Психологическая помощь при стрессовых ситуациях
В повседневной жизни человек всё чаще сталкивается со стрессовыми ситуациями. Стресс и его последствия влияют на физическое, психологическое состояние человека и могут оказывать разрушительное воздействие на организм. Кроме того, человек, испытавший стресс, может негативно влиять и на окружающих людей, например, быть излишне агрессивным, грубым, неадекватно реагировать на окружающую действительность.
Данное руководство предназначено для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в стрессовой ситуации или испытывающим её последствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_pomoshch_v_stressovykh_situatsiyakh.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьевская основная общеобразовательная школа
Методические указания для учащихся
Практическое руководство по оказанию психологической помощи людям, испытывающим стресс или его последствия
Составила:
учитель физики и математики
Алевтина Анатольевна Ухина
2012г
Введение
В повседневной жизни человек всё чаще сталкивается со стрессовыми ситуациями. Стресс и его последствия влияют на физическое, психологическое состояние человека и могут оказывать разрушительное воздействие на организм. Кроме того, человек, испытавший стресс, может негативно влиять и на окружающих людей, например, быть излишне агрессивным, грубым, неадекватно реагировать на окружающую действительность.
Данное руководство предназначено для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в стрессовой ситуации или испытывающим её последствия.
Практическое руководство по определению реакции и оказанию психологической помощи
- Реакция: Плач
Признаки: обильное слезотечение, всхлипывание, протяжные звуки.
Помощь:
- осуществить лёгкий тактильный контакт (дотронуться, взять за руку, погладить по руке, спине);
- активно слушать (резюмировать высказывания, повторять последние слова человека, комментировать его речь словами «ага», «угу», «точно», «да»);
- не останавливать плач (пусть «выплачется», сдерживать плач нельзя, т.к. гормоны стресса выходят вместе со слезами).
- Реакция: Истерика
Признаки: крик, театральные позы, истерический обморок, сознание сохранено, контакта с окружающим миром нет.
Помощь:
- удалить зрителей;
- сделать то, чего человек не ожидает (облить водой, ударить по щеке, резко и громко хлопнуть и т.д.);
- говорить коротко и чётко, командами.
- Реакция: Двигательное возбуждение
Признаки: человек мечется, движения резкие, контакта с окружающим миром нет (не смотрит на вас, не отвечает на вопросы).
Помощь:
- не давать подходить к окнам, открывать их;
- не подпускать к потенциально опасным предметам: ножам, ножницам, проводам;
- обездвижить (захватить сзади, резко наклонить на себя, лишить опоры, связать или держать).
- Реакция: Агрессивное поведение
Признаки: необоснованная агрессия ко всем окружающим, ломает предметы, рвёт одежду.
Помощь:
- говорить короткими чёткими командами;
- дать выход энергии человека (дать избить подушку, порвать тряпку, сломать предмет);
- попытаться обратить человека в союзники (поручить ответственное задание, связанное с физическим трудом).
- Реакция: Нервная дрожь
Признаки: неуёмная крупная дрожь, сознание сохранено (слышит, понимает, реагирует).
Помощь:
- не укрывать – человеку не холодно;
- разговаривая, подойти спереди и потрясти за плечи примерно 20 секунд, предварительно предупредив об этом;
- помочь человеку избавиться от выброса адреналина – включить в двигательную активность (до потоотделения, потому что гормоны частично выходят с потом): быстрый бег, отжимания, приседания и т.д..
- Реакция: Ступор
Признаки: нет контакта с внешним миром (нет реакции на слова, звуки).
Помощь:
- создать безопасные условия;
- обеспечить комфортные условия: снять обувь, усадить в мягкое кресло, взять его руки в свои, большие пальцы отогнуть, остальные прижать к ладони (сложить из пальцев фигуру «класс!»);
- разговаривать эмоционально, активно жестикулируя, затрагивать эмоции человека (в т.ч. можно говорить и негатив, но потом обязательно выйти на позитив).
- Реакция: Апатия
Признаки: непреодолимая усталость, вялость, заторможенность, паузы в речи. Апатия чаще всего возникает на 3-4 сутки после стрессовой ситуации.
Помощь:
- говорить простыми короткими фразами;
- увести от места происшествия, поменять обстановку;
- укрыть пледом, верхней одеждой;
- напоить горячим сладким чаем;
- завязать беседу.
- Реакция: Страх
Признаки: поверхностное дыхание, скулы «ходят», глаза широко раскрыты, губы поджаты или дрожат, паническая реакция, бегство. Состояние может быть и менее выраженным. Бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает человеку нормально жить.
Помощь:
- осуществить лёгкий тактильный контакт (слегка дотронуться, при этом касаться головы нельзя);
- дышать ровно и глубоко (на подстройку под ваше дыхание у человека может уйти более 10 минут);
- включить в двигательную активность;
- завязать беседу.
- Реакция: Тревога
Признаки: страх неизвестно чего.
Помощь: та же, что при страхе.
- Реакция: Сильное угнетение психики, связанное с физическим воздействием на человека
Признаки: болевой синдром, внешние следы воздействия (синяки, ссадины, следы душения) + одна или сразу несколько реакций (страх, апатия, плач).
Помощь:
- не оставлять одного;
- оградить от посторонних зрителей;
- в речи использовать чёткие короткие фразы;
- говорить в утвердительной форме, исключить частицу «не»;
- побудить к действию (например, писать);
- завязать беседу;
- взрослому объяснить, что его ценность как человека от этого не изменилась, например, взять максимальную банкноту, спросить: «Что бы ты купил на эти деньги? Ты бы хотел видеть эту купюру в своём кошельке?». Затем смять банкноту «А теперь хотел бы?». Далее бросить купюру на пол «А сейчас нужна?». Развернуть банкноту, разгладить «Её достоинство изменилось? Нет! Это всё те же деньги».
- ребёнка включить в двигательную активность, организовать игры с водой и (или) песком, красками. Например, можно сказать: «Нарисуй свой страх». Затем: «Что ты хочешь с ним сделать?»;
- постараться свести другие реакции к реакции плача.