Рабочая программа по музыке 5-8 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 – 8 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Устава МОУ СОШ № 1;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
- Примерной программы основного общего образования по музыке в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
- Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
- Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
- Программы по музыке к учебно-методическому комплекту под редакцией Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева для 5 – 7 классов, В.В.Алеева, Т.И.Науменко для 8 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Цель общего музыкального образования – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;
Описание места учебного предмета
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Музыка» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В I триместре 10 часов, во II триместре 11 часов, в III триместре 13 часов.
Виды учебной деятельности
- слушание музыки;
- пение;
- инструментальное музицирование;
- музыкально-пластическое движение;
- драматизация музыкального произведения;
- музыкально-творческая практика с применением ИКТ.
Формы учета знаний:
- тесты;
- музыкальные викторины;
- самостоятельные работы;
- творческие задания;
- анализ музыкальных произведений;
- уроки-концерты.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_muzyka_5-8_klassy.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Хвалынска
«Рассмотрено» ШМО предметов гуманитарного цикла (протокол № ___ от « » _________2017 г.) Прописнова Л.А. | «Согласовано» Зам. директора по УР МОУ«СОШ № 1 г. Хвалынска» « » ____________ 2017 г. Охулина С. А. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 1 г. Хвалынска (приказ № 92 от « 08» августа 2017 г.) Синицына Г. А. |
Рабочая программа по учебному курсу музыка
основного общего образования
5 – 8 класс (ФГОС ООО)
«Музыка»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от « »08.2017 г.
Составила учитель музыки: Прянишникова Ирина Владимировна
I квалификационной категории
Хвалынск
2020 – 2021 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 – 8 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Устава МОУ СОШ № 1;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
- Примерной программы основного общего образования по музыке в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
- Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
- Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
- Программы по музыке к учебно-методическому комплекту под редакцией Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева для 5 – 7 классов, В.В.Алеева, Т.И.Науменко для 8 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Цель общего музыкального образования – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;
Описание места учебного предмета
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Музыка» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В I триместре 10 часов, во II триместре 11 часов, в III триместре 13 часов.
Виды учебной деятельности
- слушание музыки;
- пение;
- инструментальное музицирование;
- музыкально-пластическое движение;
- драматизация музыкального произведения;
- музыкально-творческая практика с применением ИКТ.
Формы учета знаний:
- тесты;
- музыкальные викторины;
- самостоятельные работы;
- творческие задания;
- анализ музыкальных произведений;
- уроки-концерты.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
Содержание учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
- Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
- Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
- Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
- Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
- Э. Артемьев. «Мозаика».
- И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
- И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
- М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
- Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
- Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
- Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).
- Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
- А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
- Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
- Ж. Брель. Вальс.
- Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
- А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
- Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
- А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
- В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
- Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
- Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».
- Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
- М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
- М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
- К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
- Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
- А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
- К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
- Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
- И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
- А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
- Знаменный распев.
- Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
- В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
- К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
- Д. Каччини. «Ave Maria».
- В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
- В. Лаурушас. «В путь».
- Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
- И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
- А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
- Ф. Лэй. «История любви».
- Мадригалы эпохи Возрождения.
- Р. де Лиль. «Марсельеза».
- А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
- М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
- Д. Мийо. «Бразилейра».
- И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
- В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
- М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
- Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
- Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.
- Негритянский спиричуэл.
- М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
- К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
- Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).
- С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
- М. Равель. «Болеро».
- С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
- А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
- Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
- П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
- Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
- А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
- И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
- М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
- Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).
- Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
- А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
- К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
- Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
- П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
- П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
- М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
- А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
- Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
- Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
- И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
- Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
- Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
- Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
- определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Перечень учебно - методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5 - 8 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2013 г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5 - 7 классы», М.,
Просвещение, 2013 г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 -7 классы»,
М., Просвещение, 2013 г.
- Фонохрестоматия для 5 -8 классы.
- Г.П. Сергеева «Музыка 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М.,
Просвещение, 2013 г.
- Учебник «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 2013 г.
- Творческая тетрадь «Музыка 5 – 8 классы», М., Просвещение, 2013 г.
- Поурочные планы «Музыка 5 - 8 классы», М., Просвещение 2013 г.
Учебно-методический комплект «Музыка 8 класс» В.В.Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
- Программа «Музыка 8 класс. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2013 г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 8 класс» В.В.Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 8 класс» В.В. Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
- Фонохрестоматия для 8 класса.
- Учебник «Музыка 8 класс» В.В .Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
- Творческая тетрадь «Музыка 8 класс» В.В. Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
- Поурочные планы «Музыка 8 класс» В.В. Алеева, Т.И. Науменко – Москва: «Дрофа», 2013 год.
Список методической литературы
1. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М.,
Академия, 2001 г.
2. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М.,
Современник, 1999 г.
3. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003 г.
4. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000 г.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002 г.
6. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997 г.
7. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999 г.
8. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999 г
9. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000 г.
10. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003 г.
11. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986 г.
12. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002 г.
13.«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999 г.
14. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000 г.
15. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.: «Поурочные планы. Музыка 5 -7 классы», М., Просвещение, 2009 г.
16.Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005 г.
17. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 г.
18. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 г.
Учебно - тематическое планирование предмета «Музыка» 5 класса
№ | Тема урока | Дата проведения 5 класс | |
план | факт | ||
«Музыка и литература» (16 ч.) | |||
1. | Что роднит музыку с литературой | ||
2. | Вокальная музыка | ||
3. | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | ||
4. | Фольклор в музыке русских композиторов | ||
5. | Что за прелесть эти сказки… | ||
6. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Песнь моя летит с мольбою… | ||
7. | Вторая жизнь песни | ||
8. | Всю жизнь мою несу Родину в душе… | ||
9. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | ||
10. | Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… | ||
11. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера «Садко» | ||
12. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» | ||
13. | Музыка в театре, кино, на телевидении | ||
14. | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | ||
15. | Мюзикл «Кошки»,«Юнона» и «Авось» | ||
16. | Мир композитора | ||
«Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.) | |||
17. | Что роднит музыку с изобразительным искусством | ||
18. | Небесное и земное в звуках и красках | ||
19. | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом… | ||
20. | Ледовое побоище. После побоища. | ||
21. | Музыкальная живопись и живописная музыка. Мои помыслы краски…И это все весенних дней приметы. | ||
22. | Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности. | ||
23. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | ||
24. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | ||
25. | Волшебная палочка дирижера | ||
26. | Образы борьбы и победы в искусстве | ||
27. | Застывшая музыка | ||
28. | Полифония в музыке и живописи | ||
29. | Музыка на мольберте | ||
30. | Импрессионизм в музыке и живописи | ||
31. | О подвигах, о доблести, о славе… | ||
32. | В каждой мимолетности вижу я миры | ||
33. | Мир композитора | ||
34. | С веком наравне |
Учебно - тематическое планирование предмета «Музыка» 6 класса
№ | Тема урока | Дата проведения 6 класс | |
план | факт | ||
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (15 ч.) | |||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. | 07.09.20 | |
2. | Входной контроль. Два музыкальных посвящения. | 14.09.20 | |
3. | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 28.09.20 | |
4. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 28.09.20 | |
5. | Музыкальный образ и мастерство исполнения | 05.10.20 | |
6. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 12.10.20 | |
7. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 19.10.20 | |
8. | «Старинной песни мир» | 02.11.20 | |
9. | Образы русской народной и духовной музыки. | 09.11.20 | |
10. | Духовный концерт | 16.11.20 | |
11. | «Фрески Софии Киевской» | 23.11.20 | |
12. | «Перезвоны». Молитва | 30.11.20 | |
13. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 07.12.20 | |
14. | Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром | 14.12.20 | |
15. | Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-ис-во XXв | 21.12.20 | |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 ч.) | |||
16. | Вечные темы искусства и жизни. | 28.12.20 | |
17. | Образы камерной музыки | 04.01.21 | |
18. | Инструментальная баллада | 25.01.21 | |
19. | Ночной пейзаж. Картинная галерея | 01.02.21 | |
20. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 08.02.21 | |
21. | Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея | 22.02.21 | |
22. | Образы симфонической музыки | 22.02.21 | |
23. | Симфоническое развитие музыкальных образов | 01.03.21 | |
24. | Связь времен | 08.03.21 | |
25. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 15.03.21 | |
26. | Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» | 29.03.21 | |
27. | Главные темы увертюры | 05.04.21 | |
28. | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | 12.04.21 | |
29. | Мюзикл «Вестсайдская история» | 19.04.21 | |
30. | Опера «Орфей и Эвридика» | 26.04.21 | |
31. | Рок – опера «Орфей и Эвридика» | 26.04.21 | |
32. | Образы киномузыки. Итоговая контрольная работа | 17.05.21 | |
33. | Исследовательский проект. | 17.05.21 | |
34. | Защита проекта | 31.05.21 |
Учебно - тематическое планирование предмета «Музыка» 7 класса
№ | Тема урока | Дата проведения 7 класс | ||
план | факт | |||
«Особенности музыкальной драматургии» (17 ч.) | ||||
1. | Входной контроль. Классика и современность. Музыкальная драматургия – развитие музыки | 07.09.20 | ||
2. | В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве | 14.09.20 | ||
3. | Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 28.09.20 | ||
4. | В концертном зале. Симфония | 28.09.20 | ||
5. | Симфония № 40 В.А.Моцарта | 05.10.20 | ||
6. | Литературные страницы | 12.10.20 | ||
7. | Симфония № 5. Л.Бетховена | 19.10.20 | ||
8. | Героическая тема в музыке | 02.11.20 | ||
9. | В музыкальном театре. Балет | 09.11.20 | ||
10. | Камерная музыка | 16.11.20 | ||
11. | Вокальный цикл | 23.11.20 | ||
12. | Инструментальная музыка. Этюд | 30.11.20 | ||
13. | Транскрипция | 07.12.20 | ||
14. | Прелюдия. | 14.12.20 | ||
15. | Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. | 21.12.20 | ||
16. | «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | 28.12.20 | ||
17. | Сюита | 04.01.21 | ||
«Основные направления музыкальной культуры» (17 ч.) | ||||
18. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки | 25.01.21 | ||
19. | «Высокая месса» И.С.Баха. От страдания к радости. | 01.02.21 | ||
20. | Литературные страницы | 08.02.21 | ||
21. | «Всенощное бдение» С.Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». | 22.02.21 | ||
22. | Литературные страницы | 22.02.21 | ||
23. | Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда» Вечные темы. Главные образы | 01.03.21 | ||
24. | Светская музыка. Соната | 08.03.21 | ||
25. | Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена | 15.03.21 | ||
26. | Соната № 2 С. Прокофьева. | 29.03.21 | ||
27. | Соната № 11 В. – А. Моцарта | 05.04.21 | ||
28. | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина | 12.04.21 | ||
29. | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. | 19.04.21 | ||
30. | Симфония № 1 В.Калинникова. Картинная галерея | 26.04.21 | ||
31. | Музыка народов мира. Популярные хиты | 26.04.21 | ||
32. | Рок – опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова. Итоговая контрольная работа. | 17.05.21 | ||
33. | Исследовательский проект. | 17.05.21 | ||
34. | Защита проекта | 31.05.21 |
Учебно - тематическое планирование предмета «Музыка» 8 класса
№ | Тема урока | Дата проведения 8 класс | |
план | факт | ||
«Классика и современность» (18 ч) | |||
1. | Классика в нашей жизни | 07.09.20 | |
2. | Входной контроль. В музыкальном театре опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера | 14.09.20 | |
3. | Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны | 28.09.20 | |
4. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли | 05.10.20 | |
5. | Первая битва половцев. Плач Ярославны. Молитва. | 12.10.20 | |
6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок - опера. | 19.10.20 | |
7. | «Человек есть тайна». Рок – опера «Преступление и наказание» | 02.11.20 | |
8. | Мюзикл. «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | 09.11.20 | |
9. | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра | 16.11.20 | |
10. | Музыка Э. Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» | 23.11.20 | |
11. | «Гоголь – сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь – сюиты» | 30.11.20 | |
12. | Музыка в кино | 07.12.20 | |
13. | Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…Музыка к фильму «Властелин колец» | 14.12.20 | |
14. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее | 21.12.20 | |
15. | Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Рубежный контроль | 28.12.20 | |
16. | Симфония № 5 П.Чайковского | 04.01.21 | |
17. | Симфония № 1 «Классическая» С.Прокофьева | 25.01.21 | |
18. | Музыка – это огромный мир, окружающий человека..» | 01.02.21 | |
«Традиции и новаторство в музыке» (16 ч) | |||
19. | «Музыканты – извечные маги» | 01.02.21 | |
20. | И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…». Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля | 08.02.21 | |
21. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен, Хозе и Эскамильо | 22.02.21 | |
22. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова | 22.02.21 | |
23. | Балет «Кармен – сюита». Новое прочтение оперы Бизе | 01.03.21 | |
24. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | 08.03.21 | |
25. | Современный музыкальный театр | 15.03.21 | |
26. | Великие мюзиклы мира | 29.03.21 | |
27. | Классика в современной обработке | 05.04.21 | |
28. | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Литературные страницы | 12.04.21 | |
29. | Музыка в хоровом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов | 19.04.21 | |
30. | Неизвестный Свиридов. «О России петь - что стремиться в храм…» | 26.04.21 | |
31. | Цикл «Песнопения и молитвы». Свет Фресок Дионисия – миру | 26.04.21 | |
32. | Музыкальные завещания потомкам. Промежуточная аттестация за курс музыки 8 класса | 17.05.21 | |
33. | Исследовательский проект. | 17.05.21 | |
34. | Защита проекта | 31.05.21 |