Внеурочная деятельность

Краева Светлана Владимировна

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_4_klass_hochu_vse_znat.docx47.32 КБ
Файл vneurochka_chto_gde_kogda_3_kl.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосьвинсая СОШ

Рабочая программа  

 внеурочной деятельности

кружок «Хочу все знать»

(научно-познавательное направление)

4 класс

Краева С.В.,

учитель начальных классов

Сосьва, 2014

Пояснительная записка

Согласно ФГОС нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним  из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Решать такие задачи во внеурочной деятельности и призвана программа  «Хочу все знать»

Актуальность работы кружка – необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных способностей.

Разработка программы обусловлена потребностью:

  • Более глубокой подготовки к участию  обучающихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
  • В творческих и  интеллектуально развитых личностях;
  • Самосовершенствование личности школьника.

Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся в основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных  проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творчества мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Материал кружковых занятий имеет широкий  тематический диапазон, позволяющий учащимся расширить свои знания о закономерностях родного языка  и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки  традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носит комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный  метод обучения, включающий  детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровеь подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необъодимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает, возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию  обучающихся в предметныъ олимпиадах, международных конкурсах, метапредметных мониторингах  (ЭМУ, Эрудит,).

Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умения общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Занятия кружка, рассчитаны на 34 часа (1 раз в неделю), дополняет базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают учащиеся 4 класса.

Цель программы: создание условий для  интеллектуального развития школьников.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса к школьным предметам;
  • Углубить знания, умения и навыки по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку  и логику;
  • Учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;
  • Воспитывать творческую и познавательную активность учащихся  и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных задач;
  • Выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;
  • Развивать умения работать в группе и в команде;
  • Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;
  •  Развивать скорость мышления и эрудированность.

Главные принципы реализации программы:

  • Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  •  Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

В процессе реализации программы используются следующие технологии:

  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии проектного обучения;
  • Технологии личностно-ориентированного обучения;
  • Развитие критического мышления;

Направления деятельности кружка:

  • Организация и проведение фронтальной, индивидуальной работы с детьми, а так же  и групповых занятий;
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;
  • Проведение внутри кружковых интеллектуальных игр;
  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с детьми;

Виды работы:

  • Поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет, библиотеки  и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность мыслить, принимать решения;
  • Исследовательская деятельность ( подбор источников информации),
  • Работа со справочными материалами, частично-поисковые задания (мини-исследования)
  • Выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
  • Обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.

Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственно общения  обучающихся друг с другом и педагогом.

Прогнозируемые результаты:

  • Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
  • Формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;
  • Умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;
  • Умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;
  • Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • Развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;
  • Рост личностных достижений;

После изучения курса программы, обучающиеся должны уметь:

  • Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки информации;
  • Определять учебную задачу;
  • Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • Владеть своим вниманием;
  • Сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;
  • Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • Использовать основные приёмы мыслительной деятельности;
  • Самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Кружок для обучающихся 4 класса «Хочу все знать» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:

Личностными результатами является  формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.

Метапредметными результатами является  формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учимся работать по предложенному учителем плану.
  • Учимся отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне предложения или небольшого текста)
  • Слушать и понимать речь других
  • Вырабатывать общее решение
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Анализировать и решать задачи повышенной трудности;
  • Решать нестандартные логические задачи;
  • Решать ребусы и головоломки;

Контроль за усвоением знаний:

Любая дидактика предполагает контроль за усвоением знаний, умений и унверсальных учебных действий. В связи с этим оценивание идет следующими двумя способами:

  1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение обучающимися продуктивных заданий. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для  её объяснения.
  2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важных понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно  в курсе тех знаний, которыми обладает ученик. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
  3. Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также Свидтельства участников, Дипломы, Сертификаты, Грамоты и т.д.

Итоговые формы учёта и контроля:

  • Открытые занятия;
  • Мониторинг (промежуточный –январь и итоговый  - май) уровня усвоения операции логического мышления.

Формы подведения итогов:

  • Участие в игровых конкурсных соревнованиях среди участников кружка  (КВМ,КВГ, конкурс, блиц-турнир, поле чудес, кто хочет стать математиком, крестики-нолики, умники и умницы ит.п)
  • Участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)
  • Участие в школьных олимпиадах
  • Участие в конкурсах интеллектуалов (ЭМУ, Русский медвежонок, олимпиады ИНФО-урок…)

Содержание курса:

Разделы программы:

  • Языкознание  - 14 часов
  • Математика – 10 часов
  • Окружающий мир (экология) – 8 часов

В рамках этих направлений осуществляется проектная и исследовательская деятельность.

Блок математика:

  1. Математика – это интересно. Путешествие в старину – 2 часа ( магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные  единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»
  2. Страна Геометрия – 2 часа (математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой». Танграм.
  3. Решение задач – 2 часа ( решение нестандартных задач, задч повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.
  4. Выполнение олимпиад
  5. Проектная деятельность – 1 ч ( «Газета любознательных математиков»)

Блок языкознание:

  1. Чудесные превращения – 2 часа( игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы).
  2. Из жизни слов – 2 часа ( Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВГ «Грамматический бой», Турнир знатоков русского языка)
  3. Крылатые слова – 2 часа ( Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеолгизмы»
  4. Выполняем олимпиады – 2 часа ( ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)
  5. Работаем над устной речью  - 2 часа (Рассказы по серии картинок, сочинение сказок, )
  6. Учимся писать мини-сочинения -  2 часа ( «Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта?»)
  7. Проектная деятельность – 2 часа  ( изготовление книжек малышек с придуманными сказками собственного сочинения, изготовление диафильмов, презентация «Устаревшие слова», «Слова иностранцы»))

Блок Окружающий мир

  1.  Экология – 2 часа (Что такое экология? экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения» )
  2. Времена года на земле – 2 часа ( В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства ( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)
  3. Наш край – 2 часа ( история  и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)
  4. Проектная деятельность – 1 час (работа над проектами, защита проектов)

Информационные источники:

  1. ФГОС
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Наглядная геометрия». 1-4 классы. – М.: ВАКО: 2004
  3. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)
  4. Ю.н. Александрова, Л.Д. Ласкина,  Н.В. Николаева, С.В. Машкова Юный эколог, 1-4 классы: программа кружка.
  5. Быкова Т.П.  Нестандартные задачи по математике: 3-4 классы./Т.П. Быкова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 142, (2) с. (серия «УМК»)
  6. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост.Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  7. Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы.
  8. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368с. – (Мастерская учителя)
  9. Интернет – ресурсы
  10. Медиа-ресурсы


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Деятельность обучающихся

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Вводное занятие

Чтение высказываний писателей о русском языке, знакомство с историей возникновения грамматики.

Определять цели деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося  результата  с исходным замыслом, поиск наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия  способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, эл. диски, сеть Интернет). Участие в подготовке проекта, его оформлении.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интереса к изучению языка.

2-3

Чудесные превращения

игры со словами, чудесные квадраты, анаграммы, разгадывание ребусов, загадки – шарады, загадки – метаграммы, загадки – логогрифы

4-5

Из жизни слов

Как вас зовут?, Где вы живете?, слова –пришельцы, слова – неологизмы, устаревшие слова, слова-друзья, слова – противоположности, слова – близнецы,. Секреты названий. КВГ «Грамматический бой», Турнир знатоков русского языка

6-7

Крылатые слова

Красна речь пословицей, мудрое слово. Мир фразеологизмов, крылатые слова. Игра «Крестики –нолики на тему «Фразеологизмы»

8-9

Выполняем олимпиады

ЭМУ, наука и познание, Эрудит…)

10-11

Работаем над устной речью  

Рассказы по серии картинок, сочинение сказок

12-13

Учимся писать мини-сочинения

«Нужна ли обществу вежливость?», «Что такое доброта

14

Проектная деятельность

Защита проекта

15-16

Математика – это интересно. Путешествие в старину

магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. Математические головоломки. Игра «Путешествие во времени». Старинные  единицы измерения массы. Исследовательская работа «Семь пядей во лбу»

Формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину

Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи (обобщения), выделять существенные  признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Исследовать, сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, устанавливать закономерности

Учить понимать возможности различных позиции и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос.

Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.

 И отвечать

17-18

Страна Геометрия

Танграм,  математические игры «Геометрический КВН», сетки, игра «Морской бой».

19-20

Решение задач

 решение нестандартных задач, задч повышенной трудности, олимпиадных задач. Блиц – турнир по решению задач.

21-22

Выполнение олимпиад

ЭМУ, Наука и познание, эрудит….

23

Проектная деятельность

Защита проетов

24-25

Экология

Что такое экология? Экологические памятки для взрослых и детей, игра «Умники и умницы» по теме «Эти удивительные растения»

Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. оценивать достигнутый результат. Планировать ( в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

 

Учиться в диалоге понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

Овладевать учебных и практических проблем. Поисковыми и творческими способами решения

Уметь выражать свое мнение и аргументировать его, слушать и слышать других. осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Развитие толерантности во взаимоотношениях.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности.

26-27

Времена года на земле

В гостях у матушки природы, у жителей лесного царства ( театрализованное представление) у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес»)

28-29

Наш край

история  и природа родного края, игра «Брейн – ринг» «Знатоки родного края», игра 2Эти забавные животные»)

30-31

Проектная деятельность

Защита проектов

32-33

Наша школа

История школы, участие в конкурсах к юбилею школы,

34

Заключительное занятие

Коллективная работа по составлению отчета о проделанной работе

Оценивать достигнутый результат



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

Клуб «Что? Где? Когда?»

Составила:

Краева С.В

учитель начальных классов

2021-22 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности» и направлена на личностное развитие школьников.

Программа реализует деятельностный  метод обучения, включающий  детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает, возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию  обучающихся в предметные олимпиадах, международных конкурсах, метапредметных мониторингах  (ЭМУ, Эрудит,).

Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умения общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Занятия кружка, рассчитаны на 34 часа (1 раз в неделю), дополняет базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают учащиеся 3 класса

Цель курса: включение обучающихся в коллективную творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала.

Задачи:

  1. Учить самостоятельно, искать и получать информацию из различных источников, уметь ее анализировать и критически мыслить.
  2. Развивать организаторские способности.
  3. Обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом.
  4. Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях.
  5. Способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний.
  6. Популяризовать науку через игровую деятельность.

 Отличительные особенности программы:

  • содержание доступно для учащихся;
  • реализация программы способствует созданию зоны комфорта и улучшению эмоционального фона;
  • программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень интеллектуальных возможностей;
  • проведение занятий по данной программе позволяет учащимся проявить себя не только в качестве участников интеллектуальных игр, но и в качестве организаторов;
  • программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы.

Формы и методы работы:

  • индивидуальная и групповая формы;
  • беседа, дискуссия;
  • иллюстрация, познавательная игра;
  • работа с книгой, работа с цифровыми ресурсами, просмотр видеозаписей.

Формы контроля воспитанников:

  • входящий контроль включает в себя проведение тестовой игры «Что? Где? Когда?» (мониторинг), позволяющей сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребенка;
  • промежуточный контроль (игра «Брейн-ринг») проводится в середине года, позволяет отследить уровень интеллектуальной подготовки за полгода;
  • итоговый контроль (заключительная игра «Морской бой»).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в игру (1 ч). Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.

2. Компоненты успешной игры (2 ч). Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

3. Техника мозгового штурма (5 ч). Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях: практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.

4. Составление вопросов к играм (5 ч). Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

5. Игры «Что? Где? Когда?» (10 ч). Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры. Клубный турнир «Что? Где? Когда?».

6. Другие интеллектуальные викторины (6 ч). «Своя игра», «Пентагон», «Эрудит-лото», «Перевертыши» и т. п.

7. Социальные пробы (6 ч). Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Брейн-ринг». Организация и проведение турниров «Брейн-ринг».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания обучающимся необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Прогнозируемые воспитательные результаты и эффект от деятельности обучающихся:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни во взаимодействии обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом при взаимодействии обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия во взаимодействии обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?» составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

Название темы урока

Количество часов

теория

практика

1

Организационное собрание (введение в игру)

1

2

Многообразие интеллектуальных игр

Игра «Брейн-ринг»

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра «Своя игра»

Игра «Морской бой»

Игра «Поле чудес»

Игра «Умники и умницы»

8

24

3

Итоговое занятие

1

Итого

34

 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПК, электронная доска, принтер, возможность выхода в интернет.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы урока

Количество часов

По плану

Факт

1

Организационное собрание (ознакомительное)

1

2

Многообразие интеллектуальных игр

1

3

Игра «Брейн- ринг»

1

4

Написание вопросов для игры «Брейн-ринг»

1

5

Практикум по игре «Брейн- ринг»

1

6

Практикум по игре «Брейн- ринг»

1

7

Игра «Брейн-ринг»

1

8

Игра «Что? Где? Когда?»

1

9

Игра «Что? Где? Когда?». Какие бывают вопросы

1

10

Написание вопросов для игры «Что? Где? Когда?»

1

11

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

12

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

13

Практикум по игре «Что? Где? Когда?»

1

14

Игры «Что? Где? Когда?»,
«Веселый праздник Новый год»

1

15

Игра «Своя игра»

1

16

Составление заданий для игры «Своя игра»

1

17

Практикум по игре «Своя игра»

1

18

Практикум по игре «Своя игра»

1

19

Игры «Своя игра», «В мире интересного»

1

20

Игра «Морской бой»

1

21

Составление заданий для игры «Морской бой»

1

22

Практикум по игре «Морской бой»

1

23

Практикум по игре «Морской бой»

1

24

Игра «Морской бой »

1

25

Игра «Поле чудес»

1

26

Составление заданий для игры «Поле чудес»

1

27

Практикум по игре «Поле чудес»

1

28

Практикум по игре «Поле чудес»

1

29

Игры «Поле чудес», «В мире сказок»

1

30

Игра «Умники и умницы»

1

31

Составление заданий для игры «Умники и умницы»

1

32

Практикум по игре « Умники и умницы »

1

33

Практикум по игре «Умники и умницы »

1

34

Игра « Умники и умницы »

1

35

Итоговое занятие: заключительная игра «Что? Где? Когда?»

1

Итого

34