родительское собрание

Ивашкова Галина Ивановна

Финансовая грамотность родителей                                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи» 22.03.2018г

«Нажить много денег- храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать- искусство». Бертольд Авербах

Цель: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности подростка.

Задачи: сформировать у родителей понимание об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, проектор, маркеры, раздаточный материал для работы в группах.

Целевая аудитория: родители, обучающиеся.

Методики и технологии: дискуссии, работы в группах, публичные выступления.

Ожидаемые результаты: у родителей сформируется представление о значимости данной темы; взрослые узнают больше друг о друге и о своих детях, что способствует сплоченности членов семьи в решении финансовых вопросов.

Актуальность: финансовая грамотность – фактор успеха страны. Надо знать, как управлять своими деньгами. Во многих странах мира законодательство обязывает родителей давать детям карманные деньги. Поэтому родители с дошкольного возраста учат детей правильно тратить эти деньги, планировать свои расходы. У нас в стране получается, что становясь взрослым, вчерашний школьник не умеет планировать личный бюджет, делать накопления, собирать деньги на отдых, лечение, образование. Не имеет понятия о страховании, инвестициях, накопительной пенсии, кредитных картах и т.п. Поэтому, финансовое образование необходимо каждому человеку – и ребенку и родителю, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь. Кроме того, финансовая грамотность с каждым днем становится все более важным фактором развития и достижения социальной стабильности и развития общества.

Ход родительского собрания.

I. Организационный этап.

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Я думаю, что финансовые знания, приобретенные на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более целеустремленными и ответственными взрослыми. Эти бесценные знания смогут заметно в дальнейшем облегчить им жизнь. Главное, чтобы знания не оставались теорией, а были применимы в реальной жизни, действовали на практике.

II. Семейный бюджет.

Учитель. 

У каждого из нас есть свой доход. А раз есть доход, значит надо уметь правильно доходами распоряжаться. «Мы и так умеем,» - ответят многие из вас. Но как гласит старинная русская пословица: «Легче деньги прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь.»

Среди учащихся 7 классов было проведено анкетирование. Обратите внимание на ответы учащихся.

Посмотрите пожалуйста на диаграммы (слайды)

Что вы можете сказать? Исходя из диаграмм можем сделать вывод что мало уделяем моментов для развития финансовой грамотности у детей.

Вопрос детям:

1. Из чего формируется семейный бюджет? – рассказывают вам родители на что тратиться семейный бюджет (ответы детей)

Вопрос родителям

Уважаемые взрослые, можете ли вы объяснить, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

Примерные ответы родителей:

  1. Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
  2. Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
  3. Мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.

Вопрос ученикам: хотели бы вы участвовать в планировании бюджета? почему? Какую пользу из этого вы можете для себя извлечь?

Учитель: Для того чтобы развеять сомнения родителей, а ребятам дать возможность отстоять право участвовать в планировании семейного бюджета поиграем в игру.

Для проведения игры разделимся на команды по две семьи в каждой.

Игра 1Бюджет семьи (слайд 4).

Условие игры: за 1 минуту в таблицу «Доходы и расходы» записать как можно больше статей.

Доходы

Расходы

1

Врея закончилось. Проверяем ответы.

(слайд 5) Таблица «Доходы и расходы»

Доходы

Расходы

1

Заработная плата

Питание

2

Пенсия

Одежда

3

Премия

Коммунальные услуги

4

Дотации и пособия

Транспортные расходы

5

Гонорар

Мебель

6

Стипендия

Налоги

7

Рента

Досуг и развлечения

8

Проценты

Дополнительные образовательные услуги

9

Дивиденды

Платные медицинские услуги

10

Наследство

Непредвиденные расходы

11

Грант

12

Бонус

13

Налоговый вычет за покупку квартиры, образование, медицинские услуги

Итог. Глядя на таблицу детей, они не знают о расходах семьи, отсюда вытекает ряд проблем в непонимании слов «НЕТ ДЕНЕГ».

Преимущества планирования семейного бюджета по мнению психологов:

  1. Планирование семейного бюджета повышает финансовую дисциплину в семье, делает финансовые потоки контролируемыми и управляемыми;
  2. Планируя семейный бюджет, вы сможете использовать имеющиеся финансовые ресурсы более эффективно;
  3. Планирование семейного бюджета существенно предотвращает возможные ссоры и скандалы из-за денег в семье;
  4. Планируя семейный бюджет, вы сможете быстрее рассчитаться с долгами, если у вас таковые имеются, расширить денежные активы семьи, создав резервы, сбережения и капитал

III. Карманные деньги

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой? (ответы детей и родителей)

1. Денежные подарки.

2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.

3. Заработанные деньги.

Вопросы ученикам: с какой целью родители дают вам деньги? Что вы на них покупаете? Хватает ли вам их на тот период, что они были выданы?

Как же ребенка научить рационально тратить деньги. Когда мы говорим о карманных деньгах. То возникает ряд вопросов: Сколько выдавать? Как часто давать деньги? Как контролировать? Как не испортить ребенка деньгами?

Давайте попробуем определить о пользе и вреде таких средств.

Работа родителей в группах и детей.

1 группа карманные деньги за и против

2 группа Плата за учебу, домашнюю работу. За и против.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором

для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в

качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных

моментов.

К положительным относятся следующие:

1. У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3. Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1. Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2. У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за

хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо,

помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин – не давайте ему за это

деньги

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья

сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымагательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Итог обсуждения. Каждый родитель сам выбирает для себя какую сумму ему давать ребенку и на какое время, главная цель научить ребенка правильно их тратить.

4. Учитель: Последний вопрос нашего собрания: Способны ли дети содействовать экономии семейного бюджета? Ответ на него мы получим во время игры

«Как я экономлю семейный бюджет!»

Условия игры для детей: перечислить правила экономии бюджета детьми. Родители консультируют, задавая наводящие вопросы.

Примеры ответов.

  1. Бережно относиться к личным и семейным принадлежностям.
  2. Разумно расходовать карманные деньги.
  3. Учиться хорошо, чтобы не тратить деньги семьи на репетиторов.
  4. Всегда выключать свет, газ, воду во избежание переплат за коммунальные услуги.
  5. Помогать родителям, на приусадебном участке выращивать экологически чистые продукты питания.
  6. Не подвергать свое здоровье и жизнь опасностям.
  7. Экономить на транспортных расходах, если возможно.
  8. Совместно с родителями сберегать и накапливать на банковском счете лишние деньги.
  9. С 14 – летного возраста подрабатывать в фирме родителей или близких родственников.
  10. Составить личный финансовый план.

5.. Подведение итогов.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Но главным в семье каждого из вас должно стать доверие друг другу и совместное решение проблем даже финансовых. В завершении нашего собрания предлагаю финансовый девиз семьи

Единая семья – единый бюджет, бесполезным тратам скажем все нет!

рекомендации:

Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным. Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».