Консультации для родителей
Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно в традиционной игрушке, широко бытовавших в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот.
В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и оберег клали рядом с ребёнком.
Всем известен народный обычай, дарить детям куклы. В давние времена чаще всего кукол делали в семье сами, а иногда привозили новые ‘’потехи’’ с ярмарки. В народе считали что, игрушка-подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие.
В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. При их изготовлении дети познавали мир природы, так как использовали для изготовления кукол шишки, веточки, листья. Учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.
Наиболее распространённая игрушка в России в первые десятилетия 20 века была – тряпичная кукла ею играли в каждой семье.
Самобытная кукла: обережка, стригушка, пеленашка, неваляшка. Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети. Стригушки делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани. Дети радовались каждой новой кукле с большим старанием рядили её зная что по ней будут судить о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани, выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили национальные костюмы.
Пусть дети делают сами из подручного материала кукол, тогда они будут безопасными в экологическом отношении. Но главное самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма.
Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своём роде. И наряд единственный. У неё своя история создания и неповторимый образ.
Плохо, если нет кукол сшитых, своими руками!
Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье - поиск, загадывание отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.
В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шутками и юмора, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнёров-близких взрослых, товарищей - действует на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.
В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего, в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведённого для этого времени. С ребёнком можно играть по дороге детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п. предлагаем вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.