Дополнительное образование детей
- клуб старшеклассников "Территрия успеха"
- кукольный театр "Скворушка"
- клуб "Юнармия"
- спортивные игры
- кружок технического моделирования "Едем, плаваем, летаем"
- "Дзюдо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kukolnogo_teatra_skvorushka.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Рассмотрено
на заседании
Методического совета
МОУ «СОШ №21»
протокол № ----
от ----- --------------- 2011 года.
ПРОГРАММА
кукольного театра
«СКВОРУШКА»
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 - 11 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Автор программы: Коробкина Людмила Михайловна,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ №21»
Изобильненского района, Ставропольского края
х. Спорный
год разработки - 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Концептуальная часть программы
Данная программа создана педагогом дополнительного образования МОУ «СОШ №21» .
Программа кукольного кукольного театра «СКВОРУШКА» рассчитана для реализации в начальных и средних классах общеобразовательной школы. В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Создание кукольного кукольного театра в школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через творческую деятельность в данном кружке. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду, на клубной сцене. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.
Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Данная программа отличается от раннее созданных тем, что предназначена для учащихся сельской школы с её материальными и финансовыми возможностями. Участники кружка могут реализовать свой творческий потенциал лишь в социокультурном центре, как основном в сельской местности. Это Дом культуры, детский сад, школа. По уровню освоения программа является специализированной, так как формирует и развивает знания, умения и навыки детей в области кукольного искусства.
По целевой установке программа является образовательной.
2. Характеристика обучающихся по курсу детей
Данная дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся 1 – 5 классов. Никакие особые условия при приёме в кружок не ставятся. Принцип организации работы кружка - добровольность. Количество участников не более 10 – 12 человек.
3. Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей средствами театрального искусства; эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества.
Образовательные задачи программы:
- изучение и освоение театральной работы с куклой; - формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;
Воспитательные задачи программы: - воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
- воспитание толерантности по отношению друг к другу;
Развивающие задачи программы:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления учащихся и других участников воспитательно-образовательного процесса;
- развитие коммуникативных навыков учащихся разновозрастных групп.
Основные дидактические принципы:
- Принцип добровольности;
- Принцип взаимного обучения;
- Принцип комфортности;
- Принцип коммуникативности;
4. Продолжительность освоения программы
Программа рассчитана на 2 года, на её реализацию отводится 306 часов (4,5 ч в неделю).
5. Формы проведения занятий
Любая деятельность должна быть мотивирована. Для формирования положительной мотивации и создания атмосферы творчества и увлечённости используются:
- словесные игры;
- артикуляционные упражнения на основе таблицы гласных;
- пальчиковые упражнения;
- ролевые игры;
- двигательные упражнения;
- Занятия предусматривают использование как индивидуальной, так и групповой форм обучения.
6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
и критерии оценки.
К числу важных элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов деятельности в рамках образовательной программы. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов различны и направлены на определение степени развития творческих способностей и сформированности основных умений определенных требованиями данной программы.
В процессе деятельности кружка предлагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:
- беседы по выявлению отношения детей к занятиям в кружке; степени овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками; снятию комплекса некоммуникативности;
- предоставление возможности проявления ребёнка в различных ролях: режиссёра, художника, сценариста, кукловода;
- участие в школьных, районных конкурсах по дополнительному образованию;
- выступление перед родителями, учащимися, жителями села.
7. Ожидаемый результат:
В процессе работы кружка у учащихся формируется навык работы с куклой, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приёмы выразительности и эмоциональности.
Формирование уважительного отношения к произведениям устного народного творчества способствует познавательной активности учащихся. В ходе общения дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу.
Творческие способности учащихся развиваются путём эстетического и театрального воспитания. Происходит открытие увлекательного мира превращений, сказочных «оживлений», безграничность пластических форм кукольных представлений. Результат - поиск невероятных сочетаний материалов, придумывание фантастических сюжетов, неожиданных персонажей.
Немаловажную роль играет выработка коммуникативных качеств личности школьника в процессе творческого, позитивного общения.
Дети должны знать термины:
- исполнительская деятельность;
- актёр;
- премьера;
- спектакль;
- действующие лица;
- этюд;
- «ожившая» кукла;
- пластический этюд;
- прогон;
- генеральная репетиция;
- просмотр и обсуждение спектакля.
- «живая рука»
Дети должны уметь:
- правильно держать куклу;
- двигаться за ширмой;
- соблюдать правила работы над ширмой;
- владеть голосом для перевоплощения героя;
- анализировать свою игру и игру других кружковцев.
II. Учебно-тематический план
№ раздела | Название разделов и тем. | Общее кол-во часов | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику |
Первый год обучения | 153 | 32 | 120 | |
I. | Кукольный театр, его возможности и особенности. | 81 | 13 | 68 |
Знакомство с кружковцами | 1 | 1 | ||
Вводное занятие. Беседа «Искусство театра кукол» | 1 | 1 | ||
Заочное знакомство с кунсткамерой С.Образцова. | 1 | 1 | ||
Знакомство с правилами поведения в кружке, выбор актива. | 1 | 1 | ||
Знакомство с планом работы кружка на 1 год. | 1 | 1 | ||
Знакомство с видами кукол. Особенности работы с верховыми куклами. | 4 | 1 | 3 | |
Инвентарий для кукольного кружка. | 6 | 6 | ||
Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов. | 40 | 5 | 35 | |
Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. | 26 | 5 | 21 | |
Занятия техникой речи. | В течение года на каждом занятии | |||
II. | Подбор пьес и репетиционная деятельность. | 72 19 52 | ||
Работа над пьесами: «Репка», «Теремок», «По щучьему велению», «Маша и медведь».
| 48 | 6 | 42 | |
Ремонт и обслуживание кукол, подготовка материала для оформления ширмы. | 19 | 13 | 6 | |
Демонстрация достижений. Спектакли. | 5 | 1 | 4 | |
Второй год обучения | 153 | 13 | 122 | |
Поиск выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах. | 3 | 1 | 2 | |
Выбор и работа над произведениями пьесы: «Откуда у ежа иголки?», «Новогодний бал Золушки», «Кошкин дом», «Лисичкин дом». Выразительное чтение произведения учителем, беседа. | 5 | 1 | 4 | |
Распределение ролей. Чтение произведения учащимися | 4 | 4 | ||
Отработка чтения каждой роли (за столом). | 6 | 6 | ||
Репетиции спектакля по кускам и полностью. | 12 | 12 | ||
Интонация. Настроение, характер персонажа. 4 | 2 | 2 | ||
Обучение соединению действия куклы со словами роли | 16 | 2 | 14 | |
Обучение работе над ширмой. | 8 | 2 | 6 | |
Занятия сценическим движением | 10 | 2 | 8 | |
Прогоны. | 12 | 2 | 10 | |
Создание эскизов и декораций. | 10 | 10 | ||
Создание декораций и бутафории к спектаклю. | 6 | 6 | ||
Монтировочные репетиции. | 10 | 10 | ||
Музыкальное оформление спектакля. | 5 | 1 | 4 | |
Генеральные репетиции. | 6 | 6 | ||
III. | Анализ и перспективные планы. | 18 | 18 | |
Демонстрация достижений. Спектакли. | 12 | 12 | ||
Рефлексия зрителей – коррективы, изменения в спектакле. Планы на будущее. | 6 | 6 |
Итого: 306 часов.
III. Содержание Программы
- Кукольный театр, его возможности и особенности.
Вводное занятие: презентация деятельности кружка; знакомство с деятельностью объединения «Улыбка»; пресс-опрос бывших участников кукольного кружка.
Теоретические занятия: история возникновения кукольного театра; виды кукол – путешествие во времени; заочное знакомство с кунсткамерой С.Образцова; роль кукол в организации досуга детей, а так же взрослых.
Практические занятия: верховые куклы, особенности вождения верховых кукол; перчаточная кукла, использование перчаточной куклы в спектакле; отработка навыка использования перчаточной куклы; изготовление перчаточной куклы из бросового материала.
Занятия техникой речи: начало всех занятий начинается с речевой гимнастики; развитие артикуляционного аппарата средствами использования слоговой таблицы; разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок; рисование лиц с мимикой во время исполнения роли; тренировка голосовых связок; чтение текста за ширмой.
- Подбор пьес и репетиционная деятельность.
Вводное занятие: особенности подбора текста для постановок (объём, читаемость, наличие кукол, соответствие характера и речи);
Теоретические занятия: разбор подготовленных материалов; правила и особенности отбора;
Практические занятия: работа в библиотеке; отбор пьес, чтение и отработка материала; распределение и выбор ролей; подготовка декораций, монтировочные репетиции, прогоны; ремонт и обслуживание кукол; оформление ширмы; спектакли; подбор музыкального сопровождения для спектакля.
III. Анализ работы и перспективные планы.
Вводное занятие: беседа об удачных постановках, их анализ и предложения участников кружка; ошибки в ходе постановок, их анализ;
Теоретические занятия: разбор постановок проходит после каждого спектакля; выявление сильных и слабых сторон работы;
Практические занятия: подготовка и выпуск газеты «Наши достижения» с анализом и мнениями участников, зрителей и родителей; составление таблицы пробелов в ходе подготовки к спектаклю.
При творческом подходе к занятиям, театральное творчество, в том числе занятия кукольного кружка не только активизируют интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивают фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывают и улучшают психологическую атмосферу в классе, группе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методическое обеспечение:
- Концепция и программа работы системы дополнительного образования МОУ «СОШ №21».
- Концепция воспитательной системы.
- План работы театра.
Планируемые формы и названия занятий.
№ п/п | Формы занятий | Название | № раздела |
Беседа | Виды театров: - театр картинок, - театр игрушек, - “Волшебные пальцы”, - теневой театр, - драматический театр, - балет. | 2 | |
Беседа | Из истории возникновения кукольного театра. | 3 | |
Беседа | Знакомство с театральной лексикой. | 6 | |
Беседа | Роль ширмы в постановке спектакля. | 7 | |
Мастер-класс | Выбор и работа над произведениями пьесы. | 11 | |
Мастер - класс | Распределение ролей | 16 | |
Игра | «Скороговорка». | 12-30 | |
Игра | «Слова», «Наборщик», «Шарады», «Волшебные превращения», «Игры в рифмы». | 15-30 | |
Игра | «Кто? Где был? Что делал? Кого встретил?» | 15-30 | |
Конкурс | «Моя ширма лучше». | 24 | |
Конкурс | «Ты режиссер и я режиссёр». | 22 | |
Экскурсия в библиотеку | Подбор пьесы для спектакля. | 15 | |
Конкурс | «Лучшее дополнение пьесы». | 15-17 | |
Поход | «Вместе весело шагать». | осень, лето | |
Выпуск газеты | «Вот такие мы кукольники». | 30 | |
Выпуск газеты | «Наши достижения». | 30 | |
Артикуляционные упражнения на основе таблицы гласных | «Гласные, согласные», «Угадай, чей голосок», «Летят, не летят». | на каждом занятии | |
Пальчиковые упражнения | Сжимание-разжимание кулачков, потягивание, расслабление, сгибание-разгибание, упражнения для кончиков пальцев, упражнения для запястья, потягивание, составление из пальцев различных фигур. | на каждом занятии | |
Ролевые игры | «Сценарист, артист, художник» | 11-30 | |
Двигательные упражнения | Разминка, физические упражнения. Зарядка для глаз. Упражнения на отработку и сохранение правильной осанки. | 15-30 |
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- 2 ширмы (репетиционная и премьерная);
- Набор необходимых кукол для спектаклей;
- Канцелярские предметы для оформления декораций к спектаклю;
- Набор ткани для ремонта и изготовления кукол;
V. Список литературы для педагога.
О.В.Узорова, «Пальчиковая гимнастика», АСТ Астрель, Москва, 2007 г.
М. Бесова, «Давайте играть!», Академия развития, Ярославль, 2007 г.
Н. Алексеевская, «Домашний театр», «Лист», Москва, 2000 г.
О.Н.Козак, «Считалки, дразнилки, мирилки», «Союз», Санкт-Петербург, 2000 г.
Журналы: «Классный руководитель», «Завуч начальной школы».
О. П. Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ», Волгоград, 2008 г.
Литература для детей:
Журналы: «Миша», «Муравейник», «Мурзилка», «Сделай сам».