Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи".5 класс.

Ченкина Нина Борисовна

Пятиклассники уже имеют понятие об этой части речи. Цель моего урока - ярче показать роль прилагательных в нашей речи. Для этого я использую стихотворный текст, повествующий о том, что герои русских народных сказок вдруг утратили свой основной признак - и теперь они в горести и смятении. "Вернув" его и возвратив героев в привычную для них жизнь, делаем вывод о значении прилагательных, их общем грамматическом признаке.Предлагаемые задания обогащают речь учеников, развивают творческое мышление. Основной принцип построения учебного занятия - "учение с увлечением"   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Имя  прилагательное  как часть речи.

Цели урока:  расширить  представления учащихся об имени  прилагательном, активизировать знания учащихся, полученные в начальной школе ; акцентировать внимание на понятии  признак, рассмотреть свойства, скрывающиеся за этим понятием  ; воспитывать стремление к самостоятельной работе, уверенность детей в своих силах;  развивать их речь и творческое воображение .

Оборудование: медиапроектор, аудиозаписи, репродукция картины А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

Материал знаком учащимся по начальной школе, поэтому на первом уроке акцент делается на роли признака предмета. Решить эту задачу помогает стихотворный текст  о сказочных героях, которые вдруг потеряли  свой основной признак.

   I.       Что случилось с героями сказки?

             Отчего так растерян их вид?

             Мы, как встарь, к ним с любовью и лаской –

             Только каждый куда-то спешит…

            - Что случилось? -  спросили мы волка.

            - Нигде шапочки я не найду!

              Всё слоняюсь по лесу без толку…

              Где искать её – сам не пойму!

            - Да зачем же Вам шапочка, Серый?

              Ни к чему головной Вам убор!

              Тот вздохнул без надежды и веры

              И умчался в сосновый свой бор.

               А подальше исходит слезами

               Красна девица – стать и краса…

            - Да скажите, что сделалось с Вами?

              Отчего так печальны глаза?

             - Я была всех умнее на свете,

               Про  меня  народ сказки слагал,

               Да какой – то коварный насмешник

               У меня  мою славу      отнял.

               Я теперь просто лишь Василиса –

               А таких на земле – пруд пруди!

               Чтобы в сказку назад возвратиться,

               Надо срочно пропажу найти!

               

                Ну а это-то что за фигура?

                Не найти в целом свете страшней!

                Тощ, как смерть, и седа шевелюра…

                Не злодей ли  известный  -  Кощей?

             -  Это я? Вы меня угадали!

                Только я не всесилен, не зол:

                 Моё прозвище подло украли  -

                Стал я смертным простым с этих пор!..

                 Обещал: коль вернём ему имя,

                 Справедливости честно служить…

                 Он мгновенно  исчез в небе синем,

                 Попросив нас о нём не забыть.

                 Прибежала избушка, хромая,

                 Умоляла скорей ей помочь:

                 Ведь под нею нога не такая,

                 Надо прежнюю  дать ей точь – в - точь!  

                  Услужить мы готовы старушке            

                  И  былую подарим  ей прыть,

                  У Яги ведь на побегушках-

                   Разве можно такое забыть?!

                   Мы подарим заветное слово

                   Всем героям, чтоб боль их унять!

                   Будут пусть узнаваемы снова;

                   Возвратим мы их в сказку  опять!

II.  Беседа с классом.

  1. В чём причина печали сказочных героев?  Что потеряно ими?
  2. В каком же слове нуждается каждый из них?
  3. Запишите полное  имя  героев сказки.  (Красная шапочка, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный, курьи ножки). К какой части речи относятся найденные нами слова? Что они обозначают?
  4. На какие вопросы отвечают  записанные имена прилагательные?          
  5. Определите их морфологическую форму: род, число, падеж. Сделайте вывод, как изменяются имена прилагательные. От чего зависит  форма их рода, числа, падежа?
  6. Почему во множественном числе мы не указываем их род?    

 7.       А как вы понимаете значение слова признак?

 (Признак – показатель,  примета,  знак, по которым  можно узнать, определить предмет.  А что скрывается под признаком? На что, например, указывает слово Красная (шапочка?) ( Это имя в разных книгах пишется по-разному:  второе слово иногда  пишется с большой буквы, иногда – с маленькой)      Цвет.

А прилагательные Премудрая, Бессмертный?   Качество .

 На что указывает признак курьи?      Принадлежность.   

А в словосочетаниях  каменный замок?  Материал.   

Зимний вечер?      Время.     

Городской  житель?   Место.     

                                  Признаки записываю на доске.                      

                                 ( Это умение определять признаки пригодится учащимся, когда они будут изучать разряды              

                                 прилагательных).

III. Учитель.

Но вернёмся к  сказке.  Все герои обрели свои  имена, и волк помчался искать Красную шапочку. А та, ничего не подозревая, стоит на лесной полянке и любуется ею .

 Вывешивается репродукция картины Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»

Давайте разделим восторг Красной шапочки, выразившийся в словосочетаниях, и допишем окончания  прилагательных.

 Вспомним, что поможет нам правильно определить окончание. От существительного  поставьте вопрос к прилагательному, обозначьте окончание, в скобках укажите род, число, падеж.

Экран. ( Включается аудиозапись  вальса «Берёзка»)

                   На светл.й полянке, изумрудн.й зеленью, около стройн. й берёзки, по игрив.й  тропинке,  к белоствольн.й красавице, под   нежн.й шелест,  дружн.й семейкой,  под  ясн.м  небосводом,  восхищённ.м взглядом.

  Взаимопроверка, помощь консультанта из учащихся класса.

IV. Учитель .

 Между тем волк тоже вскоре оказался на этой лесной опушке, где совсем недавно стояла девочка. Он очень устал от погони, ему было не до красоты  пейзажа.

Подслушаем  мысли волка и выпишем только гласные из окончаний прилагательных.

В тетрадях ученики проставляют  числа:  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Один ученик работает с обратной стороны крыла доски под контролем учителя.

Учитель диктует словосочетания:

от бесконечной дороги , по огромной  поляне, на корявом стволе, в  бесконечную даль,  в синем небе, в пугающей тишине,  на тёмно-зелёной верхушке, неодолимым препятствием, длинную тропинку,  жутким страхом.

Запись на доске будет выглядеть так:

  1. 2      3     4    5    6   7    8   9   10

о      о     о    у     е    е   о    ы   у    и

 Створку доски открыть .

Самопроверка, объяснение ученика, выполнявшего работу.

V.  На пути  у Красной шапочки  встретился  огромный камень с надписью. Бабушка боялась, что её внучка заблудится и не найдёт её нового домика, поэтому и попросила соседа выбить на камне инструкцию. (Экран  с текстом путеводителя).

 Путеводитель.

От кривой берёзки пойти направо, обогнуть ромашковую поляну, пройти по деревянному мосту  и мимо  картофельных  посадок  подняться на небольшую  горку.  

 Учитель.

Девочка внимательно прочитала  инструкцию, а волк, выскочив наконец из леса, наскоро выхватил из написанного только выделенные существительные. Он  выбежал на земляничную поляну и, хотя не  любил ягод, решил утолить жажду и накинулся на землянику. Затем увидел каменный мосток, одолел его одним прыжком – и очутился среди посадок кукурузы… Долго плутал он по этим зарослям, пока наконец не выбрался  к высокой-превысокой горе. С огромным трудом взобрался на неё и вдруг с высоты увидел, что Красная шапочка уже подходит к небольшому домику  за оврагом.

Вопрос  классу.

Какую роль выполняют в нашей речи прилагательные? Почему ошибку допустил волк?

Учитель.

Что есть силы побежал он к дому. И вот уже оба стоят перед закрытой дверью. Первым войдёт тот, кто добудет ключ  к этой двери.

VI.  Таким ключом  является синтаксический разбор предложений. Выполните его графически  самостоятельно и помогите  спасти бабушку от волчьих клыков.

 (Экран)

  1. Небольшой светлый бабушкин домик  стоял на  пригорке.
  2. Домик у бабушки был небольшой, светлый, уютный.

Для проверки  вызываем к доске того, кто первым поднял руку.

 Если позволит время, воздадим славу герою, добывшему ключик.

Примерные тексты «гимнов».

 Для мальчика.                                                               Для девочки.

 В нашем классе есть герой!                           Слава нашей  … (Танечке),

                Он от волка спас старушку,                             Что бабушку спасла,

                Что беспечно  над горой                                  На растерзанье серому    

                 В крохотной живёт избушке!                          Старушку не дала!  

 Какой сделаем вывод о синтаксической роли имён прилагательных?

VII.  Мы работали на уроке, опираясь на знания, полученные в начальной школе, и на наши  наблюдения.  Попробуйте, не заглядывая в учебник, подготовить небольшую школьную лекцию об имени прилагательным. Можно использовать план.

    План.

1.Что называется именем прилагательным? ( Общий морфологический  признак прилагательных)

2.Как  они изменяются ? ( Какие непостоянные морфологические признаки имеют?)

3. От чего зависят формы рода, числа и падежа?

4. Как проверить  правописание падежного окончания прилагательных?

5. Какова синтаксическая роль прилагательных?

VIII. Устные монологические высказывания учащихся.

IX. Теперь читаем § 102. Что нового узнали?

X.  Комментированное письмо(Упр. 575, 576 –выборочно)

На дом : школьная лекция,   упр. 580