ШМО учителей гуманитарных дисциплин
На этой странице можно познакомиться с некоторыми материалами о работе ШМО учителей гуманитарных дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы на 2012/2013 учебный год | 29.16 КБ |
Анализ работы ШМО за 2012/2013 учебный год | 32.79 КБ |
План работы на 2013/2014 учебный год | 20.2 КБ |
Анализ работы ШМО за 2014/2015 учебный год | 37.76 КБ |
Анализ работы ШМО за 2015/2016учебный год | 52.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил:
__________________________ ФИО,
руководитель методического объединения
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № « » от _________2012 года
Согласовано:
__________________________ ФИО
« » _________________ 2012 года
ПЛАН
РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
СП – отделение «ООШ № 23» МБОУ СОШ № 38
ГОРОДА ЗЛАТОУСТА
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема работы школы на 2012/ 2013 учебный год
Развитие ведущих умений. Воспитание образованием.
Формирование положительных поведенческих навыков.
Тема работы методического объединения
Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла.
Цель работы методического объединения
Стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
Задачи методического объединения
на 2012/ 2013 учебный год
- Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей в условиях перехода на ФГОСы общего образования.
- Активизировать работу по развитию познавательной активности учащихся путем совершенствования форм внеклассной работы.
- Активизировать работу по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам гуманитарного цикла.
- Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
- Активизировать работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Самообразование учителей – членов МО
и план-график
мероприятий по теме самообразования
№ | ФИО учителя | Тема по самообразованию | Мероприятия | Сроки проведения и отчета |
1 | Бурая Оксана Анатольевна | Использование ИКТ технологий в преподавании русского языка и литературы. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. Внеклассные мероприятия в плане проведения недели наук. | Март |
2 | Макарычева Дина Михайловна | Развитие познавательной активности на уроках истории. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. | Март |
3 | Суляева Татьяна Федоровна | Использование ИКТ технологий в преподавании МХК и Этики. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. | Март |
4 | Мулюкина Ольга Николаевна | Психология здоровья школьника. | Индивидуальные консультации для родителей, психологическое просвещение школьников, коррекция поведения | В течение года |
5 | Козионова Олеся Викторовна. | Развитие познавательной активности на уроках английского языка. | Открытые уроки в плане проведения педсовета.
| Март |
Внеклассная работа по предмету.
План-график основных мероприятий.
Сроки проведения | Название мероприятия или комплекса мероприятий | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | «!812 год глазами современных детей», посвященная 200-летию Бородинского сражения. Конкурс творческих проектов. | Гостиная | Макарычева Д. М. |
Сентябрь | Турнир имени М. В. Ломоносова. | Олимпиада | Бурая О. А., Суляева Т. Ф |
Октябрь | Областной фестиваль детского художественного творчества «Дорога и дети». | Конкурс литературного творчества | Бурая О. А. |
Октябрь -ноябрь | Участие в школьных и городских этапах Всероссийской олимпиады школьников. | Олимпиада | Макарычева Д. М., Бурая О. А., Суляева Т. Ф. Козионова О. В. |
Ноябрь | Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки». | Сочинение | Бурая О. А. |
Ноябрь - декабрь | Участие в школьной неделе науки | Интеллектуальная игра | Макарычева Д. М., Бурая О. А., Суляева Т. Ф. |
Декабрь | Всероссийский конкурс «Зимние интеллектуальные игры» | Олимпиада | Бурая О. А., Суляева Т. Ф. |
В течение года | Посещение театральных уроков в в театре «ОМНИБУС». | Театральный урок | Суляева Т. Ф., Бурая О. А. |
В течение года | «Растем вместе с книгой» | Цикл бесед | Суляева Т. Ф. |
Январь | Заседание клуба «Читаем всей семьей» | Родительское собрание | Суляева Т. Ф. |
Январь | Всероссийский конкурс «Золотое руно» | Олимпиада | Макарычева Д. М. |
Февраль | «День Святого Валентина» - европейский праздник. | Защита творческих проектов | Козионова О. В. |
Март | Неделя детской книги | Читательская конференция | Суляева Т. Ф. |
Апрель | «Наши родные – герои фронта и тыла». | Исследование | Макарычева Д. М. |
План заседаний методического объединения
№ | Месяц | Тема | Форма проведения | Ответственный |
1 | Август | Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОСы общего образования. | Методический семинар | Руководитель МО |
Сентябрь | Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год Утверждение плана работы МО на новый учебный год | Круглый стол | Руководитель МО | |
2 | Октябрь | Организация подготовки школьного тура Всероссийской олимпиады школьников. Знакомство с Положением о проведении олимпиад. | Круглый стол | Учителя-предметники |
3 | Декабрь-январь | Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования. | Открытые уроки | Учителя-предметники |
4 | Январь | Психолого-педагогический основы диагностики в школе. | Семинар | Психолог |
5 | Март | Банк передового педагогического опыта. | Круглый стол | Учителя-предметники |
6 | Апрель-май | Предварительное подведение итогов работы МО гуманитарных наук за 2012-2013 учебный год Ход подготовки учащихся к проведению выпускных экзаменов в 2012-2013 учебном году по предметам гуманитарного цикла (учителя – предметники). Составление проекта плана работы МО на новый 2013-2014 учебный год. | Занятие-реклама | Руководитель МО, члены МО |
Сведения о членах МО
№ | ФИО | Дата рождения | Домашний адрес, телефон | Образование | Пед.стаж | Учебная нагрузка | Классы | Факультативы, кружки | Классное рук-во | Квалиф. категория, год присвоения | Год переаттестации | Награды и звания |
1 | Бурая Оксана Анатольевна | 10.11.1970 | Проспект Гагарина, 4 линия, д. 2, кв.53 | Высшее | 20 лет | 31 час | 6-9 классы (русский язык) 6-9 классы (литература) | ГПД (3 чаcа) «Экзамен на 5» (1 час) | 7 «Г» | I 2010 | Ноябрь 2015 | _ |
2 | Макарычева Дина Михайловна | 10.07.1944 | Северо-Запад, 2 квартал, д. 24, кв. 20 т.67-74-22 | Высшее | 47 лет | 18 часов | 6-9 классы (история) 6-9 классы (обществознание) 6-8 классы (краеведение) 9 класс (элективный курс «Мой выбор») | ГПД (10 часов) | - | I 2010 | Ноябрь 2015 | Почетный работник образования |
3 | Суляева Татьяна Федоровна | 24.04.1959 | Проспект Гагарина, 4 линия, д. 1, кв.89 | Средне-специальное | - | 3 часа | 8-9 классы (МХК) 4 класс (ОПК) | ГПД (10 часов) 5,6,7 классы (Этика) | 9 | - | - | _ |
4 | Мулюкина Ольга Николаевна | 03.04.1964 | Мельнова, д.45 | Высшее | 12 лет | Психолог | _ | ГПД (10 часов) | I 2012 | Июнь 2017 | _ | |
5 | Козионова Олеся Викторовна | 18.02.1986 | Машиностроителей 33-34 | Высшее | 1 | 38 | 2-9 классы (английский язык) | - | - | - | - | _ |
Предварительный просмотр:
Анализ
работы ШМО учителей гуманитарных дисциплин
за 2012/ 2013 учебный год
В 2012/ 2013 учебном году члены ШМО продолжали работать над темой
«Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла».
Перед ШМО гуманитарных дисциплин стояла цель – стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
Методическая цель решалась через следующие задачи:
- Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей в условиях перехода на ФГОСы общего образования.
- Активизировать работу по развитию познавательной активности учащихся путем совершенствования форм внеклассной работы.
- Активизировать работу по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам гуманитарного цикла.
- Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
- Активизировать работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Задача по внедрению новых технологий в педагогическую деятельность
учителей в условиях перехода на ФГОСы общего образования решалась на
заседаниях МО в ходе рассмотрения вопроса о психолого-педагогических основах диагностики в школе (см. Протокол №4), обмене опытом по применению современных образовательных технологий как средстве повышения качества образования (см. Протокол № 5).
Кроме этого, учителя гуманитарных дисциплин принимали активное участие в педагогическом совете (см. Выписку из Протокола № 1), методической неделе (см. Протокол № 4 ), также проводилась целенаправленная работа над темами самообразования. Так на одном из заседаний МО учителя-предметники поделились своим опытом по вопросам развития познавательной активности на уроках истории (Макарычева Д. М., Козионова О. В.); использования ИКТ технологий на уроках русского языка, литературы, МХК и Этики (Бурая О. А.,Суляева Т. Ф.), (см. Протокол № 5).
На уроках по подготовке к итоговой аттестации выпускников в новой форме (ЕРЭ) учителем русского языка широко использовались современные тестовые технологии.
Большое место в работе учителей-предметников в истекшем учебном году
отводилось активизации познавательной активности учащихся путем совершенствования форм внеклассной работы.
№ п/п | Название олимпиады (конкурса) | Уровень | Учитель | Участники | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников по литературе | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | Копорушкина Наталья (9 - В класс) | - |
2 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Муниципальный этап | Макарычева Дина Михайловна | Хабибуллина Алина (6 – В класс) Закиров Эдуард (7 – Г класс) | ? |
3 | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию | Муниципальный этап | Макарычева Дина Михайловна | Мингаев Максим (7 – В класс) | ? |
4 | Областной конкурс творческих работ «Дорога и дети» | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | Ломовцев Владислав (7 – Г класс) | I место |
5 | Областной конкурс «Герои Отечества – наши земляки» | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | Ломовцев Владислав (7 – Г класс) | II место |
6 | «Зимние интеллектуальные игры» | Всероссийский конкурс | Бурая Оксана Анатольевна | Егорова Милена (7 – Г класс) | I место в школе |
7 | «Золотое руно» | Всероссийский конкурс | Макарычева Дина Михайловна | 10 человек | |
8 | Областные чтения имени Мусы Джалиля | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | Егорова Милена (7 – Г класс) Галяутдинов Альберт (6 – В класс) Фролова Анна (7 – В класс) | - |
9 | Детско-юношеский театральный конкурс «Я люблю театр» | Муниципальный | Бурая Оксана Анатольевна | Ломовцев Владислав (7 – Г класс) | Призер в номинации «Литературное творчество» |
10 | Дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе для 9 классов | Муниципальный | Бурая Оксана Анатольевна | Копорушкина Наталья (9 - В класс) | IV место |
11 | Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | Травина Виктория (6 – В класс) Кадирова Софья (6 – В класс) | - |
12 | Литературный конкурс «Золотые крылышки» | Муниципальный | Бурая Оксана Анатольевна | Ломовцев Владислав (7 – Г класс) | II место в номинации «Мой город» |
13 | «Олимпийский фестиваль – 2013» | Муниципальный | Макарычева Дина Михайловна | 7 человек | Диплом участника |
14 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Макарычева Дина Михайловна | 12 человек | ? |
15 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Бурая Оксана Анатольевна | 15 человек | II место (Глазкова Екатерина, 8 – В) |
16 | «Грамотей Златоуста – 2013» | Муниципальный | Бурая Оксана Анатольевна | Хабибулина Алина (6 – В класс) | - |
17 | Громкое чтение «Читаем детям о войне» | Городская акция | Суляева Татьяна Федоровна | 4 – В класс |
Работа по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам гуманитарного цикла проводилась учителями ШМО на уроках, дополнительных индивидуальных и групповых занятиях, на занятиях по подготовке к итоговой аттестации.
В межсекционный период учителя могли воспользоваться данными диагностики школьного психолога, познакомиться с новинками методической литературы, посетить кабинет информатики при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
В истекшем учебном году была организована работа по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла. Учителя-предметники предоставили разработки уроков, которые были размещены на страничке ШМО гуманитарных дисциплин школьного сайта (http://zlatschool23.ucoz.ru/).
В целом, считаю работу учителей гуманитарных дисциплин удовлетворительной.
Однако остаются и проблемы: по-прежнему низкая познавательная активность учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, невысокий уровень знаний по предметам школьного курса.
В связи с этим на следующий учебный год определяется круг задач:
- Продолжение работы по созданию условий для личностного роста каждого ученика.
- Повышение общего уровня знаний учащихся по гуманитарным дисциплинам.
- Активизация работы по развитию познавательной активности учащихся.
- Активизация работы по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Руководитель ШМО гуманитарных дисциплин Бурая О. А.
Предварительный просмотр:
Составил:
__________________________ ФИО,
руководитель методического объединения
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № « » от _________2013 года
Согласовано:
__________________________ ФИО
« » _________________ 2013 года
ПЛАН
РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
СП – отделение «ООШ № 23» МАОУ СОШ № 38
ГОРОДА ЗЛАТОУСТА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема работы школы на 2013/ 2014учебный год
Развитие ведущих умений. Воспитание образованием.
Формирование положительных поведенческих навыков.
Тема работы методического объединения
Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла.
Цель работы методического объединения
Стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
Задачи методического объединения
на 2013/ 2014 учебный год
- Активизировать работу по внедрению новых технологий в педагогическую деятельность учителей в условиях перехода на ФГОСы общего образования.
- Организовать работу по повышению стрессоустойчивости и обучению навыкам психологической релаксации учителей.
- Активизировать работу по созданию условий для личностного роста и развитию познавательной активности каждого ученика.
- Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
- Активизировать работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Самообразование учителей – членов МО
и план-график
мероприятий по теме самообразования
№ | ФИО учителя | Тема по самообразованию | Мероприятия | Сроки проведения и отчета |
1 | Бурая Оксана Анатольевна | Использование ИКТ технологий в преподавании русского языка и литературы. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. Внеклассные мероприятия в плане проведения недели наук. | Март |
2 | Макарычева Дина Михайловна | Развитие познавательной активности на уроках истории. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. | Март |
3 | Суляева Татьяна Федоровна | Использование ИКТ технологий в преподавании МХК и Этики. | Открытые уроки в плане проведения педсовета. | Март |
4 | Мулюкина Ольга Николаевна | Психология здоровья школьника. | Индивидуальные консультации для родителей, психологическое просвещение школьников, коррекция поведения | В течение года |
5 | Козионова Олеся Викторовна. | Развитие познавательной активности на уроках английского языка. | Открытые уроки в плане проведения педсовета.
| Март |
Внеклассная работа по предмету.
План-график основных мероприятий.
Сроки проведения | Название мероприятия или комплекса мероприятий | Форма проведения | Ответственный |
Сентябрь | Декада «От Дня Знаний ко Дню Распространения Чтения и грамотности» | Устный журнал Защита проекта | Бурая О. А. Макарычева Д. М. Козионова О. В. Суляева Т. Ф. |
Октябрь | 1.Муниципальный этап областного конкурса на лучшее знание символики России. 2. Городской конкурс в рамках программы экологического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Златоустовского городского округа «За чистый город!» | Конкурс литературного творчества | Бурая О. А. |
Октябрь | Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец» | Дистанционная олимпиада | Бурая О. А. Макарычева Д. М. |
Октябрь -ноябрь | Участие в школьных и городских этапах Всероссийской олимпиады школьников. | Олимпиада | Макарычева Д. М. Бурая О. А. Суляева Т. Ф. Козионова О. В. |
Ноябрь | Всероссийский дистанционный конкурс «Русский медвежонок» | Дистанционная олимпиада | Бурая О. А. |
Ноябрь - декабрь | Участие в школьной неделе науки | Интеллектуальная игра | Макарычева Д. М., Бурая О. А., Суляева Т. Ф. |
Декабрь | Всероссийский конкурс «Зимние интеллектуальные игры» | Олимпиада | Бурая О. А., Суляева Т. Ф. |
В течение года | Посещение театральных уроков в в театре «ОМНИБУС». | Театральный урок | Суляева Т. Ф., Бурая О. А. |
В течение года | «Растем вместе с книгой» | Цикл бесед | Суляева Т. Ф. |
Январь | Заседание клуба «Читаем всей семьей» | Родительское собрание | Суляева Т. Ф. |
Январь | Всероссийский конкурс «Золотое руно» | Олимпиада | Макарычева Д. М. |
Февраль | «День Святого Валентина» - европейский праздник. | Защита творческих проектов | Козионова О. В. |
Март | Неделя детской книги | Читательская конференция | Суляева Т. Ф. |
Апрель | «Наши родные – герои фронта и тыла». | Исследование | Макарычева Д. М. |
План заседаний методического объединения
№ | Месяц | Тема | Форма проведения | Ответственный |
1 | Август | Особенности преподавания предметов гуманитарного цикла в новом учебном году | Круглый стол | Руководитель МО |
2 | Октябрь | Организация подготовки школьного тура Всероссийской олимпиады школьников. Знакомство с Положением о проведении олимпиад. | Круглый стол | Учителя-предметники |
3 | Ноябрь | Формирование функциональной грамотности на личностном, предметном и метапредметном уровнях. | Семинар | Руководитель МО Учителя-предметники |
4 | Декабрь | Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники. | Семинар | Руководитель МО Учителя-предметники |
5 | Январь | Новые подходы к современному уроку. | Открытые уроки | Учителя-предметники |
5 | Февраль | Новые педагогические технологии. Шесть шляп мышления. | ||
6 | Апрель-май | Предварительное подведение итогов работы МО гуманитарных наук за 2013-2014 учебный год Ход подготовки учащихся к проведению выпускных экзаменов в 2013-2014 учебном году по предметам гуманитарного цикла (учителя – предметники). Составление проекта плана работы МО на новый 2014-2015 учебный год. | Занятие-реклама | Руководитель МО, члены МО |
Предварительный просмотр:
Анализ
работы ШМО учителей гуманитарных дисциплин
за 2014/ 2015 учебный год
В 2014/ 2015 учебном году члены ШМО работали над темой
«Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся с целью эффективной подготовки к итоговой аттестации».
Перед ШМО гуманитарных дисциплин стояла цель – стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
Методическая цель решалась через следующие задачи:
- Развитие профессиональной компетенции педагогов и повышение качества знаний обучающихся через внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе здоровьесберегающих.
- Совершенствование методики подготовки обучающихся к ОГЭ путем широкого использования интернет-ресурсов.
- Организация индивидуальных занятий с целью коррекции знаний учащихся, нуждающихся в поддержке, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации.
- Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.
- Активизация работы по повышению стрессоустойчивости и бучению навыкам психологической релаксации учителей.
- Активизация работы по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Задача по развитию профессиональной компетенции педагогов и повышению качества знаний обучающихся через внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе здоровьесберегающих решалась на заседаниях МО в ходе рассмотрения вопросов о современных подходах к преподаванию в условиях внедрения и реализации ФГОС (см. Протокол № 2), об оптимизации образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла на основе применения современных образовательных технологий(см. Протокол № 3), о воспитательном потенциале гуманитарного образования (см. Протокол № 4) и применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (см. Протокол № 5).
Кроме этого, проводилась целенаправленная работа над темами самообразования. Так на одном из заседаний МО учителя-предметники рассказали о применении на уроках русского языка и литературы системно-деятельностного подхода (Бурая О. А.),поделились своими наработками по вопросам развития познавательной активности на уроках истории и английского языка (Макарычева Д. М., Власова М.П.); использования ИКТ технологий на уроках МХК и Этики (Суляева Т. Ф.) (см. Протокол № 5).
При подготовке к итоговой аттестации по русскому языку учитель Бурая О. А. использовала возможности ИНТЕРНЕТА, предлагая в качестве домашнего задания решать тесты на сайтах «ГИА -2015, «Сдам ГИА».
Психологом школы, Мулюкиной О. Н. были организованы тренинги по повышению стрессоустойчивости и обучению релаксации учителей, что оказало заметное влияние на работоспособность членов ШМО в течение всего учебного года.
Проделанная работа принесла свои результаты. Остался на прежнем уровне качественный показатель обученности по русскому языку и литературе (учитель Бурая О. А.) в 2013/2014 учебном году - 47, 3 %, в 2014/2015 учебном году – 47,2%.
Высокий качественный показатель обученности истории и обществознанию
в 2014/2015 учебном году – 59,6%. показала учитель Макарычева Д. М.
Отчет учителя-предметника
Учебный год: 2013/2014
Учитель: Бурая Оксана Анатольевна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % усп. | % кач. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Годовая | 214 | 7 | 77 | 124 | 6 |
|
| 39,3 | 97,2 | 47,6 | 60,0 |
214 | 4 | 68 | 131 | 7 | 4 |
| 33,6 | 94,9 | 44,9 | 56,2 | |||
216 | 4 | 74 | 128 | 8 | 2 |
| 36,1 | 95,4 | 45,8 | 56,5 | |||
212 | 5 | 74 | 127 | 4 | 2 |
| 37,3 | 97,2 | 46,6 | 61,8 | |||
212 | 5 | 75 | 131 | 1 |
|
| 37,7 | 99,5 | 47,3 | 60,0 |
Учебный год: 2014/2015
Учитель: Бурая Оксана Анатольевна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 250 | 7 | 106 | 137 |
|
|
| 45,2 | 100,0 | 49,7 | |
2 четверть | 252 | 7 | 104 | 116 | 19 | 6 |
| 44,0 | 90,1 | 47,1 | |||
3 четверть | 250 | 7 | 90 | 123 | 18 | 12 |
| 38,8 | 88,0 | 45,0 | |||
4 четверть | 250 | 5 | 111 | 125 | 4 | 5 |
| 46,4 | 96,4 | 48,8 | |||
Годовая | 250 | 6 | 112 | 130 |
| 2 |
| 47,2 | 99,2 | 49,8 |
Учебный год: 2014/2015
Учитель: Макарычева Дина Михайловна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 250 | 6 | 124 | 120 |
|
|
| 52,0 | 100,0 | 51,4 | |
2 четверть | 252 | 8 | 122 | 110 | 2 | 10 |
| 51,6 | 95,2 | 50,3 | |||
3 четверть | 250 | 9 | 144 | 85 | 2 | 10 |
| 61,2 | 95,2 | 53,1 | |||
4 четверть | 249 | 8 | 123 | 115 | 1 | 2 |
| 52,6 | 98,8 | 51,6 | |||
Годовая | 250 | 9 | 140 | 99 |
| 2 |
| 59,6 | 99,2 | 53,8 |
Большое место в работе учителей-предметников в истекшем учебном году
отводилось повышению мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.
Учитель Бурая О. А. и библиотекарь Суляева Т. Ф. приняли активное участие в городской акции «От Дня Знаний ко Дню Распространения Чтения и грамотности» (см. Протокол № 2), все учителя без исключения провели школьные туры предметных олимпиад. Макарычева Д. М. подготовила участников городских олимпиад по истории, обществознанию. (см. Протокол № 3), учитель Бурая О. А. и библиотекарь Суляева Т. Ф. организовали и провели школьные конкурсы чтецов стихотворений Мусы Ждалиля и стихотворений, посвященных 70-летию Великой Победы.
Большая работа проводилась по приобщению учащихся к культуре и искусству. Библиотекарь Суляева Т. A и учитель литературы Бурая О. А. вместе с группой учеников приняли участие в открытии «Года Литературы» и во встрече с поэтом-земляком Светланой Соложенкиной в стенах ЦГБ. Массовые походы в кинотеатр «Космос» и просмотр трех кинофильмов «Батальон», «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие» были приурочены к празднованию 70-летия Великой Победы.
Учитель Бурая О. А. совместно с классными руководителями и учащимися 8 «В», 9 «В», 9 «Г» посетили театральные уроки «Быть может, за хребтом Кавказа», «Дело арестованного», «Сатиры смелый властелин». Кроме этого, группа учащихся вместе со своими учителями посетили три вечерних спектакля в театре «Омнибус»: «Дикарь», «Женитьба», «Люкс 13». Пять учениц 5-8 классов приняли участие в VII детско-юношеском конкурсе «Я люблю Театр». В результате проделанной работы школа получила звание «Самая театральная школа» и статуэтку театрального кота.
Библиотекарь Суляева Т. Ф. принимала участие в акциях:
- всероссийская акция «Розовый жираф» для учащихся 1 – х классов - чтение книги «Любопытный Джордж» Х.А. Рей и выполнение контрольных заданий
- «Читаем детям о войне», для учащихся 1-х классов – громкое чтение книги С. Баруздина «Шел по улице солдат».
- Web-квест по программе «Я – Златоустовец» с учениками 6 «Г» класса.
- Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, занесенных в «Книгу Памяти».
(см. «Анализ работы школьной библиотеки в 2014/2015 учебном году»).
Молодой учитель английского языка в этом учебном году организовала и провела несколько внеклассных мероприятий по предмету: конкурсы проектов «Совсем не страшный ХЕЛЛОУИН», «Европейское Рождество», «День Святого Валентина», неделю английского языка (см. «План проведения недели»).
Учителя Макарычева Д. М. и Бурая О. А. вместе со своими учениками принимали активное участие в международных, общероссийских, областных и городских мероприятиях и конкурсах.
№ п/п | Название олимпиады (конкурса) | Уровень | Учитель | Участники | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Муниципальный этап | Макарычева Дина Михайловна | 1 человек | Участник |
2 | Конкурс творческих работ «Ветераны живут среди нас» | Муниципальный конкурс | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | III место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
3 | II Всероссийский заочный конкурс «Талантум – 2015» | Всероссийский | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | I место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
4 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Бурая Оксана Анатольевна | 10 человек | II место (Хабибулина Алина, 8 – В) II место (Бандурина Кристина, 8 – В) |
5 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Макарычева Дина Михайловна | 7 человек | Участники |
6 | «Рождественская сказка» | Муниципальный конкурс | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человека | III место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
7 | Дистанционная олимпиада «Русский медвежонок» | Всероссийская олимпиада | Бурая Оксана Анатольевна | 10 человек | II место в городе (Усманова Илиза, 5 – В) |
8 | «Золотое руно» | Всероссийский конкурс | Макарычева Дина Михайловна | 10 человек | I место в Росии (Якупов Семен, 5 – В) |
9 | Викторина, посвященная 70-летию Великой Победы «Знать и помнить» | Областной конкурс | Макарычева Дина Михайловна | 10 человек | Участники |
10 | Конкурс творческих работ «Наши деды ковали Победу» | Областной конкурс | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | Участник Лагутина Милена (8 – В класс) |
11 | VII детско-юношеский конкурс «Я люблю Театр» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 5человек | Участники |
12 | Литературный конкурс «Золотые крылышки» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | I место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
13 | «Дистанционная олимпиада по русскому языку 6 класс» | Международный проект «videouroki.net» | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | I место Ляпустина Анна (6 – Г класс) |
14 | Конкурс сочинений «И будем вечно помнить мы Победу, деды и отцы» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | Участник Дремина Мария ( 6 – Г класс) |
15 | Творческий конкурс «Узоры Рождества» | Всероссийский | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | III место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
16 | Конкурс творческих работ «Рождественская сказка» | Межрегиональный | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | III место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
17 | Открытый городской конкурс «70-летие Победы: взгляд молодых» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | II место Ломовцев Владислав (9 – Г класс |
18 | «Грамотей Златоуста» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 2 человека | Участники |
Интерес, проявленный учащимися к внеклассным занятиям, участию в конкурсах и олимпиадах, а также результаты этого участия говорят о том, что все мероприятия были проведены на высоком методическом уровне.
В течение года велась работа по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла. Так учитель Бурая О. А. разместила несколько своих методических материалов на «Учительском сайте» и личном сайте учителя.
В целом, считаю работу учителей гуманитарных дисциплин удовлетворительной.
Считаю целесообразным продолжить в следующем учебном году работу по заданным направлениям и определить круг задач:
- Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.
- Повышение общего уровня знаний учащихся по гуманитарным дисциплинам.
- Активизация работы по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Руководитель ШМО гуманитарных дисциплин Бурая О. А.
Предварительный просмотр:
Анализ
работы ШМО учителей гуманитарных дисциплин
за 2015/ 2016 учебный год
В 2015/ 2016 учебном году члены ШМО работали над темой
«Системно-деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла
в реализации основных направлений ФГОС».
Перед ШМО гуманитарных дисциплин стояла цель – создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС.
Методическая цель решалась через следующие задачи:
- Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
- Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
- Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
- Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
- Организация системной подготовки к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
- Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.
Задача по повышению профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу решалась в ходе работы над темами самообразования (см. Протокол № 4).
Кроме этого, учитель Шерстобитова Т. Г. прошла профессиональную переподготовку по теме «Теория и методика преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС общего образования» и модульный курс «Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в ППЭ: организационный аспект». Бурая О. А. прошла модульные курсы «Технология разработки внутренней системы оценки качества образования» и «Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в ППЭ: организационный аспект».
В течение года велась работа по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла. Так учитель Бурая О. А. разместила несколько своих методических материалов на «Учительском сайте» и личном сайте учителя, также заняла I место в школьном смотре-конкурсе кабинетов.
Задачи по концентрированию основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников и проведению нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла решалась на протяжении всего учебного года. Учителя ШМО приняли активное участие в реализации решений педагогического совета. Бурая О. А. провела открытый урок русского языка в 5 – Г классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных, в том числе на -ия, -ие, -ий».
Большую роль в освоении учащимися программного материала сыграли ИКЗ, дополнительные консультации по проблемным темам.
Проделанная работа принесла свои результаты. Произошло повышение качественного показателя обученности по русскому языку и литературе (учитель Бурая О. А.) с 47, 2 % в 2014/2015 учебном году до 58,1 % в 2015/2016 учебном году. Также произошло повышение по истории и обществознанию (учитель Макарычева Д. М.) с 59, 6 % в 2014/2015 учебном году до 65, 7 % в 2015/2016 учебном году. Высокие качественные показатели обученности показали учителя Шерстобитова Т. Г. (английский язык – 69,1 %) и Суляева Т. Ф. (МХК – 72 %).
Отчет учителя-предметника
Учебный год: 2014/2015
Учитель: Бурая Оксана Анатольевна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 250 | 7 | 106 | 137 |
|
|
| 45,2 | 100,0 | 49,7 | |
2 четверть | 252 | 7 | 104 | 116 | 19 | 6 |
| 44,0 | 90,1 | 47,1 | |||
3 четверть | 250 | 7 | 90 | 123 | 18 | 12 |
| 38,8 | 88,0 | 45,0 | |||
4 четверть | 250 | 5 | 111 | 125 | 4 | 5 |
| 46,4 | 96,4 | 48,8 | |||
Годовая | 250 | 6 | 112 | 130 |
| 2 |
| 47,2 | 99,2 | 49,8 |
Учебный год: 2015/2016
Учитель: Бурая Оксана Анатольевна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 263 | 27 | 120 | 108 | 6 | 2 |
| 55,9 | 97,0 | 54,7 | |
2 четверть | 258 | 49 | 105 | 99 | 4 | 1 |
| 59,7 | 98,1 | 59,1 | |||
3 четверть | 258 | 35 | 110 | 113 |
|
|
| 56,2 | 100,0 | 56,6 | |||
4 четверть | 258 | 31 | 106 | 118 | 3 |
|
| 53,1 | 98,8 | 55,0 | |||
Годовая | 258 | 34 | 116 | 108 |
|
|
| 58,1 | 100,0 | 57,0 |
Учебный год: 2014/2015
Учитель: Макарычева Дина Михайловна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 250 | 6 | 124 | 120 |
|
|
| 52,0 | 100,0 | 51,4 | |
2 четверть | 252 | 8 | 122 | 110 | 2 | 10 |
| 51,6 | 95,2 | 50,3 | |||
3 четверть | 250 | 9 | 144 | 85 | 2 | 10 |
| 61,2 | 95,2 | 53,1 | |||
4 четверть | 249 | 8 | 123 | 115 | 1 | 2 |
| 52,6 | 98,8 | 51,6 | |||
Годовая | 250 | 9 | 140 | 99 |
| 2 |
| 59,6 | 99,2 | 53,8 |
Учебный год: 2015/2016
Учитель: Макарычева Дина Михайловна
Предмет: Все
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 240 | 5 | 141 | 94 |
|
|
| 60,8 | 100,0 | 53,8 | |
2 четверть | 236 | 13 | 119 | 104 |
|
|
| 55,9 | 100,0 | 53,6 | |||
3 четверть | 236 | 14 | 137 | 85 |
|
|
| 64,0 | 100,0 | 56,1 | |||
4 четверть | 236 | 13 | 135 | 88 |
|
|
| 62,7 | 100,0 | 55,5 | |||
Годовая | 236 | 15 | 140 | 81 |
|
|
| 65,7 | 100,0 | 56,7 |
Учебный год: 2015/2016
Учитель: Шерстобитова Татьяна Геннадьевна
Предмет: Иностранный язык
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 206 | 55 | 99 | 52 |
|
|
| 74,8 | 100,0 | 66,5 | |
2 четверть | 206 | 54 | 86 | 64 | 1 | 1 |
| 68,0 | 99,0 | 64,2 | |||
3 четверть | 208 | 62 | 73 | 72 | 1 |
|
| 64,9 | 99,5 | 64,8 | |||
4 четверть | 207 | 61 | 81 | 65 |
|
|
| 68,6 | 100,0 | 65,8 | |||
Годовая | 207 | 66 | 77 | 64 |
|
|
| 69,1 | 100,0 | 66,8 |
Учебный год: 2015/2016
Учитель: СуляеваТатьяна Федоровна
Предмет: МХК
№ | Класс | Предмет | Период | Кол-во | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | ||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| Итого | 1 четверть | 26 | 2 | 10 | 13 |
| 1 |
| 46,2 | 96,2 | 50,6 | |
2 четверть | 25 | 6 | 10 | 6 | 3 |
| 64,0 | 88,0 | 59,1 | ||||
3 четверть | 25 | 2 | 15 | 8 |
|
| 68,0 | 100,0 | 57,9 | ||||
4 четверть | 25 | 3 | 14 | 8 |
|
|
| 68,0 | 100,0 | 59,4 | |||
Годовая | 25 | 3 | 15 | 7 |
|
|
| 72,0 | 100,0 | 60,5 |
Большое место в работе учителей-предметников в истекшем учебном году
отводилось интеграции основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Учитель Бурая О. А. приняла активное участие в городской акции «От Дня Знаний ко Дню Распространения Чтения и грамотности» (см. Протокол № 1), все учителя без исключения провели школьные туры предметных олимпиад. Учитель Бурая О. А. и педагог-библиотекарь Суляева Т. Ф. организовали и провели школьный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».
Большая работа проводилась по приобщению учащихся к культуре и искусству. Учитель литературы Бурая О. А. вместе с группой учеников приняли участие во встрече с поэтами-земляками Константином Рубинским, Владимиром Михеевым и Владленом Феркелем в стенах ЦГБ и совместно с классными руководителями и учащимися 9 «В» посетили театральный урок «Горьким моим словом посмеюся...» (по творчеству Н.В.Гоголя).
Учителя Макарычева Д. М. и Бурая О. А. и Шерстобитова Т. Г. вместе со своими учениками принимали активное участие и в других международных, общероссийских, областных и городских мероприятиях и конкурсах. Результаты участия приведу в таблице.
№ п/п | Название олимпиады (конкурса) | Уровень | Учитель | Участники | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, английскому языку, МХК | Школьный этап | Бурая О. А. Макарычева Д. М. Шерстобитова Т. Г. Суляева Т. Ф. | 12 человек 9 человек 13 человек 8 человек 9 человек 3 человека | Хабибулина Алина (призер – литература); Трапезников Илья, Климов Кирилл, Пашков Егор, Хаматова Регина (призеры – история) |
2 | Всероссийская олимпиада школьников по истории | Муниципальный этап | Макарычева Дина Михайловна | 4 человека | Участники |
3 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Бурая Оксана Анатольевна | 13 человек | III место (Корнилова Анастасия 5 – Г) II место |
4 | Дистанционная олимпиада «Летописец» | Всероссийская олимпиада | Макарычева Дина Михайловна | 2 человека | Участники |
5 | Дистанционная олимпиада «Русский медвежонок» | Всероссийская олимпиада | Бурая Оксана Анатольевна | 7 человек | Участники |
6 | «Золотое руно» | Всероссийский конкурс | Макарычева Дина Михайловна | 11 человек | Участники |
7 | Литературный конкурс «Золотые крылышки» | Городской | Бурая Оксана Анатольевна | 2 человека | I место Дремина Мария (7 – Г класс), II место Бандурина Кристина (9 – В класс) |
8 | Дистанционный блиц-турнир «Красота родного языка» | Международный проект «Новый урок» | Бурая Оксана Анатольевна | 6 человек | II место Колонтаева Анжелика (6 – Г класс) III место Гиндыш Марина (6 – В класс) III место Рязанова Полина (7 - Г класс) |
9 | Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» - русский язык, история, обществознание | Школьный этап | Бурая Оксана Анатольевна Макарычева Дина Михайловна | 40 человек | Призеры: Гиндыш Марина, Шарипов Вячеслав, Лобанов Иван, Хабибулин Роман, Юрьева Валерия |
Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» - история, обществознание | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна Макарычева Дина Михайловна | 4 человека | Участники | |
Конкурс «Родное слово» по русскому языку и литературе | Региональный | Бурая Оксана Анатольевна | 1 человек | Участник | |
Областной конкурс чтецов на лучшее выразительное прочтение произведений Мусы Джалиля | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна | 2 человека | Участники | |
Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» | Школьный этап | Бурая Оксана Анатольевна Суляева Татьяна Федоровна | 6 человек | Победители: Мигачева Евгения (6 - В) Скворцова Александра (7 – Г) Колонтаева Анжелика (6 – Г) | |
Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» | Муниципальный этап | Бурая Оксана Анатольевна Суляева Татьяна Федоровна | 3 человека | Участники | |
Орфографический турнир «ОРФО-ЭВЕРЕСТ» | Региональный | Бурая Оксана Анатольевна | 64 человека | Участники |
Интерес, проявленный учащимися к внеклассным занятиям, участию в конкурсах и олимпиадах, а также результаты этого участия говорят о том, что все мероприятия были проведены на высоком методическом уровне.
Организации системной подготовки к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ способствовали как традиционные формы дополнительных занятий и консультаций, так и использование возможностей сети ИНТЕРНЕТ. Учитель Бурая О. А. на протяжении всего учебного года в качестве домашнего задания предлагала решать тесты на сайтах «Решу ОГЭ», «Веб-Грамотей». Контроль выполнения велся через личный кабинет учителя.
На заседаниях МО, проводимых раз в четверть велось изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС. Учителями были рассмотрены следующие вопросы: «Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС», «Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения», «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности».
В целом, считаю работу учителей гуманитарных дисциплин удовлетворительной.
Считаю целесообразным продолжить в следующем учебном году работу по заданным направлениям и определить круг задач:
- Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.
- Повышение общего уровня знаний учащихся по гуманитарным дисциплинам.
- Активизация работы по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов МО гуманитарного цикла.
Руководитель ШМО гуманитарных дисциплин Бурая О. А.