Материалы окружного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года"
Конкурсное задание "Методический семинар".
Тема: "Моделирование уроков в начальной школе средствами технологии междисциплинарного обучения".
1. Пояснительная записка.
2. Презентация https://drive.google.com/file/d/0B8-ZJCzI-VD1dklqWkxJT3BxSUU/view?usp=sharing
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_konkursnomu_zadaniyu_fedorenko_t.n.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Федоренко Т.Н.
Пояснительная записка
«Моделирование уроков в начальной школе
средствами технологии междисциплинарного обучения»
В каждом ребёнке заложен росток исследователя,
без которого немыслим ни один талант.
К.Д. Ушинский
Вопрос о том, чему и как учить ребёнка, не новый. Но в наше время он звучит особенно остро в связи с тем, что скорость происходящих в обществе изменений превышает возможности изменения самого человека. Информационные нагрузки, с которыми приходится сталкиваться ребёнку, не оставляют надежды на то, что старые, проверенные временем приемы и методы обучения школьников по-прежнему смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. Закономерно появление федеральных государственных образовательных стандартов и новой задачи системы образования, связанной с формированием универсальных учебных действий, «обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1]. Современный первоклассник отличается от своих сверстников 90-х годов значительно большей осведомлённостью, но при этом обладает низкой познавательной активностью и энергичностью, не имеет желания активно действовать. В наше время «возбудить аппетит» ребёнка к получению знаний сложнее, чем это было раньше. В самом деле, маленького человека, живущего в большом городе, удивить не так легко. Современному учителю нужен более широкий спектр приёмов, методик обучения, чтобы решать задачи, поставленные перед школой ФГОС. (Слайд 3)
Задачи, связанные с формированием умения учиться и развитием способности к саморазвитию, несколько десятилетий рассматривались применительно к детям с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей (по результатам диагностик и тестирования). В практике работы нашей школы (МБОУ СОШ №10 «Успех» г. о. Самара) с 1991 года активно использовалась технология, соответствующая модели творческого обучения – технология междисциплинарного обучения, составляющая основу дифференцированной развивающей программы «Одарённый ребёнок» (автор доктор психологических наук Н.Б. Шумакова, лауреат премии Президента РФ в области образования).
Основным методом, применяемым в технологии междисциплинарного обучения, является метод исследования или открытия. Данная программа доступна детям с разным уровнем развития познавательных интересов и обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого ребёнка.
В нашей школе предмет «Междисциплинарное обучение (МДО) с 1 класса был включён в Учебный план начальной школы (2 ч в неделю).
Содержание обучения выстраивается вокруг глобальных философских тем, раскрываемых с помощью междисциплинарных обобщений: 1 и 2 класс - «Изменение»; 3 класс – « Влияние»; 4 класс – «Порядок». (Слайд 4)
Данная программа была выбрана потому, что построена на едином теоретическом основании, снабжена диагностическими и методическими материалами и позволяет решать следующие задачи:
• развитие продуктивного мышления высокого уровня (с направленностью на самокритичность, критичность и творчество);
• формирование элементарных навыков исследовательской работы;
• обеспечение самостоятельности в обучении;
• создание условий для поддержки интереса к интеллектуальному и коллективному труду, выдвижению новых идей. (Слайд 5)
Составление программ по учебным дисциплинам опирается на принципы моделирования содержания обучения МДО, которые требуют: глобального характера постановки и осмысления проблем при изучении материала (не сумма предметных знаний; а часть единого «глобального» знания) с ориентацией на вышеуказанные темы; интеграции тем и проблем на внутри дисциплинарном и междисциплинарном уровнях; высокой насыщенности содержания; обучения на задачах открытого типа.
Основной методический принцип – организация научного подхода к познанию с опорой на широкое использование активных форм обучения и совместной деятельности.
Метод обучения – методы исследования: индуктивное и дедуктивное исследование, проблемно – диалогический, групповые методы исследования.
В МБОУСОШ №10 я работаю с 2002 года. На личном опыте убедилась, что программа доступна всем детям. (Слайд 6) Сравнивая результаты диагностик, контрольно-измерительных материалов, количество участников и победителей олимпиад и конференций, количество успевающих обучающихся, уровень коммуникативных умений, можно с уверенностью сказать, что классные коллективы, в расписании которых стоял предмет «МДО» значительно отличаются от классов, у которых такого предмета не было. Таким образом, у меня, как у учителя, возникла идея: «Применить технологию МДО для моделирования других учебных предметов». (Слайд 7)
Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения вопроса, затруднения, т.е. с проблемы. Мне предстояло свою идею воплотить на практике. Теоретической основой моей деятельности стали исследования В.П. Вахтерова, А.Г. Асмолова, А.М. Матюшкина, Н.Б. Шумаковой, А.И. Савенкова.
Возникновение проблемы – ценное и важное звено в обучении. «Пытливый детский ум начинает работать, едва ребёнок проснётся, и работает до тех пор, пока не начинается первый урок, - писал Роберт Фрост. Мышление ученика на уроке, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается её решением. Полная же структура мыслительного процесса и соответствующей ему познавательной активности включает: порождение проблемы, формулирование мыслительной задачи, решение задачи и обоснование найденного решения.
Моделирование урока, на котором ребёнок столкнётся с проблемой, найдёт решение и обоснует его, является непростой задачей. Организация и проведение такого урока требуют от учителя особого искусства. Хороший учитель - не тот, кто преподносит истину, а тот, кто учит её находить, владеет методикой проведения учебного исследования. Существуют две разновидности мыслительного процесса - индукция и дедукция, соответственно выделяют две основные разновидности методики исследования – индуктивного и дедуктивного типа.
Единая технология преподавания учебных предметов предполагает определённую структуру урока: Н. Б. Шумакова выделяет следующие этапы урока в методике индуктивного и дедуктивного исследования: мотивация, исследование, обмен информацией, организация и связывание информации и формулировка выводов, рефлексия, применение, постановка новых вопросов. (Слайд 8)
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Рассмотрим основные шаги при моделировании урока – исследования. (Слайд 9)
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок [3].
Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.
Способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования. На своих уроках использую различные приёмы мотивации: «Приём ключевых слов», «Загадка» (схема, модуль, сказка), «Выполнимое, невыполнимое действие», «Погружение в проблему» и другие. (Слайд 10)
Мною был разработан комплекс уроков русского языка, литературного чтения и окружающего мира для учащихся 2-4 классов с использованием данной технологии. Данная тема позволяет включить в школьный курс (на основе учебников и в рамках временной регламентации программы) дополнительный материал по литературе, риторике, окружающему миру сократить время прохождения отдельных тем.
Организация учебной деятельности на основе проектно-исследовательских форм учебной деятельности показала преимущества использования технологии междисциплинарного обучения.
Результаты диагностики метапредметных и личностных результатов (апрель, 2014 год)
Общий результат класса в целом по тесту или по отдельным умениям можно сравнить с репрезентативной выборкой российских учащихся, полученной в ходе совместного эксперимента РАО и ОС «Школа 2100», а также в ходе дополнительных исследований. (Слайд 11)
УУД | Процент успешных решений всего класса | Средний общероссийский уровень | Сравнение с общероссийским уровнем (+/-) | Уровень сформированности умений |
Познавательные | 74% | 67% | +7% | оптимальный |
Регулятивные | 64% | 62% | +2% | оптимальный |
Коммуникативные | 67% | 64% | +3% | оптимальный |
Личностные | 79% | 77% | +2% | оптимальный |
Результаты применения технологии: высокие показатели обученности по предметам, творческие успехи на городских олимпиадах и конференциях различного уровня, 100%-ная занятость учащихся после уроков, желание исследовать и выполнять различные проектные работы самостоятельно и совместно с другими участниками исследования. Особенно запомнились моим ученикам и их родителям проекты «Выращиваем крокусы для мам», « Выпуск ученического журнала о ГЛАГОЛЕ», «Создание справочника по странам и континентам», « Создание сборника сказок о семье», конкурс ученических портфелей «Моя любимая часть речи». (Слайд 12)
Плоды своего труда вижу в успехах и достижениях моих ребят: ежегодно мои воспитанники становятся победителями школьного, районного, городского этапов ученической научно -практической конференции «Первые шаги в науке», Областной конференции «Физическая культура, здоровье и спорт», Открытых городских Ломоносовских чтений «Мои личные открытия», городской конференции «Профессиональное самоопределение. Познание. Творчество. Наука», являются лауреатами Всероссийского конкурса детских научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и Международных Славянских чтений, победителями Всероссийских конкурсов «Родное слово», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас», «КИТ», «Эврика», также мои ученики – победители различных городских творческих конкурсов «Ёлочная игрушка», «Золотой ключик». Мои четвероклассники в 2014 году заняли 4 призовых места в городской олимпиаде «Суперзнайка» по различным предметам, 9 призовых мест в школьных предметных олимпиадах. (Слайды 13,14)
В рамках внеурочной деятельности исследовательские умения помогают ребятам при подготовке мероприятий культурной направленности - спектаклей, выставок, музыкально-литературных композиций. (Слайд 15)
В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия, т. к. она может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Однако следует помнить о том, что экскурсия – это не просто прогулка по определённому маршруту, а серьёзная работа, требующая большой предварительной подготовки педагога и учеников. Например, экскурсия в Ульяновск помогла нам в проектной работе на тему «Появление буквы «Ё» в русском алфавите». (Слайд 16)
Свой педагогический опыт представляю на муниципальном и региональном уровнях. Ежегодно являюсь участником и докладчиком на методических семинарах, научно – практических конференциях, фестивалях и конкурсах: 2011 год - «Региональная научно-практическая конференция «Введение ФГОС начального общего образования в Самарской области (по результатам проведения эксперимента в первом полугодии 2010-2011 учебного года)», «Региональная научно-практическая конференция «Введение ФГОС НОО в Самарской области», Областной методический семинар «Современные образовательные технологии, обеспечивающие освоение универсальных способов деятельности младшими школьниками»; 2012 год – «Городской методический день «Современный урок: как научить учиться», «Городской семинар « Использование технологии деятельностного подхода в формировании УУД», «Городской семинар «Проектирование предметных и метапредметных достижений учащихся начальной школы в рамках урочной и внеурочной деятельности»; 2013 год – «IV областная- VII городская научно-практическая конференция «Педагог-исследователь», «Городской фестиваль «Учу детей учиться». (Слайды 17,18)
Активно участвую в экспериментально – исследовательской работе, являюсь педагогом-тьютором региональной образовательной проектной площадки на базе школы, которая включена в эксперимент по введению ФГОС начального общего образования с 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Самарской области №115-од от 22.06.2010 г.).
Являюсь автором и соавтором статей: «Особенности обучения математике в рамках ФГОС» (информационно-методический журнал «Самарский вестник начального образования» №2, 2011 г.); «Личностно-ориентированное обучение на уроках в начальной школе» (сборник докладов областной научно-практической конференции «Педагог-исследователь» по теме: «Политехнологичность современной образовательной среды как условие реализации ФГОС», 2013 г.); « В школу по всем правилам» («Самарская газета», 2014 г.). (Слайд 19)
«Обновление мира начинается в школе» - девиз Всероссийского конкурса «Учитель года». Я в это искренне верю! И думаю, что мой опыт по формированию у учащихся умений исследовательской деятельности помог быстро войти в систему реализации ФГОС, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Первоклассники – это маленькие росточки, которые тянутся вверх, поддерживаемые учителем, мечтающие расцвести под огромным голубым небом. (Слайд 20)
Тот, кто стал учителем, поймёт - какое счастье быть полезным людям!
Библиографический список
1. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.
2. Новейший педагогический словарь /ред. Е.С.Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010 – 228с.
3. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/ А. И. Савенков.- М.: «Ось89», 2006.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.