Доклады

Майданова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА»

Майданова А.С.,

Филиал Нахимовского военно-морского кадетского училища

(Севастопольское президентское кадетское училище)

г. Севастополь, Российская Федерация

maidanova.anna@mail.ru

Одной из приоритетных задач российского образования является развитие гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно уровень формирования патриотических качеств у граждан обеспечивает политическое и социально-экономическое развитие страны, отвечает за её национальную безопасность.

В начале 90-х годов ХХ столетия произошёл резкий спад патриотизма у россиян. В этот период значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как долг, честь, верность Отечеству.

В современном обществе, на мой взгляд, вопросы патриотического воспитания остаются одними из наиболее актуальных. Мы осознаём, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров и системы патриотического воспитания может привести к серьёзным проблемам в государстве.

Именно на школу, как на единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, государство возлагает основные задачи по гражданско-патриотическому воспитанию личности гражданина Российской Федерации.

В Севастопольском президентском кадетском училище гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений. В своей работе мы большое внимание уделяем приобщению воспитанников к традициям и истории Отечества и флота, осмыслению себя как гражданина общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная, специально организуемая деятельность, направленная на развитие целого комплекса личностных качеств молодого гражданина.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в своём классе я строю в соответствии с планом основных мероприятий учебно-воспитательной работы училища и курса по следующим направлениям:

Гражданско-правовое – воспитание кадет через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, гражданской позиции, готовности служить своему народу (творческие встречи с героями нашего времени, с сотрудниками полиции и военной автоинспекции, месячники профилактики правонарушений, тематические недели, посещение воинских частей и боевых кораблей Черноморского Флота РФ).

Военно-патриотическое – формирование у кадет высокого патриотического сознания, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций (тематические классные часы, уроки-мужества, радиоинформирование, кинолектории, посвящённых Дням воинской славы и памятным историческим датам, акции «Письмо ветерану», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», встречи с ветеранами и воинами-интернационалистами, участие в конкурсах чтецов и инсценированной песни, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, береговые батареи, на военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты», реконструкции боёв на Сапун-горе, творческие и исследовательские проекты, поисковая работа совместно с активистами общественного поискового отряда «Долг»).

Духовно-нравственное – осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров (концерты, спектакли, творческие фестивали, конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!», литературные гостиные, духовные беседы, православные святыни, посещение служб в домовом храме, Дни культуры).

Историко-краеведческое – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества и гордости за него, ответственности за его судьбу (участие в конференциях по краеведению и защите Чёрного моря от загрязнения, сотрудничество с Русским географическим обществом, мероприятия, посвящённые воссоединения Крыма с Россией, экскурсии, поисковые и исследовательские проекты, поход партизанскими тропами, квест-игры, викторины, конкурсы стенгазет).

Социальное – формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста (конкурсы плакатов, круглые столы, служба медиации, экодесанты, Дни открытых дверей, концерты в Доме престарелых, волонтёрское движение).

Спортивное – развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формирование опыта служения Отечеству и готовности к его защите (классные часы и беседы, викторины, товарищеские матчи по футболу и баскетболу, спартакиады по рукопашному бою, восточным единоборствам, самбо, пулевой стрельбе, боксу, лёгкой атлетике, по полиатлону , спортивному ориентированию и летнему троеборью, спортивно-патриотические слёты и турниры, состязания «А, ну-ка, парни!», участие во Всероссийском фестивале «Готов к труду и обороне», туристические походы, школа «выживания»).

По каждому направлению было проведено большое количество мероприятий. Назову наиболее яркие из них:

  • Встреча с суворовцем II поколения Московского суворовского училища Кузнецовым Г.Г.
  • Встреча с Героем Российской Федерации лётчиком-космонавтом Шкаплеровым А.Н.
  • Посещение фото-выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Открытый классный час «Бабий Яр – трагедия и боль, память и беспамятство».
  • Торжественная встреча делегации Мордовской метрополии Русской православной церкви и мощей святого праведного воина Федора Ушакова, молебен в домовом храме.
  • Участие во Всероссийском спортивном фестивале «Готов к труду и обороне».
  • Концерт авторской песни Станислава Коноплянникова – автора-исполнителя песен военной и патриотической тематики.
  • Творческая встреча с начальником Центрального пограничного музея ФСБ России полковником ФСБ РФ Берсенёвым Н.
  • Встреча с героями английского полярного конвоя времён Великой Отечественной войны под кодовым названием «Дервиш».
  • Встреча с воинами-интернационалистами, участниками Афганской войны.
  • Творческий курсовой проект «…И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей».
  • Смотр-конкур художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!».
  • Открытый классный час в форме литературно-музыкальной гостиной «Мы – вместе», приуроченный воссоединению Крыма с Россией.
  • Конкурс инсценированной песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне».
  • Участие в акциях: «Письмо ветерану»; «Герои живут рядом»; «От сердца к сердцу», «Сирень Победы», «Бессмертный полк».

На базе нашего училища организована работа поискового отряда «Гардемарины». Ребята совместно с представителями СОПО «Долг» ведут поисковую работу в бухте Круглая, участвуют во Всероссийской Вахте Памяти ("Высота 60.0" (9-Д), "Гора Гасфорта" (9-Д), "Бухта Круглая"(8-В, 8-Г), «У Чёрной речки» (7-Г), занимаются проектами («По следам подвига» (9-Д), «Маркировка гильз ВОВ» (8-В, 8-Г), «Стрелковое оружие ВОВ» (8-В, 8-Г), «История одного подвига» (9-Д), «Ордена ВОВ» (9-Д). Собрали и открыли музейную экспозицию «По следам героев. Высота 60.0» (9-Д).

Нашему поисковому отряду всего 2 года, но мы уже имеем заслуги. По итогам нашей работы кадеты: Багимов Александр (8-В), Ситников Александр (8-В), Аронин Всеволод (8-Г), Воробьёв Вадим (9-Д), Волконский Илья (9-Д0, Малахов Николай (9-Д) были награждены памятными медалями РОО СОПО «Долг», которым в этом году исполнилось 25 лет.

Мы тесно сотрудничаем с русским географическим обществом. Ведём научно-исследовательскую и проектную деятельность. В частности, ребята работали над проектами «Маяки Крыма», «Топонимика Крыма», «Климат Крыма и Севастополя», «Вода и её свойства», «Географы Великой Победы». В этом году мы организовали работу клуба «Юные путешественники».

Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками локальных конфликтов, интересуются книгами и журналами о героях России, рассуждают о том, какую пользу могут принести своему Отечеству.

Наши кадеты принимают активное участие в научно-практических конференциях, во Всероссийских конкурсах и фестивалях, в которых становятся победителями и призёрами. В 2015-2016 учебном году кадеты моего класса заняли призовые места в:

- IV открытая научно-практическая конференция «Ивашёвские чтения» среди учащихся ДОУ МО РФ – 2 место;

- Всероссийская научная конференция «Лазаревские чтения-2015» – 2 место;

- II Всероссийский открытый «Форум знатоков биологии» – 1 место;

- Всероссийский открытый конкурс по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк-2016» – 1 место;

- Х Всероссийский военно-патриотический слёт кадетских классов ОУ РФ – 1 место;

- Творческий конкурс Крымского федерального округа «Мы – наследники Победы!» – 1 место;

- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие-2016» – 1 место;

- III Всероссийский конкурс «Салют, Победа!» – 1 место.

- Первый спортивно-патриотический фестиваль «Своему выбору верны!» – 1 место;

По результатам воспитательной работы можно сделать вывод о том, что разнообразные формы и методы, применяемые в работе, способствуют формированию и развитию гармоничной, всесторонне-развитой личности.

Именно гражданско-патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет дать новый импульс духовному оздоровлению народа.

Мы стремимся выпустить из стен нашего училища достойных граждан нашей страны, её истинных патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, граждан самостоятельных и одухотворённых, способных отдавать себя без остатка служению своему народу и Отечеству. И мы приложим для этого все свои силы.

Литература:

  1. Будникова О.Л., Кузенкова Н.П., Лебедева А.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель. Серия ФГОС, 2015.
  2. Гражданское образование: ценности и приоритеты/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.
  3. Молодой учёный. Международный научный журнал. Спецвыпуск, № 1.1 (приложение к научному журналу Молодой учёный № 1 (105)), 2016.
  4. Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г. Мы живём в России: Гражданско-патриотическое воспитание. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2013.


Предварительный просмотр:

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности кадет Севастопольского президентского кадетского училища на основе системного подхода в воспитании в условиях реализации ФГОС»

Майданова А.С., воспитатель 3 учебного курса ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» Министерства обороны РФ

Севастопольское президентское кадетское училище открыло свои двери совсем недавно. У нас обучаются и воспитываются кадеты, приехавшие к нам со всех уголков нашей страны.

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств.

Воспитательный процесс Севастопольского президентского кадетского училища организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет. Исходя из этого, основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание условий для социализации его в обществе.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
  • создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития кадет;
  • социализация кадет в условиях образовательного учреждения закрытого типа;
  • развитие единой системы кадетского самоуправления;
  • формирование традиций Севастопольского президентского кадетского училища.

Важное значение имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих системно-деятельностный аспект воспитательного и образовательного процессов.

Одним из приоритетных направлений работы СевПКУ является гражданско-патриотическое воспитание. Невозможно быть достойным гражданином своей страны без любви к своей родине, не зная историю своего Отечества, без осмысления себя как гражданина общества.  Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса личностных качеств молодого гражданина. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в нашем училище включает в себя следующие направления:

Гражданско-правовое – воспитание кадет через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, гражданской позиции, готовности служить своему народу (творческие встречи с героями нашего времени, с сотрудниками полиции и военной автоинспекции, месячники профилактики правонарушений, тематические недели, посещение воинских частей и боевых кораблей Черноморского Флота РФ).

Военно-патриотическое – формирование у кадет высокого патриотического сознания, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций (тематические классные часы, уроки-мужества, радиоинформирование, кинолектории, посвящённых Дням воинской славы и памятным историческим датам, акции «Письмо ветерану», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», встречи с ветеранами и воинами-интернационалистами, участие в конкурсах чтецов и инсценированной песни, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, береговые батареи, на военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты», реконструкции боёв на Сапун-горе, творческие и исследовательские проекты, поисковая работа совместно с активистами общественного поискового отряда «Долг»).

Духовно-нравственное – осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров (концерты, спектакли, творческие фестивали, конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!», литературные гостиные, духовные беседы, православные святыни, посещение служб в домовом храме, Дни культуры).

Историко-краеведческое – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества и гордости за него, ответственности за его судьбу (участие в конференциях по краеведению и защите Чёрного моря от загрязнения, сотрудничество с Русским географическим обществом, мероприятия, посвящённые воссоединения Крыма с Россией, экскурсии, поисковые и исследовательские проекты, поход партизанскими тропами, квест-игры, викторины, конкурсы стенгазет).

Социальное – формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста (конкурсы плакатов, круглые столы, служба медиации, экодесанты, Дни открытых дверей, концерты в Доме пристарелых, волонтёрское движение).

Спортивное – развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, формирование опыта служения Отечеству и готовности к его защите (классные часы и беседы, викторины, товарищеские матчи по футболу и баскетболу, спартакиады по рукопашному бою, восточным единоборствам, самбо, пулевой стрельбе, боксу, лёгкой атлетике, по полиатлону , спортивному ориентированию и летнему троеборью, спортивно-патриотические слёты и турниры, состязания «А, ну-ка, парни!», участие во Всероссийском фестивале «Готов к труду и обороне», туристические походы, школа «выживания»).

Воспитательную работу с кадетами своего класса я непосредственно веду по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
  • культурно-нравственное и эстетическое;
  • физическое развитие и формирование основ безопасности жизнедеятельности кадет;
  • интеллектуальное развитие;
  • экологическое и трудовое воспитание.

По каждому направлению было проведено большое количество мероприятий. Назову наиболее яркие из них:

  • Встреча с суворовцем II поколения Московского суворовского училища Кузнецовым Г.Г.
  • Встреча с Героем Российской Федерации лётчиком-космонавтом Шкаплеровым А.Н.
  • Посещение фото-выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • Открытый классный час «Бабий Яр – трагедия и боль, память и беспамятство».
  • Торжественная встреча делегации Мордовской метрополии Русской православной церкви и мощей святого праведного воина Федора Ушакова, молебен в домовом храме.
  • Участие во Всероссийском спортивном фестивале «Готов к труду и обороне».
  • Концерт авторской песни Станислава Коноплянникова – автора-исполнителя песен военной и патриотической тематики.
  • Творческая встреча с начальником Центрального пограничного музея ФСБ России полковником ФСБ РФ Берсенёвым Н.
  • Совместный концерт с участием воспитанниц Пансиона МО РФ.
  • Литературно-историческая композиция «900 дней подвига. 900 дней мужества», посвящённый Дню освобождения Ленинграда от блокады немецко-фашистских войск.
  • Встреча с героями английского полярного конвоя времён Великой Отечественной войны под кодовым названием «Дервиш».
  • Встреча с воинами-интернационалистами, участниками Афганской войны.
  • Творческий курсовой проект «…И нет нам тверже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей».
  • Смотр-конкур художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!».
  • Встреча с представителями регионального общественного объединения поисковых отрядов г. Севастополя «Долг».
  • Просмотр спектакля «Письма Первой Крымской» АРД им. А.В. Луначарского.
  • Встреча с членом Союза кинематографистов России, членом Гильдии актеров Российской Федерации, мастером спорта А.Н. Огурцовым и известным российским актёром кино и телевидения Игорем.
  • Открытый классный час в форме литературно-музыкальной гостиной «Мы – вместе», приуроченный воссоединению Крыма с Россией.
  • Конкурс инсценированной песни «Кто сказал, что надо бросить песню на войне».
  • Экскурсионная поездка в город-герой Керчь.

C:\Users\Майданова\Desktop\Abrnfi\IMG_1358.JPG

C:\Users\Майданова\Desktop\Abrnfi\20150517_160433.jpg

C:\Users\Майданова\Desktop\Фото Блоцкий\6.JPG

Мои кадеты стали победителями и призёрами Всероссийских конкурсов, олимпиад и конференций:

- IV открытая научно-практическая конференция «Ивашёвские чтения» среди учащихся ДОУ МО РФ – 2 место;

- Всероссийская научная конференция «Лазаревские чтения-2015» – 2 место;

- II Всероссийский открытый «Форум знатоков биологии» – 1 место;

- Всероссийский открытый конкур по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк-2016» – 1 место;

- Х Всероссийский военно-патриотический влёт кадетских классов ОУ РФ – 1 место;

- Творческий конкурс Крымского федерального округа «Мы – наследники Победы!» – 1 место;

- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие-2016» – 1 место;

- III Всероссийский конкурс «Салют, Победа!» – 1 место.

- Первый спортивно-патриотический фестиваль «Своему выбору верны!» – 1 место;

- I открытый робототехнический турнир Малой академии наук г. Севастополя «SevRoboFest» – 2 место.

По результатам проделанной воспитательной работы можно сделать вывод, что разнообразные формы и методы, используемые и применяемые мною в работе, способствуют формированию и развитию гармоничной, всесторонне-развитой личности.

Гражданско-патриотическое воспитание подростков – это процесс длительный и сложный. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства долга, верности и ответственности. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня выделено в приоритетное направление на государственном уровне. Правительство Российской Федерации доверило нам воспитание подрастающего поколения граждан самостоятельных, одухотворённых, способных отдавать себя без остатка служению своему народу и Отечеству. И мы приложим для этого все свои силы.

Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и традициями. Вместе – мы сила, способная творить чудеса и преодолевать любые вершины.

Литература:

  1. Будникова О.Л., Кузенкова Н.П., Лебедева А.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель. Серия ФГОС, 2015.
  2. Видякин М.В., Касаткина Н.А. и др. Военно-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».
  4. Гражданское образование: ценности и приоритеты./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.
  5. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. – Челябинск: Образование, 2003.
  6. Молодой учёный. Международный научный журнал. Спецвыпуск, № 1.1 (приложение к научному журналу Молодой учёный № 1 (105)), 2016.
  7. Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г. Мы живём в России: Гражданско-патриотческое воспитание. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2013.


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на примере сетевого взаимодействия с региональной общественной организацией «Севастопольское объединение поисковых отрядов «Долг»»

Севастополь – город с героическим прошлым. Здесь базируется база Черноморского Флота Российской Федерации. Поэтому не удивительно, что в планах Правительства создать в нашем городе всероссийский Центр патриотического воспитания молодёжи [5].

Одной из приоритетных задач российского образования является развитие гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно уровень формирования патриотических качеств у граждан обеспечивает политическое и социально-экономическое развитие страны, отвечает за её национальную безопасность.

Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории. В образовательных учреждениях страны проводится большая работа в данном направлении, но педагогам образовательных учреждений не всегда понятно, как сделать эту работу не формальной, а действительно приносящей пользу подрастающему поколению.

Существует большое количество воспитательных мероприятий патриотической направленности. Одним из направлений деятельности воспитателя училища является организация поисково-исследовательской работы с нахимовцами.

Основной целью воспитания в филиале является становление личности нахимовца, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества [3].

Мы гордимся, что живём в великой стране, всегда будем стремиться сохранять её богатства, красоту и мир, чтить её героическое прошлое, любить свой народ. Воспитанники должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу Отчизны, не позволить развиваться фашизму[6].

«Никто не забыт, ничто – не забыто…». Следуя этому завету, по всей России создаются поисковые отряды, чтобы увековечить память о Великой Отечественной войне.

Нахимовцы филиала присоединились к поисковому движению. В сентябре 2015 года между тогда еще Севастопольским президентским кадетским училищем и Региональным общественным объединением Севастопольских поисковых отрядов «Долг» был подписан договор о сотрудничестве и создан поисковый отряд «Гардемарины», в состав которого вошли сотрудники, воспитатели и нахимовцы нашего училища – всего 46 человек.

Направления работы отряда:

1. Полевая работа совместно с поисковиками отрядов «Память», «Обелиск», «Разведчик», «Виктория» РОО СОПО «Долг».

2. Организация тематических занятий по поисковой работе, встреч и мероприятий военно-исторической направленности.

3. Участие в эко-десантах и других гражданско-патриотических акциях.

4. Проектно-исследовательская работа.

5. Участие в конкурсах и конференциях, форумах различного уровня по поисково-краеведческой тематике.

6. Разработка и представление тематических выставок, экспозиций по найденным материалам, артефактам.

В годы Великой Отечественной войны в Севастополе велись ожесточенные бои на каждом клочке земли. Не стала исключением и бухта Круглая. Поисковики отряда «Долг» обнаружили на её берегах окоп времён Великой Отечественной войны и совместно с нахимовцами отряда «Гардемарины» начали в нём поисковую работу. В период с 2015 по 2017 год. Нахимовцами филиала было осуществлено 12 полевых выходов по местам боевой славы Севастополя.

В процессе этой работы были реализованы исследовательские проекты «По следам подвига», «О чем рассказала гильза», «История одного подвига», «Герои-катерщики», «Батареи Севастополя», «Оружие Победы».

В течение учебного года воспитатели и поисковики отряда «Долг» Запорожко А.П., Галкин И.И. и Шамонин А.К. проводят с нахимовцами тематические занятия по основам поисковой деятельности, организуются встречи с ветеранами войны и вооруженных сил.

Нахимовцы участвуют во Всероссийских акциях «Сирень Победы», «Вахта Памяти», «День героев Отечества», «День неизвестного солдата», «Бессмертный полк», Нахимовская ленточка». Организуются и проводятся эко-десанты в местах боевой славы Севастополя.

Итоги исследовательской работы ежегодно представляются на училищной конференции «Шаг в науку». За два года работы были подготовлены тематические выставки «О чём рассказала гильза» и «По следам подвига», информационные буклеты «Оружие Великой Отечественной войны», «Поисковый отряд «Гардемарины», «Маркировка гильз ВОВ», «Орден Нахимова», «Маяки Крыма», «По следам подводной лодки С-117», «По следам подвига. Высота 60.0». Проекты были представлены на городских и всероссийских конкурсах и фестивалях проектно-исследовательских работ обучающихся.

Наибольший интерес у всех вызывает проект «О чём рассказала гильза…», так как он выполнен на «живом» практическом материале, найденном самими нахимовцами в ходе полевых поисковых работ в окопе времён Великой Отечественной войны.

Цель проектно-исследовательской работы - изучение маркировки гильз, найденных при раскопках окопа времён Великой Отечественной войны, и получение знаний о видах стрелкового оружия периода 1941-1945 годов.

В данной работе нахимовцы 8-В класса провели анализ маркировки найденных ими гильз, определили от какого они оружия, изучили наиболее распространённые виды вооружения пехоты советских и немецко-фашистских войск – винтовку Мосина и самозарядный пулемёт «Маузер MG-42» (соответственно), составили план-схему окопа, где были найдены гильзы, проанализировали, кому принадлежал данный окоп в годы Великой Отечественной войны.

Проектно-исследовательская работа «О чём рассказала гильза…» стала победителем в городском краеведческом конкурсе «Краеведение-2016» и на II Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Открытие-2016»,  занял 2 место в финале Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» в Москве. Работа была высоко оценена и получила благодарность от Российского Союза Ветеранов.

В многообразии форм и методов воспитательной работы, гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место, поскольку именно гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения должно стать той объединяющей силой, которая сможет дать новый импульс духовному оздоровлению нашего многонационального народа, вырастить поколение настоящих патриотов [7].

Литература:

  1. Будникова О.Л., Кузенкова Н.П., Лебедева А.В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель. Серия ФГОС, 2015.
  2. Гражданское образование: ценности и приоритеты/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.
  3. Молодой учёный. Международный научный журнал. Спецвыпуск, № 1.1 (приложение к научному журналу Молодой учёный № 1 (105)), 2016.
  4. Осипова Л.Е., Зеленова Н.Г. Мы живём в России: Гражданско-патриотическое воспитание. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2013.
  5. http://politrussia.com/news/sevastopol-stanet-vserossiyskim
  6. http://dolg-sevastopol.umi.ru/novosti/vospityvat_patriotov_vmeste
  7. https://infourok.ru/formi-i-metodi-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-shkolnikov-1064774.html



Предварительный просмотр:

Инновация предполагает введение чего-либо нового. Применительно к воспитательному процессу инновация означает введение нового в целях, содержании, методах и формах  воспитания, в организацию совместной деятельности учителя, классного руководителя, учащегося, родителей, окружающего социума.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.

Инновационные воспитательные технологии

  • коллективное творческое дело
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
  • социальное проектирование
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры
  • здоровьесберегающая технология
  • личностно-ориентированная технология
  • экологообразовательные
  • кейс-технологии
  • арт-технологии
  • шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  • диалог «педагог-воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Об использовании некоторых инновационных воспитательных технологий в своей работе с классным коллективом я расскажу подробнее. И начать мне хотелось бы с технологии проектов.

Технология проекта  – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленный тем или иным образом.

Технология проекта формирует следующие учебные умения и навыки:

  • рефлексивные умения (ответить на вопросы, осмыслить задачу);
  • поисковые (исследовательские) умения;
  • навыки оценочной самостоятельности;
  • умения и навыки работать в сотрудничестве;
  • коммуникативные умения и навыки (умение вести дискуссию, брать интервью, вступать в диалог);
  • менеджерские навыки (планировать деятельность, проектировать, делать самоанализ);
  • презентационные (артистизм, способность уверенно держать себя перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы);
  • повышает познавательную деятельность,  развивает мышление,  учит работать с информацией.

 

Виды проектов:

  1. Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.
  2. Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы  исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита)
  3. Проекты по решению проблем – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.

 

Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Нами были уже разработаны и реализованы следующие проекты:

  1. Информационно-исследовательский проект «Географы Великой Победы» (цель проекта – на основе анализа различных информационных источников показать вклад географов в Победу советского народа в Великой Отечественной войне).
  2. Интеллектуально-познавательный творческий проект «Герои нашего времени», который предусматривает встречи и беседы с интересными людьми: актёры, певцы, спортсмены, военнослужащие, поисковики, учёные, спасатели, которые могут поделиться с кадетами своим жизненным опытом, помочь ребятам стать достойными гражданами нашей страны.
  3. Информационно-творческий проект «Коды знаний», в рамках которого мы применяли технологию QR-кодирования информации. В частности, кадеты кодировали биографические данные, портреты и стихотворения русских классиков.
  4. Информационно-исследовательский проект «Современные корабли и суда военно-морского флота Российской Федерации» (Цель проекта: получение знаний о новейших кораблях ВМФ).
  5. Общекурсовой информационно-исследовательский творческий проект «И нет нам твёрже почвы под ногами, чем палубы подводных кораблей», целью которого было познакомить кадет с героями-подводниками Великой Отечественной войны и формирование у кадет осознанного стремления к освоению профессии моряка-подводника. Каждый класс нашего курса изучал биографию и боевой путь одного из героев-подводников (М.И. Гаджиев, Г.И. Щедрин, И.И. Фисанович, И.В. Травкин, В.Г. Стариков, М.В. Грешилов). Итогами проекта стали открытый урок мужества «Памяти героев-подводников будем достойны» и участие кадет в торжественном митинге у памятника морякам-подводникам.
  6. Общекурсовой спортивно-патриотический проект-фестиваль «Семь футов под килем». Участвуя в конкурсах и соревнованиях Фестиваля, кадеты проявили свои творческие таланты, интеллектуальные и физические способности, а главное доказали себе, что сила любого классного коллектива – в единстве.

Кроме того, мы приняли участие во многих общеучилищных проектах: «Клуб интеллектуальных игр» («Морской бой», «Что? Где? Когда?», «Самый умный»), социальный проект «Мы помним! Мы гордимся!», проекты военно-спортивной направленности (спортивно-патриотический слет «Вперёд, кадеты!», «А, ну-ка, парни!») и др.

В сентябре 2015 года в нашем училище был создан поисковый отряд. Ребята совместно с представителями СОПО «Долг» ведут поисковую работу в бухте Круглая, участвуют во Всероссийских акциях «Вахта Памяти», «День неизвестного солдата», занимаются проектами («Маркировка гильз ВОВ», «Стрелковое оружие ВОВ»).

По итогам нашей работы кадеты: Багимов А., Ситников А., Каракянов П., Довженко М, Сушко Н. были награждены памятными медалями РОО СОПО «Долг».

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Вместе известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Для детей «исследование» - один из видов познавательной деятельности. Поэтому, организация исследовательской деятельности воспитанников во внеурочной работе позволяет формировать и развивать у них познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области и учит применять их на практике.

Мы с ребятами выполнили исследовательские работы «Безумству храбрых поём мы песню» (о подвиге 12 героев-добровольцев Свирско-Петрозаводской операции), «Бриг «Меркурий» - доблесть, честь и слава Российского Флота», «О чём рассказала гильза» (маркировка гильз патронов стрелкового оружия времён Великой Отечественной войны, найденных нами при раскопках в бухте Круглая). Наши работы были представлены на всероссийских конкурсах, заняли первые и вторые места и были высоко оценены членами жюри.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Информационно-коммуникационные технологии включают в себя: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов.

Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании и воспитании.

В заключении следует отметить, что инновационные формы и методы воспитания способствуют развитию коммуникативных  компетенций, самостоятельности, дают возможность детям ориентироваться в незнакомой ситуации, извлекать необходимую информацию, усваивать её в  виде новых знаний и – самое важное – применять эти знания на практике, т.е. успешно социализироваться в жизни.

Список использованной литературы и интернет ресурсов

  1. https://infourok.ru/v-pomosch-klassnomu-rukovoditelyu-innovacionnie-metodi-raboti-s-klassnim-kollektivom
  2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/22/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-0
  3. http://easyen.ru/load/kl_ruk/obobshhenie_opyta/innovacionnaja_dejatelnost_klassnogo_rukovoditelja
  4. http://vikvikmat.ucoz.ru/innovacionnye_metody.doc