Научно - практические конференции
Предварительный просмотр:
Тема: Социальные проекты воспитания экологической культуры как условия
реализации ФГОС СПО
Главная цель современной профессиональной школы, к которой относятся техникум и колледжи, - обеспечить каждому обучающемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе и реализация себя в активной профессиональной деятельности. Особенностями воспитания студентов является приобретение молодыми людьми нового социального статуса, в соответствии с которым у них изменяется его собственное отношение к себе. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями, рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой стало угрожающей для существования человечества, сегодня приоритетной задачей стало экологическое воспитание будущих специалистов. Его целью является формирование нравственного отношения к природе, основанное на глубоком понимании места человека в окружающем мире.
Несмотря на более чем десятилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания, едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Вхождение Российской Федерации в «цивилизованный» рынок скорее дало обратный импульс эколого - воспитательному процессу, когда у встающего на ноги молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения, а значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере воспитательной миссии.
Нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, а без этого, вопреки афоризму классика, не природа будет отдыхать на детях, а совсем наоборот, причем с тяжелыми последствиями для природы и для человека.
Преподаватели ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум», следуя принципу природосообразности воспитания, ориентации на реальные социально – экономические условия, формируют у студентов готовность к реализации разнообразных социальных задач:
- включения молодых людей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные проекты);
- стимулирование самопознания молодыми людьми в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа поведения.
Формирование экологической культуры, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно молодежи, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в их сознании.
Актуальность комплексных проблем экологии, объективная потребность их разрешения ставит новые задачи экологического воспитания и образования молодежи. На современном этапе взаимодействия общества и природы нельзя ограничиваться только развитием чувства любви к природе у каждого человека. Главным является воспитание ответственности за состояние природной среды.
Экологическое образование молодёжи в целях устойчивого развития России – это не просто система знаний. Это стиль мышления рачительного хозяина своей страны, который предвидит экологические риски и предупреждает своими действиями возможный экологический ущерб.
Закон «Об образовании» закрепляет требование об обеспечении преподавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку . В ГБОУ СПО РО « Донецкий сельскохозяйственный техникум» по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», « Механизация сельского хозяйства», «Экономика и бухгалтерский учет», «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» в государственный образовательный стандарт третьего поколения включена учебная дисциплина «Экологические основы природопользования», где рассматривается современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природопользования, основы природного законодательства, освещены вопросы охраны природы России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании. Для будущих юристов по специальности «Право и организация социального обеспечения» введена дисциплина «Основы экологического права», в которой экологические проблемы рассматриваются на фоне современного состояния окружающей среды. На основе анализа и обобщения действующего законодательства в Российской Федерации нормативно – правовой базы в области экологии в доступной форме освещаются государственная стратегия по природопользованию и охране окружающей среды, социальные, экономические преобразования в стране, связанные с экологической безопасностью и обеспечением устойчивого развития окружающей среды, в том числе на основе международного сотрудничества.
Современное отношение к экологическим проблемам требует формирование экологического сознания студентов. Практика показала, что одним из эффективных инновационных методов обучения студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» является экологическое проектирование.
Метод проектов – это педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
Исследовательская работа по дисциплине «Экологическое право» осуществляется как в процессе обучения предмету, так и входе внеурочной работы и является составной частью метода проектов.
Проектная и исследовательская работа имеет следующие цели:
- стимулирует учебную мотивацию;
- развивает у учащихся исследовательские умения; прогнозировать результаты и возможные последствия);
- формирует умения правильно толковать и применять нормы экологического права, устанавливать причинно – следственные связи;
- содействует формированию у студентов нетерпимости к нарушениям экологического законодательства.
Основные требования к использованию метода проектов
- Наличие важной в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для их решения (например, выявления причин загрязнения реки Глубокой, определения пути решения данной проблемы). На самых первых занятиях происходит распределение тем проекта выборным путем, после чего для каждой темы указывается основная и дополнительная литература и рекомендуется в ближайшее время продумать план работы.
Чтобы создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся, необходимо провести подготовительную работу:
- предусмотреть ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки;
- приступая к работе, студенты должны владеть необходимыми знаниями, умениями, навыками из содержательной части исследования;
- Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально техническим и учебно- методическим оснащением, информационными (фонд библиотеки, Интернет, видеоматериалы), информационно – технологическими (компьютер, сканер, копировальная техника) ресурсами;
- в течение одного – двух месяцев студенты самостоятельно работают над выбранными темами исследования. К преподавателю обращаются как к консультанту по мере возникновения вопросов.
- Практическая, теоретическая, познавательная важность предполагаемых результатов (широкий доступ к результатам исследования).
- Самостоятельная ( индивидуальная, групповая, парная) деятельность студентов.
- Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и задач исследования;
- обсуждение методов исследования (сбор и анализ информации, анализ факторов, наблюдение, синтез);
- обсуждение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, презентация, видеофильм);
- доведение результатов исследования до всех студентов группы.
В процессе подготовки проекта студентами решаются следующие задачи:
- Анализируется экологическая ситуация заданного района.
- Проводятся социологические опросы по теме проекта.
- Выявляются причины загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, недр.
- Определяются возможные пути решения проблемы.
- Составляются рекомендации по проведению охранных мероприятий.
Работа над проектами ведется в подгруппах по определенной теме. Презентация проекта проходит на уроке или конференции, где каждый участник может обосновать свою точку зрения по проблеме и дать рекомендации по улучшению экологической ситуации в городе и районе.
Оценивается проект по следующим параметрам:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- умение аргументировать свои заключения;
- эстетика оформления проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
В 2012 – 2013 учебном году студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» подготовили экологические проекты по следующим темам: «Мусор – это серьезно», «Загрязнение водных объектов промышленными предприятиями. Река Глубокая», «Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом», «Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями ООО «Амилко», ОАО «Астон», « Перспективы развития завода ООО «Амилко», роль предприятия в агропромышленном комплексе», «Экологическое просвещение».
В результате исследования авторы проектов пришли к выводу, что проблема обеспечения в городе Миллерово благоприятной окружающей среды приобрела в настоящее время особую актуальность.
Экологически значимые факторы, которые несвоевременно либо недостаточно нейтрализованы, влияют на здоровье проживающего в городе населения, а значит, не позволяют повысить чрезвычайно низкую продолжительность жизни людей.
К ним относятся:
- повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха, не соответствующий санитарно – гигиеническим нормативам, вследствие негативного воздействия промышленных предприятий, автомобильного транспорта;
- низкое качество воды, используемой для питьевых и хозяйственно -бытовых нужд;
- недостаточную обеспеченность зелеными насаждениями;
- захламление территорий отходами производства и потребления.
Студенты Донецкого сельскохозяйственного техникума принимают активное участие в научно-практических конференциях как внутри техникума, так и за его пределами, учатся аналитически мыслить, самостоятельно находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умение прогнозировать и видеть возможные последствия разных вариантов решения.
Развиваются исследовательские способности обучающихся, активизируется их личностная позиция в учебном процессе, расширяется кругозор, повышается интерес к выбранной профессии. Об этой работе говорят достижения студентов:
- во Всероссийском конкурсе рефератов «Истории дыхание живое» студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» стали победителями в трех номинациях:
- Литературное наследие в памятниках (Винниченко Алена).
- Памятники – свидетели доблести разных поколений (Салманова Айгюн.).
- О памятниках, ставших легендою (Рябцева Анна)
- победа в номинации «Оригинальное практическое решение» в региональной студенческой научно – практической конференции «Возрастные, социальные, региональные проблемы сохранения здоровья людей в изменяющейся биосфере»;
- организация и участие в акции «Мы за чистый город».
- Создание привлекательных практических полезных буклетов по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни для автолюбителей, домохозяек, родителей, местных жителей и.т.д.
Экологическое просвещение несет в себе элементы и воспитания и образования, но в то же время является самостоятельным звеном в системе формирования экологической культуры.
Таким образом, наша эпоха требует от людей в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартное решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностные возможности. Исследовательская деятельность студентов может сыграть в этом процессе значительную роль.
Главная цель исследовательской деятельности студента – стать специалистом, способным конкурировать на рынке труда, обладающим исследовательскими навыками, творческим потенциалом, инициативой, стремящимся к самообразованию.
Литература
1. Бритчук М.Н. Экологическое право. – М.: 1999г.
2.Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Норма-ИНФРА, 2001г.
3. А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин Экологическое право : программа курса, учебник, практикум._ М.: Издательство « Экзамен», 2006 г.
4. М.И. Рожков. Воспитание обучающихся профессиональной школы: стратегия и тактика, ж. «Специалист»: 2012 г, № 1.
Заявка
Ф.И.О. Трегубенко Наталья Владимировна
Место работы: ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный
техникум», преподаватель социальных и профессиональных
юридических дисциплин.
Тема выступления: Социальные проекты воспитания экологической культуры как условия реализации ФГОС СПО
Форма участия в конференции: очная с предоставлением презентации
доклада
Контактный телефон: 8 (86385) 2-85-71
Электронная почта: E-mail dsxt@rostobr. ru
Адрес: 346131 Ростовская область, г. Миллерово, квартал ДСХТ, 29, корпус 1, Трегубенко Наталья Владимировна
Предварительный просмотр:
Круглый стол по проблеме «Реализация принципа ведущей роли ИКТ в системе профильного и профессионального образования»
Доклад на тему: Формирование информационно – методической компетенции преподавателя как фактор повышения качества образования.
Формирование компетентного выпускника по специальности «Право и организация социального обеспечения» во многом зависит от содержания и организации работы цикловой комиссии. Деятельность преподавателей цикловой комиссии закладывает основы профессионального мастерства и карьерного роста будущих специалистов.
Основная цель цикловой комиссии профессиональных юридических дисциплин обусловлена созданием практикоориентированной образовательной среды для качественной подготовки будущих специалистов.
Основные задачи цикловой комиссии профессиональных юридических дисциплин:
- - создание модульных программ, основанных на компетенциях;
- - построение методической работы цикловой комиссии на основе инновационных образовательных и информационных технологий;
- - систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;
- - выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей цикловой комиссии.
- - создание портфеля методических новшеств
Важной задачей работы цикловой комиссии является изучение, обобщение и введение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий, средств и методов обучения. За 2012-2013 учебный год преподавателями цикловой комиссии проведен ряд открытых уроков и воспитательных мероприятий с использованием интерактивных средств обучения.
- Учебная дисциплина «Основы экологического права»
Урок – проектная деятельность «Экологические проблемы г.
Миллерово и пути их решения» (Трегубенко Н.В)
- Учебная дисциплина «Уголовный процесс», проведение деловой
игры «Рассмотрение уголовного дела судом первой инстанции».
(Селиванов В.А.)
- Круглый стол- встреча с помощником начальника отдела МВД России по Тарасовскому району по работе с личным составом, капитаном внутренней службы Кулаковым Е.Ю «Мы будущее, мы закон, мы надежда». (Бубликова Е.А., Могилко О.Н.)
- Внеклассное мероприятие « Государственные символы России: история и современность» (Шкуринская С.Ф.)
- Классный час «Первые шаги в профессию» (Кислова Е.Н.)
- Деловая игра «Суд над сигаретой» (Брылева Е. Н., Тищенко О.А.)
Созданы портфолио преподавателей и цикловой комиссии.
Портфолио цикловой комиссии включает в себя следующие разделы:
- общие сведения о преподавателях цикловой комиссии;
- учебно – организационная работа;
- портфель педагогических новшеств;
- учебно – воспитательная работа.
- научно – методическая и исследовательская работа.
- наши достижения.
Данные разделы являются направлениями работы цикловой комиссии профессиональных юридических дисциплин.
Назначение портфолио – сместить акценты с внешней оценки на самооценку. В педагогическое портфолио включено, все что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности преподавателя.
Преподаватели цикловой комиссии постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, изучают передовой опыт внедрения инновационных технологий, участвуют в региональных и Всероссийских конкурсах методического мастерства, научно – практических конференциях.
- апрель 2013 г. – Областной конкурс методического мастерства преподавателей и руководителей образовательного учреждения СПО РО - Бубликова Е.А., Могилко О.Н., Селиванов В.А., Трегубенко Н.В.
- июнь 2013 г. – Всероссийский Интернет - конкурс - Бубликова Е.А., Селиванов В.А., Трегубенко Н.В.
Проблемы, которые ставились и исследовались преподавателями комиссии:
Бубликова Е.А. – Использование коммуникативно-информационных технологий при подготовке студентов к занятиям, а так же для формирования исследовательских умений и навыков.
Могилко О.Н. – Применение мультимедийных презентаций в учебном процессе.
Селиванов В.А. – Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).
Трегубенко Н.В. – Использование проектно-исследовательской технологии в обучении.
Шкуринская С.Ф. Методика развивающего образования с применением проектных заданий.
Темы самообразования прослеживались и при подготовке преподавателей к малому педсовету «Использование информационных компьютерных технологий в обучении»
Подготовлены доклады, презентации по следующим темам:
- Обучение студентов первого курса приемам использования ИКТ.
Шкуринская С.Ф.
- Использование ИКТ для формирования исследовательских умений и навыков. (Трегубенко Н.В.)
- Использование ИТК при подготовке студентов к учебным занятиям.
( Бубликова Е.А., Селиванов В.А.)
- Применение мультимедийных презентаций в учебном процессе.
(Могилко О.Н.)
Студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» стремятся принимать активное участие в научно-практических конференциях как внутри техникума, так и за его пределами, учатся аналитически мыслить, самостоятельно находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умение прогнозировать и видеть возможные последствия разных вариантов решения.
Развиваются исследовательские способности обучающихся, активизируется их личностная позиция в учебном процессе, расширяется кругозор, повышается интерес к выбранной профессии. Об этой работе говорят достижения студентов:
- во Всероссийском конкурсе рефератов «Истории дыхание живое» студенты специальности «Право и организация социального обеспечения» стали победителями в трех номинациях:
- Литературное наследие в памятниках (Винниченко).
- Памятники – свидетели доблести разных поколений (Салманова А.).
- О памятниках, ставших легендою (Рябцева А).
- Победа в номинации «Оригинальное практическое решение» в региональной студенческой научно – практической конференции «Возрастные, социальные, региональные проблемы сохранения здоровья людей в изменяющейся биосфере» .
Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений.
Главной задачей образовательного учреждения СПО, является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией – чему учат и практикой – что нужно уметь делать.
Ликвидировать этот разрыв можно с помощью модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.
При работе над модулями преподаватели цикловой комиссии столкнулись с тем, что, не смотря на значимость и целесообразность введения модулей в образовательный процесс, существуют определенные недостатки модульного обучения, которые заключаются в следующем:
- на наш взгляд существенным недостатком является отсутствие единой нормативно-методической базы. Каждое учебное заведение «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) СПО на основе примерной основной образовательной программы». Значит, наименования дисциплин, количество часов, формы контроля, содержательное наполнение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов в каждом учебном заведении – все будет свое.
- трудоемкость изготовления модулей и подготовки к проведению занятий;
- внедрение модульного обучения требует значительной организационной перестройки традиционного учебного процесса:
- подготовки соответствующей учебно-материальной базы;
- изменения планирования работы преподавателей;
- оптимального состава (в количественном отношении) студенческих
- групп и потоков с учетом возможностей учебно-материальной
- базы;
- разработки необходимого методического обеспечения;
- организации контрольных проверок знаний;
- процесс внедрения модульного обучения должен быть обеспечен соответствующей методической литературой, которая централизованно практически не поставляется, поэтому вся методическая работа по обеспечению каждого конкретного модуля целиком и полностью лежит на плечах преподавателя;
- для сокращения времени при обработке данных контрольных модулей необходимо применение компьютеров и рейтинговой оценки знаний студентов, что требует от преподавателя большого профессионализма.
Но, несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями техникума, проводится на должном уровне.
И показателями этого являются то, что по согласованию с заказчиками были определены новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятий. Был разработан учебный план по специальности и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практик. Ведется работа по обеспечению УМК, электронных лекций.
Были изучены и продолжают изучаться запросы потенциальных работодателей, через центр занятости населения; проводятся конкурсы профессионального мастерства среди студентов. .
Таким образом, параметры эффективности работы цикловой комиссии, направленные на формирование нового качества образования, определяются выделенными критериями.
Совершенствование системы обучения | Освоение студентами новых компетенций в соответствии с новыми профессиональными стандартами; развитие профессиональной мотивации студента; рост качества обученности студентов |
Изучение передового опыта и инновационная деятельность | Повышение уровня подготовки преподавателей; Обмен опытом при проведении открытых уроков и мастер – классов; Презентация инновационных технологий и их продуктов |
Сотрудничество с социальными партнерами | Внесение изменений и программы ИГА; Расширение баз практик и материально – технической базы техникума. |
Использование информационных и современных средств обучения | Уроки с использованием интерактивной доски, мультимедийных комплексов; создание электронных портфолио преподавателей, учебных пособий; разработка модульных программ |
Поэтому особую актуальность сегодня приобретает проблема организации учебного процесса подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульный подход, основанный на компетенциях. Преподаватели цикловой комиссии работают над совершенствованием методического обеспечения модульного учебного процесса, опираются на создание образовательной среды, позволяющей получать практикоориентированное (соответствующее компетенциям, сформулированным работодателями) образование, приобретать опыт профессиональной деятельности, накапливать в процессе обучения профессиональное портфолио.