Мастер-класс

Петраш Евгения Александровна

Материал предназначен для учителей начальной школы в помощь для проведения рефлексии на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Петраш Евгения Александровна

                                                         учитель начальных классов МБОУ СОШ №7                                         п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед » 
Евгений Доманский 

Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго. На помощь ученику и учителю приходят ФГОС. В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям.

     1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

        2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (из ФГОС).

Главным условием для реализации ФГОС является подготовка самого учителя, поскольку качество системы образования не может быть выше качества работающих.

Задача учителя помочь понять ученику и самому себе, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания,  рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг. В системно-деятельностном подходе при изучении нового, идет фиксация затруднения и дети выделят два шага: что я не знаю и сам найду способ узнать.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, что помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Проводится рефлексия на разных этапах урока: организационном - обеспечивает побуждение учащихся к деятельности; на этапе актуализации ЗУН учащихся - это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности; в начале работы по теме урока - содержательная рефлексия помогает учащимся получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы; на завершающем этапе - подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой.

Приведу эталон классификации приемов рефлексии: по цели — рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности и рефлексия содержания (устная и письменная); по функции - личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная), интеллектуальная рефлексия; по типу урока -после усвоения зун, промежуточная рефлексия, контрольная рефлексия, итоговая рефлексия; по способам проведения — анкета, символ, вопрос, ситуация, таблица, рисунок.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. 
                                                                   Б. Дизраэли (лорд, англ.гос.деятель)

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Использование методических приёмов для проведения рефлексии на уроке Петраш Е.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 Кошехабльский район

Слайд 2

Цель: показать важность владения и применения методик рефлексии; вспомнить о понятии рефлексии; познакомить с классификацией рефлексии; показать конкретные варианты методик проведения некоторых приемов рефлексии «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед» Евгений Доманский

Слайд 3

Великий сиракузский гений Перевернул бы Землю, нет сомнений! Он разрешил бы наши споры, Когда б имел точку опоры. Так ученик свернул бы горы, Если дать ему эту точку опоры. Такая есть у меня в запасе. Я расскажу о ней в своём мастер-классе !

Слайд 4

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 6

Критерии: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)

Слайд 7

Задача учителя помочь понять ученику и самому себе, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

Слайд 10

Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

Слайд 11

Функции рефлексии в педагогическом процессе: 1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4. Коммуникативная 5. Смыслотворческая 6. Мотивационная 7. Коррекционная

Слайд 12

Классификация приёмов рефлексии

Слайд 14

Классификация приёмов рефлексии п о содержанию: 1. Рефлексия устная 2. Рефлексия письменная

Слайд 15

- по цели: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 16

- по функции: 1. Личностная рефлексия физическая духовная сенсорная 2. Интеллектуальная рефлексия

Слайд 17

- по типу урока: 1. После усвоения ЗУН 2. Промежуточная 3. Контрольная 4. Итоговая

Слайд 18

- по способам проведения: Анкета Вопрос Символ Таблица Рисунок Ситуация

Слайд 19

- по форме деятельности: Фронтальная (выборочная) Индивидуальная Групповая Коллективная

Слайд 20

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше Б. Дизраэли - лорд, англ. гос. деятель Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Слайд 21

Рефлексия трех лиц (веселое, нейтральное и грустное) Цветные карточки

Слайд 22

Лучики солнца

Слайд 23

Дерево чувств

Слайд 24

Маятник настроения _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

Слайд 25

2. Рефлексия содержания учебного материала

Слайд 26

Приём незаконченного предложения Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Мне (не)понравилась рукодельница, т.к. она: трудолюбива; добра; почтительна. 2. Приём «Выбор афоризма или пословицы» «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его» Л.Н.Толстой 3. Рефлексия достижения цели Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения Мы научились выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака

Слайд 27

Художественные формы письменной рефлексии Синквейн Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами; 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Слайд 28

Синквейн Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Дедушка Мазай и зайцы Добрый бедные Плыл спас, чуть не утонули Дед Мазай спас зайцев. Молодец! Друг животных Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» Лягушка Лупоглазая толстая Соображает, болтает, хвастает Изобретает необыкновенный способ летать Путешественница

Слайд 29

3. Рефлексия деятельности Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока

Слайд 30

Прием «Лестница успеха»

Слайд 31

Прием «Гора» Если ученик считает, что хорошо усвоил материал на уроке, разобрался в понятиях, то рисует себя на вершине горы. Если осталось что-то непонятным, то рисует себя ниже.

Слайд 32

Графический организатор «рыбья кость » или Прием «Фишбоун» (от англ. fishbone – рыбья кость) были придуманы профессором Кауро Ишикава голова - вопрос темы; верхние косточки – основные понятия темы; нижние косточки — суть понятия; хвост – ответ на вопрос.

Слайд 33

Прием «Составление кластера» может быть использован на самых разных стадиях урока, для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. сумма слагаемое плюс слагаемое

Слайд 34

Приём «Верные – неверные утверждения» Урок русского языка, тема «Местоимение» 1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной 2. В предложении местоимения бывают только подлежащим 3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 4. Местоимения могут быть I , II или III лица 5. Местоимения изменяются по падежам и числам 6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом -Применяют на стадии актуализации знаний -Учащиеся выбирают «верные» утверждения полагаясь на свой опыт или угадывая -Настраиваются на изучение новой темы -Через несколько уроков возвращаются к данному вопросу

Слайд 35

Прием ПОПС-формула интерактивный приём позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме П – позиция; О– объяснение (или обоснование); П– пример; С –следствие (или суждение); П- «Я считаю, что…» О - «Потому что …» П - «Я могу доказать это на примере …» С - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Слайд 36

П - Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. О - Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. П - Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. С - Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Слайд 37

Прием оценивания активности и качества работы на уроке Упражнение «Комплимент» на заключительном этапе урока Комплимент - похвала Комплимент – деловым качествам Комплимент – в чувствах Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок

Слайд 38

«Мишень» Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность; деятельность учителя; деятельность учащихся.

Слайд 39

Рефлексия работы в группах Проводится для оценивания уровня их коммуникации, анализируется результат и процесс работы путем взаимооценки Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используя опорные слова и фразы для высказываний: помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились Мы учились вырезать… Саша мне помог решить… Многие молчали… Мы все вместе рисовали… Мы хотели написать…

Слайд 40

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем Самостоятельность Предприимчивость Конкуретноспособность Давайте и мы вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?

Слайд 41

1 гр. «Рефлексия» 2 гр. «Мастер-класс» 3 гр. «Мы – участники»

Слайд 42

Всем спасибо! Слышу я древний Архимедов наказ И как молитву твержу каждый раз: «Если дать ученику надёжную точку опоры, В предмете любом свернул бы он горы !»



Предварительный просмотр:

АВТОР: ПЕТРАШ Е.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ №7 П. МАЙСКИЙ КОШЕХАБЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКЕ

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

3.  «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Лучики солнышка» . Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют  лучики (солнышко улыбается, без эмоций, грустит)

7. «Острова» 
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

8. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0.

 9. Индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке. 

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

Скука

Азарт

Апатия

Защищенность

Беззащитность

Самостоятельность

Подчиненность

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Чувство успеха

Чувство неудачи

Радость общения

Чувство одиночества

Уверенность

Неуверенность

Подъем настроения

Спад настроения

Чувство новизны

Ощущение стандартности

ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ РЕФЛЕКСИИ

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

- Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…                           Я научился…

Меня удивило…                             У меня получилось…

Было трудно…                                Я смог ….

Я понял, что…                                Я попробую…

Я теперь могу….                            Меня удивило…

Мне захотелось….                          Было интересно…

  1. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  1. Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

5. Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

8. «Мишень»

9. “ Пятерочка “  или  «Пять пальцев»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею. 

   «Мысль» - мизинец  (какие знания я приобрел)

 «Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» -  большой (как я физически себя чувствовал)

10. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“        0________10

„Дело“     0________10

ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ РЕФЛЕКСИИ

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
6. «Ресторан» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. 
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). 
Численность: Все ученики 
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки 
Проведение:  Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: 
- Я съел бы еще этого… 
- Больше всего мне понравилось… 
- Я почти переварил… 
- Я переел… 
- Пожалуйста, добавьте… 

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. 

7. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 
- каша в голове 
- ни в зуб ногой 
- светлая голова
 

8. «Уборка в доме» 
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. 
Время: 15 мин. 
Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. 
Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. 
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. 
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. 
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 

  1. Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
       
         

 10. Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать

ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЙ ВАРИАНТ РЕФЛЕКСИИ



Предварительный просмотр:

АВТОР: ПЕТРАШ Е.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ №7 П. МАЙСКИЙ КОШЕХАБЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

Приемы работы по развитию толерантности

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе

1. Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

2. Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

3. Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

5. Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

6. Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

7. Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.

1. Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

2. Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

3. Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

4. Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

1. Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

2. Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

3. Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Принципы работы на уроках толерантности

1.  Сопровождать, а не управлять. Этот принцип означает, что учитель не может заранее знать, какие реакции возникнут в той или иной ситуации у ребенка. Поэтому он должен быть готов в любой ситуации помочь ребенку выразить свои собственные чувства, мысли и намерения, а не стараться повторить или угадать мнение учителя.

2. Преимущественная ориентация на эмоциональную сферу ребенка. Возрастные особенности  школьника таковы, что ему удобнее выражать свой внутренний мир через эмоциональные реакции, спонтанный рисунок, эмоционально насыщенную игру. Если начать работу с ориентации на познавательную сферу, есть вероятность столкнуться со стереотипами, шаблонами или социально-одобряемыми декларациями, что само по себе не эффективно.

3. Работа на «Живом материале». Мы соглашаемся работать с тем содержанием, с теми наблюдениями и знаниями, которые важными для себя считают сами дети. При таком подходе дети часто неосознанно стремятся «отыграть» значимые для них способы поведения. Мы это поощряем и даже иногда сами провоцируем.

4. «Не навреди». Дети очень непосредственны и импульсивны. Поэтому самораскрытие у них идет «без оглядки». В связи с этим  мы обсуждаем классом только факт наличия у них тех или иных переживаний, проблем или негативных мыслей. Личные психологические проблемы каждого конкретного ребенка мы обсуждаем  только конфиденциально.


Список  литературы

  1. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. –  № 3. 

- С. 78-83

  1. Бардиер Г.Л., Уроки толерантности, методические рекомендации по использованию учебного пособия «Азбука толерантности» в начальной школе – 2008г –140с.
  2. Бобинова, С. В. Воспитание культуры толерантности / С. В. Бобинова // Начальная школа. – 2004. – № 8. – С. 76.
  3. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г
  5. Кучегура, Л. А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования / Л. А. Кучегура // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 106.
  6. Элиасберг Н.И. Учебное пособие, К толерантности: шаг за шагом,  - СПб 2008-148с.



Предварительный просмотр:

   «Мысль» - мизинец  (какие знания я приобрел)

 «Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» -  большой (как я физически себя чувствовал)

   «Мысль» - мизинец  (какие знания я приобрел)

 «Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели)

«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело)

«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим)

«Бодрость тела» -  большой (как я физически себя чувствовал)

         


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АВТОР: ПЕТРАШ Е.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ №7 П. МАЙСКИЙ КОШЕХАБЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполага-

ния

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

С чего вы начнёте?

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                        

На завершаю-

щем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  степени сравнения прилагательных?

 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».