Моя педагогическая концепция
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция
«Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе» – это искреннее признание нашего великого земляка Михаила Александровича Шолохова стало путеводной звездой учительской династии, к которой принадлежу я. Мой прадед Ключников Архип был инспектором образовательных учреждений России конца XIX века, а я, Трегубенко Наталья, - учитель 4-го поколения, в XXI веке преподаватель Донецкого сельскохозяйственного техникума.
Все, что когда-то генетически заложено было во мне, потом привело в Вешенское педучилище, в Таганрогский пединститут, превратило меня в учителя, то есть в человека, который не имеет права на подлость, черствость и равнодушие. Особо ценный опыт индивидуальной работы с детьми я получила в Целинском детском доме.
Эти дети человеческих ошибок и взрослой слабости, дети, лишенные родительской ласки и любви, научили меня распознавать фальшь, неискренность и прощать многое.
Мой союзник – педагогика творчества, успеха, радости, установление доверительных межличностных отношений не только между педагогом и студентом, но и в системе студент – студент.
Мои ученики, как правило, жители отдаленных сел, в городских условиях порой испытывают чувство неловкости, неуверенности, да и уровень образованности их ниже, чем у городских сверстников. Они пока еще не знают:
Как общаться в новых условиях?
Как без потерь войти во взрослую жизнь?
Как реализовать свои возможности?
Как достичь успеха?
Как научить всех, ведь передо мной 30 человек, и все такие разные?
…Закончился еще один урок. Я захожу в препараторскую, кладу на стол бумаги и снова задаю себе вопросы: все ли удалось? Что мне принес этот урок – радость, боль, удовлетворение, грусть?
Конечно, радость – сегодня Лена впервые вышла к доске и активно участвовала в игре при закреплении материала.
Конечно, гордость – ребята выходили из класса и благодарили меня за урок.
Конечно, тревогу – Артем остался после занятия и рассказал о семейных проблемах, объяснил почему молчал весь урок.
Я тронута их откровениями и благодарна за доверие. Мы вместе проходим путь взаимопонимания
- Это сопереживание – без искренности нет пути к сердцу человека.
- Это соучастие – невозможно отстранить от проблемы тех, кого ведешь за собой.
- Сотрудничество – только совместный поиск, творчество помогут покорить любые вершины.
Великий мыслитель Иоганн Генрих Песталоции в своих трудах «Линград и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» связал обучение с
воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. То есть уже в конце XVIII века швецарский педагог – демократ обосновал принципы развивающего обучения.
Поэтому не отвергая классики обучения (доступность, прочность, научность) я из множества новейших педагогических технологий выбрала самую, на мой взгляд, гуманную – личностно-ориентированное развивающее обучение.
Итак, на чем основана моя педагогическая концепция.
1.
2. Алгоритм решения педагогической проблемы:
- это личность студента;
- обучение (процесс результат);
- воспитание (процесс результат);
- личностные ценности.
Моя задача как преподавателя «Психологии социально- правовой деятельности» на уроках и внеаудиторных занятиях создать ситуацию успеха – дать понять, что нет ничего невозможного, непостижимого в жизни для каждого. И на первом уроке студенты должны запомнить одну истину: все решает личность! А творческий потенциал, его активность и самостоятельность определяется главным – мотивационной готовностью к получению знаний.
По учебной дисциплине «Психологии социально- правовой деятельности» мною составлена адаптирована программа с учетом принципов междисциплинарности, гуманистической направленности, единства теоретических и практических видов деятельности. Ключевыми понятиями курса с учетом специфики будущей профессии выступают такие понятия, как профессиональная компетентность, социально-психологический портрет личности.
Современный и будущий работодатель, общество в целом заинтересованы в таком работнике, который не только умеет решать разнообразные проблемы, критически мыслить, но и обладает определенными личностными качествами.
Я стремлюсь к тому, чтобы выпускник нашего техникума умел адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо знать индивидуальные особенности студента, его стремления, умение взаимодействовать в данном коллективе. Поэтому не первых уроках в различных группах я провожу опрос, используя методику выявления социометрической структуры группы, которая несет важную информацию о характере межличностных отношений. Зная такую структуру, я могу ответить на следующие вопросы:
- Кто является неформальным лидером в группе?
- Через кого лучше оказывать влияние на конкретного студента?
Нельзя работать по старинке, так как в XXI веке значительную роль в нашей жизни играет мультимедиа (электронный носитель информации).
Использование мультимедиа в учебном процессе обеспечивает возможность:
- дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворить запросы, желания и интересы студентов;
- освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний.
Главным для меня – не умения и навыки, а развитие личности через саморазвитие, самоусовершенствование. Это может сделать преподаватель, помогая студенту познать мир и самого себя, на развивающем уроке. Это:
- уроки с применением деловой (ролевой игры);
- уроки с элементами микроисследования;
- урок – интервью;
- урок – тренинг;
- модульная экскурсия (в будущее).
Нестандартная форма урока - отличная форма обучения общению, взаимодействию, сотрудничеству, раскрытию творческого потенциала студента.
Успеваемости в группах, работающих по экспериментальной программе, выше, чем в контрольных.
Успех в любой просветительской деятельности зависит от личности. И я должна держать себя в хорошей личностной форме:
- постоянно повышаю свои теоретические знания;
- активно участвую в жизни техникума;
- веду здоровый образ жизни
Мои увлечения я передаю своим ученикам, я помогу им полюбить Родину, ибо твердо знаю, что утрата связи с родной землей приводит к психологическому дискомфорту и распаду личности.
Мои студенты активно участвуют в подготовке открытых мероприятий. Посетили Санкт –Петербург, Волгоград, Вешенскую, памятные места освобождения Ростовской области фашистов.
Но самое главное – они незаменимые мои помощники в поисковой работе клуба «Отечество» и музея техникума.
Мне повезло в жизни: у меня мудрые наставники и хорошие студенты.
Мы растем вместе со студентами – они растут в нас и, вырастая, уходят. Уходят многие, возвращаются немногие.
Возвращаются повзрослевшие, еще не снявшие армейские мундиры, помягчевшие, утратившие свою ершистость.
Возвращаются со своими проблемами, просьбами, иногда с радостными известиями: рождение первого ребенка, первые премии, удачи.
Возвращаются в письмах, иногда от тех, от кого и не ждала:
«Завидую вашим ученикам, я бы сейчас слушал вас внимательно. В жизни много трудностей, а принимать решение надо самому».
Верю в то, что наши выпускники не будут Иванами не помнящими родства, верю в то, что все они будут прекрасными людьми, талантливыми работниками, потому что иначе быть не может.
А пока меня радуют успехи моих студентов в областном конкурсе «Боевой путь участника Великой Отечественной войны» 1 место, а музей был показан не только по Миллеровскому телевидению, но и участвовал в областном телемарафоне.
Я вижу результаты своей работы и хочу еще долго нести свет знаний.
Есть надписи, которым я не верю,
Пускай они застыли, как завет:
Входя, повсюду закрывайте двери,
Повсюду, выходя, гасите свет.
А я иной завет оставлю в мире,
Как ни были бы надписи строги!
Когда ты входишь, дверь открой пошире,
Уходишь, пламя за собой зажги.