- «Что значит дружить».
- Серия бесед: «Приглашаем в путешествие».
Задачи
- формировать интерес к национальностям, проживающим в нашей стране;
- воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям жителей того или иного края;
- развивать интерес к художественной литературе народов, населяющую нашу страну;
- формировать эстетическое отношение к окружающей природе того или иного края нашей страны;
- развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.
Развлечения.
- «Я, ты, он, она вместе дружная семья».
Задачи:
- познакомить детей с национальными костюмами разных народов,
- приобщать детей к истокам народной культуры,
- объяснить, как важно жить в мире.
- воспитывать чувство уважения друг к друг.
- формировать интерес к народной музыке,
- расширить представления о людях разных национальностей.
- «Путешествие с друзьями».
Цель:
Обобщение, систематизация информации о доброте, милосердии, взаимопонимании.
Формирование чувства уважения к другим людям.
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
2. Развивать творческий потенциал детей.
3. Воспитывать любовь и уважение к людям, умение общаться и жить в социуме.
4. Обобщать понятие «Мы все разные, но мы вместе! »
5. Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и знания, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Народные игры.
- Башкирские «Юрта», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Липкие пеньки», « Стрелок».
- Удмуртские: «Серый зайка», «Игра с платочком», « Догонялки», « Охота на лося», « Водяной».
- Чувашские: «Кого вам?», «Хищник в море», « Рыбки», « Луна или солнце», « Расходитесь!», « Летучая мышь».
- Татарские: «Тюбетейка», «Серый волк», «Продаем горшки», «Скок-перескок», «Хлопушки», «Займи место», «Ловишки», «Жмурки», «Перехватчики», «Тимербай», «Лисички и курочки», «Кто дальше бросит?», «Мяч по кругу», «Спутанные кони».
- Осетинские: «Осетинские салки» «Барсы в пещерах», «Джигиты соревнуются», «Водопад и ветер», «Волк и ягнята», «Лягушки», «Тохси»
Занятия
- «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре народов нашей страны средствами дидактической игры.
- «Путешествие по России»
Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.
- «Народы России, их язык, обычаи, традиции».
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.
- Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
- Развивать внимание, мышление.
Театрализованная деятельность:
- Инсценирование чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»
- Театрализованное представление «Нас много на шаре земном»
Цель: - формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям средствами музыкальной деятельности.
Задачи: - познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, учить детей понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого. Воспитание и развитие детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной, танцевальной, театральной деятельности; - воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умению радоваться успехам других;
Работа с родителями
Консультации для родителей на темы:
- «Фольклор в воспитание детей».
- «Приобщаем детей к народным традициям»
- «Народные праздники»
- «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
- «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
- «Коляда, коляда, отворяй ворота»
- «Сказки, рассказанные на ночь»
- «Колыбельная для малышей»
- «Игры, хороводы наших бабушек»
- «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»,
Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках:
- «Моя семья»;
- «Наши имена»;
- «Кем я могу гордиться в моей семье»;
- «Моя родословная»;
- «Семейные праздники и традиции»;
- «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
- «Откуда произошла моя фамилия?»;
- «Герб моей семьи».
- Сбор семейных реликвий.
- Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».
Конкурсы
- «Секреты семейных подарков»,
- «Любимое блюдо моей семьи»,
- «Моя родословная»,
- «Колобок на новый лад»,
- «Лучшая частушка о детском саде».
- «Куклы в национальных костюмах».
- «Детские рисунки к Дню толерантности».
- «Ниточки и тряпочки» (на лучшую нитяную или тряпичную игрушку).
- «Папа наш мастеровой» (резьба по дереву, изготовление деревянных игрушек),
Выставки
- «Лавка чудес»,
- «Бабушкин сундук»,
- «Наши мамы рукодельницы».
Анкетирование
«Народное искусство в жизни нашей семьи».
Мастер-классы
«Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»,
«Веселая мастерская» - изготовление нитяных игрушек,
«Лоскуток» - лоскутное шитье.
Родительские собрания «В каждой семье свои традиции»
Круглый стол: «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»
Задачи:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;
3. Повышение педагогической культуры родителей;
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Ресурсы:
Совокупность условий, которые дают возможность реализовать задачи проекта: организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база проекта, то есть все необходимые средства для реализации проекта.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути решения |
Экскурсии за пределы ДОО | Организация виртуальных экскурсий Передвижные выставки экспонатов |
Общение со взрослыми | Встречи с интересными людьми Привлечение социальных партнеров, родителей |
Финансовые затруднения | Сбор экспонатов прошлого силами родителей Изготовление атрибутов |
Слабая компетентность педагогов | Повышение квалификации, оказание методической помощи педагогам |
Мониторинг
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы над проектом (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Повышение кадрового потенциала педагогов ДОУ.
3. Соответствие условий обучения дошкольников ФГОС ДО.
4. Информированность родителей о реализации проекта.
5. Пополнение и улучшение материально-технической базы групп на основе сравнения МТБ на начало и конец учебного года.
6. Отсроченный результат: успешность воспитанника подготовительной группы в начальной школе.
Выводы:
В результате реализации проекта дети познакомились с предметами русского быта и их назначением, имеют представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах, познакомились с материалами, орудиями и результатами труда мастеров, с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
У детей развился устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству, сформированы навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Перспективы на будущее
Создать:
Иллюстрированную книгу летописи «Династии»;
Альбомы: «Герб моей семьи», «Национальные костюмы»
Организовать:
Фотовыставку, ярмарку национальной культуры.
Транслировать опыт:
На уровне дошкольных образовательных организаций
В сети интернет
Публикации в журналах «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч»
Публикация статей в газете «Первая Советская»
Литература:
1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2005.
2. Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.
3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.
4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.
5. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.
6. Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.
7. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.