9 класс. Литература.
Задания для 9-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заполните пропуски. | 24 КБ |
План анализа стихотворения | 24.5 КБ |
Примерное сочинение по теме "Смысл названия комедии Фонвизина "Недоросль". | 12.74 КБ |
список для чтения к экзаменам | 37 КБ |
Древнерусская литература."Слово о полку Игореве" | 16.74 КБ |
Былины | 15.86 КБ |
Сказание о белгородском киселе. | 21.5 КБ |
Повесть о Петре и Февронии | 46.5 КБ |
Фонвизин "Недоросль". | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кого и за что высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль_______________________________________. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере ____________________________________________. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как _________________________________________________________________.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист ________________ и отставной солдат ___________________________ – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять __________________________. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера _______________________а за то, что «он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать - полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» - подводит итог __________________.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане ___________________________________________ души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана _______________________. Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется ___________________________________.
Предварительный просмотр:
Тема стихотворения:
* пейзаж;
* общественно-политическая;
* любовная/интимная;
* философская.
# Сюжет:
* есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
* без сюжета: образы чувств (...).
# Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
1. Композиция: размер, рифма, ритм.
* Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
* Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
2. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
* эпитет - художественное определение;
* сравнение;
* аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
* ирония - скрытая насмешка;
* гипербола - художественное преувеличение;
* литота - художественное преуменьшение;
* олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
* метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
* паралеллизм.
3. Стилистические фигуры:
* повторы/рефрен;
* риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
* антитеза/противопоставление;
* градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
* инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
* умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
4. Поэтическая фонетика:
* аллитерация - повторение одинаковых согласных;
* ассонанс - повторение гласных;
* анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
* эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
5. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
# Образ лирического героя, авторское "Я".
# Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
# Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Предварительный просмотр:
В чём заключается смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Над комедией «Недоросль» Фонвизин начал работать в пору своей поэтической и творческой зрелости в 1778- 1781 гг. Проблемы, поставленные автором в комедии, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Одной из основных проблем, затронутых в комедии, является проблема воспитания. Автор размышляет о том, какое наследие готовят России Простаковы и Скотинины.
Наследником этих нравов становится в комедии Митрофанушка Простаков, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, взгляды, привычки - результат этого развращающего воспитания. Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его отвратительное обращение с отцом и дядей, быстрая готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник.
Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков.
Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.
Предварительный просмотр:
Основные теоретико-литературные понятия
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Художественный образ
1.3 Фольклор. Жанры фольклора
1.4 Литературные роды и жанры
1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентимен-
тализм, романтизм, реализм
1.6 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,
проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-
повествователь, литературный герой, лирический герой
1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно-
выразительные средства в художественном произведении: эпитет,
метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория
1.8 Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер,
ритм, рифма, строфа
2 Из русского фольклора
2.1 Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по
одной сказке)
2.2 Одна былина по выбору
3 Из древнерусской литературы
3.1 «Слово о полку Игореве»
3.2 Три произведения разных жанров по выбору
4 Из русской литературы XVIII в.
4.1 М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»*
4.2 Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
4.3 Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и
судиям»*
4.4 Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Литература. 9 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
6
5 Из русской литературы первой половины XIX в.
5.1 И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*,
«Квартет»*, «Осел и Соловей»*
5.2 В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
5.3 В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
5.4 А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
5.5 А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем
Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное
мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»),
«И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще,
быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…»*,
«Вакхическая песня»*
5.6 А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*
5.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
5.8 А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
5.9 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
5.10 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта»,
«Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума»,
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три
пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и
грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»,
«Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
5.11 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
5.12 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
5.13 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
5.14 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
5.15 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
5.16 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…»,
«Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Еще шумел
веселый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у
березы…», «Ласточки пропали…»*, «Еще весны душистой
нега…»*, «На заре ты ее не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*,
«Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый
пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору__
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*,
«Толстый и тонкий»*
7 Из русской литературы ХХ в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*,
«О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах,
о славе…»*
7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее
отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза»*, «Пороша»*, «Край
любимый! Сердцу снятся…»*
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*,
«Два солдата»*, «Поединок»*)
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов,
В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер,
Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и
Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не
менее чем трех авторов, по выбору.)
7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский,
В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.
(Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)
8 Из зарубежной литературы
8.1 Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
8.2 У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
8.3 Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
8.4 И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)
Предварительный просмотр:
Древнерусская литература.
Жанры:
- Летописи – погодные записи.
- Послание – использовались в публицистических целях. Послание Ивана Грозного.
- Хождение – описывались всякого рода путешествия.
- Житие – описание жизни святого.
- Поучение – правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.
Историческая основа «Слова…»
В начале 80-х г. князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. В 1185 году, не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь Новгород- Северский князь ,Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля , а 1 мая на пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад своё войско. В первом столкновении он одерживает победу, но во второй битве терпит поражение, князей берут в плен, впервые за многие годы.
Одержав победу над Игорем ,половцы устремляются на Русскую землю , они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удаётся бежать из плена.
Оценка современников неоднозначна.
Лавреньтевская летопись резко осуждает ,а Ипатьевская напрямую не осуждает поступок Игоря, иногда говоря о том, что он достоен жалости.
Автор «Слова..»
Это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом. Однако, понять его очень трудно: много символов. Пять тысяч статей посвящены расшифровке книг.
Образ Русской земли в «Слове…»
Призыв к единению, чувство единства родины воплощается в конкретном образе Русской земли.
Героем слова является весь русский народ. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора. Образ Р.з – центральный образ в «Слове». Автор рисует обширные пространства, он ощущает родину как единое целое, огромное, живое существо.
В произведении описаны огромные географические пространства. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, и.т.д.
Автор не отсекает землю Русскую от других стран, заставляет прислушиваться к проблемам и немцем и венгров и другие народы.
Автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты.
Пейзаж.
Отличается грандиозностью. В то же время он конкретен. Пейзаж взят как бы в движении.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, вечерние зори. Пейзаж живёт вместе с героями.
Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, к Днепру, солнцу. Для неё это конкретные герои, которые смогут помочь её любимому мужу.
В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа. Понятие Родина- это вся природа, земля, история.
Наделяются человеческими чертами звери и птицы.
Ощущение пространства и простора усиливается образами соколиной охоты, участием в действии птиц, животных.
Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи.
Мирный труд
Автор говорит о мирный жителях: пахарях, жёнах, которые страдают от этих междоусобиц.
Войско Игоря – это ,прежде всего, русские сыны, они идут против половцев за родину., прощаются с родиной: «О, Русская земля, ты уже за холмом».
Вывод:
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ «Слова».
План событий по Ипатьевской летописи.
- Выступление в поход Игоря.
- Солнечное затмение.
- Присоединение к войску буйтур Всеволода.
- Первое удачное столкновение с половцами.
- Неудачи второго боя.
- Ранение и пленение Игоря.
- Набеги половцев на Русь.
- Побег Игоря.
План основных композиционных частей «Слова».
- Вступление.
- Сборы в поход, предзнаменование.
- Первый бой.
- Сон.
- Второй бой.
- История сражения с половцами.
- Поражение.
- Лирическое отступление о междоусобице.
- Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.
- Обращение к князьям.
- Плач Ярославны.
- Возвращение Игоря.
- Приветственная встреча.
Святослав.
Воплощение мудрости и отеческого благородства.
Ярославна.
Образ женственности и женской любви.
Главный герой не Игорь, а сама Русская Земля.
Композиция.
Непоследовательная и сложная.
Четыре части:
- Рассказ о походе Игоря.
- Сон и «золотое слово» Святослава;
- Плач Ярославны;
- Рассказ о побеге Игоря.
Вывод: Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли и русских князей, прониклись правотой его страстного призыва встать за Землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и его воинах и стремящейся помочь им. В каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль».
Общее во всех откликах на поход Игоря – боль. Голос автора звучит то нежно и восхищённо, то требовательно и сурово, но всегда искренне и взволнованно. Его душа болит за Игоря, «буйного Святославича», и за судьбу Русской Земли, стонущей от набегов половцев.
Идеал автора – могущество Русской Земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями ,способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово»- это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.
Предварительный просмотр:
Былины.
Понятие о былине.
Былины - это русский героический эпос, древнейший жанр УНТ. Они ведут свою историю примерно с XI века.
Создание былин закончилось в XVII веке, а активное их бытование продолжалось до середины прошлого , XX века.
Былины- это русский героический эпос.
Величественные образы русских богатырей – защитников родины- поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа., служили примером, а иногда и укором.
Лермонтов : «Богатыри не вы…»
Особенности, характерные для былин:
- Герои-богатыри;
- Образность языка;
- Традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты;
Былина воспринимается как рассказ о действительных событиях.
Киевский и новгородский цикл былин.
Новгородский: «Садко», «Вольга и Микуля Селянинович».
Киевский: «Илья Муромец и Соловей- разбойник».
Эпический герой- герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
Былина и сказка.
Сказка | Былина |
Сходство
| |
Различия | |
|
|
« В искусстве былины и сказки как бы осуществилась связь времён – Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным , интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека» ( Аникин В.П.. Мир и сказок. // Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986)
Основной чертой былинных героев является любовь к родной земле, простое происхождение.
Подвиг былинных героев не только в борьбе с врагами, но и в мирном труде.
Предварительный просмотр:
Сказание о белгородском киселе.
Самобытность и патриотичность древнерусской литературы в полной мере отражается в этом произведении.
В сказании описывается реальное историческое событие: 997г. осада города печенегами. Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно. Чтобы выжить, горожане принимают решение сдаться печенегам. Но мудрый старец предложил другое решение. Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города. План спасения заключался в следующем: показать, что осажденный город не гибнет от голода.
Заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»?- заложен смысл. Кроме прямого – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.
Летописец прославляет ум, находчивость и патриотизм граждан. В этом сказании герой – простой человек.
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины»- говорил Д.С.Лихачев.
Resource id #4810
Предварительный просмотр:
Повесть о Петре и Февронии.
В житийной (агиографической) духовной литературе уже сложился определенный способ изображения человека: он интересен не сам по себе, а лишь как представитель определенной социальной категории. Князья оцениваются по княжеским качествам, монахи - по монашеским. Писатель изображает героя через его поступки, их психологическая мотивировка не важна. Каждому персонажу соответствует «трафарет» изображения. Человек в духовной литературе или отрицательный, или положительный, отсутствуют детали, автор избегает точности, определенности, которые могли бы укачать на конкретный характер. Это не случайность, а стремление показать жизнь святых как бы вне времени и пространства, как эталон этических норм.
По прошествии веков (во времена распада феодальных отношений) появляется новое отношение к человеческой личности, которое способствует появлению в литературе первых элементов изображения человеческого характера. Писатели Древней Руси открывают психологическую жизнь человека, рассказывают о чувствах своего героя.
Считается, что « Повесть о Петре и Февронии» принадлежит Врмолаю Еразму, литературное творчество которого относится к 40—60 годам 16 века. Это известный в свое время публицист и писатель, принявший впоследствии монашество под именем Еразма.
Написано произведение под влиянием предания о муромском князе и его жене. Но влияние это оказалось столь велико, что образованный церковный писатель, имевший
целью создание Жития святых, написал произведение, далекое от канонов житийного жанра. Это произведение в себе содержит жанры исторической повести, жития и сказки.
Муромский князь Петр и жена его Феврония были причислены к лику святых (или канонизированы) на церковном Соборе 1547 года. В народе большой популярностью пользовались история взаимной любви Петра и Февронии. их верности друг другу, несмотря на различные трудности, вопреки козням окружающих. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Любовь друг к другу они принесли через всю жизнь. Даже умерли они в одно и то же время и, положенные в одном гробу были похоронены. Святые Петр и Феврония совершили подвиг христианской любви, терпения, смирения. Стихотворение Хомякова А.С. «Подвиг» с полным правом можно отнести к святым Петру и Февронии:
На смену поучительному сюжету в повести приходит занимательный рассказ с богатым сюжетом, в который вплетаются элементы исторического быта и элементы народной сказки.
В произведении есть явное влияние фольклора: заяц, скачущий па задних лапах перед Февронией. символизирующий брак; смерть змея
от Петрова плеча, Агрикова меча, напоминающего меч-кладенец; история испытания
девушки Петром, велевшим ей сделать ему рубашку, пока он моется в бане;
иносказательная и полная загадок речь Февронии о своих родителях.
Сюжет построен на активном действии двух противостоящих сторон: Февронии и бояр. Это противодействие проявилось в поступках героев.
Феврония. Это не просто пленительный образ, созданный древним писателем, это уже литературный характер. Автор подходит к изображению личности как таковой вне сословных рамок (это в литературе впервые). Сочувствие героине, восхищение ее умом и мудростью определили поэтическую настроенность произведения в целом. Почему же парод возвеличил женщину, бывшую в 16 веке абсолютно бесправной? Пресвятую Богородицу издавна считают Заступницей христианского рода.
Какие поступки характеризуют Февронию:
Мудрая и умная - беседа со слугой князя Петра в деревенской избе; разговор с боярами,
не сумевшими понять, что же дорогого она, гонимая, заберет с собой из Мурома; случай
на судне, когда против нее помыслил человек недоброе...
Не такая, как все - именно она может вылечить Петра и никто больше.
Умеет предвидеть события - обман Петра, не хотевшего жениться из сословных
предрассудков, поэтому велит оставить несмазанным один струп.
Способная творить чудо - излечение Петра, ладан вместо хлебных крошек, выросшие
срубленные деревья, какого сюжета, кстати нет нигде в житийной литературе...
Избранная Богом настаивает на замужестве с Петром, предвидя свое назначение.
посвящает себя Богу, становясь послушницей монастыря под именем Святой Ефросиний.
Теперь поговорим о поступках, характеризующих Петра.
Петр - переживает за брата и сноху, готов биться со злым змеем, жертвуя собой;
не лишен недостатков - неискренне дает обещание жениться на Февронии. т.е.
обманывает ее, видя в ней простолюдинку: нерешителен, сам не может принять многих
решений и очень опекаем извне; недогадлив, т. к. оставляет один струп на теле, а не мажет
все язвы;
способен раскаяться - жениться на деве Февронии. сознается в своей неправоте;
не нарушает заповедей Божьих - не бросает жену, жертвуя княжением, потому что чтит
Священное Писание (стр. 179); не злобствует на бояр, обижающих ее;
ценит свою жену;
посвящает свою жизнь служению Богу и постригается в монахи, его имя в иночестве
Святой Давид.
Бояре - злобные, властолюбивые, не согласные на княгиню родом из крестьян, не знают другого богатства, кроме золота и материальных ценностей; но они же идут на поклон к Петру и Февронии. когда распри душат город, и каются.
При этом не забудем, что герои поступают дурно не по своей воле, а потому, что дьявол их сбивает с пути истинного, сами же они как бы и не виноваты. (Человек на корабле, бояре и их жены, жена Павла...) Но только ли злой дух виноват в дурных поступках людей?
Давайте поглядим, какими художественными средствами пользуется автор, чтобы создать образы Святых.
Петр и Фсврония благочестивые и добродетельные, а бояре и их жены завистливые и злые. Петр бескорыстно выручает своего брата Павла, а злой змей, имея корысть,
прилетает к жене Павла на блуд. Как мы назовем этот прием? Разъяренные бояре приходят к Петру с требованием прогнать Фсвронию, а тот разговаривает с ними подчеркнуто спокойно. Когда в гневе хватает он руку жены своей, чтобы увидеть хлебные крошки, сметенные по крестьянскому обычаю со стола, он видит чистый ладан и усмиряет свой несправедливый гнев.
Как мы назовем этот прием? Верно, контраст, или антитеза. Автор пользуется белыми или черными красками, и героев легко поделить на хороших и плохих. Мы несколько раз видели эпитеты, какие? Не дает ли их автор героям потому, что те сами ответственны за свои поступки"?
Змей - лукавый и злой;
Петр - блаженный, благочестивый, прославленный; Феврония - мудрая, блаженная и преподобная. Остановимся на эпитете преподобная.
Преподобные в Православии (уподобившиеся Богу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в душах своих великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость.
И вправду, герои повести, Святые были добродетельными и кроткими людьми, посвятившими себя Богу. Они искренне любили друг друга. Феврония жила по заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». Ее разум живет в согласии с сердцем, они являют собой единое целое. Страсти не обуревают героиню, она достигла внутренней свободы: дух властвует над душой. В этом ее сила.
В чем счастье Петра и Февронии, как понимают они любовь? Вспомните, кик описывается любовь между Ромео и Джульеттой? В чем различие между героями?
В западноевропейской литературе героями любовь воспринимается как страсть, т. е. грех, порок, а один порок порождает другой, поэтому такая любовь убивает сама себя и носителей этой страсти, она самопожирающая. Любовь в традициях Русской Православной Церкви воспринимается как дар Божий, кто по-настояшему любит, тот «во свете пребывает», поэтому истинная любовь бесстрастная. И Петр с Февронией живут долго, счастливо, их не одолевают страсти. Они видят друг в друт е образ Божий.
И раз уж мы заговорили о любви героев, обратимся к эпизоду «Благочестивое преставление преподобных Петра и Февронии».
Прослушивание записи этого эпизода.
Почему святые хотят умереть в один день? Почему люди не хотят хоронить святых,
как те наказывали, в одном гробу? Какую роль играет здесь чудо?
Так сильна была любовь Петра и Февронии, что невозможно было разделить их и после
смерти, хотя в иночестве они друг другу считались братом и сестрой, а не мужем и женой.
Назовите свидетельства святости, описанные в повести.
Ладан в руке вместо крошек, выросшие деревца, чудеса исцеления у гроба святых.
Святые Давид и Ефросиния помогают молодым семьям, их день отмечается 8 июля (25 июня).
Вопросы для подготовки к экзаменам:
- Что такое идеализация?
- Почему же произведение житийной литературы называют повестью, а не
житием? - Что приходит в повести на смену поучительному сюжету прежних
агиографических (житийных) произведений? - Докажите текстом, что в произведении есть явное влияние фольклора.
- На чем построен сам. сюжет?
- В чем проявлялось противодействие между Февронией и боярами?
- С помощью чего характеризуются герои житийной литературы?
- В каких поступках и как проявились герои повести?
- По каким, поступкам мы можем судить о Февронии?
- Какие поступки характеризуют Петра?
- Какими предстают перед нами бояре и их жены?
- Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы создать
образы святых Петра и Февронии? - Как называется прием изображения по контрасту?
- Какие эпитеты использует Ермолай-Еразм, изображая героев?
- В чем. счастье Петра и Февронии, как понимают они любовь? Вспомните,
как описывается любовь между Ромео и Джульеттой? В чем различие
между героями? - Почему святые хотят умереть в один день?
- Почему люди не хотят хоронить святых, как те наказывали, в одном
гробу? Какую роль играет здесь чудо?
Предварительный просмотр:
Д. И. ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»
.
Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Комедия "Недоросль была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм - литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование "говорящихфамилий, правила "трех единств, соблюдение иерархии жанров - вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в "Недорослеединство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев "говорящимифамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои - Стародум, Софья, Милон - говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <...> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию "народной(например, "Всякий женись на своей невесте, "Век живи, век учись, "Не хочу учиться, хочу жениться).
Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневныйхарактер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова < title="читать комедию горе от ума грибоедова""Горе от ума.
Митрофанушка - характеристика персонажа
МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского "гнезда». В доме своих родителей М. — главный "забавник» и "затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца.
День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей "ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — "старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но "дите» "не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: "урод» и "рохля» — муж, "собачья дочь» и "скверная харя» — Еремеевна, "бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который "малую толику арихметике маракует», грамматику — "образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей.
В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что "без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характеркоторого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О.Ключевский относил М. к породе существ, "родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой "размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово "недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
Простакова - характеристика персонажа
ПРОСТАКОВА — героиня комедии Д. И.Фонвизина "Недоросль» (1781). Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых — Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по "среднему», "мещанскому» жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан. Госпожа П. живет как тысячи ее соотечественниц на российских просторах: управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофанушку — "готовит его в люди». "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится», — простодушно признается сама П. Сценическая жизнь героини Фонвизина изобилует бурными событиями. Интрига пьесы движется в основном ею: она затевает сговор своего брата без согласия невесты Софьи, но, узнав из письма дядюшки Ста-родума, что Софья стала богатой невестой, решает женить на ней Митрофана. Меняя тактику и усмиряя разбушевавшегося Скотинина, П. в пылу драки обнаруживает у себя в доме Ста-родума, приехавшего за Софьей. Узнав, что у него на примете уже есть жених для племянницы, пытается насильно обвенчать Софью с Митрофаном, для чего организовывает похищение девушки. Домашний тюремщик, "злая фурия» в отношениях с мужем и братом, П. азартно, деятельно творит историю дома по тому образу, который был заложен в ее существо житейскими навыками "великого и старинного» рода При-плодиных-Скотининых. "Содом неприбранных инстинктов» — так называет В. О.Ключевский тот способ жизни, который воспроизводит П. Ее власти, данной ей законом, власти дикой самоутверждающейся наглости, ничто не противопоставлено в общественной морали. Она, бесчинствуя в доме, умудряется оставаться в рамках негласно принятых норм поведения: "Разве я не властна… в своих людях». Случившееся в финале обуздание П. — случайность, что сразу поняли современники Фонвизина, а отчасти и персонажи комедии. Даже Еремеевна, преданная Простаковым всей душой, вглядевшись в лежащую без памяти хозяйку, всплеснув руками, произносит: "Очнется, мой батюшка, очнется». Существует лишь одна линия в сюжете, которая имеет для П. глубокое драматическое содержание. Это ее взаимоотношения с Митрофаном: "матушкин» сын, так же как и она сама, не пренебрегая никакими средствами, добивается исполнения своих желаний, состоящих в чревоугодии и безделье. Он, видя, что планы матери рухнули и все летит "к черту», в ответ на ее порыв: "Один ты остался у меня», заявляет: "Да отвяжись…» И "злая фурия» лишается чувств от потрясения. "Очнувшись, в отчаянии» П. восклицает: "Нет у меня сына».
Комедия "Недоросль"Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом "Недоросля"было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. "Линяние"от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.
Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран "Недоросль", в Петербурге была создана комиссия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране.
По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии "Недоросль". Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки - его собственная мать. В "Недоросле"показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает.
Хозяйка дома Простакова - смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу.
Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер.
По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает "гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью"Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка.
Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что "не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить", "великий государь, есть государь премудрый", "совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает". Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – "Друг честных людей или Стародум"В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.
Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно поте
Стародум - характеристика персонажа
СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д. И.Фонвизина "Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета "Недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С., служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: "имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. "Невежда без души — зверь», — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. "Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < ...> принес домой неповрежденной мою душу, мою честь». Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. Государству, если исходить из сюжета "Недоросля», люди, подобные С., не нужны, оно отличает лишь "случайных», т. е. попавших в случай "любимцев». Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, "случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: "Тщетно звать врача к больным неисцельно». Рассуждения С. об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В. О.Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов "сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых», обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным. Пьеса "Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И. А.Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. (1782).
В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины, чего опять-таки не наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их «невежеством» и неправильным воспитанием.
Влияние на «Недоросль» просветительской литературы сказалось и в жанровом своеобразии этого произведения. «Недоросль», по словам Г. А. Гуковского, «полу комедия, полу драма» . Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но она испытала воздействие западноевропейской «мещанской» драмы, образцы которой дали Дидро, Седен и Мерсье. Это влияние сказывается в привнесении в пьесу серьезных и далее трогательных сцен. К ним относятся разговор Правдива со Стародумом в третьем и пятом действиях и трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей, а затем с Милоном - в четвертом действии. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также «страждущей добродетели» в лице Софьи 2. С «мещанской» драмой связан и финал пьесы, в котором соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. И это происходит в тот момент, когда Простакова лишилась всех прав в своем имении: «Погибла я совсем! - восклицает она.- Отнята у меня власть! От стыда никуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин,- сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова - она отвратительна даже в своем отчаянии,- а попранное, искаженное в её лице человеческое достоинство, человеческое естество. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды» - т. е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
В «Недоросле» нет специальных авторских ремарок, касающихся бытовой обстановки, но сами эти подробности во множестве представлены в пьесе. Здесь и примеривание кафтана, и подготовка к «сговору», и учебные занятия Митрофана, и ряд других черт дворянской жизни XVIII в.
У Фонвизина вопрос о просвещенности и невежестве, о хорошем и дурном воспитании занимает центральное место. «Всему причиной воспитание»,- заявляет Добролюбов в комедии «Бригадир». Гуманность положительных героев Фонвизина проистекает из их просвещенных взглядов. Сам образ мышления положительных героев не позволяет им вести себя грубо, жестоко и беззаконно. «Воспитание,- указывает Стародум,- дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее». И напротив, пороки отрицательных героев автор объясняет их дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили»,- уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их мнению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет: не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей.
Причиной «злонравия» могут быть и дурные наставники. Иван признается Советнице в том, что еще до отъезда в Париж он «был на пансионе у французского кучера, которому должен за «:любовь к французам и за холодность: к русским». Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейнику, отставному солдату Цифиркину и бывшему кучеру, немцу. Вральману. Но дело не только в учителях. Характер Ч и поведение Митрофана - естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «матерью данный», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям.
Комментарии
Хорошие задания. Спасибо.
Хорошие задания. Спасибо. Полине скажу их выполнить!