Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 7 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Устава МОУ СОШ № 1;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
- Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
- Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
- Программы по изобразительному искусству к учебно-методическому комплекту под редакцией Б.М. Неменский для 5 – 8 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Целью художественного образования является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Задачи:
- Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.
- Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.
- Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
- Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Описание места учебного предмета
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Планируется в I триместре – 10 часов, во II триместре – 11 часов, в III триместре – 13 часов.
Основные методы, которые планируется использовать:
1.Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
-Дискуссия
-Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы:
- Метод иллюстраций
- Метод демонстраций
4.Практические методы:
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- тест;
- контрольная работа
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_programma.docx | 79.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» ШМО предметов гуманитарного цикла (протокол № ___ от « » _________2020 г.) | «Согласовано» Зам. директора по УР МОУ «СОШ № 1 г. Хвалынска Саратовской области» « » ____________ 2020 г. Охулина С. А. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 1 г. Хвалынска Саратовской области» (приказ №____ от « ___ » августа 2020 г.) Пудовочкин А.Г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Хвалынска
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для учащихся 5 - 7 классов (ФГОС СОО)
срок реализации программы 2020-2021 год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «____»_________2020г.
Составитель: Прянишникова Ирина Владимировна,
учитель музыки,
первая квалификационная категория;
г. Хвалынск
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 7 классов составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Устава МОУ СОШ № 1;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
- Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
- Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
- Программы по изобразительному искусству к учебно-методическому комплекту под редакцией Б.М. Неменский для 5 – 8 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Целью художественного образования является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
Задачи:
- Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип
- Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.
- Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.
- Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве.
- Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Описание места учебного предмета
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Планируется в I триместре – 10 часов, во II триместре – 11 часов, в III триместре – 13 часов.
Основные методы, которые планируется использовать:
1.Словесные методы:
-Рассказ
-Объяснение
-Беседа
-Дискуссия
-Лекция
2.Работа с учебником и книгой
- Конспектирование
- Составление плана текста
- Цитирование
3.Наглядные методы:
- Метод иллюстраций
- Метод демонстраций
4.Практические методы:
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- тест;
- контрольная работа
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
- художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Перечень учебно - методического обеспечения.
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 - 8 классах дидактико-технологическое оснащение, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
- «Изобразительное искусство»: Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.
- «Изобразительное искусство»: Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская ; под ред. Б.М.Неменского - М.: «Просвещение», 2015 г.
- «Изобразительное искусство»: Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под редакцией Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.
- «Изобразительное искусство»: Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.С.Питерских; под редакцией Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.
Учебно-методический комплект «ИЗО 5-8 классы», М., Просвещение, 2015 г.
- Методическое пособие для учителя «ИЗО 5 – 8 класс», М.,Просвещение, 2015 г.
- Творческая тетрадь «ИЗО 5 – 8 класс», М., Просвещение, 2015 г.
- Поурочные планы «ИЗО 5 – 8 класс», М., Просвещение 2005 г.
Список методической литературы
- Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004 г.
- Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997 г.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: 000 «Фирма МХК», 2000 г.
- Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1991 г.
- Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1998 г.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003 г.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003 г.
- Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003 г.
- Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998 г.
- Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2004 г.
Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 5 класса
№ | Тема урока | Дата проведения 5 «а» класс | Дата проведения 5 «б» класс | ||
план | факт | план | факт | ||
«Древние корни народного искусства» (9 ч.) | |||||
1. | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы | 17.09.1 | |||
2. | Декор русской избы | ||||
3. | Внутренний мир русской избы | ||||
4. | Конструкция и декор предметов народного быта | ||||
5. | Конструкция предметов народного труда | ||||
6. | Русская прялка | ||||
7. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | ||||
8. | Народный праздничный костюм | ||||
9. | Народные праздничные обряды | ||||
«Связь времён в народном искусстве» (7 ч.) | |||||
10. | Древние образы в современных народных игрушках | ||||
11. | Искусство Гжели | ||||
12. | Истоки и современное развитие промысла Гжели | ||||
13. | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | ||||
14. | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие | ||||
15. | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Жостовские букеты | ||||
16. | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | ||||
«Декор – человек, общество, время» (11ч.) | |||||
17. | Зачем людям украшения | ||||
18. | Роль декоративного искусства в эпоху Египта | ||||
19. | Костюм эпохи Древней Греции | ||||
20. | Костюм эпохи Средневековья | ||||
21. | Эскиз русского народного костюма | ||||
22. | Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме | ||||
23. | Одежда говорит о человеке | ||||
24. | Бал в интерьере дворца | ||||
25. | О чём рассказывают гербы | ||||
26. | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | ||||
27. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | ||||
«Декоративное искусство в современном мире» (7 ч.) | |||||
28. | Современное выставочное искусство | ||||
29. | Современное декоративное искусство | ||||
30. | Древние образы в современном декоративном искусстве | ||||
31. | Народные промыслы родного края | ||||
32. | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства | ||||
33. | Деление общей композиции | ||||
34. | Работы учащихся |
Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 6 классы
№ | Тема урока | Дата проведения 6 «а» класс | Дата проведения 6 «б» класс | ||||
план | факт | план | факт | ||||
«Виды изобразительного искусства» (8 ч.) | |||||||
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 17.09.1 | |||||
2. | Рисунок - основа изобразительного творчества | ||||||
3. | Линия и ее выразительные возможности | ||||||
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | ||||||
5. | Цвет. Основы цветоведения | ||||||
6. | Цвет в произведениях живописи | ||||||
7. | Объемные изображения в скульптуре | ||||||
8. | Основы языка изображения | ||||||
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч.) | |||||||
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | ||||||
10. | Реальность изображения предметного мира: натюрморт | ||||||
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | ||||||
12. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспект | ||||||
13. | Освещение. Свет и тень | ||||||
14. | Натюрморт в графике | ||||||
15. | Цвет в натюрморте | ||||||
16. | Выразительные возможности натюрморта | ||||||
«Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч.) | |||||||
17. | Образ человека - главная тема искусства | ||||||
18. | Конструкция головы человека и её пропорции | ||||||
19. | Изображение головы человека в пространстве | ||||||
20. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | ||||||
21. | Портрет в живописи | ||||||
22. | Сатирические образы человека | ||||||
23. | Образные возможности освещения в портрете | ||||||
24. | Портрет в скульптуре | ||||||
25. | Роль цвета в портрете. Проект «Великие портретисты» | ||||||
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.) | |||||||
26. | Жанры в изобразительном искусстве | ||||||
27. | Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы | ||||||
28. | Портрет. Натюрморт. Пейзаж | ||||||
29. | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | ||||||
30. | Утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Природа и художник | ||||||
31. | Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона | ||||||
32. | Городской пейзаж. Образы города в российском искусстве XX века | ||||||
33. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | ||||||
34. | Защита проекта на тему «Портрет, натюрморт, пейзаж» |
Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 7 класса
№ | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
«Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек». «Художник - дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры » (8 ч.) | |||
1. | Мир, который создаёт человек | ||
2. | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | ||
3. | Прямые линии и организация пространства | ||
4. | Цвет – элемент композиционного творчества» Свободные формы: линии и тоновые пятна | ||
5. | Буква – строка – текст. Искусство шрифта | ||
6. | Когда текст и изображение вместе | ||
7. | В бескрайнем море книг и журналов | ||
8. | Современное декоративно-прикладное искусство | ||
«В мире вещей и зданий». «Художественный язык конструктивных искусств» (7 ч.) | |||
9. | От плоскостного изображения к объёмному макету | ||
10. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | ||
11. | Здание как сочетание различных объёмов» «Понятие модуля | ||
12. | Важнейшие архитектурные элементы зданий | ||
13. | Вещь как сочетание объёмов и образ времени | ||
14. | Форма и материал | ||
15. | Роль цвета в формотворчестве | ||
«Город и человек». «Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» ( 10 ч.) | |||
16. | Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | ||
17. | Образы материальной культуры прошлого | ||
18. | Богатство форм и образно стилевого языка искусства архитектуры разных народов мира | ||
19. | Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства | ||
20. | Пути развития современной архитектуры и дизайна | ||
21. | Город, микрорайон, улица | ||
22. | Городской дизайн | ||
23. | Интерьер и вещь в доме. | ||
24. | Организация архитектурно – ландшафтного пространства | ||
25. | Замысел архитектурного проекта и его осуществление | ||
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры». «Образ человека и индивидуальное проектирование» ( 9ч.) | |||
26. | Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом | ||
27. | Интерьер, который мы создаём | ||
28. | Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй | ||
29. | Цветы – частица сада в доме | ||
30. | Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды | ||
31. | Встречают по одежке | ||
32. | Автопортрет на каждый день | ||
33. | Имидж: лик или личина? Сфера имиджа дизайна | ||
34. | Заключительный урок – творческая работа |
Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 8 классы
№ | Тема урока | Дата проведения 8 «а» класс | Дата проведения 8 «б» класс | ||||
план | факт | план | факт | ||||
«Художник и искусство театра. «Роль изображения в синтетических искусствах» (8 ч.) | |||||||
1. | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. | 17.09.1 | |||||
2. | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник | ||||||
3. | Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. | ||||||
4. | Сценография как искусство и производство. | ||||||
5. | Тайны актерского перевоплощения Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». | ||||||
6. | Привет от Карабаса – Барабаса. | ||||||
7. | Третий звонок. Спектакль – от замысла к воплощению. | ||||||
8. | Обобщающий урок 1 часть | ||||||
«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии». «Эволюция изобразительных искусств и технологий» (7 ч.) | |||||||
9. | Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | ||||||
10. | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать | ||||||
11. | Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. | ||||||
12. | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера | ||||||
13. | Операторское мастерство фотооператора. | ||||||
14. | Искусство фоторепортажа. | ||||||
15. | Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. | ||||||
«Фильм – творец и зритель» «Что мы знаем об искусстве кино?» (10 ч.) | |||||||
16. | Синтетическая природа фильма и монтаж | ||||||
17. | Пространство и время в кино | ||||||
18. | Художественное творчество в игровом фильме | ||||||
19. | От большого экрана к твоему видео | ||||||
20. | Азбука киноязыка | ||||||
21. | Фильм – «рассказ в картинках» | ||||||
22. | Воплощение замысла | ||||||
23. | Чудо движения: увидеть и снять | ||||||
24. | Искусство анимации или когда художник больше чем художник | ||||||
25. | Живые рисунки на твоем компьютере | ||||||
«Телевидение – пространство культуры». «Экран – искусство – зритель» (9 ч.) | |||||||
26. | Информационная и телевизионного изображения. | ||||||
27. | Телевизионная документалистика: | ||||||
28. | Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества | ||||||
29. | Видеоэтюд в пейзаже и портрете | ||||||
30. | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью | ||||||
31. | Современные формы экранного языка | ||||||
32. | Роль визуально – зрелищных искусств в жизни общества и человека | ||||||
33. | Искусство – зритель - -современность | ||||||
34. | Заключительный урок – творческая работа |