"З-Д моделирование, как средство коррекции речевого развития и творчества дошкольников"
3 Д моделирование делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов.
Позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом
"Творчество во всём !"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей №2 «Ладушки»
Конспект
Интегрированное занятие с применением 3Д моделирования для детей подготовительной группы с нарушениями речи.
Тема: «Путешествие с Золушкой по временам года»
Составила: Полякова С.С.
Учитель-логопед
МБДОУ №2 «Ладушки»
г. Константиновска
2014 год
Цель: развитие речи и творческого мышления детей с нарушениями речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки [з], [ж] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [з], [ж] словах, предложениях;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами НА, НАД, ОКОЛО;
- учить составлять предложения по наводящим вопросам и зрительной опоре;
- совершенствовать навыки словообразования: образование прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию движений во взаимосвязи с речью;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать пространственные представления.
Воспитательные:
- воспитывать умение быть доброжелательными, говорить спокойно, не повышая голоса;
- воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей и педагога;
- воспитывать желание прийти на помощь.
Билингвальный компонент: листья деревьев (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый), карета, тыква, подснежники, времена года (весна, лето, осень, зима).
Оборудование
магнитофон
Материал к занятию:
- туфельки;
- пеньки на каждого ребенка;
- стол;
- стойка с жуками и комарами;
- панно с изображением жуков расположенных на разных предметах со звуком З ( коза, заяц, роза, кузнечик);
- схема сборки 3Д (кареты) на каждого ребенка;
- лазерная указка (волшебная палочка);
- 4 полянки (лето, осень, зима, весна), оформлены в соответствии со временами года,
- зонт, листья из картона (березовые, дубовые, кленовые, ивовые, рябиновые),
- снежинки со снежком на каждого ребенка,
- сугроб снега,
- волшебные трубочки на каждого ребенка;
- фонограммы - «Пение птиц», «Добрый жук», «Звуки леса», «Весна», «Дождь», «Вьюга.
Структура занятия
1.Вход под музыку.
2. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в весеннем лесу».
4. Игра «Куда полетел жук?».
5. Упражнение «Преврати карету в тыкву, а тыкву в вазочку».
6. Игра «Какой листик?
7. Дыхательная гимнастика: «Вьюга», «Сдуй снежинку», «Согрей руки».
9.Логоритмические упражнение «Добрый жук».
10. Организация окончания занятия.
Организационная структура игрового занятия
Организационно – побудительный этап деятельности
Под музыку заходит задумчивая Золушка (логопед, в красивом платье с туфелькой в руках).
Логопед Дети
- Ой, здравствуйте ребята. Меня зовут Золушка. Дети, а как называется ваш детский сад? | - В детский сад «Аленушка». |
- Ребята, я ищу свою вторую туфельку. Я знаю, что моя туфелька в стране Cчастливия. Она похожа на нашу страну, одно время года там сменяет другое. Там так весело и красиво, что забываешь о заботах и печалях. Ребята, а вы любите путешествовать? Вы поможете найти мне туфельку? | - Да, мы любим, путешествовать и поможем тебе найти вторую туфельку. |
- Тогда вперед, навстречу приключениям, в страну Счастливию. Чтоб в Cчастливию попасть Всем сначала надо встать, Хлопнуть, топнуть и нагнуться. Вновь подняться, улыбнуться, Тихо сесть, глаза закрыть, Обо всем на миг забыть, И пройти за мной туда (показывая жестом) выход из-за ширмы, Где страна Счастливия (приходим в страну Счастливию) Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, страна Счастливия!» Ребята, давайте все вместе скажем: «Здравствуй, страна Счастливия!» | - «Здравствуй, страна Счастливия!» |
Организационно – поисковый этап деятельности | |
- Ой, ребята, неужели мы с вами попали в страну Счастливию? Ребята, присядьте на пеньки. Что вы видите? | - Расцветают деревья, появляются подснежники. |
- В какое время года мы с вами попали? | Весна. |
- Правильно. Весной наступает пробуждение природы, солнце начинает согревать землю, тает снег. | |
В небе ярко светит солнышко (откройте рот и оближите губы сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сомкните, просуньте узкий язык и спрячьте обратно в рот). Звонко капает капель (улыбнитесь, откройте широко рот, поцокайте язычком). Журчат ручьи (откройте рот и язычком снаружи и изнутри оближите верхнюю губу, упражнение выполняйте в быстром темпе.). Ребята, послушайте, как весело вокруг нас поют птицы: «Чик-чик, чик-чик, чик-чик» - весело чирикали воробьи. «Чик-чик, чик-чик, чик-чик» Повторите, как они чирикали? «Ку-ку, ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. «Ку-ку, ку-ку», как куковала кукушка? «Тук-тук-тук»— стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. «Тук-тук-тук», как стучал дятел? «Ци-пи», «ци-пи», «ци-пи» - насвистывала синичка? «Ци-пи», «ци-пи», «ци-пи», как насвистывала синичка? «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. «Тви-тви, тви-тви», как пела ласточка? Ребята, (жест руки) посмотрите, как большая красивая бабочка летает в воздухе. Бабочка кружится над полянкой, словно прощается (медленно облизываем губы справа налево), и взлетела высоко в небо. Дети, мы видим, как вокруг нас оживает весенняя природа, появляются подснежники, расцветают деревья, а моей туфельки здесь нет. | |
- Дети, продолжим свое путешествие. Ребята, какие изменения произошли в природе? | - Цветут цветы, появились насекомые, ярко светит солнышко. |
- Какое же это время года? | - Лето. |
- Ребята, назовите насекомых, которых вы видите на летней полянке? | - Жуки, кузнечики, бабочки, божьи коровки, стрекозы, комары. |
-Посмотрите, внимательно, каких насекомых много на полянке? | - Жуков и комаров. |
- Вспомните, как звенят комары? З-З-З (губы в «улыбке», язык внизу за зубами). | - З-З-З |
- Как жужжат жуки? Ж-Ж-Ж (губы «рупором», язык за верхними зубами). | -Ж-Ж-Ж |
- Ребята, я приглашаю вас прилечь на летнюю полянку ногами в центр круга, голова на подушке, руки положите на живот. А сейчас вы превратитесь в комаров и жуков. Будьте внимательны. | |
Когда над вами летят жуки, вы жужжите. Как жужжите? | -Ж-Ж-Ж |
А когда летят комары, вы звените. Как звените? | -З-З-З |
- А теперь расслабьтесь и представьте, что вы лежите на мягкой травке, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. | |
- Ребята, а теперь сядьте на полянке. Обратите внимание, как оживает природа летом. А в этом нам поможет моя волшебная палочка, которую мне подарила крестная-Фея. Ребята, давайте с вами потренируем глазки и понаблюдаем за лучиком волшебной палочки. Поднимите глаза наверх. А сейчас она нам укажет, куда полетят жуки. Будьте очень внимательны. Золушка ведёт лазерной указкой с жука на предметы и задаёт вопросы: | |
- На кого сел жук? | - Жук сел на козу. |
- На что сел жук? | - Жук сел на розу; |
- Над чем летает жук? | - Жук летает над цветком. |
- Между кем сел жук? | - Жук сел между кузнечиком и божьей коровки. |
- На что сел жук? | - Жук сел на подсолнух. |
- К кому подлетел жук? | - Жук подлетел к зайцу. |
- Рядом с кем сел жук? | - Жук сел рядом с кузнечиком. |
Дети, на летней полянке мы видим насекомых, красивые цветы, яркое солнышко, а туфельки моей здесь нет. Ребята, может быть в следующем времени года мы ее найдем. | |
- Посмотрите, какое время года сменило лето? | - Осень. |
- Какие краски появились в осенней природе? | - Желтые, красные…. Завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. |
- Ой, ребята, посмотрите!!! Ведь это же карета, в которой я ездила на бал. Как она здесь оказалась? (Схема сборки 3Д карет на каждого ребёнка). Ребята, а вы помните, во что превратилась карета, когда пробило 12 часов? А сейчас, я превращу карету в тыкву, как в сказке (без образца, сопряженные действия Золушки и детей). Ребята, внимательно смотрите за моими действиями. А теперь вы превратите свои кареты в тыквы. Ребята, какой формы тыква у вас получилась? (круглой, овальной). В стране Счастливия происходит много чудес, а я так люблю чудеса. Одно из них вам сейчас покажу! Я превращу тыкву в вазочку. Внимательно следите за моими руками. Указательными и большими пальцами обхватываю тыкву посередине и сжимаю. А теперь вы превратите свою тыкву в вазочку, как я. Указательными и большими пальцами обхватите тыкву посередине и сожмите. Поставьте вазочки на стол, какие они красивые. Молодцы!!!! | |
(Звуки дождя). Ребята, пошел дождик, что нам делать, где нам спрятаться от дождя? (смотрю по сторонам). А вот и зонтик, скорее, скорее бегите ко мне, чтобы не промокнуть и не заболеть (раскрываю зонт, выпадают листья клёна, дуба…….). Ребята, возьмите в руки по одному листику. | |
- Мой листик упал с дуба, значит он дубовый. | |
- Саша, твой листик упал с дуба, какой он? | - Дубовый. |
- Света, а твой листик упал с березы. Он какой? | - Березовый. |
- А твой листик упал с рябины, значит он какой? | - Рябиновый. |
- Саша, а твой листик упал с клена, он какой? | - Кленовый |
А сейчас поставьте свои листики в вазы. Дети, мы моей туфельки и здесь нет. Где же моя туфелька? | |
- Ребята, продолжим свое путешествие. Осень с нами прощается, и какое время года вас приветствует? (Музыка вьюги). | - Нас приветствует снежная морозная зима. |
- Ребята, мы с вами попали в чудесный зимний лес. Послушайте, как воет ветер, злится вьюга, трещит мороз. Как же нам продолжать свое путешествие? Ведь очень холодно. Дети, встаньте в круг, мы сейчас успокоим вьюгу. Нам помогут эти волшебные палочки. Посмотрите на меня и повторите за мной. Возьмите одну палочку и подуйте в нее (вдохните носом и плавно выдохните через рот, вытягивая губы вперед как при звуке [у]) (3 раза). Щеки не надувайте. Волшебная палочка касается подбородка. Вьюга злится, вьюга воет все сильнее и сильнее. Стихает. Положите волшебные палочки. | |
- Ребята, посмотрите, что лежит на полянке? | - Снег, снежинки. |
Снежинка кружится, Снежинка летит. Ко мне на ладошку Снежинка спешит. - Возьмите одну снежинку и положите ее на левую ладонь так, чтобы снежок лежал в центре. Ребята, посмотрите, снежок очень маленький и лёгкий, подуйте на него очень осторожно. Язычок положите на нижнюю губу и дуйте на него так, чтобы воздушная струя проходила посередине языка, как я (3 раза). Щеки не надувайте. Раз, два, три На снежинку дуем мы. А теперь вы …. А теперь положите снежинку на правую ладонь так, чтобы снежок лежал в центре снежинки. Язычок положите на нижнюю губу и дуйте на него так, чтобы воздушная струя проходила посередине языка, как я (3 раза). Щеки не надувайте. Раз, два, три На снежинку дуем мы. Ребята, какой ветерок вы почувствовали, теплый или холодный? Дети выполняют дыхательную гимнастику. (К снежинке на ниточке привязан кусочек ваты, дети должны сдуть его). Ой, ребята, от холода даже замерзли руки. Положите снежинки на сугроб снега. А теперь подойдите все ко мне, и мы согреем наши руки. Поднесите ко рту ладони и согрейте своим теплым дыханием (открывайте широко рот и тихо произносите ХА-ХА-ХА) (5 раз). Вот и согрелись наши руки, опустите их вниз. | |
Рефлексивно – корригирующий этап деятельности | |
- Ребята, вам понравилось путешествовать по стране Счастливии? А что вам больше всего запомнилось? - Да….. | |
- Мне тоже очень понравилось, но мне грустно, ребята, потому что я не нашла вторую туфельку. Мы не нашли её ни весной ни летом, ни осенью. Осталась зима. Где же она, может быть? (веду детей за собой, ищу туфельку). | |
- За сугробом? | - Нет, нет. |
- За снежинкой? | - Нет, нет. |
- За веточкой? | - Нет, нет. |
- В сугробе? | - Да. |
Достаю туфельку из сугроба. - А вот и моя туфелька. Ребята вы мне очень помогли, чтобы я без вас делала. Спасибо вам огромное, теперь я в красивых белых туфельках (обуваю на себя туфельки). | |
- Ребята, когда дома я натирала пол, я научилась танцевать. Терпя напрасные обиды, я научилась думать. Слыша, как мурлычет кот, я научилась петь песенки. Сейчас я вам спою песенку, детскую, волшебную. От нее просто становится весело на душе. Называется она «Добрый жук» Встаньте, дети, встаньте в круг, | |
- Ребята, я так замечательно провела с вами время. На прощание я хочу подарить вам вазочки, сделанные своими руками. А вам тоже надо возвращаться в детский сад. Чтоб в Аленушку попасть Надо всем нам улыбнуться, Хлопнуть, топнуть и нагнуться. Вновь подняться, улыбнуться, И пройти за мной туда (показывая жестом) В детский сад «Аленушка» (возвращаемся) | |
- До свиданья, ребята. | - До свиданья. |
Самоанализ
интегрированного логопедического занятия для детей
подготовительной группы с нарушениями речи.
Тема моего занятия: «Путешествие с Золушкой по временам года»
Данное занятие интегрированного характера, в рамках которого реализуются коррекционные и образовательно-воспитательные задачи:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки [з], [ж] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [з], [ж] словах, предложениях;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами НА, НАД, ОКОЛО;
- учить составлять предложения по наводящим вопросам и зрительной опоре;
- совершенствовать навыки словообразования: образование прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию движений во взаимосвязи с речью;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать пространственные представления.
Воспитательные:
- воспитывать умение быть доброжелательными, говорить спокойно, не повышая голоса;
- воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей и педагога;
- воспитывать желание прийти на помощь.
Каждая из этих задач подчинена одной цели.
Цель данного занятия: развитие речи и творческого мышления детей с нарушениями речи.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Необходимо отметить, что занятие проводилось с детьми коррекционной группы в количестве 10 человек.
Дидактические принципы:
-принцип активности;
-принцип наглядности;
-принцип систематичности;
-принцип последовательности;
-принцип доступности;
-принцип развития;
-принцип психологического комфорта.
Что такое 3D? 3D – это трехмерное пространство, применимо к самым разным областям: трехмерное кино, трехмерный звук, трехмерные игры и картинки и последнее достижение науки принтеры 3Д. Так или иначе, мы сталкиваемся с ним почти каждый день.
На занятии я использовала следующие методы обучения: наглядные (трехмерное пространство каждой зоны), практические (трехмерные игры 3д конструктор «Фантазия») и словесные, которые плавно переходили из одного в другой, чередуясь друг с другом. Это придавало занятию динамику, не позволяло затягивать этапы занятия.
Материал к занятию:
- туфельки;
- пеньки на каждого ребенка;
- стол;
- стойка с жуками и комарами;
- панно с изображением жуков расположенных на разных предметах со звуком З ( коза, заяц, роза, кузнечик);
- схема сборки 3Д (кареты) на каждого ребенка;
- лазерная указка (волшебная палочка);
- 4 полянки (лето, осень, зима, весна), оформлены в соответствии со временами года,
- зонт, листья из картона (березовые, дубовые, кленовые, ивовые, рябиновые),
- снежинки со снежком на каждого ребенка,
- сугроб снега,
- волшебные трубочки на каждого ребенка;
- фонограммы - «Пение птиц», «Добрый жук», «Звуки леса», «Весна», «Дождь», «Вьюга.
Продолжительность занятия: 30 минут
Организационная структура игрового занятия включает основные этапы деятельности: организационно – побудительный, организационно – поисковый, рефлексивно – корригирующий.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены данной теме занятия. Так как для детей-логопатов характерна отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, поэтому я старалась разнообразить занятие различными видами деятельности. Смена этих видов деятельности позволяла поддерживать стойкий интерес к учебной деятельности.
Организационно-побудительный этап деятельности:
- Вход под музыку.
- Беседа.
Организационно – поисковый этап деятельности:
- Выполнение артикуляционных упражнений способствует совершенствованию артикуляционной моторики. Упражнения проводились без зрительного контроля (зеркало отсутствовало), так как артикуляционные упражнения закреплялись.
- Подражание голосам птиц – развитие фонематического слуха.
- В ходе упражнения «Комары, жуки» сравнивали звуки [з], [ж] по акустическим и артикуляционным признакам;
- Игра «куда полетел жук?» - дифференцировали звуки [з], [ж] словах, предложениях;
- Для предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц, снятия зрительного напряжения проведена гимнастика для глаз. Дети внимательно следили глазками за лучом лазерной указки.
- Упражнение «Преврати карету в тыкву, а тыкву в вазочку» - развивали наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание. Использовала детский развивающий конструктор 3Д «Фантазия», с помощью которого дети собирали 3Д модели.
- Игра «Какой листик?» - образование относительных прилагательных от существительных.
- Упражнения «Вьюга», «Сдуй снежинку», «Согрей руки» - вырабатывали длительную, направленную воздушную струю.
Рефлексивно – корригирующий этап деятельности
- Беседа с детьми.
- Современное занятие трудно представить себе без развития творческих способностей. Развивали творческие способности в танцевальной импровизации в соответствии с характером музыки. Дети с удовольствием исполняли танец «Добрый жук».
При планировании занятия я исходила из возрастных особенностей детей. Задания подбирались с учетом психолого-педагогических и анатомо-физиологических особенностей дошкольников. Такой подход позволяет в увлекательной форме решать коррекционные задачи в совокупности с задачами основных разделов дошкольного воспитания и обучения.
Подобные занятия способствуют не только развитию речи, но психических процессов: воображения, памяти, восприятия, внимания и творческого мышления.
Эстетика предметно-пространственной среды соответствовала нормативным требованиям.
Результат занятия:
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы, что соответствует современным требованиям проведения интегрированного занятия.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные мною методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Запланированные задачи на занятии были выполнены в полном объеме и цель достигнута.
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и, конечно же, 3Д технологий. На сегодняшний день, задача развития творческой личности, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом, предполагают:
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Одним из видов современных технологий является 3Д моделирование. Возникает вопрос, что такое 3D моделирование? 3D – это трехмерное пространство. Так или иначе, мы сталкиваемся с ним почти каждый день.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
Уважаемые коллеги, разрешите представить свой опыт работы на тему: «3Д моделирование, как средство развития речи и творчества дошкольника»
Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.
Особенность и значение 3Д моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Доступность метода 3Д моделирования для дошкольников доказана психологами Даниилом Борисовичем Элькониным и Леонидом Абрамовичем Венгером. Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Процитирую слова известного всем педагога Светланы Ивановны Гин: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».
Целью использования 3Д моделирования в моей работе является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе является развитие творческого потенциала и речи детей.
3Д моделирование позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- изучить имеющийся опыт по использованию 3Д моделирования в дошкольном образовании;
- разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей с использованием 3Д моделирования;
- привлечь педагогов и родителей воспитанников детского сада к взаимодействию для достижения эффективных результатов в развитии творческого мышления и речи детей посредством 3Д моделирования;
- проследить динамику изменений в развитии творческого мышления и речи дошкольников.
Эти задачи - это определенные этапы работы, которые я Вам представлю в сравнении с сезонными изменениями в природе.
Наступает ОСЕНЬ.
Дети, такие разные, впервые приходят к логопеду. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Дети осознают свои нарушения, поэтому иногда одни из них становятся агрессивными, конфликтными, у других проявляется выраженный негативизм, третьи застенчивы, обидчивы, ранимы.
Но в каждом из них природой заложены зерна любознательности, активности, инициативности, настойчивости, ответственности, креативности. Моя задача – подготовить эти зерна и посеять их в благодатную почву.
Благодатной почвой послужат положительный эмоциональный фон, понимание трудностей каждого ребенка, активное взаимодействие логопеда с воспитателями, специалистами детского сада, с родителями, а при необходимости и с медицинскими специалистами. Это реализуется разработанной мной программой «От мышления к речи» для детей старшего дошкольного возраста.
На смену осени приходит ЗИМА.
Под теплым снежным покрывалом из зерен постепенно начинают пробиваться маленькие зеленые ростки.
Покрывало это состоит из множества неповторимых снежинок, которые я сначала бережно, терпеливо собираю, а потом покрываю ими своё поле.
Моя задача - сохранить ростки, помочь им вырасти.
Снежинки – это ежедневные занятия с применением 3Д моделирования, направленные на решение множества задач:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие речи в рамках определенных тем.
- Автоматизация звуков в ходе игры.
- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
- Развитие количественных представлений.
- Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
- Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
Чтобы «снежное покрывало» могло греть нежные ростки, я должна постоянно находиться в поисках нового, использовать элементы разнообразных технологий, помогающие поддержать детскую инициативу при исправлении речевых нарушений, сформировать активное отношение и интерес к звучащей речи, развить умение у дошкольников размышлять и экспериментировать со словом.
В моей практике к таковым относятся 3Д конструктор, 3Д раскраски, лабиринт 3D, 3Д пазлы, 3д модели из дерева, книжки 3Д, стереокартинки. В педагогике 3Д моделирование строится на интегрированных принципах, объединяя в себе элементы игры и экспериментирования.
Зима - это самый трудный и длительный период в работе логопеда.
Но впереди ждет награда - долгожданная
ВЕСНА.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Жизнь души, весны приход!
В. Жуковский
Для меня весна – это колоски взращённой «нивы». Нива – это дети, умеющие красиво, ясно передавать свои мысли, чувства с помощью СЛОВА. Умеющие слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других. Дети, играя в игры 3Д видят мир во всем его многообразии, учатся находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится в школе, и во взрослой жизни.
А вот пожинать плоды своего труда мне , к сожалению, приходится недолго.
Наступает ЛЕТО.
Дети уходят подготовленные к школьной жизни. Остается пожелать им всегда чувствовать и осознавать силу великого дара – СЛОВА.
Разработка и внедрение данного педагогического опыта эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники детского сада «Ладушки» являются участниками и победителями Муниципальных и Всероссийских конкурсов.
3D технологии — это следующий логический шаг в модернизации образования, которые позволят нам и нашим детям идти в ногу с прогрессом.
А мои перспективы на будущее следующие:
- Совершенствовать планирующую функцию речи.
- Совершенствовать моделирования логических отношений по принципу «Поиска недостающей фигуры».
- Усложнить 3Д моделирование объектов окружающего мира, используя, мелкий конструктор и конструирование по замыслу и представлениям.
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЙ ЛОГОПЕД»
Добрый день уважаемые педагоги и члены жюри!
Разрешите представить Вашему вниманию как можно использовать на практике в своей работе с детьми 3 Д технологии.
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи.
Одно из любимых занятий детей конструирование. И сейчас я это вам продемонстрирую.
Мне нужны будут помощники, я прошу подняться ко мне 6 желающих.
Пройдите к столу, присядьте.
Уважаемые коллеги, перед вами лежит 3 Д конструктор, мы с вами соберём рыбку из четырех деталей. Возьмите по - одной детали. Детали очень приятные на ощупь. Каждая деталь-блок гнется в любые стороны, имеет 2 кнопки и 2 отверстия для соединения.
Уважаемы зрители, увидеть последовательность наших действий вы можете на экране.
Будьте очень внимательны и наблюдайте за последовательностью действий моих рук (под музыку). Покажите зрителям рыбку, которая у вас получилась.
А вот воспитанники нашего детского сада сделали вот такие интересные 3 Д модели. Полюбуйтесь. (Показ на сцене и слады)
В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является постановка у дошкольников звукопроизношения, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование навыка звуко-слогового анализа слова, развитие фонематического слуха.
Исправление звуков проводится поэтапно. Первым этапом является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.
Уважаемые участники, сейчас вместе с вами мы выполним несколько артикуляционных упражнений, с помощью которых мы покажем «Как разговаривают рыбки».
Не нужны сейчас улыбки -
Делай ротик, как у рыбки.
1. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
2. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
3. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
И сейчас мы обыграем 3Д модель рыбки речью, с целью автоматизации звуков.
Автоматизация звуков является следующим этапом в моей работе.
Я расскажу стихотворение про рыбку, а вы последний слог каждой строчки повторяйте 3 раза, например:
Вот идет лиса-са-са-са
Рыбка плавает в водице-це-це-це
Рыбке весело играть-ать-ать-ать
Рыбка, рыбка озорница-ца-ца-ца
Мы хотим тебя поймать-ать-ать-ать
Рыбка спинку изогнула-ла-ла-ла
Крошку хлебную взяла-ла-ла-ла
Рыбка хвостиком вильнула-ла-ла-ла
Рыбка быстро уплыла-ла-ла-ла.
Спасибо за участие.
Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками я провожу в игровой форме.
Многие 3Д игры, которые я применяю в своей практике, придуманы мною.
И сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называет «Как разместить слова на одежде». Эта игра способствует развитию речи и всех психических процессов. (Вынести манекен)
Уважаемые участники станьте рядом с манекеном. Рассмотрите внимательно карточки. Вам необходимо найти элемент платья аналогичны й изображению того, что вы видите на картинке. Вам на это задание одна минута. (Музыка)
Покажите свою карточку зрителям. Что изображено на ней? (ромашка) Покажите элемент платья похожий на ромашку. Правильно, воротничок платья в виде ромашки.
А у вас, что изображено? (зебра). Вы нашли элемент зебры на платье? Покажите. Правильно, рукав платья похож на зебру.
А у вас изображение кого? (змеи). Покажите элемент змеи на платье. Да, именно этот элемент платья похож на змею.
Что изображено на вашей карточке? (птица) Покажите на платье элемент птицы. Правильно, рукав платья можно сравнить с птицей.
А на вашей карточке изображен поросенок. Какой же элемент на платье очень похож на поросенка? Правильно, пуговица имеет сходство с пяточком поросенка.
А у вас изображен…(платок). Покажите, какой элемент платья можно сравнить с платком? Правильно.
Уважаемые коллеги, размещать слова можно не только на одежде. Играя в подобные игры, я заметила, как дети с удовольствием и большим интересом находят аналогию и в окружающих нас предметах.
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения фонематического восприятия. В своей практике я применяю картинки – символы для вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков. Воспитанники с удовольствием выполняют задания, опираясь на картинки – символы. Картинки-символы подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например, жжж- жужжит жук и т.д. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Сейчас мы с вами поиграем.
Рассмотрите картинки - символы звуков .
Я произнесу слово, а вы покажите картинку – символ звука того, который услышите в слове. Сосредоточьте слуховое восприятие. ( Игра)
Ромашка (картинки-символы тигра и змеи) и т.д.
Молодцы.
Спасибо вам, пройдите на свои места.
Всем известный психолог Лев Семенович Выготский говорил, что основой игры является мнимая ситуация.
Что это значит?
Согласно Л. С. Выготскому, мнимая ситуация имеет место быть там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Для игры характерно, что все может быть всем.
Вспомните «волшебные» слова детства - «понарошку», «как будто»: «Я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)».
Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурируют игрушки. Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо «расхождение смыслового и видимого поля». Видишь одно, а представляешь другое. В своей практике я обратила внимание на интересные факты. Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы. В процессе узнавания предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов. Дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Я нашла решение этой проблемы, в своей работе с детьми я стала использовать 3Д иллюзии на: обман зрения на основе восприятия цвета, формы, величины;
И сейчас я вам это продемонстрирую.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам ответить на мои вопросы словами – ДА или НЕТ.
Внимательно всмотритесь в изображение. Горизонтальные линии изогнуты?
На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Посмотрите внимательно и убедитесь в этом.
Называйте то, что появляется на рисунке
В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольнике?
Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом я закрою листом бумаги окружающий ее прямоугольник.
Есть ли на картине черные точки?
На картинке нет черных точек, все точки – белые. Наше боковое зрение воспринимает их как черные. Т.к. при боковом зрении присутствует смещение картинки, когда же мы смотрим в ту же точку прямо, то оптическая иллюзия пропадает.
Произнесите быстро и не задумываясь, цвет букв, которым написаны слова ниже:
В какой-то степени это не оптическая иллюзия, а 3Д головоломка. Действительно сложно назвать цвет слова, из-за конфликта, возникающего между левым и правым полушарием. Правая половина пытается сказать цвет, а левая — усиленно читает слово. Из-за этого возникает неразбериха в нашем сознании.
Уважаемые коллеги, с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, нам педагогам необходимо внедрять в педагогическую практику инновационные технологии, с целью повышения уровня дошкольного образования.
Я считаю, что современный логопед не останавливается на достигнутом, для него есть еще большие и значимые высоты. Он всегда стремится к познанию нового. И неважно, какие технологии ждут современного педагога завтра, главное – это наше стремление их изучить, освоить и внедрить!
Спасибо за внимание!