ППО
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога
Неволиной Валентины Александровны
(ФИО педагога полностью)
По теме: «Эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи».
г. Советский
2021 г.
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи»
Неволина Валентина Александровна
(Ф.И.О. педагога)
педагог - психолог
(специальность)
высшее
(образование)
28 лет
(стаж педагогической работы)
высшая
(квалификационная категория)
1.«Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 ч. г. Екатеринбург, 20.01.2021 г.;
2.«Педагог - психолог в системе образования: организация и проведение психолого - педагогической работы в образовательных организациях»,72 ч., г. Екатеринбург, 17.03.2021 г.
3. «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», 05.09.2019г.(72 ч.).
4.Онлайн- курсы «Работа с интерактивной песочницей в условиях реализации ФГОС», 16 часов.
(курсы повышения квалификации)
01.09.2018 г.
(дата начала работы над темой)
31.05.2023 г.
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи».
Цель: Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие с семьями воспитанников.
Для решения этой цели решались следующие задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
- Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
2018-2019 | Выявление проблем | Наблюдения Беседы Опрос Анкетирование. |
2019-2020 | Изучение материалов по выявленным проблемам | Изучение учебно-методической литературы Участие в вебинарах Изучение опыта педагогов по заявленной проблеме. |
2020-2021 | Обобщение материалов по выявленным проблемам | Определение темы Разработка конспектов, методических разработок, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций и других мероприятий. |
2021-2022 | Внедрение | Проведение открытых мероприятий Проектная деятельность. |
2022-2023 | Распространение опыта. | Представление опыта на педагогическом совете, РМО педагогов - психологов ДОУ, размещение опыта на сайте социальной сети педагогов Югры «Школлеги», на сайте социальной сети педагогов nsportal.ru, публикация в средствах массовой информации. |
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2018-2019 г. | Выявление проблем. | Выявление проблемы и обозначение темы самообразования. Для выявления проблемы использование диагностики родителей и педагогов: «Определение эффективности используемых форм взаимодействия с родителями», наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и педагогами. Анализ участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ. |
Вывод:
Детский сад и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В ДОО ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от семейного окружения. Для этого необходимо организовать взаимодействие с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОО, вооружить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения.
Однако, посещая родительские собрания разных возрастных групп, часто отмечала, их низкую посещаемость родителями (законными представителями). В чем же причина нежелания родителей посещать родительские собрания
Из своих наблюдений, анкетирования, проведенного среди родителей (законных представителей) я сделала вывод, что одной из причин низкой посещаемости родительских собраний является лекционный характер его проведения. Поэтому мероприятия проходят скучно, неинтересно и малоэффективно.
В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений, вовлечения родителей в жизнь ДОО.
На следующий учебный год запланировала изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2019-2020 г | Изучение материалов по выявленным проблемам Участие в вебинарах, раскрывающих вопросы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов по заявленной проблеме. Посещение электронных библиотек и других ресурсов. Посещение семинаров-практикумов и других мероприятий, проводимых в городе (РМО). | Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.) СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Изучение теоретических аспектов по данной теме. Изучение методик: Антипина, Г. А. « Новые формы работы с родителями в современном ДОУ», Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка», Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей», «Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ», А. В. Козлова «Работа ДОУ с семьёй», Хухлаева О. «Активные формы групповой работы с родителями». |
Вывод: В течение учебного года изучила теоретические аспекты по теме самообразования. Изученила методики Антипиной, Г. А. « Новые формы работы с родителями в современном ДОУ», Антонов0й Т, Волковой Е., Мишиной Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка», Арнаутовой Е.П. «Планируем работу с семьей», Богославец Л.Г., Давыдовой О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ», А. В. Козловой «Работа ДОУ с семьёй», Хухлаевой О. «Активные формы групповой работы с родителями».
Участвовала сама в конкурсах и обеспечила участие в конкурсах детей:
1.Всероссийский конкурс «Непослушание детей и его возможные причины», 1 место.
2.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация «Мое лучшее занятие», 1 место.
3.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Из опыта работы», название «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей, как условие социально - педагогической поддержки семьи»(1 место).
4. Муниципальный конкурс «Лучшая дидактическая игра», 1 место.
5.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Мое лучшее занятие», название работы: Коррекционно - развивающее занятие «Лесная школа»(1 место).
6.Всероссийский «Маленький эрудит» (Ушенко Владислав), 1место; «Юные дарования»
(Зобнина Женя), 1 место.
7. Окружные «Юный грамотей» (Манаков Макар), 1 место.
8.«Юные дарования» (Майер Владимир), 1 место.
9.Онлайн - олимпиада «Проверка логики»- вопросы для умных детей» (Михеева Василина), 1 место.
10.Районный конкурс. Муниципальный интеллектуальный конкурс «Умники и умницы», среди детей старшего дошкольного возраста образовательных учреждений Советского района, реализующих программы Советского района, 2 место.
В результате изучения методической литературы пополнила и конкретизировала свои знания по данной проблеме. Нашла эффективные нетрадиционные формы работы с семьёй. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проект по теме самообразования.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2020-2021 г. | Обобщение результатов по теме самообразования. | Обобщить изученный материал по теме самообразования. Составить пояснительную записку к теме самообразования. Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования. Разработать проект клуба «Ответственный родитель». |
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала:
1.Консультации для родителей:
- «Техника расставания»;
- «Возрастные психологические особенности детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет»;
- «Какие игрушки необходимы детям»;
- «Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?»;
2.Буклеты:
- «Адаптация ребенка к ДОУ»;
- «Развод и ребенок»;
3.Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»;
4.Мастер- класс для родителей по теме: «Веселая ктнезиология».
5.Тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».
6.Провела семинар - практикум для педагогов- психологов Советского района на тему: «Одаренные дети. Психолого - педагогическое сопровождение» (протокол от 23.03.2021 г.).
7. Представила на страницах интернет сообщества опыт работы.
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие психолого - педагогической поддержки семьи».
8.Систематически принимаю участие во всероссийских вебинарах на страницах интернет сообщества:
- Документационное обеспечение работы специалистов. Диагностическое направление»(16.02.2021 г.).
- Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы «А-Спектр»(17.02.2021 г.).
- Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»(3.03.2021 г.).
- Приемы развития базовых психических функций у детей с ОВЗ во время подготовки к школе»(10.03.2021 г.).
Обеспечила участие детей в различных конкурсах, где они проявили высокий интеллектуальный уровень развития:
1.Всероссийский конкурс «Маленький эрудит» (Язева Анна), 1место.
2.Окружной конкурс «Юный грамотей» (Майер Владимир), 1 место.
3.Онлайн - олимпиада «Проверка логики»- вопросы для умных детей» (Цуба Ева), 1 место.
4.Международный конкурс «Юный вундеркинд»(Хамзин Тимофей), 1 место.
Сама также принимала участвие в конкурсах различного уровня:
1.Всероссийский конкурс «Социальная адаптация детей дошкольного возраста», 1 место.
2.Окружной конкурс «Мой Ямал», номинация «Творческие работы и учебно- методические разработки педагогов. Тренинг «Адаптация детей к условиям детского сада» , 1 место.
3.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия. Семинар- практикум «Воспитание детей с особенностями в поведении», 1 место.
4.«Психология и педагогика - грань опыта и мастерства», 1 место.
На следующий учебный год запланировано проведение мероприятий с родителями: Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи».
Мастер- класс для родителей по теме: «Веселая кинезиология»,
тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».
Реализация проекта «Ответственный родитель».
Участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2021-2022г. | Внедрение опыта работы. | Показ открытых мероприятий, конференция с родителями, реализация проекта «Ответственный родитель». Использование в образовательной деятельности дидактических пособий «…», «…», картотек «…», «…». Участие воспитанников в конкурсах различного уровня |
Вывод: В течение учебного года провела ряд открытых мероприятий с родителями:
-семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»,
-мастер- класс для родителей по теме: «Веселая кинезиология»,
- тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни»,
- реализовала проект «Ответственный родитель».
Применяю в своей работе разработанные мною консультации для родителей:
- «Техника расставания»;
- «Возрастные психологические особенности детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет»;
- «Какие игрушки необходимы детям»;
- «Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?»;
Буклеты:
- «Адаптация ребенка к ДОУ»;
- «Развод и ребенок»;
Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»;
Мастер- класс для родителей по теме: «Веселая ктнезиология».
Тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».
Опубликовала в сборнике «Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» статью «Принципы воспитания современных детей»(12.04.2022 г.).
Воспитанники являются участниками конкурсов:
-всероссийский конкурс «Планета знаний» Николаева Екатерина, 1место.
-международный конкурс «Юные дарования» Меняйленко Полина, 1 место.
- региональный конкурс «Проверка логики»- вопросы для умных детей» Меняйленко Полина, 1 место.
Я сама приняла участие в конкурсах:
1.Всероссийский конкурс «Программа выявления и развития одаренных детей в условиях реализации ФГОС»(08.11.2021 г.)
2.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия. Семинар - практикум «Поощрения и наказания»(03.11.2021 г.).
3.Международный конкурс: «Арт- терапия в современном образовательном процессе»(11.04.2022 г.)
4.Районный конкурс «Лучшее занятие», февраль 2022 г.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2022-2023 г. | Распространение опыта по теме самообразования | Показ открытых мероприятий на уровне района. Представление опыта работы на педагогическом совете, РМО педагогов - психологов ДОУ. Размещение опыта на сайте социальной сети педагогов Югры «Школлеги», на сайте социальной сети педагогов nsportal.ru, публикация в средствах массовой информации. Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад» |
Вывод: В течение учебного года на уровне района провела мероприятия «…», Представила опыт работы по теме «…» на педагогическом совете № … «…». С обобщением опыта участвовала в конкурсе «Есть идея». Опубликовала на портале … опыт работы/статью по теме «…».
Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.
Участвовала в конкурсах «…», «…», «…».
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Развлечение «Мое настроение»(2018 г.), развлечение «Страна хорошего настроения»(2018 г.), интеллектуальная игра «Умники и умницы»(2019 г.), клубный час «Смелые, ловкие»(2019 г.), квест-игра(2019 г.), коррекционно - развивающее занятие « На поиски звезд», развлечение: «Поможем Машеньке!»(2019 г.), развлечение «Планета толерантности!»(2020 г.),
2. Проведение с родителями (законными представителями) беседы - диалога «Улыбка малыша в период адаптации»(2018 г.), семинар- практикум «Возрастные психологические особенности детей 4- 5 лет»(2018 г.), круглый стол «Психологическая готовность детей к школе»(2018 г.), тренинг на сплочение родительского коллектива(2018 г.), тренинг «На пороге школьной жизни»(2019 г.).
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Учимся, играя» (2018 г.); семинар - практикум «Преемственность в работе ДОО и школы» (ноябрь 2019 г.), семинар - практикум «Общение педагога и родителей ДОУ» (молодые педагоги, декабрь 2019 г.), тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»(апрель, 2020 г.),
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Скоро в школу» (2018 г.);
5. Выставка работ. Тема: «Семья глазами детей» (2018 г.), «Имею право»(2019 г.).
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Адаптация ребенка к ДОУ»(2018 г.), «Использование кинетического песка в работе с детьми ОВЗ»(2019 г.), «Развитие познавательных процессов у детей 3- 4, 5-6, 6-7 лет»(2018 г.).
7. Проект. Тема: «…» (год);
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Антипина, Г. А. | «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». | «Воспитатель ДОУ», №12 | 2012 |
2 | Балберова О.Б., Кудрявцева Е.А. | «Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров». | «Учитель» | 2016 |
3 | Зверева О.В. | Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями | «Феникс» | 2020 |
4 | Михайлова-Свирская Л.В. | «Работа с родителями». | М.: «Просвещение» | 2015. |
5 | Москвина М.В. | «Педагогическое взаимодействие с семьей». | «Учитель» | 2016 |
6 | Неумоева-Колчеданцева Е. В. | «Психолого- педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса». | «Юрайт» | 2017 |
7 | Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Кыласова Л.Е. | «Родительские собрания. Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей. ФГОС ДО» | «Учитель» | 2017 |
8 | Сертакова Н.М. | Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, встречи за круглым столом, конференции, дискуссии, практикумы | «Учитель» | 2018 |
9 | Тонкова, Ю.М | Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. | «Меркурий» | 2012 |