Тотальный диктант (2016)

Любимова Виктория Викторовна

Это уже не сочинение на конкурс, а просто впечатления, которыми хотелось поделиться...

Мой новый календарный праздник

К хорошему быстро привыкаешь... Так и ежегодное участие в акции «Тотальный диктант» стало для меня уже само собой разумеющимся. Всего лишь два года назад я впервые решилась испытать себя в этой, как мне тогда казалось, рискованной авантюре, а теперь Тотальный диктант стал для меня чем-то вроде ещё одного календарного праздника, не менее любимого и ожидаемого, чем Новый год. Причем праздник этот – особенный: заранее не знаешь, как будешь его отмечать, и в этом вся интрига. То ли ограничишься просто написанием диктанта в приятной компании (что само по себе интересно и весело), то ли попадешь в число счастливчиков-отличников и будешь принимать поздравления в торжественной обстановке. Да и организаторы каждый раз придумывают что-то оригинальное, запоминающееся.

Приготовления к празднику начинаются заблаговременно: у организаторов горячая пора наступает уже с февраля, когда в Новосибирск – колыбель Тотального диктанта – съезжаются координаторы со всех городов и весей, а участники приступают к повторению основ орфографии и пунктуации – кто на очных курсах, кто онлайн. В прошлые годы я специально к диктанту не готовилась, лишь пробовала писать предыдущие диктанты с автоматической проверкой на сайте, а в этом году мне очень понравились лекции Елены Калининой на официальном сайте Тотального диктанта. Каждая лекция состояла из двух частей: по одному из правил орфографии и пунктуации, с запоминающимися примерами и упражнениями. Ах, если бы так чётко и сжато объясняли в школе! Кстати, на диктанте эти правила вспоминались в нужный момент, и было радостно, словно встретила старого знакомого.

Когда 6 апреля в 20 часов открылась регистрация на площадки, мне удалось записаться на выбранную площадку одной из первых. В прошлом и позапрошлом году я писала диктант в ГУАП, не стала менять привычки и в этом году, тем более что «диктатором» там была заявлена актриса Анастасия Мельникова, мне было интересно написать тест под её диктовку.

16 апреля я приехала примерно к 14:30, встречающие провели в аудиторию, где отмечали по списку зарегистрировавшихся. Как-то и в голову не пришло уточнить, кто будет диктатором – в списке-то меня нашли, а при регистрации не было указано, что диктаторов будет несколько, как это было на некоторых других площадках. Слегка удивилась лишь тому, что оставались ещё свободные места: в прошлые годы сидели тесно, локоть к локтю, бланков не хватало. Но решила, что погода хорошая, люди могли передумать. 

Только когда ведущая представила в качестве диктатора актёра Молодёжного театра Сергея Дмитриевича Барковского, я поняла, что что-то перепутала, но, как говорит молодёжь, «поздняк метаться»: мне тут удобно сидеть, не тесно, ну и ладно. Сергей Дмитриевич отказался от микрофона, его прекрасно было слышно и так, очень приятный голос с безупречной дикцией и такими выразительными интонациями, что знаки препинания можно было ставить практически автоматически.

Мне интересно было сравнить свои ощущения с теми, что испытывала два года назад на своём первом Тотальном диктанте. Тогда до изнеможения хохотала над сюжетами «HOBOSTI», а в этот раз воспринимала их уже как должное, с лёгкой улыбкой. Тогда при написании текста в нескольких местах мучительно колебалась с выбором из возможных вариантов пунктуации, а сейчас относилась спокойнее: уже поняла, что проверяющие не требуют полного совпадения с авторской пунктуацией, во многих случаях допустимы разные варианты. Например, абзац с прямой речью Сергей Дмитриевич прокомментировал такими словами: «Ну, это не диалог, а просто прямая речь». Так как это был отдельный абзац, я сначала предполагала поставить тире, но после этих слов усомнилась: стоит ли так выделять отдельную фразу? В итоге поставила кавычки (по крайней мере, знала, на какой источник сослаться, что так будет верно), а позже в авторском тексте увидела, что всё-таки надо было ставить тире, Сергей Дмитриевич своим комментарием, видимо, имел в виду, что не надо ставить тире перед словом «нет» в следующем абзаце. К счастью, проверяющие приняли мою пунктуацию.

Вообще, написав уже третий Тотальный диктант, обратила внимание, что некоторые «сложности» присутствуют в текстах из года в год, поэтому предыдущий опыт зачастую очень помогает. В прошлогоднем диктанте мне запомнились два момента. Во-первых, я колебалась в слитном написании «оттого» («... от восхищения мужеством и великой славой этих людей, оттого, что так величественно...»), это побудило меня досконально разобраться в правиле. Во-вторых, хотя сама, не задумываясь, правильно написала «...до поры невидимое...», но на форумах видела бурное обсуждение («Почему слитно, если есть уточняющие слова?»), так что в этом диктанте «...с нескрываемым от смертных азартом...» написала верно уже не на автопилоте, а вполне осознанно. Тексты Тотальных диктантов напоминают мне произвольную программу по фигурному катанию: полная свобода творчества, но должно присутствовать столько-то обязательных элементов.

В целом текст этого диктанта показался мне легче прошлогоднего в смысле «подвохов», но менее интересный по содержанию: будто Андрей Усачёв просто пересказал своими словами статью из Википедии. Позже узнала, что это текст из пока ещё не изданной книги автора, которая так и называется «Этот древний-древний-древний мир». Ну, раз автор создаёт свои произведения преимущественно для детей, то не стоит придираться к содержанию. К тому же среди пишущих диктант есть и дети – пусть и им будет интересно.

Уходя из аудитории, я подошла к Сергею Дмитриевичу за автографом (в свой «тотальный» ежедневник, который получила в подарок в позапрошлом году), и он написал мне: «Ждём в Молодёжном театре». Эти слова оказались для меня счастливым предзнаменованием, ведь в этом году, как и в прошлом, церемония награждения отличников проходила именно в Молодёжном театре... 

На выходе участников ловили корреспонденты с телекамерой и задавали, на мой взгляд, странные вопросы: «Что нужно есть в день диктанта, чтобы написать его на отлично? Какую одежду надо выбирать? Какую музыку слушать?» и т.д. Тогда я ещё не знала, что ответы будут использованы в шуточном видеоролике на церемонии награждения, поэтому с недоумением постаралась проскочить мимо. Хотя, что касается одежды, то моя кофточка в тот день была точно такого же салатного цвета, что и верхняя часть бланка Тотального диктанта. Может, в этом и был секрет успеха?..

Праздник ожидания праздника

Наибольшее волнение – в дни ожидания результатов. Отдельное спасибо тем учителям, которые так оперативно, всего за три дня, успевают проверить работы, а ведь в этом году в Санкт-Петербурге было 6400 участников!

20 апреля в группе появилось сообщение, что работы уже проверены, результаты будут загружены на сайт завтра. Ох, скорее бы уже! Конечно, верится в лучшее, но мало ли что...

Выхожу на сайт 21 апреля, нажимаю «Результаты», ввожу кодовое слово. 

Процесс выполнения шагов отражается на экране по пунктам: 1. Кодовое слово 2. Об участнике. 3. Оценка. Первые пункты – зеленые, третий – в красном кружочке, как в прошлом году обозначалась оценка. Подсознание на долю секунды успевает удивиться: «Оценка – 3?! Вроде не должно бы...», потом взгляд скользит ниже и натыкается на победную «пятёрку» с вердиктом: «Орфографических ошибок нет, пунктуационных – 1». Эх, опять что-то прозевала...

Впоследствии выяснилось, что слишком доверилась интонационной паузе Сергея Дмитриевича в предложении «...считали богами – правда, временными...». Пауза была настолько заметна, что ляпнула запятую, не усомнившись. Дело в том, что в авторском тексте пунктуация с тире и запятая после слова «правда» нужна, а я вместо тире поставила запятую: «...считали богами, правда, временными...». Тут вторая запятая не нужна (слово «правда» не вводное, а играет роль союза «но»), но она так явственно «слышалась», что и не подумала вспомнить правило. Правда, даже если бы тогда стала вспоминать пункты проверки, вводное ли это слово, из лекций Елены Калининой, тоже могла ошибиться: «относится ли к одному из пяти типов» – отнесла к типу «степень уверенности говорящего»; «можно ли задать вопрос» – вопроса я не придумала, а отсутствие вопроса характерно для вводных слов; «можно ли заменить другим вводным словом» – заменила «конечно». Даже пункт «можно убрать из предложения без нарушения базового смысла или передвинуть в другое место» почему-то у меня выполнился. Ну, бывает... Хорошо то, что хорошо кончается: один пунктуационный «пунктик» прощают даже отличникам...

Свою работу забрала на Казанской, 7 (где в позапрошлом году проходила церемония награждения), там же выдали билеты на церемонию в Молодёжном театре. Волонтёры, выдававшие работы, были такими позитивными, искренне радовавшимися за каждого участника (мне даже поаплодировали), что казалось как-то невежливо взять работу и сразу уйти. Искренне их поблагодарила и пожелала, чтобы и у каждого из них тоже обязательно произошла какая-нибудь неожиданная радость.

Вот теперь можно расслабиться и все дни до 26 апреля наслаждаться «праздником ожидания праздника». Как у истинной женщины, главная мысль: что надеть?! Хотя яркие цвета в одежде редко использую, но тут на волне радостной эйфории вспомнилось высказывание Елены Калининой о платье «корпоративных цветов» (красном), поэтому и я решила выбрать платье фирменных цветов Тотального диктанта – красное с чёрным.

Незабываемая феерия

Наконец этот долгожданный день настал! Для меня 26 апреля оказалось вдвойне праздником: ещё успела побывать на подведении итогов профессионального конкурса, в котором тоже посчастливилось стать победителем. Оттуда, под начинающимся дождём, поспешила в Молодёжный театр на Фонтанке. Так как прибежала впритык к 18:30, то не успела застать театрализованные сценки, которые актёры разыгрывали для пришедших заранее гостей на улице, – представление уже закончилось.

В фойе на первом этаже между гостями расхаживали загримированные актёры, представлявшие писателей и героев произведений. Забавно, что в первые мгновения мне было сложно перестроиться со своего серьёзного профессионального мероприятия на театральный лад, первая мысль была «Что за детский сад?!», а потом сбросила серьёзность и с большим удовольствием принялась разгадывать загадки актёров. Сначала надо было угадать, кто это, потом ответить на вопросы. За верные ответы давали миниатюрные шоколадки с логотипом театра на обёртке. Например, мрачный юноша в черном пальто изображал Раскольникова (когда угадала, приоткрыл полу своего пальто и показал спрятанный там топор), его вопрос был такой: «Скольких людей я убил?» Хм, вроде двоих – старуху-процентщицу Алёну Ивановну и сестру её Лизавету, разве нет? Говорит, что неверно: был ещё третий. Вспомнив цитату «Я не старуху убил, я себя убил», предположила, что себя посчитал. Нет, неверно. Ох, стыдно не знать классику-то! «Родион» милостиво подсказал: «Третий – тот, кто не мог видеть, но мог чувствовать». Тьфу, точно же! Речь шла о нерождённом ребенке Лизаветы... Хотя цитаты я не помню...

К девушке в кокошнике я подошла с вопросом: «Вы, наверное, Василиса Премудрая? Или Прекрасная?». Она с улыбкой ответила: «Нет, я Несмеяна». Я удивляюсь: «А почему тогда улыбаетесь?» Она говорит: «Меня развеселили, да к тому же я уже замужем».

«Лермонтов» предложил прочитать его стихотворения. О, тут ему шоколадок не хватит – это же один из моих любимых поэтов! Скромно остановилась на двух стихотворениях. Были еще Садко, Маргарита, Чудо в перьях и тому подобные персонажи...

Также можно было сфотографироваться у стенда с логотипом Тотального диктанта с шуточными табличками в руках. Одна из табличек была прямо для меня: «Это вам не математика, тут думать надо». И ещё мне понравились «Чёрный пояс по орфографии» и «Первый разряд по пунктуации».

В фойе ко мне обратился корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» с просьбой ответить на несколько вопросов. Я на секунду замешкалась, и он с юмором подбодрил: «Не бойтесь, мы не кусаемся, нас сегодня покормили». Ох, не любитель я говорить экспромтом, но раз уж предложили, некрасиво ломаться, ответила, как смогла. Беседовали мы минут пять, среди вопросов были такие: «Кто вы по профессии?» (искренне удивился, что я математик), «Что помогает написать диктант на отлично?» (я честно ответила, что мне помогли онлайн-лекции Елены Калининой, но в эфир это не взяли – видимо, сочли рекламой), «Зачем писать грамотно?» (сказала, что считаю это просто элементом культуры – приятно, когда получаешь грамотные сообщения и в СМС, и в соцсетях)  и «Что было для вас самым сложным в диктанте?» (этот мой довольно сбивчивый ответ единственный удостоился права попасть в эфир – сама не знаю, почему, вспомнила свои опасения исправить верное на неверное при проверке).

Потом участников пригласили на второй этаж, где были накрыты столы для фуршета: пирожные (в том числе забавные «Пятерочки»), пирожки, бутерброды и даже шампанское. Один минус – было очень тесно и душно, поэтому, как только стали приглашать в зал, с удовольствием прошла в прохладный полумрак.

Торжественная церемония началась с театрализованного действа – выступления всевозможных Ошибок. Вылезали они отовсюду: то одна покажется на верхнем балконе, то другая по-обезьяньи висит на столбе (кажется, осветительном), то целая куча пробирается перед первым рядом. Потрясающее впечатление: в тёмном зале луч прожектора выхватывает то одну, то другую Ошибку, они произносят свои слова и снова исчезают, тут же возникая в другом месте. Мерзкие, как и положено ошибкам (всклокоченные, в лохмотьях), но вместе с тем очень обаятельные. Эх, такое представление не отличникам бы показывать, а школьникам-двоечникам, чтоб за ум взялись!

После официального представления лиц, оказавших поддержку акции «Тотальный диктант» в Санкт-Петербурге, выступила главный координатор Ирина Рожкова и подвела основные статистические итоги по нашему городу. Приятно, что с каждым годом акция приобретает все больший размах, но это не мешает организаторам проводить её с той же душевной теплотой, как и раньше. Кстати, было сказано, что в нашем городе впервые акцию поддержало Правительство Санкт-Петербурга. С одной стороны, это, конечно, придает вес и почёт «народной» затее, но, с другой стороны, мне крайне не хотелось бы, чтобы чиновники мерились количеством участников и отличников в регионах!

Так как отличников было 84 человека (с тотальным преобладанием прекрасного пола – 78 против 6 мужчин), то награждаемых приглашали на сцену группами по 12 человек. Между выходом каждой группы продолжались театрализованные номера.

Много доброго юмора было в видеороликах, в которых были смонтированы смешные ответы на вопросы, которые корреспонденты задавали 16 апреля. В музыкальных видеоклипах использовались кадры, снятые в день диктанта. Особенно мне понравился кадр с разложенными на столах в ряд фирменными ручками в сочетании со словами песни в исполнении Михаила Боярского: «Но, слава богу, есть друзья, // И, слава богу, у друзей есть шпаги».

Организаторы Тотального диктанта проводили ещё и конкурс фотографий, и победители конкурса тоже получили сегодня награды. Из всех фотографий мне больше всего понравилась фотография скелета, пишущего диктант (автор Оксана Рябоконь). В качестве площадок участвовали и школы, вот учитель биологии и пошутил таким образом.

Очень повеселила зрителей подборка «народных» ослышек и описок, представленная председателем комиссии, проверявшей диктанты, Светланой Викторовной Друговейко-Должанской. Например, в тексте –  «сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно», а в ослышках – «...олимпийские игры для животных»; в тексте –  «...а лавр в Древней Греции ценился на вес золота», а в ослышках – «...ценнее навеса из золота» и т.д.

Также в перерывах проводили розыгрыши призов от спонсоров по типу «счастливое место»: вытаскивали билетики с номером места и ряда. К моему огромному удивлению (в лотереях я ни разу в жизни не выигрывала), ещё и тут повезло – на моё счастливое место выпал сертификат в пиццерию.

Но, видимо, по закону сохранения, если что-то прибыло, то где-то убудет: именно на момент выхода на сцену фотоаппарат решил выкинуть фокус и отказался работать. Ну и ладно, впечатления и без того незабываемые...

Подарки в этом году оказались очень щедрыми: канцелярские наборы (какой же учитель не порадуется набору ручек!), фирменная кружка с логотипом Тотального диктанта и мини-шоколадки с тем же логотипом, а также книжка Андрея Усачева «Веселый букварь». Всё это аккуратно упаковано, ещё и перевязано красивой ленточкой!

Сертификаты выдавали не на сцене, а после окончания церемонии – в фойе. Там же фотографировали ещё и индивидуально. На сертификате почему-то не было подписи председателя комиссии Светланы Викторовны Друговейко-Должанской, поэтому она была вынуждена провести автограф-сессию прямо тут, в фойе. Я обратила внимание, что на моей работе в графе «Проверил» рядом с фамилией «Чатоева М. Н.» чернилами другого оттенка стояла другая подпись. Сравнила с сертификатом – точно, это подпись Светланы Викторовны. Выходит, она лично перепроверяла работы отличников – такая честь для нас.

Вот и завершился этот длинный-длинный-длинный день. Теперь, как сказали ведущие церемонии, будем ждать Тотального диктанта – 2017...

Благодарности

Так как для меня это событие не менее значимо, чем вручение «Оскара», а там лауреаты всегда говорят слова благодарности, то и я от всей души хочу поблагодарить всех-всех, кто так или иначе был причастен к организации и проведению этого незабываемого праздника.

Во-первых, благодарю тех, кто когда-то в Новосибирске придумал эту полезную забаву, кто смог развернуть это в такую масштабную акцию, не испортив при этом основной идеи (как часто, к сожалению, бывает, когда что-то выходит в тираж).

Во-вторых, благодарю тех, кто решился проводить эту акцию в Санкт-Петербурге – лично Елену Калинину и Ирину Рожкову, а также, возможно, ещё кого-то, чьего имени я не знаю. Благодарю всех-всех безвестных волонтёров, осуществивших такой огромный объём работы, что даже трудно представить. Это люди, которые действительно не жалеют своих сил и времени, относятся не формально, а с душой, даря радость участникам этого события. Благодарю Елену, Ирину, а также Снежану Мажекенову за терпеливые ответы в соцсетях: всегда отвечают оперативно, корректно и доброжелательно, несмотря на то, что некоторые участники высказывались довольно агрессивно. Даже меня уже бесило, когда люди возмущались, что их результаты не вывешены на сайт из-за того, что в кодовом слове они использовали латинские буквы или цифры, а ведь и на бланке указано, и организатор в аудитории напоминает, что надо использовать только русские буквы, неужели трудно отнестись внимательно?! И это взрослые люди, а мы ещё от учеников хотим, чтоб на ЕГЭ бланки верно заполняли...

В-третьих, благодарю организаторов за то, что в этом году добавились и пригородные площадки, в том числе в моём родном Колпине. Не у всех находится время и силы выбраться в Санкт-Петербург: кто-то в субботу не может надолго оставить дома детей, кто-то с утра работает, а так можно написать диктант в уютном зале библиотеки рядом с домом. Кстати, поблагодарю и сотрудников Центральной районной библиотеки им. М. А. Светлова, достойно организовавших проведение диктанта для колпинцев.

В-четвертых, ещё раз благодарю Елену Калинину за возможность пройти онлайн-курсы, причем даже в записи (некоторое время у меня не было дома интернета, поэтому возможность позже посмотреть запись очень выручила). Как учитель я тоже сталкиваюсь с техническими трудностями онлайн-обучения, поэтому отношусь с большим уважением к таким проектам.

В-пятых, благодарю Молодёжный театр на Фонтанке за сделанное искренне и с душой представление на церемонии: надо же было продумать сценарий, написать слова к песням-переделкам, подобрать актеров, разучить номера... Ведь это представление вряд ли входит в репертуар театра, скорее всего, ставилось специально ради одного дня, тем ценнее для участников такое внимание.

Ещё трогательно выглядели ленточки, завязывающие мешочки. Казалось бы, такая мелочь, а на самом деле это тоже требовало усилий организаторов: рассчитать необходимое количество ленты, разрезать, завязать аккуратные бантики. Так что в каждом подарке чувствуется, что это сделано с душой.

В заключение хочется особо отметить, что Тотальный диктант, несмотря на всё возрастающий размах акции, не стал формальным «мероприятием» именно благодаря искренности всех энтузиастов. Честно говоря, каждый год, читая о том, что планируется увеличение числа участников, я опасалась, что со временем эта акция станет просто этаким модным флешмобом. Но по крайней мере в этом году масштабность акции никак не отразилась на её искренности, хотя, возможно, это всего лишь моё личное мнение.