"СКАЗКИ"
"Сказка" позвляет мне добиться устойчивого внимания, активности,
интереса и способствует снижению переутомления на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация о роли Логосказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. | 17.56 КБ |
teks_opyta.docx | 27.3 КБ |
perspektivnyy_plan_skazki.docx | 21.45 КБ |
rekomendatsii.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться, я, Полякова Сусанна Сергеевна, учитель-логопед детского сада «Ладушки» города Константиновска. Тема моего опыта: «Педагогическая система коррекции и развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сказки».
Диалог логопеда и ребенка:
-Машенька, чем ты занималась дома?
-Я играла на компьютере, смотрела мультяшки.
-А о чем эти мультики?
-Крош побежал , а он… он туда, а тут они, а ежик не хотел и упали, и они…
-А вот когда я была ребенком, мне нравилось слушать сказки.
-Сказки?!
-Да, сказки.
Ведь сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко
В сказке много приключений
Очень радостных волнений
Побеждает в ней добро
Ведь, оно сильней, чем зло.
-И я очень хочу послушать сказку.
-Присаживайся и внимательно слушай:
(исполнение под гитару музыка «В гостях у сказки»)
В нашей сказке есть добрый гном, Белоснежка,
Серый волк, Жар птица, Конек-Горбунок.
Золушка сидит и мечтает о принце,
Сказка всем героем счастье принесет.
2. Уважаемые коллеги, я уверена, что вы тоже в своей практике используете сказки.
Как показывает моя практика, количество детей с общим недоразвитием речи с каждым годом увеличивается. А нам всем известно, что детям этой категории свойственна повышенная двигательная активность, отвлекаемость, утомляемость. Они не удерживают в памяти задания, неуверенные в себе, испытывают сложности коммуникации. Многие дети не умеют устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Чуковский сказал: взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами, а я хочу добавить - образами.
3. О влиянии сказок на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как К.Д.Ушинский, Т.С.Комарова, Н. М. Сокольникова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская…
Изучив методическую литературу по данной теме, я не увидела комплексного использования сказок в системе педагогической коррекционно-развивающей и речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с данной проблемой я поставила перед собой
Цель:
Создать такую педагогическую систему, которая обеспечивает коррекцию и речевое развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сказки.
Далее хочу раскрыть задачи
4. Я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме;
5. Разработала педагогическую систему,
Целью которой является использование сказок для коррекции речевого развития и социализации детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Содержание данной педагогической системы представлено – модулем - программа «По страницам сказок», направленная на коррекцию речевого развития и социализацию детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе сказок.
Мною разработан календарно-тематический план, подробные конспекты непосредственно-образовательной деятельности.
6. Модуль Программа «По страницам сказок» имеет блочную систему, в которой компоненты тесно интегрируются.
1-ый блок «Звукоречики» представлен артикуляционными сказками (развитие дыхания и артикуляционной моторики);
2-ой «Звуковята» - фонематические сказки (для автоматизации и дифференциации звуков);
3-ий - «Говоруны» лексико-грамматические; сказки, способствующие формированию связной речи; сказки для обучения грамоте (о буквах и звуках) и пальчиковые.
7. За основу взяла систему игровых занятий и упражнений Ольги Борисовны Сизовой на основе сказок и модифицированные сказки Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской.
На материале различных сказок успешно использую коррекционно-развивающие игры и упражнения, разработанные мною для детей старшего дошкольного возраста. Очень полюбились детям игры «Угадай-ка», «Развивай-ка», «Размышляй-ка». Для этих игр я изготовила коллекцию одежды для сказочных героев, учитывая общие дидактические принципы:
- систематичности,
- последовательности,
- учёта возрастных и индивидуальных особенностей,
- учёта структуры речевого дефекта.
8. Третья задача – Я оптимизировала взаимодействие педагогов и родителей в вопросах использования сказки для достижения эффективных результатов коррекции и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Систематически выступаю на методических объединениях и родительских собраниях, рассказывая о роли сказок в коррекции речевого развития и социализации дошкольников. На мастер-классах демонстрирую применения сказок в коррекционно-развивающей деятельности логопеда.
В моей методической копилке имеются рекомендации для родителей и педагогов.
А вы уважаемые коллеги можете ознакомиться с учебно - методическими материалами на моих личных сайтах.
9. Реализация данной педагогической системы, обеспечивающей коррекцию речевого развития и социализацию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сказки, свидетельствует о ее высокой эффективности.
Дети лучше понимают смысл текста, различают особенности персонажей, происходит обогащение и активизация словарного запаса, формируются навыки связной речи. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Наряду с этим развиваются фантазия, воображение, память, внимание, простое логическое мышление.
В современном дошкольном образовании использование сказок не решает всех проблем, но дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность.
10. Уважаемые коллеги, реализация данной педагогической системы эффективно сказывается на достижениях моих воспитанников в различных видах творческой деятельности.
11. И на моих профессиональных достижениях.
12. Благодарю вас за внимание.
Предварительный просмотр:
Перспективный план программы «По страницам сказок»
Разделы работы | Занятия по сказке «Курочка Ряба» | ||
1-е занятие | 2-е занятие | 3-е занятие | |
Артикуляционная гимнастика | Использование карточек с изображением мышек с четырьмя различными хвостами. | Обрабатывание навыков переключения артикуляционных движений. | |
Мелкая моторика | Рисование по клеткам. Соединяя точки, рисуем цыпленка. | Рисование без отрыва карандаша по образцу. Выкладывание изображения из нитки. Такое же изображение можно выгнуть из тонкой проволоки. | Ребенок рисует самостоятельно понравившегося героя сказки по клеткам. |
Связная речь | Взрослый рассказывает сказку, ребенок повторяет некоторые слова. | Взрослый рассказывает сказку с участием ребенка; ребенок самостоятельно выбирает и передвигает фигурки в соответствии с излагаемым сюжетом сказки. | Пересказ сказки при более активном, чем на первых занятиях, участии ребенка. Составление коротких предложений с использованием звуко-подражаний из текста сказки. |
Развитие когнитивных процессов | Сказка-лото с использованием карточек с написанными названиями персонажей и фигурок сказочных персонажей. | Классификация сказочных персонажей по принципу их участия в сюжете сказки. |
Разделы работы | Занятия по сказке «Аленушка и лиса» | |||
1-е занятие | 2-е занятие | 3-е занятие | 4-е занятие | |
Мелкая моторика | Речь с движением рук (повторяющиеся причитания Аленушки). Рисование без отрыва карандаша по образцу. Выкладывание изображения Аленушки шерстяной ниткой по бархатной бумаге. | Складывание изображения Аленушки из геометрических фигур. | Складывание изображения Аленушки из геометрических фигур. | |
Связная речь | Знакомство с текстом сказки. Взрослый рассказывает сказку, побуждая ребенка повторять слова. Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. | Взрослый рассказывает сказку; ребенок самостоятельно выбирает и передвигает фигурки того персонажа, о котором идет речь, или выкладывает соответствующую карточку с названием персонажа. | Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. | Свободный пересказ без опоры на рисуночную схему. Составление словосочетаний с использованием слов из текста сказки. |
Грамматический строй речи | Составление предложно-падежных конструкций. | Составление предложно-падежных конструкций. | ||
Развитие когнитивных процессов | «Молоток рассказывает сказку» | «Молоток рассказывает сказку» | Сравнение одинаково называющихся персонажей различных сказок по выполняемым ими действиям. |
Разделы работы | Занятия по сказке «Колобок» | ||
1-е занятие | 2-е занятие | 3-е занятие | |
Мелкая моторика | Речь с движениями (песенка колобка). Рисование без отрыва карандаша по образцу. Выкладывание изображения шерстяной ниткой по бархатной бумаге. | Рисование в предложенной форме (дорисовывание недостающих деталей). | |
Связная речь | Взрослый рассказывает сказку, ребенок повторяет название персонажей. | Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. Составление словосочетаний с использованием слов из текста сказки. | Самостоятельное рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. Составление коротких предложений с использованием слов из текста сказки |
Грамматический строй речи | Составление предложно-падежных конструкций. | Составление предложно-падежных конструкций. | |
Развитие когнитивных процессов | Классификация сказочных персонажей по принципу их участия в сюжете сказки. |
Разделы работы | Занятия по сказке «Маша и медведь» | ||
1-е занятие | 2-е занятие | 3-е занятие | |
Мелкая моторика | Речь с движениями (попевка Маши). Конструирование из 16 палочек изображения медведя с коробом. Рисование по клеткам (повторение силуэта медведя, сложенного из палочек). | Составление изображение из данных геометрических фигур. | |
Связная речь | Взрослый рассказывает сказку, ребенок выставляет фигурки персонажей в тот момент, когда о них говорится в тексте сказки. | Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. | Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. Ребенок самостоятельно расставляет фигурки и, следуя схеме, пересказывает сказку. |
Грамматический строй речи | Составление предложно-падежных конструкций. | ||
Развитие когнитивных процессов | Сравнение одинаково называющихся персонажей различных сказок по выполняемым ими действиям. |
Разделы работы | Занятия по сказке «Теремок» | |
1-е занятие | 2-е занятие | |
Мелкая моторика | Речь с движениями (попевку, повторяемую каждым персонажем при виде теремка, можно обыграть жестами). | |
Связная речь | Взрослый рассказывает сказку, ребенок повторяет названия персонажей (по возможности с помощью слов, а не звукоподражаний), подбирает и ставит на стол фигурки персонажей, упоминаемых тексте. | Рассказывание сказки с использованием рисуночной схемы. |
Грамматический строй речи | Развитие оптико-пространственных представлений. Составление предложно-падежных конструкций. | |
Развитие когнитивных процессов | Классификация сказочных персонажей по принципу их участия в сюжете сказки. Сравниваются сказки «Теремок» и «Колобок», так как именно в них участвуют наибольшее количество персонажей-животных. | Сравнение одинаково называющихся персонажей различных сказок по выполняемым ими действиями. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов и родителей
«Методы и приемы использования при работе со сказками для развития красивой речи детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Полякова С.С.
Считаю, что наиболее эффективная форма работы с детьми по коррекции и речевого развития является сказка. Сказки всегда вызывает у детей эмоциональный отклик, расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.
Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?
1. Умение задавать вопросы. По мнению многих известнейших педагогов и психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
-придумывать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесник, лесовик);
-учить рифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
-составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Например, «Красная Шапочка» - «Красная Шапочка идет» - «Красная Шапочка идет по дорожке» - «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.
3. Письменное общение. Важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в письменном общении друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, короткие письма, поздравительные открытки, переписка по электронной почте, SMS-сообщения.
Именно любимые герои сказок, художественных произведений пусть и будут первыми объектами такого общения. Вам вместе с ребенком необходимо решить, кому лучше отправить записку, кому - письмо, а кому - SMS-сообщение. Начинайте сочинять вместе (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).
Телеграмма, записка, письмо, SMS-сообщение, скорее всего, по своему эмоциональному настрою будут различными и выражать разные эмоции: восхищение, благодарность, возмущение, гнев. В первую очередь это будет зависеть от того, какому сказочному герою отправляется письменное обращение, во вторую - от эмоционального настроя самого ребенка.
Такими письменными обращениями вы будете формировать не только устную и письменную речь ребенка, но и нравственные начала.
4. Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения гой или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная пословица, или сказок, к героям которых ее можно применить.
5. Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия - «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
6. Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).
7. Исчезновение. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.
8. Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;
- определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
9. Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель - широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - зависит от сюжета сказки.