Тотальный диктант (2014)
Это сочинение было написано на конкурс, проводимый организаторами "Тотального диктанта". Так как в 2014 году использовался текст Алексея Иванова "Поезд Чусовская-Тагил", в котором автор вспоминал события своего детства, то для сочинения я выбрала тот же стиль.
Сочинение "Как я писала Тотальный диктант"
Часть первая. Возвращение в детство
Диктант… Это слово сразу же воскрешает в памяти школьную пору, когда диктант был одной из моих любимых форм контроля грамотности на уроках русского языка. Почему-то в младших классах сочинения и изложения я не любила – видимо, не хватало на тот момент жизненного опыта или фантазии. Конечно, не все диктанты были интересные, иногда попадались такие нудные тексты, что от нетерпения буквально не могла усидеть на месте, но все равно сам процесс написания текста под диктовку мне очень нравился.
Моя бабушка была учителем русского языка и литературы, поэтому можно считать, что у меня генетическая предрасположенность к грамотности. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды: бабушка с самого раннего детства уделяла много времени занятиям со мной. На прогулке мы играли «в слова», подмечая интересные закономерности, когда я еще даже не умела толком читать и писать, и благодаря занимательным заданиям я запоминала правила безо всякого напряжения, что впоследствии мне очень пригодилось в школе.
В девятом классе выпускной экзамен по русскому языку у нас проходил в форме диктанта. Мне хотелось подготовиться как можно лучше, поэтому тренировалась писать диктанты каждый день, просила бабушку выбирать самые сложные тексты. Как ни любила я диктанты, через некоторое время они уже стали вызывать у меня отвращение – наверное, написала их слишком много. Если бы мне тогда сказали, что через двадцать три года я добровольно и с огромной радостью напишу диктант, я бы ни за что не поверила!
Часть вторая. Главное – решиться
По окончании школы вопрос выбора профессии передо мной не стоял: я хотела быть только учителем! Вот только предмет я выбрала другой – математику, которую любила больше, чем гуманитарные науки. Но это не помешало мне сохранить в душе интерес к родному языку, к различным играм со словами, поэтому старалась не пропускать передачу «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы». Из этой передачи и узнала о такой замечательной акции – Тотальном диктанте. В прошлом году принять участие не успела, но сама себе пообещала, что уж на следующий-то год поучаствую обязательно!
И вот пролетел этот год, пришло время регистрироваться на участие в Тотальном диктанте. На посещение консультаций у меня времени не было, в качестве тренировки попробовала написать прошлогодний диктант на сайте он-лайн. Вроде бы получилось неплохо, но до последнего терзали меня сомнения: ну зачем мне это?! Ведь в своей профессии я вполне успешна, есть победы в различных олимпиадах и конкурсах по математике, а к диктанту специально не готовилась, последний раз писала текст на оценку в девятом классе. Это же, наверное, сложно! Но любопытство взяло верх, и я решилась зарегистрироваться для участия в Тотальном диктанте. Пока боролась со своими сомнениями, не такой уж большой выбор площадок остался, и я записалась на площадку в ГУАП.
До решающего дня оставалась неделя…
Часть третья. Проверка себя
В солнечный день 12 апреля настроение с самого утра было солнечным. Никому не сказав, на какую авантюру я отважилась, отправилась проверять себя: все-таки учитель должен быть грамотным не только в рамках своего предмета – интересно, насколько я владею родным языком.
Пришлось немного понервничать из-за автомобильных пробок, чего никак не ожидала в субботу, поэтому на последней сотне метров пути мой быстрый шаг напоминал бег, но я оказалась еще далеко не последней: в холле меня приятно удивило количество молодежи, жаждущей попасть на диктант, немалая очередь была и в гардеробе.
В аудитории, как говорится, яблоку некуда было упасть. Начало диктанта задерживалось по причине острой нехватки фирменных бланков (многие не зарегистрировались заранее), поэтому у меня было время оглядеться и рассмотреть тех, кто в этот субботний день решил поучаствовать в уже ставшей модной акции. Порадовало большое количество молодых людей: оказывается, не одним компьютером интересуются ребята! Среди участников были как седовласые старики, так и солидные дамы и господа средних лет.
Организаторы акции искренне старались создать хорошее настроение: до диктанта был продемонстрирован шуточный видеоролик, стилизованный под выпуск новостей, и я поймала себя на мысли, что уже совершенно не важно, как у меня получится с диктантом, ведь стоило приехать сюда уже ради того, чтобы так искренне посмеяться во время этого видеоролика.
Отличное настроение, ощущение радости помогло писать диктант на таком эмоциональном подъеме, что, наверное, дома за компьютером написала бы хуже. Искренний текст Алексея Иванова, невероятно красивый голос нашего «диктатора» Андрея Смирнова – все способствовало тому, чтобы интуитивно почувствовать знаки препинания, получить удовольствие от самого процесса письма.
Диктант так быстро подошел к концу, что даже появилось какое-то разочарование: неужели все закончилось?! Такой потрясающий праздник, жаль, что теперь целый год ждать следующего!
Было уже совершенно безразлично, наделала ли я там ошибок или нет, главное – я получила невероятные впечатления, словно на машине времени перенеслась в свою молодость, когда так любила писать диктанты, и это дало такой заряд энергии, какого давно уже ни от чего не получала.
Часть четвертая. Радость
Все воскресенье находилась под впечатлением от акции, на душе было солнечно, я искренне была благодарна всем, кто придумал такой замечательный праздник.
Потом проснулся интерес: как же все-таки я написала этот диктант? С точки зрения орфографии никаких сомнений у меня нигде не было, а вот с пунктуацией сложнее: трудно почувствовать стиль автора, в трех местах колебалась, какой знак ставить – двоеточие или тире, тире или запятую.
Во вторник несколько раз заходила на сайт, но результатов все не было. Наконец, в среду вижу: «Поздравляем, у вас пятерка». Не передать словами мою радость! Наверное, если бы я была профессиональным филологом, я бы настолько сильно не радовалась. А вот так, работая много лет учителем математики, без подготовки написать диктант и умудриться не наделать ошибок – это для меня большое личное достижение! Конечно, тут большое спасибо проверяющим, которые – самое удивительное! – не снижали отметку за некоторые расхождения с авторской пунктуацией. А такие расхождения у меня все же имелись – это увидела, посмотрев текст на сайте.
Благодаря оперативному размещению результатов проверки, я успела в среду принять участие и в торжественном награждении петербургских отличников. Как и сам диктант, организаторы вели церемонию с юмором, были сказаны красивые слова именитыми гостями. Приятно было, что из всех «диктаторов» был именно Андрей Смирнов, который диктовал на нашей площадке. Андрей (к сожалению, не знаю его отчества) даже любезно согласился сфотографироваться со мной. Наверное, у меня получилось удачно написать диктант благодаря тому, что Андрей так хорошо читал текст.
Искренне восхищаюсь самоотверженным трудом тех, кто, по словам Елены Калининой, проверял работы до четырех часов ночи ради того, чтобы как можно быстрее опубликовать результаты. От всей души хочу поблагодарить всех, кто придумал этот праздник, кто помог ему осуществиться!
Тотальный диктант – уникальная возможность вернуться в детство…