ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ совет.

Попова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1.Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. 2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. 3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. 4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. 5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. Варианты поведения

Слайд 3

1.Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка») 2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула») 3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок») 4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова») 5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса») Стратегия поведения

Слайд 4

Стратегия поведения. Характеристика стратегии. Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.



Предварительный просмотр:

«Праздничный пирог».

«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
  3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
  4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
  5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

(Сделав свой выбор, педагоги получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.



Предварительный просмотр:

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их  разрешения.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща,  приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

 В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Причины конфликтов между родителями и учителями могут быть следующие: по мнению родителей-

• Учителя-предметники приходят на собрания часто  с отрицательными эмоциями.

• Учителя-предметника трудно увидеть. Большинство родителей во время школьных занятий находятся на работе.

• Домашние телефоны учителей   многие родители не знают.

♦ отсутствие взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы обучающегося;

♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем обучающемуся;

♦ непринятия обучающегося сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка.

2. Учителя-предметники обвиняют  родителей в отсутствии с их стороны должного контроля за успеваемостью и поведением детей.

  • что родители не принимают мер к детям:

• систематически получающим неудовлетворительные оценки;

• значительно снизившим свою успеваемость в течение четверти;

• неоднократно нарушающим дисциплину в классе.

Если говорить о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

 Вот перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся  и родителям;

♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям  вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

 Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.
  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.
  • Не сравнивайте его с другими детьми.

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы,  дети и родители  будут дорожить вашими словами, помнить их.  

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем  и родителями принадлежит классному руководителю.

 Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно –  во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

1. Используйте  механизм прямой связи родителей и учителей.

  • Для этого можно попросить учителей назначить время встречи с родителями в школе. Это не обязательно должен быть личный визит, достаточно организовать  своего рода дежурство на телефоне учителя в определенный день и час (например, тогда, когда у него перерыв между уроками).
  • создайте совместно с администрацией школы на сайте  учреждения гостевую книгу или странички он-лайн консультации с учителями. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома, или объяснить родителям как  можно  задать вопрос через Дневник.ру
  • Обеспечьте родителей и учителей контактной информацией друг о друге. Эти сведения можно записать в дневнике учеников. Можно подготовить для родителей информационные буклеты, включающие сведения о школе, информацию об администрации, социальном педагоге, психологе, медицинском работнике, учителях (их телефоны, кабинеты, в которых они работают).
  • Учителям предоставьте сведения о семьях учеников.  

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.  

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского:

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям,

 для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой",

для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", -

 и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.