ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА 317 группа
Здравствуйте, уважаемые студенты!
Здесь будет выставляться актуальная информация, материалы, ссылки для дистанционного освоения учебной дисциплины "Основы экономики, менеджмента и маркетинга".
Выполняя все задания во время, вы значительно повышаете шансы на получение зачета АВТОМАТОМ (по текущим оценкам).
ЗАЧЕТ АВТОМАТОМ ПОЛУЧАЮТ: Абдрахманова А - 5, Зайдуллина А - 5, Дмитриева В - 4, Тимербаева - 5, Нестеров - 4, Щевелёва - 4
Остальным необходимо выполнить задание для дифференцированного зачета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание для дистанционного обучения с 6.04-11.04 | 16.47 КБ |
Задание для дистанционного обучения с 13.04-18.04 | 76.68 КБ |
Задания для дистанционного обучения 20.04-26.04 | 30.49 КБ |
Задания для дистанционного обучения с 27.04-5.05 | 163.8 КБ |
Задание для дистанционного обучения с 6.05-8.05 | 19.04 КБ |
Задание для дифференцированного зачета | 304.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока:
01.04
03.04
Тема урока: Система методов управления на предприятиях общественного питания
Учебно-методическое обеспечение урока: https://otherreferats.allbest.ru/management/00303297_0.html
https://works.doklad.ru/view/3ai_rbf799k.html
Задание к уроку.
1.Изучить тему: Экономика предприятия
2. Выполнить задание:
1. Рассмотреть подходы к управлению предприятиями питания в современных условиях.
2. Раскрыть сущность систем управления предприятиями питания;
3. Проанализировать использование различных систем управления в предприятиях питания.
3. Основные понятия по теме: Управление сетевыми предприятиями. Понятие операционной цепи. Основное назначение сетевых предприятий, их функции. Лидеры сетевых предприятий общественного питания: их характеристика. Основные направления развития сетей. Особенности управления в них. Управление во франчайзинговых системах. Особенности франчайзинга в общественном питании. Преимущества франчайзинга. Управление независимыми предприятиями общественного питания. Особенности существования независимых предприятий, перспективы их развития, особенности управления. Контрактное управление. Понятие контракта на управление. Формы контрактов, характеристика участников. Ассоциации в общественном питании, их роль в поддержке и развитии общественного питания. Основные категории ассоциаций: торговые ассоциации и профессиональные союзы. Основные цели ассоциации, преимущества участия в них. Характеристика основных ассоциаций в общественном питании.
Срок сдачи домашнего задания: «10» апреля 2020г.
Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru …………………………..
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 15.04; 17.04
Тема урока: Планирование, его значение, цели, принципы, методы и этапы. Виды планов в организации ресторанного бизнеса.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Теоретический материал: https://ulfek.ru/menedzhment-v-restorannom-biznese/1196-biznes...
См. приложение
Задание к уроку
1. Познакомиться с теоретическим материалом в приложении.
2. Выполнить задание:
2.1. Дайте определение понятию планирование, в чем его сущность и назначение?
2.2. Какие задачи есть у планирования?
2.3. Какие выделяют виды планов? В чем их принципиальное различие?
2.4. Перечислите основные этапы и методы планирования?
3. Познакомьтесь с теоретическим материалом в электронном учебнике. Ответьте на вопросы.
3.1. Для чего нужен бизнес план ресторану.
3.2. Какие практические задачи решает наличие бизнес плана в ресторане?
3.3. Структура и разделы бизнес плана для ресторана?
Срок сдачи домашнего задания: «13» апреля 2020г.
Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru
ВНИМАНИЕ!
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ! ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!
Приложение
- Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи
планирование общественное питание бизнес план
Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования П.О.П. включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.
Планирование является собственно процессом определения целей, которые предполагает достичь предприятие за определенный период, а также процессом определения способов их достижения. Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают спрогнозировать будущее, а также владение методикой, которая позволяет смоделировать переход из нынешнего состояния в будущий прогнозируемое состояние.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и методов достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих решений.
В зависимости от продолжительности планового периода планы делятся на: долгосрочные (стратегические); среднесрочные (текущие); краткосрочные (оперативные).
Долгосрочный план (10-15 лет). В нем формулируются задачи, связанные с временем и ресурсами, а также общая стратегия поставленных целей. Долгосрочные планы включают укрупненных показатели деятельности предприятия, которые разрабатываются на основе ранее проведенных исследований и составление прогнозов развития предприятия. Этот вид планов еще можно назвать перспективным планированием.
Среднесрочный план – это собственно детализированный стратегический план, в котором сочетаются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.
Краткосрочный план посвящен решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием приемов и методов.
Если долгосрочные и среднесрочные планы во многом носят рекомендательный характер, то оперативный план является руководством к действиям, раскрывая долго - и среднесрочные планы по каждой позиции.
Планирование, ориентированное на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием.
Временной аспект планирования связан с выбором целей, обеспечивающих непрерывность планирования. Между целями всегда существует жесткая зависимость.
Можно выделить следующие виды целей:
-Конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке);
-Высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг);
- Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);
- Подцели (увеличение количества услуг).
По возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.
К экономическим относятся: объем услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и т.д. Количественные тесно связаны с экономическими.
Качественные цели П.О.П. – это уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым стандартам.
Основные стратегические цели П.О.П. в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:
- Завоевание и расширение доли рынка, на котором работает предприятие;
- Рост прибыли на вложенный капитал;
- Завоевание доверия клиентов;
- Эффективность функционирования.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
Таким образом, планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы.
Основные задачи планирования повышения качества продукции являются:
• обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
• повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
• установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
• увеличение выпуска сертифицированной продукции;
• улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);
• своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
• разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
• увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.
Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий включая проектирование, производство и эксплуатацию планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.
- Виды планов
Выделяют 4 основные виды планов: тактический, стратегический, нормативный, и операциональный.
Задачей стратегического планирования является выработка стратегии, позволяющей справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности.
Процесс стратегического планирования состоит 6 взаимосвязанных этапов.
- Определение миссии предприятия;
- Формулирование целей;
- Оценка и анализ внешней среды;
- Оценка и анализ внутренней среды;
- Разработка и анализ стратегических альтернатив;
- Выбор стратегий из имеющихся альтернатив.
Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути для из достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.
Тактическое планирование имеет более узкий «плановый горизонт» и ориентировано преимущественно на выбор средств для достижения целей.
Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей.
В рамках оперативного планирования предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и участников работы.
В зарубежной литературе широко применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.
Основными элементами внутрифирменного планирования является:
- прогнозирование;
- корректировка плана;
- составление бюджетов (балансов), в том числе балансов денежных доходов и расходов;
- конкретизация плана.
В ходе долгосрочного планирования (15-20 лет) определяются общие цели фирмы и стратегия. Основная задача среднесрочного планирования (обычно на 5 лет) – выбор средств для выполнения намеченных целей. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика, общая маркетинговая стратегия.
Краткосрочное или текущее планирование (обычно на 1 год) с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Одной из них является разбивка среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированными отрезками. При этом на год составляется производственный план, финансовый план и план по маркетингу.
Таблица 1 – Виды планов
Тип планирования | Средства | Задачи | Цели | Идеалы | Ориентация |
Операциональное | Выбираются | Даны | Даны | Даны | Инактивизм |
Тактическое | То же | Выбираются | То же | То же | Реактивизм |
Стратегическое | -"- | То же | Выбираются | -"- | Преактивизм |
Нормативное | -"- | -"- | То же | Выбираются | Интерактивизм |
Таким образом, выделяют 4 основные виды планов: тактический, стратегический, нормативный, и операциональный.
Стратегическое планирование - это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.
Тактическое планирование рассчитано сроком до 5 лет. Тактическое планирование – система принятия плановых управленческих решений по развитию фирмы с учетом потребностей рынка и собств. производственных возможностей. Тактическое планирование – программа производственно-хозяйственной деятельности фирмы, направленные на реальные цели и задачи стратегического плана, при использовании трудовых и финансовых ресурсов.
Нормативное планирование требует открытого выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет фиксированного горизонта планирования.
Нормативное планирование присуще инактивистам. Идеалы играют в таком планировании решающую роль.
Операциональное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые установлены вышестоящим руководством либо традиционны (например, планирование выпуска продукции по номенклатуре). Такое планирование обычно краткосрочно.
Операциональным планированием занимаются инактивисты. Стараясь сохранить существующее положение вещей, они самостоятельно выбирают подходящие средства.
3.Основные этапы и методы планирования
Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:
- Разработка общих целей;
- Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;
- Определение путей и средств достижения целей;
- Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.
Основные методы планирования – балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах – с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.
Применение балансового метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так:
П = Р + Е + Зк – Зн,
где П – поступление сырья и товаров;
Р – расход сырья и товаров;
Е – естественная убыль в пределах нормы;
Зк – запасы сырья и товаров на конец периода;
Зн – запасы сырья и товаров на начало периода.
В планировании применяется также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции.
Этот метод применяется при планировании издержек ПОП. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется на нормах обслуживания, нормах выработки.
При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами. Как правило индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.
В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Наиболее точный нормативный метод планирования, суть которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.
По разным классификационным признакам (вариантность планов, способ выполнения расчетных операций, форма представления плановых показателей), методы планирования могут быть одновариантными, поливариантными, ручными, механизированными, автоматизированными, табличный, линейно-графичными и другими.
Таким образом, выделяют основные методы планирования – балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический. Каждый из этих методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям.
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия «норматив» и «норма». Норматив - это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой.
Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Сущность этих методов состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях.
4. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, содержание
Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.
Бизнес – план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес – плана является:
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
- оценить производственные и непроизводственные издержки;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:
- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе; является инструментом добывания финансовых ресурсов;
- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.
Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.
Без бизнес-плана не возможна нормальная работа любой фирмы. Это своего рода гарантия, необходимая для привлечения инвесторов (кредиторов), не считая имущественной гарантии. Это является не модной тенденцией и не пустым желанием инвестора, а это документ, который покажет ему (инвестору), что Вы ответственный предприниматель и представляете, с чем имеете дело, и что Вы в состояние вернуть вложенные средства и можете привести фирму к процветанию.
- Методологические основы разработки бизнес-плана
Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности. Например, метод тестов, метод формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в данном случае имеется в виду целая группа методик исследования или практической деятельности, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований познания, либо как совокупности приемов, средств и процедур исследования.
В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, т. е. совокупности приемов и способов разработки планов.
Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.
Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив — величина относительная, характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи — выпуск продукции на 1 руб. основных фондов).
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
- функции и принципы бизнес-планирования.
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
-результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке;
Рисунок 1 – Цель составления бизнес-плана
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
- оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
- безопасность управления (упреждающие меры по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий);
- упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение;
- документирование (может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы).
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок внутрифирменного планирования:
Таблица 2 - Основные принципы внутрифирменного планирования:
№ п/п | Принципы планирования | Содержание |
1 | Необходимость | 1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. |
2 | Непрерывность | Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план. |
3 | Эластичность и гибкость | Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; в) использования альтернативных планов. |
4 | Единство и полнота (системность) | Системность достигается тремя способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. |
5 | Точность и детализация | 1.Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2.По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. |
6 | Экономичность | 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. 2.Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. |
7 | Оптимальность | 1.На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. |
8 | Связь уровней управления | Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий. |
9 | Участие | 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. «Планирование для себя» психологически и экономически эффективнее, чем «для других». |
10 | Х-олизм (сочетание координации и интеграции) | Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентированы на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших финансовых результатов деятельности предприятия. Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать правильную оценку:
- круга потенциальных потребителей продукции;
- конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем сегменте качества;
- возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных объемах;
- достаточности капитала у инициатора бизнес - идеи.
Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 22.04, 24.04
Тема урока: Основы управления персоналом
Учебно-методическое обеспечение урока:
Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=pR9AMU1luc8
Задание к уроку
1. Просмотреть видеоролик
2. Выполнить практическое задание:
Практическая работа: Решение производственных ситуационных задач по мотивации персонала к трудовой деятельности
Цель работы – научить студентов принимать эффективные решения, связанные с мотивацией труда персонала.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Руководителю, чтобы эффективно двигаться к намеченной цели, необходимо координировать работу и заставить персонал выполнять еѐ.
Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Она направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждений за выполненную работу,
использование различных систем оплаты труда.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
- той или иной мере человек сталкивался с различными формами мотивации с ранних периодов развития цивилизации. Самым первым из применяемых приѐмов мотивации был «метод кнута и пряника».
С развитием промышленной революции, благодаря, в основном, эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем больше управляющие начали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
Ярким представителем применения в управлении психологических мотивов был Элтон Мэйо. Он приобрѐл себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923–1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250 %, тогда как на других участках она составляла 5–6 %. После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможности общения друг с другом и что их труд мало уважаем. С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Текучесть кадров
резко снизилась, улучшилось материальное состояние рабочих, поскольку выработка значительно возросла.
Первым крупным исследованием поведения работника на рабочем месте стала серия экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 20-х годов ХХ столетия на предприятии «Westemelectric» в г. Хоторн, штат Иллинойс. Главным результатом исследований стал тот факт, что впервые в истории менеджмента заявила о себе «школа человеческих отношений»:
социологи и психологи заинтересовались проблемами производственной деятельности. Исследователи пришли к выводу, что работа – это нечто большее, чем простое зарабатывание средств на жизнь, рабочие коллективы представляют собой социальные единицы, которые могут сдерживать продуктивность рабочего, вырабатывать свои нормы дневной производительности и даже оказывать влияние на то, чтобы вознаграждение рабочему выплачивалось пропорционально количеству и качеству труда. С появлением работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу «кнута и пряника» является недостаточной.
Функция мотивации основывается на существующей теории мотивации. В той или иной мере общая теория мотивации изучает потребности, мотивы и связанное с ними вознаграждение.
КОНКРЕТНАЯ СИТУАЦИЯ
Мотивирование работников мясокомбината
Когда три года назад Павел Иванович Корнилов стал директором и
совладельцем приватизированного предприятия «Кемеровский мясокомбинат», оно находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие регионы, а объѐм этих продаж рос на 15–20 % в год. Люди покупали продукцию комбината за еѐ качество. Однако Корнилов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения своей работы. Они делали крупные ошибки: путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции; добавляли в исходную продукцию не те добавки; плохо перемешивали состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест.
- общем, люди делали в течение восьми часов только то, что им было сказано, а затем шли домой.
Для того чтобы повысить мотивированность и обязательства ра-ботников комбината, Корнилов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии
решений. Для начала они доверили работникам проверку качества продукции. В результате не высшее руководство определяло «вкус» продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству продукции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится предприятию, что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий.
Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоропортящейся продукции. Для этого членам бригады пришлось собрать необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том, как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшения в производственном процессе. В итоге, все это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким, чье безразличие мешало улучшению работы. Позже жалобы стали распространяться и на
руководящий состав и сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.
Корнилов совместно с другими высшими руководителями предприятия и представителями рабочих разработали новую систему оплаты, названную «разделѐнное участие в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «доналоговой» прибыли делился каждые шесть месяцев между всеми работниками предприятия. Индивидуальное участие в разделѐнной прибыли основывалось на результатах оценки уровня выполнения работы каждым из участников этого процесса. Сама система оценки была разработана и проводилась в жизнь группой работников мясокомбината, представлявших его отдельные подразделения. Так, работники предприятия оценивались: по их вкладу в групповую работу; по тому, как они коммуницируют с членами группы; по их отношению
- групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техники безопасности.
Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а если это было необходимо, то и за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решения по графику работы, требуемому бюджету, измерению качества и
обновлению оборудования. Многое, что раньше являлось работой руководителя группы на таком предприятии, теперь стало частью работы каждого члена группы.
П.И. Корнилов считал, что успех его бизнеса определялся следующим:
люди хотят быть значимыми. И если это не реализуется, причина – в руководстве;
люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их;
сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения;
любые действия руководства и менеджеров предприятия в значительной мере влияют на формирование у работников ожидания;
любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы;
результаты деятельности предприятия показывают, кто я такой
- что представляет моя работа. Моя работа заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каждым служит как его индивидуальным интересам, так и интересам предприятия в целом.
Вопросы к конкретной ситуации
- Каким образом и в какой степени мотивационная политика П.И. Корнилова удовлетворяет потребности из иерархии Маслоу?
- Объясните успех политики использования мотивационной теории ожидания.
- Желали бы вы работать на Кемеровском мясокомбинате? Обоснуйте свой ответ.
- Концентрировал ли Корнилов внимание на факторах «здоровья» или на мотивационных факторах Герцберга в своей программе мотивации?
- Охарактеризуйте существующую на мясокомбинате систему вознаграждения.
- Возможен ли успех подобной мотивационной программы на предприятиях других отраслей, в том числе отраслей нематериального производства?
Срок сдачи домашнего задания: «27» апреля 2020г.
Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru
ВНИМАНИЕ!ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ! ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 29.04, 4.05
Тема урока: Кадры предприятия
Учебно-методическое обеспечение урока:
Теоретический материал: ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу http://docs.cntd.ru/document/1200107327
Задание к уроку
1. Ознакомиться с материалом
2. Написать конспект по приложенной лекции
3. На основе документа, описать основные и вспомогательные должности на предприятии общественного питания.
Срок сдачи домашнего задания: «15»мая 2020г.
Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru
ВНИМАНИЕ!ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ! ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!
ТЕМА «Кадры предприятия»
План
- Понятие трудовых ресурсов, персонала и кадров предприятия..
- Классификация производственного персонала.
- Рабочие и их классификация..
- Служащие и их классификация
- Понятие профессии, специальности, квалификации.
- Численность работников предприятия.
- Нормирование труда.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
- Экономика организаций (предприятий) /В.Я. Горфинкель, В.А.Швандар./ М. ЮНИТИ 2019г.
- Экономика организации (предприятия) /Н.А.Софронов/ для среднего проф. Образования М. Экономистъ. 2016.
Дополнительная:
- Экономика предприятия. / Под ред. О.И. Волкова/ М.: Инфра-М, 2003 г
Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия».
Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу.
Персонал — весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.
Кадры предприятия - основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия или организации.
Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.
Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал.
К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.
Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие.
Рабочие, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием услуг, подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относят рабочих, непосредственно производящих продукцию предприятия (токари, слесари, шлифовщики, кузнецы и т.д.)
К вспомогательным – рабочих, занятых обслуживанием основного производственного процесса (крановщиков, грузчиков, ремонтников и т.д.)
В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как
- руководители;
- специалисты;
- служащие.
К руководителям относятся лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение.
Руководители акционерного общества.
Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным.
Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.
По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.
Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.
На государственных предприятиях к руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, заместители директора, начальника, управляющего, заведующего и т.д., а также главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.).
К специалистам относятся работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции - инженеры, экономисты, социологи, юрисконсульты, энергетики, техники.
К служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).
Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), имеющим по существу значение общероссийского государственного стандарта.
В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по:
- профессиям;
- специальностям;
- уровням квалификации.
Профессия - особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков (например – экономист, токарь и т.д.)
Специальность — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии. Например, экономисты подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т.д. Профессия токаря подразделяется по специальностям — токарь-карусельщик, токарь-расточник и т.д.
Работники каждой профессии и специальности различаются по уровню квалификации.
Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
Уровень квалификации рабочих определяется разрядами, которые им присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.
Профессионально-квалификационная структура служащих предприятия находит свое отражение в штатном расписании.
Штатное расписание предприятий и организаций — это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Пересмотр штатного расписания осуществляется в течение года путем внесения в него соответствующих изменений по приказу руководителя предприятия.
Планирование численности работников предприятия.
Норма численности (HЧ) — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.
Численность работников является важнейшим количественным показателем, характеризующим трудовые ресурсы предприятия. Она измеряется такими показателями, как явочная, списочная и среднесписочная численность работников.
Явочный состав характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.
Списочная численность работников предприятия - это показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату, например на 20 мая. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами).
Численность на дату – это показатель численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода, например, на 1-ое или последнее число месяца, включая принятых и исключая выбывших в этот день работников.
Среднесписочная численность — численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Для расчёта численности персонала на предприятиях разрабатывают балансы затрат рабочего времени.
Нормирование труда – это установление норм затрат труда, необходимых для количественной оценки индивидуального вклада каждого работника в общие результаты.
Основными методами нормирования труда являются:
- аналитический;
- опытно-статистический.
При аналитическом методе информация получается в результате исследования трудового процесса с помощью хронометража и фотографии рабочего дня.
Фотохронометраж – комбинированное изучение операций, когда одновременно в одном измерении проводятся и фотография рабочего дня, и хронометраж.
Второй метод опытно статистический основан на статистических данных о выполнении аналогичных работ или на основе опыта нормировщика.
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока: 6.05, 8.05
Тема урока: Оплата труда на предприятии
Учебно-методическое обеспечение урока:
http://docs.cntd.ru/document/1200107327
Задание к уроку
1. Ознакомиться с документом ГОСТ 30524-2013
2. На основе ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу, описать требования к знаниям и умениям различных должностей на предприятии общественного питания.
3. Определить требования к уровню образования для каждой должности.
4. Выделить те должности, на которых Вы можете трудиться (проходить производственную практику), обучаясь на третьем курсе.
Срок сдачи домашнего задания: «17» апреля 2020г.
Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru
ВНИМАНИЕ!ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ! ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» | |
Рассмотрено и утверждено Руководитель ОП Протокол № 7 от 1 апреля 2020г. _______________/С.В. Ахмадиева / |
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
для программы подготовки специалистов среднего звена
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Разработчик: Садыкова Д.Т.
2020
Содержание
II. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации 9
Критерии оценивания теоретического задания: 9
Критерии оценивания практического задания 9
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе 10
Задание для дифференцированного зачета 11
Бланк ответа для дифференцированного зачета 17
I. Пояснительная записка
1.Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
2.Форма проведения: индивидуальные теоретические и практико-ориентировочные задания в условиях использования дистанционных средств коммуникации.
3.Процедура подготовки: промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится в условиях использования дистанционных средств коммуникации между студентами и преподавателем. Дифференцированный зачет проводится во втором семестре на третьем курсе обучения. Задание для дифференцированного зачета разработаны для оценки знаний и умений, и включают в себя теоретические и практические задания. Каждому студенту выдается индивидуальное задание для оценки его знаний и умений по дисциплине в рамках дифференцированного зачета. Задания сформулированы по основным темам и разделам изучаемой дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».
4. Процедура проведения: Дифференцированный зачет проводится с использованием дистанционных средств коммуникации. По указанной преподавателем ссылки, студент получает доступ к документу к заданием для прохождения дифференцированного зачета. Выбор варианта задания определяется студентом самостоятельно исходя из своих идентификационных данных (фамилия, имя). Согласно разработанной методике:
Первая буква имени | Первая буква фамилии | А-Б-В-Г-Д-Е | Ж-З-И-К-Л | М-Н-О-П-Р-С | Т-У-Ф-Х-Щ- | Ц-Ч-Э-Ю-Я |
А-Б-В-Г-Д-Е | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | |
Ж-З-И-К-Л | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 | |
М-Н-О-П-Р-С | Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | |
Т-У-Ф-Х-Щ- | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 | |
Ц-Ч-Э-Ю-Я | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
Преподавателем устанавливает крайний срок сдачи выполненного задания на адрес электронной почты указанный в документе . Задания выполняются на приложенном к документу бланке для ответов.
- 4.Оцениваемые компетенции: (по ФГОС СПО): Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1565 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», в результате освоения ОП.05 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», у студента проверяются следующие знаний и умения, согласно освоенным компетенциям, в том числе общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), трудовыми функциями (ТФ) и требованиями профессиональной компетенции «Поварское дело», регламентированных Техническим описанием компетенции WSR.
ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» утвержден 9 декабря 2016 г. № 1565 | ||
Код ПК, ОК, ТФ | Умения | Знания |
ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.7 ПК 4.1-4.6 ПК 5.1-5.6 ПК 6.1-6.4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 |
проводить маркетинговые исследования в соответствии с целями организации и анализ потребительских предпочтений, меню конкурирующих и наиболее популярных организаций питания в различных сегментах ресторанного бизнеса |
|
Профессиональный стандарт по профессии «Повар» утвержден от «08» сентября 2015 г. № 610н | ||
С/01.5 трудовая функция: Обеспечение бригады поваров необходимыми материальными ресурсами и персоналом | Разрабатывать план работы бригады поваров Распределять работу между членами бригады поваров и ставить задачи подчиненным Обучать членов бригады на рабочих местах современным технологиям приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий Предупреждать факты хищений и других случаев нарушения членами бригады поваров трудовой дисциплины Готовить отчеты о работе бригады поваров | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания Методы планирования, организации, стимулирования и контроля деятельности подчиненных организаций питания |
С/03.5 трудовая функция: Контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады поваров | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания Современные технологии контроля организации деятельности сотрудников организаций питания Методы управления, делопроизводства и подготовки отчетности организаций питания Технологии маркетинговых исследований в организациях питания | Анализировать результаты работы бригады поваров за отчетный период и определять причины отклонений результатов работы бригады поваров от плана Разрабатывать меры по предупреждению невыполнения плана работ и контролировать их реализацию |
D/01.6 трудовая функция: Планирование процессов основного производства организации питания | Определять факторы, влияющие на процессы основного производства организации питания, и давать их оценку Планировать отдельные виды процессов основного производства организации питания и необходимые для этого ресурсы Разрабатывать и вносить коррективы в планы основного производства организации питания в зависимости от изменения факторов, влияющих на них | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организации питания Технологии маркетинговых исследований в организациях питания |
- Межпредметные связи
Наименование раздела / темы | Межпредметные связи с дисциплинами |
Раздел 1. Основы экономики | История, введение в специальность, обществознание, математика, основы калькуляция и учета, организация обслуживания, |
Раздел 2. Основы менеджмента | Социальная психология, философия, социальная психология, организация обслуживания, техническое оснащение организации питания |
Раздел 3. Основные маркетинга | Социальная психология, философия, организация обслуживания, техническое оснащение организации питания |
II. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации
ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Критерии оценивания
Критерии оценивания теоретического задания:
5 баллов – теоретическое задание описано полно и правильно на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.
4 балла - теоретическое задание выполнено полностью и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две, три несущественные ошибки.
3 балла - теоретическое задание выполнено, но при этом допущена существенная ошибка в теоретическом изложении, или ответ неполный.
2 балла - при ответе обнаруживается не понимание студентом основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки.
0 баллов – задание не выполнено
Критерии оценивания практического задания:
5 баллов – задание выполнено правильно и полностью.
4 балла - задание выполнено правильно с учётом 1 несущественной ошибки.
3 балла - задание выполнено правильно с учётом 2-3 несущественных ошибок.
2 балла – при выполнении задания допущена существенная ошибка.
1 балл – при выполнении задания допущены 2 или 3 существенных ошибки.
0 баллов – задание не выполнено.
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе:
Оценка | Минимальное число баллов, необходимое для получения отметки |
2 (неудовлетворительно) | 0-4 |
3 (удовлетворительно) | 5-6 |
4 (хорошо) | 7-8 |
5 (отлично) | 9-10 |
Задание для дифференцированного зачета
Вариант № 1
Теоретическое задание: Дайте развернутое определение таким понятиям как: «экономика», «микроэкономика» и «макроэкономика». Охарактеризуйте возможные модели экономических систем.
Практическое задание: Тарифная ставка кондитера V разряда составляет 19 руб./ч. Продолжительность рабочего дня – 7 ч. Количество рабочих дней в месяце – 20. Норма выработки – 20 изделий за смену. Фактическая выработка за месяц – 460 изделий. Рассчитайте заработок рабочего за месяц: а) при простой повременной системе оплаты труда; б) повременно-премиальной системе оплаты труда (премия составляет 10 % от тарифа); в) прямой сдельной оплате труда (расценка за одно изделие – 7,2 руб.); г) сдельно-премиальной системе оплаты труда (премия – 0,5 % от сдельного заработка за каждый процент превышения нормы выработки); д) сдельно-прогрессивной системе оплаты труда (повышающий коэффициент – 1,8).
Вариант № 2
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое организационно-правовая форма предприятия. Перечислите и охарактеризуйте организационно-правовые формы предприятий.
Практическое задание Решите задачу: в цехе произведено 200 шт. изделия А и 400 шт. изделия Б. Составьте смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции. Исходные данные, тыс. руб., приведены в таблице:
Показатели | Всего | На изделие | |
А | Б | ||
1. Зарплата производственных рабочих | |||
2. Основные материалы | 140 | 80 | 60 |
3. Зарплата административно-управленческого персонала | - | - | |
4. зарплата вспомогательных рабочих | 80 | - | - |
5. Амортизация здания | 60 | - | - |
| 100 | 40 | 60 |
| 40 | - | - |
| 160 | - | - |
| 200 | - | - |
Вариант № 3
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое «Стиль руководства». Назовите стили руководства, раскройте их суть.
Практическое задание: Решите задачу: первоначальная стоимость группы объектов на 1 января составляла 160 тыс. руб., срок фактической эксплуатации – 3 года. Рассчитайте остаточную стоимость и коэффициент износа на ту же дату, если амортизация начисляется а) линейным способом; б) способом уменьшаемого остатка (коэффициент ускорения 2); в) способом суммы чисел лет срока полезного использования. Для данной группы объектов определен срок полезного использования 10 лет.
Вариант № 4
Теоретическое задание: Дайте развернутое определение понятию «экономические ресурсы», приведите их классификацию. Охарактеризуйте проблему ограниченности и редкости ресурсов.
Практическое задание: Решите задачу: вам необходимо выбрать и обосновать способы продаж для следующих видов сельскохозяйственной продукции представленных в таблице:
Товар | Спорт-продажа | Аукцион | Контракт | Обоснование выбора |
Меха | ||||
Отборное зерно | ||||
Столовый виноград | ||||
Клубника | ||||
Скот | ||||
Картофель | ||||
Навоз | ||||
Цветы | ||||
Молоко |
Вариант № 5
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое структура предприятия? Какие элементы внешней и внутренней структуры вы знаете? Опишите их.
Практическое задание: Решите задачу: определите наиболее выгодный способ продажи картофеля, производимого фермером:
А - розничный магазин-супермаркет (картофель мытый, упакованный по 1 кг)
Б - местные магазины (не расфасованный и немытый продукт)
В - продажа проезжающим автомобилистам и дачникам (не-расфасованный и немытый, но отборный картофель)
Г - оптовый продавец картофеля (картофель сортированный, мытый, расфасованный по 25 кг в мешки).
Исходные данные - в представлены таблице:
Результаты различных способов продажи картофеля.
Способ продажи | Цена за 1 кг, д.е. | Затраты на 1 кг, д.е. | Размер сегмента (объем продаж), кг. |
А | 12 | 10,5 | 150 |
Б | 7 | 8 | 40 |
В | 10 | 3 | 10 |
Г | 8 | 6 | 200 |
Определите прибыль на единицу продукции и валовую прибыль.
Какой критерий сегмента является наиболее прибыльным в данном случае?
Если фермер может реализовать 200, 2000 кг, на каких сегментах он должен сосредоточиться?
Вариант № 6
Теоретическое задание: Раскройте содержание понятия «организация (предприятие)», охарактеризуйте основные цели, задачи и функции организации (предприятия)
Практическое задание: Решите задачу: торговая фирма закупает товар по цене 195 руб.. за штуку и продает в количестве 1700 штук еженедельно по цене 235 руб.. Отдел сбыта по результатам маркетинговых исследований рекомендует на одну неделю понизить цену на 5%.
Рассчитать, сколько единиц товара нужно продать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.
Вариант № 7
Теоретическое задание: Дайте развернутое определение понятию «заработная плата». Назовите ее виды, принципы организации.
Практическое задание: Решите задачу: в буфете техникума продается 1000 булочек в день по цене 3 руб.50 коп. за штуку. Снижение цены до 3 руб. приведет к увеличению дневного дохода буфета с 3500 руб. до 3900 руб. Затраты на выпечку одной булочки составляют 1,75 руб.
Нужно ли снижать цену до этих пределов, чтобы получить большую прибыль? Произведите все необходимые расчеты. Ответ обоснуйте.
Вариант № 8
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: Что такое мотивация? Охарактеризуйте мотивацию как функцию менеджмента. Раскройте сущность теорий мотивации.
Практическое задание: Решите задачу: торговая фирма закупает товар по цене 195 руб.. за штуку и продает в количестве 1700 штук еженедельно по цене 235 руб.. Отдел сбыта по результатам маркетинговых исследований рекомендует на одну неделю понизить цену на 5%.
Рассчитать, сколько единиц товара нужно продать фирме, чтобы сохранить свою валовую прибыль на прежнем уровне.
Вариант № 9
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: Что такое менеджмент. Охарактеризуйте контроль как функцию менеджмента. Перечислите основные требования к контролю, назовите его виды.
Практическое задание: Решите задачу: укажите, какой этап жизненного цикла переживают в настоящее время перечисленные ниже товары. Запишите основные этапы Жизненного Цикла Товара (ЖЦТ) в пустые клетки таблицы и отметьте «крестом» или другим знаком местонахождение товара.
Разработайте программу основных маркетинговых мероприятий для товара № 1 по всем этапам жизненного цикла товара представленного в таблице:
№ | Товар | Этапы жизненного цикла товара | ||||
Разработка | внедрение | рост | зрелость | спад | ||
1. | Черно-белый телевизор | |||||
2. | Клонированные с/х животные | |||||
3. | Минеральная вода в бутылках | |||||
4. | Замороженные овощи | |||||
5. | Сельхозтехника, оснащенная электроникой | |||||
6. | Картофельные чипсы | |||||
7. | Экологически чистая продукция сельского хозяйства |
Вариант № 10
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: какие объекты включает в себя маркетинг? Охарактеризуйте объекты маркетинга: нужда, потребность, спрос. Дайте описание субъектов маркетинга: потребители, организации, производители, оптовая и розничная торговля и др.
Практическое задание: Решите задачу: проанализируйте, объясните и дополните функции каналов товародвижения представленной на рисунке.
Распределение и сбыт | |||||||
🡻 | |||||||
Маркетинговые исследования | 🡺 | Функции, выполняемые каналом товародвижения | 🡸 | Ценообразование | |||
Покупки | 🡺 | 🡸 | Планирование продукта | ||||
🡹 | 🡹 | ||||||
Продвижение | Обслуживание потребителей |
Рисунок 1. Функции каналов товародвижения
Вариант № 11
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: Что такое заработная плата? Охарактеризуйте формы и системы оплаты труда, их разновидности, преимущества и недостатки, область применения. Практическое задание: Проведите SWOT-анализ для предприятия общественного питания, в котором вы проходили производственную практику. На первом этапе составьте перечень параметров, по которым будете оценивать предприятие. По каждому из них определите, что является сильной стороной предприятия, а что слабой. Результат занесите в таблицу. При оценке рыночных возможностей и угроз проанализируйте факторы: спроса, конкуренции, сбыта, экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-демографические, природные и международные. Сопоставьте сильные и слабые стороны предприятия с возможностями и угрозами окружающей среды.
Параметры | Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы | |
Вариант № 12
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое организация (предприятие). Охарактеризуйте организации (предприятия) по различным классификационным признакам.
Практическое задание: Решите задачу: Подберите примеры кратких формулировок миссий 3-4 предприятий общественного питания. Для каждой из них укажите: -интересы каких групп лиц учтены в формулировке; -на чьих интересах сделан акцент в формулировке миссии в первую очередь. Проведите развернутый анализ миссии.
Вариант № 13
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое «предложение». Сформулируйте Закон предложения. Назовите факторы, влияющие на предложение.
Практическое задание: Решите задачу: предложите вариант организационной структуры для маркетинговой службы предприятия, если известно: А) Численность сотрудников компании - 50 чел, у компании однопрофильный бизнес, компания ведет свою деятельность на внутреннем и внешнем рынках, номенклатура ограничена, в компании решаются только текущие задачи маркетинга. Б) Крупное производственное предприятие, выпускает только газетную бумагу, работает в основном на внешнем рынке. Поставляет продукцию в азиатские страны (Индию, Китай). В компании решаются не только тактические, но и стратегические задачи маркетинга. В) Общая численность сотрудников производственного предприятия составляет 300 чел. Компания занимается сборкой электротехнического оборудования и продает его во все регионы России, как напрямую, так и через дистрибьюторов.
Вариант № 14
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: Что «спрос». Сформулируйте Закон спроса. Назовите факторы, влияющие на спрос. Практическое задание: Решите задачу: Согласно данным Института питания РАМН, норма потребления молока составляет 112 литров на человека в год. При этом известно, что 21% населения вообще не пьет молоко. Рассчитайте емкость рынка молока в России. Недостающие для расчета данные найдите самостоятельно.
Вариант № 15
Теоретическое задание: Дайте развернутый ответ на вопрос: что такое предпринимательство, в чем его сущность, назовите основные виды предпринимательства.
Практическое задание: Решите задачу: Определите пороговую цену (цена реализации, при которой компания будет получать нулевую прибыль), если известно, что себестоимость единицы продукции равна 219 руб. Планируемый спрос на продукцию ожидается в количестве 1000 штук в месяц, при условии, что его цена будет 512 руб./шт. Постоянные затраты компании равны 15000 руб.
Бланк ответа для дифференцированного зачета
Вариант №___ | ОП.05 Основы экономики менеджмента и маркетинга | ФИО студента: |
Теоретическое задание: | ||
Ответ: | ||
Практическое задание: | ||
Ответ: |
Отправить на почту: dinsi@mail.ru