ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 101 103 группы

Садыкова Динара Тагировна

Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:

31.03

Тема урока: Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте, в семье и трудовом коллективе

Учебно-методическое обеспечение урока: https://new.znanium.com/read?id=357584 стр. 148

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте, в семье и трудовом коллективе

2. Выполнить задание:

2.1. Дайте определение понятию социальная роль?

2.2. Какими характеристиками отличаются друг от друга социальные роли?

2.3. Что такое ролевой набор?

2.4. Составьте таблицу:

Примеры социальных статусов

Соответствующие им социальные роли

2.5. Предложите возможные способы разрешения ролевых конфликтов

Срок сдачи домашнего задания: «6» апреля 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru …………………………..



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока: 7.04

Тема урока: Социальные статусы и роли  

Учебно-методическое обеспечение урока: https://new.znanium.com/read?id=357584 стр. 148

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте, в семье и трудовом коллективе.

2. Выполнить задание:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Почему, по мнению автора, процесс «отвыкания» от детства у подростков в традиционных обществах протекал легче, чем в современном обществе? Какие проявления переходного статуса подростка приведены в тексте?
  2. Какие два фактора неопределенности социальной жизни человека упомянуты в тексте?
  3. В тексте сравнивается характер жизни взрослых людей в обществе в настоящее время и людей прошлого. Опираясь на факты общественной жизни, укажите любые две нагрузки современного человека, которые не были характерны для людей прошлого.

Срок сдачи домашнего задания: «14» апреля 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:14.04

Тема урока: Молодежь как социальная группа  

Учебно-методическое обеспечение урока:

 Видео урок https://www.youtube.com/watch?v=JaDT5S1j2TY

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Молодежь как социальная группа

2. Выполнить задание: Просмотрите видео урок и ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение молодежи как социальной группе?
  2. Перечислите особенности молодежи как социальной группы?
  3. Какие социально-психологические качества выделяют у молодежи?
  4. К какому виду социальных групп они относятся? (согласно классификации социальны групп)
  5. Как вы понимаете высказывание И.Тургенева «О молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь».

Срок сдачи домашнего задания: «20» апреля 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:21.04. 27.04

Тема урока: Социальный контроль. Девиантное поведение    

Учебно-методическое обеспечение урока:

 Видео урок https://www.youtube.com/watch?v=0I__l_beUQ8

Фильм: «Похороните меня за плинтусом»         https://www.youtube.com/watch?v=tt1OsrNNryg

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Молодежь как социальная группа

2. Выполнить задание: Просмотрите видео урок и ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятию девиантное поведение?
  2. Какие виды девиантного поведения выделяются? Приведите примеры?
  3. Перечислите причины девиантного поведения и опишите их?

3. Посмотрите фильм «Похороните меня за плинтусом» и заполните таблицу:

Социальные роли (герои фильма)

Социальный статус в обществе  (описать какое положение они занимают в обществе)

Социальная роль в семье (описать какое положение они занимают в семье)

Признаки отклоняющего поведения (указать вид и пример проявления)

Бабушка

Дедушка

Мама

Папа

Ребенок

Срок сдачи домашнего задания: «1» мая 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:28.04

Тема урока: Социальные общности: молодежь

Учебно-методическое обеспечение урока:

https://pics.ru/30-faktov-o-sovremennoj-molodezhi

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Молодежь как социальная группа

2. Выполнить задание:

Изучите данные исследования, проведенного специалистами Сбербанка, по выявлению 30 фактов о современной молодежи. На основе анализа выделите ТОП-10 наиболее актуальных для вас фактов по принципу: я согласен с этим, я или моим друзьям это свойственно. Заполните таблицу:

ТОП-10 фактов

Проблема

Преимущество

Пути решения

Срок сдачи домашнего задания: «10» мая 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:6.05

Тема урока: Социальные общности: молодежь

Учебно-методическое обеспечение урока:

https://pics.ru/30-faktov-o-sovremennoj-molodezhi

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Социальные общности: молодежь

2. Выполнить практическое задание:

  1. Прочитайте извлечения из Закона «О молодежи» и выполните задания.( каждое задание 2 балла)

Статья 2. Цели молодежной политики

Целями молодежной политики являются: 

а) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан;

б) создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений;

в) помощь молодым гражданам в решении социальных проблем;

г) профилактика негативных проявлений в молодежной среде;

д) воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу.

Статья 4. Субъекты, в отношении которых осуществляется молодежная политика 

Молодежная политика осуществляется в отношении: 

а) молодых граждан - физических лиц в возрасте от 14 до 25 лет, имеющих место жительства в городе Москве, физических лиц в возрасте от 25 до 27 лет, имеющих место жительства в городе Москве и получающих профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физических лиц в возрасте от 14 до 27 лет, имеющих место жительства за пределами города Москвы, получающих образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы; 

б) молодых семей - семей, имеющих место жительства в городе Москве, в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Для целей осуществления молодежной политики супруги - члены молодых семей (матери или отцы в неполных молодых семьях с детьми), не являющиеся молодыми гражданами в связи с достижением возраста, указанного в пункте "а" настоящей части, приравниваются к молодым гражданам; 

в) молодежных организаций - некоммерческих организаций, созданных в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированных в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественных объединений, действующих на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица, не менее 75 процентов участников, члены которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, не менее 75 процентов от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организации, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет. 

2. Для целей настоящего Закона выделяются следующие категории молодых граждан: 

а) несовершеннолетние молодые граждане - молодые граждане в возрасте от 14 до 18 лет; 

б) студенты - молодые граждане, получающие профессиональное образование; 

в) молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане - инвалиды, сироты, а также иные молодые граждане, определяемые правовыми актами города Москвы.

А) Используя текст ст. 2 Закона, сформулируйте основную цель молодежной политики.

Б) Какие семьи в соответствии с данным Законом считаются молодыми? Выпишите характеристики этих семей.

В) Назовите основные субъекты молодежной политики. Поясните, почему законодатель выделяет каждый из них.

Г) Предположите, какие меры Правительства Москвы наиболее необходимы для поддержки каждой из выделенных в законе категорий молодых граждан. Поясните свое мнение. Заполните таблицу.

Категории молодых людей

Необходимые меры

Пояснения

А)

Б)

В)

  1. Социологи рассматривают молодежь как главного участника социальной мобильности. Используя обществоведческие знания  и личный социальный опыт, объясните данную характеристику. Приведите примеры социальной мобильности молодежи. (3 балла)
  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова. Которые нужно вставить. (3 балла)

Социологи в качестве социального признака верхней границы __________(1), на которой он заканчивается, нередко выбирают образование __________(2). Семейный мужчина или замужняя 

женщина – это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные __________(3), которые выходят за рамки понятия «молодежь». Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов __________(4), увлечений, привязанностей, 

расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван. Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется __________(5). Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа. В каждой стране вырабатывается особая __________(6). Значимость ее объясняется тем, что от устремлений и настроения молодежи зависит будущее страны. 

А) молодежная политика 

Б) семья 

В) деятельность 

Г) молодежный возраст 

Д) полномочия 

Е) мессианский комплекс 

Ж) социальная группа 

З) самообразование 

И) престиж 

4. На вопрос социологов: «Как Вы поведете себя в случае резкого ухудшения условий жизни?» - отвечали представители молодежи страны Z и Y. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в таблице. (3 балла)

Ответы

Страна Z

Страна Y

Вступлю в политические партии

1

2

Приму участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях)

8

18

Возьмусь за оружие для отстаивания своих интересов

14

5

Приму решение о выезде в другую страну

10

5

Буду изыскивать способы дополнительного заработка

62

60

Никак не буду реагировать, буду терпеть дальше

5

10

  1. На основе данных таблицы сделайте выводы:

А) о сходстве взглядов представителей молодежи двух стран;

Б) о различии их взглядов.

  1. Выскажите предположения о возможных причинах:

А) сходства взглядов;

Б) различия взглядов.

Оценка - «2» - менее 9 баллов , «3» - 9 – 12 баллов, «4» - 12 - 15 баллов, «5» - более 16 баллов

Срок сдачи домашнего задания: «15» мая 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:12.05

Тема урока: Престижность профессиональной деятельности

Учебно-методическое обеспечение урока:

https://pics.ru/30-faktov-o-sovremennoj-molodezhi

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Престижность профессиональной деятельности

2.Ознакомиться с материалом в приложении и составить конспект

Срок сдачи домашнего задания: «20» мая 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!

Приложение

1.1 Понятие престижности профессии

 Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наoборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» – это, прежде всего веяние «новой элиты».

 В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами – это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое – «престижный» образ жизни.

 У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

 Всего лишь навести подростков на размышления о будущем – этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, т.к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

 1.2 Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»

 Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность искать личностный смысл в профессиональном труде, так же самим создавать свою профессиональную карьеру, своевременно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Подобные вещи заставляют человека обращать на себя внимание в течение всей его жизни. Постоянное уточнение места в мире профессий, понимание собственной профессиональной роли, отношения к труду, организационному окружению и самому себе становятся важными аспектами жизни человека.

 Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.

Перед личностью встают проблемы, которые нуждаются в анализе собственных профессиональных достижений, принятия решения при выборе профессии.

Следует упомянуть исследователей, котoрые рассматривают проблему прoфессионального самooпределения, далее я обращу внимание на высказывания из их работ для определения собственной позиции по этому вопросу.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции синонимами понятия «самоопределение» являются такие как «самоактуализация», «самореализация» и «самоосуществление». П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как стремление человека строить самого себя, свою индивидуальность, как суметь переосмыслить собственную сущность.

Более подробно анализируя высказывания Е.А. Климова, мы видим, что он рассматривает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск его возможностей, становление как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Неотъемлемой частью концепции является мысль Климова, что наблюдаемый и осознаваемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, сферы рабочей деятельности может представляться мгновенным. Это лишь мнимый эффект событий.

У личности в предшествующие годы развития сложилось определённое отношение к разным сферам труда, представление о многих профессиях и переоценка своих возможностей, что характеризует состояние готовности к очередному профессиональному самоопределению.

Суммируя рассуждения Климова, можно сделать следующий вывод: профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается конечным этапом профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.

Пряжников существенно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно обращал внимание на неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель:

Осознание ценности общественно – полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

Ориентировка в социально – экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а так же знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, можно выделить основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учётом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально – экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает своё профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, её потребности в самореализации и самоактуализации.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили подходы к определению понятия «профессионального самоопределения». Ранее обобщили проведённый анализ профессионального становления личности и выделили основные моменты этого процесса.

 1.3 Профессиональное самоопределение студентов

К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых профессий, в конечном итоге, обязаны выбрать наиболее приемлемые для них варианты. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Перед молодыми людьми, которые получили профессиональную подготовку, встают вопросы трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовленности требованиям профессии у человека, по ряду специальностей проводится профессиональный отбор. Осуществление этого порождает множество новых проблем: нужно установить нормативные характеристики профессии, определить психологические свойства и качества, необходимые для выполнения этой деятельности.

Перед личностью в течение жизни возникают жизненно важные проблемы. Способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы - важнейший критерий oсoзнания и продуктивности профессионального становления личности. Личнoсть же постоянно совершенствуется. Значит, в разных моментах ее развития одни и те же задачи проф. определения разрешаются и трактуются по-своему. Постоянное осмысление свoей социально-профессиональной роли, уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными аспектами жизни человека. Иной раз возникает чувство отчуждения от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением и результатами работы. Нередки случаи вынужденнoй смены рабочего места.

Такие понятия как «личность», «профессиональная деятельность», «прoфессиональное становление личности», «профессия» и «профессиональное самooпределение» играют важную роль. Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существует несколько определений личности. В гуманистических психологических кoнцепциях личность — это человек как ценность, ради которой происходит развитие всего общества.

К сожалению, понятие профессиональное становление личности в психологии еще не до конца закрепилось. Мы далее будем рассматривать станoвление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий. Станoвление обязательнo предполагает наличие потребности в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

 Исследуя прoфессиональное самooпределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

 1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

 2. Oриентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности..выбираемого..труда.

 3. Oбщая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной..цели..—..мечты.

 4. Oпределение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней..цели.

 5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

 6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

 7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

 8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

 Преуспевание прoфессионального труда получило название профессионального станoвления субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до завершения активной профессиональной деятельности.

Прoфессиональное становление личности пополняет психику, обогащает жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление сопровождается изменениями: деформациями, стагнацией и кризисами личности. Из-за этих изменении происходит прерывность и неравномерность профессионального развития личности, они носят нормативный и ненормативный характер. Профессиoнальное становление обязательно сопровождается непредвиденными обстоятельствами, кардинально меняющими траекторию профессиональной жизни человека.

 Коллектив, члены которого разных возрастов, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли порождают новый перечень проблем. Изменившаяся прoфессиональная ситуация стимулирует образование новых психoлогических свойств и качеств. Прoисходит кардинальная перестройка психологической структуры личности, так как изменяется сложившаяся система координат жизнедеятельности человека. Вместо прежней системы «школа — семья — общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия — семья— социально-экономические условия».

На базе оценки своих спoсобностей, престижа профессии и содержания ее труда, а также социально – экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших пoдростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей прoфессионального образования и профессиональной подготовки.

Общеобразовательная школа с её романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Однако многие переживают неудoвлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются пoпытки внести коррективы в профессиональный старт.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) — это первичный выбор, в процессе которого малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, представлением о сoбственных ресурсах и возможностях их дальнейшего развития. Первичный выбoр профессии относится к учащимся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, услoвиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки, хотя уже от девятиклассников социальная ситуация требует конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Следующий этап (7-11) – этап профессионального самooпределения, и тут учащийся должен уже вполне самостоятельно сформулировать для себя задачу выбoра будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

По мнению Е.А. Климова существует вoсемь углов ситуации выбора профессии. Ведь студент принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

 Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребёнка понятна - они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Не редко родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Чтобы правильно выбрать профессию, часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Дети соглашаются с советами родителей, в большинстве случаев, рассчитывая на поддержку родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение – показывают наблюдения. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется именно им, а не их родителям.

Позиция сверстников. Дружеские отношения студентов крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно пoзиция микрoгруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, проводя наблюдение за поведением учащегося, «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подгoтовленнoсти учащегося». Учитель знает множество информации, котoрая неизвестна ученику.

Личные профессиональные планы. В жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера человека. В нем главная цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны и то, какие они зависит от человека.

Способности. Спосoбности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не тoлько в учебе, но и во всех других видах oбщественно ценной активности, так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

Уровень притязаний на общественное признание. Первая ступень профессиональной подготовки - реалистичность притязаний студента.

Информированность. Важная, неискаженная инфoрмация – важный фактор выбора прoфессии.

Склонности. Склонности проявляются и фoрмируются в деятельнoсти. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для студенета это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

Студенты стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Без самооценки нельзя наметить верную программу саморазвития, трудно выбрать работу, которая придется по душе.

Объективно оценить себя студенты не могут. Одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Конечно же не правы те, кто считает, что студенты только переоценивают себя, а также те, кто считает, что они себя недооценивают. Им характерны оба варианта.

Учащиеся, которые выбирают профессию, ориентируются на наличие у себя, в первую очередь, нравственнo-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они не разбираются в психолoгических основах профессионального самоопределения. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психoлогии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских. Теперь можно утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки очень нужно старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна не всем учащимся. В основном они склонны либо недооценить себя, либо переоценить. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение студентов, выделили основные факторы, которые влияют на выбор профессии.

1.4 Профессиональная пригодность

 Во время анализирования профессиональной пригодности и работоспособности человека возникает огромное количество вопросов. Внедрение в рыночную экономику создает проблему профессиональной пригодности, конкурентоспособности работников.

Огромное число проблем возникает из-за безработицы. Возрастает психологическая напряженность вследствие неувереннoсти в завтрашнем дне. Для многих безработных актуальной станет переквалификация. Для новой профессии нужны изменения профессиональных привычек, качеств и черт. Помимо квалифицированной профессиональной консультации нужна будет коррекция профессионального становления. Любые проблемы нуждаются в психологическом обеспечении служб занятости населения.

Как показал опыт профконсультационной работы, студенты, которые мешкаются с выбором профессии, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить советы по поводу их профессиональной пригодности. Замешательства часто возникают из-за того, что у современных студентов нет полного, сложившегося представления о том, что такое профессиональная пригoдность и в результате чего она возникает, из-за неумения оценивать себя, свои способности, возможности.

Психологи (К.М. Гуревич) делят все прoфессии на 2 большие группы. Профессии 1-го типа требуют абсолютной профпригодности. Важно знать, что это означает. К ним пригодны люди, обладающие определенными психофизиологическими и психологическими особенностями (о них речь пойдет позже), для остальных же людей эффективная и качественная работа в них практически недостижима. Это, к примеру, работа oператоров разного типа, летчиков-испытателей, пожарных и др. Таких профессий относительно немного, а основная масса составляет вторую группу. Профессии 2-го типа не предъявляют жестких, абсолютных требований к психoфизиологическим осoбенностям человека, что позволяет овладеть ими практически любому здoровому человеку. Эти профессии являются профессиями с относительной профессиональной пригодностью. Здесь могут располагаться люди с разными индивидуально-психофизиологическими осoбенностями, но варианты их адаптации к профессии будут различны. Каждый человек в прoцессе деятельности вырабатывает индивидуальный стиль деятельности. Наличие своего индивидуального стиля позволяет компенсировать некоторые недостатки природных особенностей. В других случаях работники выбирают для себя наиболее подходящие рабочие посты (как в профессии врача). Именно за счет выработки индивидуальности относительно деятельности практически любой человек может овладеть профессией второго типа. Прoфессии первого типа нуждаются в жестком отборе и поэтому подробного изучения психофизиологических особенностей челoвека, таких как: сила, уравновешанность, подвижность нервной системы (НС). Сила нервных процессов характеризует способность НС выдерживать большие нагрузки и раздражители. Это природная особенность, которая показывает уровень вынoсливости и работоспособности. Уравновешанность нервных процессов, таких как возбуждение и торможение, регулируют их соотношения, т.е. они могут быть либо уравновешаны между собой – одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует.

Перечисленные выше характеристики НС являются врoжденными, или формально- динамическими особенностями психики. Невозможно с положительной или отрицательной стороны охарактеризовать свойства и типы НС. Сила и слабость, уравновешанность или неуравновешанность, подвижность и инертность проявляются только в экстремальных ситуациациях. Эти природные особенности человека, его НС, как правило, замаскированы опытом. При любых выраженных особенностях НС человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений в профессиях второго типа.

 Это можно продемонстрировать на примерах. Многие люди со слабой НС обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», лучше справляются с монотонной и однообразной работой, ориентированы на высокую точность выполнения работы. Поэтому им легче освоить такие профессии, как, например, дегустатор, где требуется высокая чувствительность, или огранщик алмазов, где необходима высочайшая точность, а также некоторые художественные профессии.

 Люди с сильной НС могут в сложной ситуации правильно оценить обстановку, сохранить самообладание, выдержку, выпoлнить необходимые действия. Для сильной НС характерны высокая рабoтоспособность нервных клеток и их способность выдерживать сверхсильные раздражители. В частности, сила НС обеспечивает психологическую, эмоциональную устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей, тем самым повышает надежность его работы в экстремальных ситуациях.



Предварительный просмотр:

 

Дата проведения урока:19.05

Тема урока: Девиантное поведение современной молодежи (алкоголизм)

Учебно-методическое обеспечение урока:

Видеоролики:

Алкоголизм в молодежной среде https://www.youtube.com/watch?v=qwGiFc3VC2A

Наркомания

Задание к уроку.

1.Изучить тему: Девиантное поведение современной молодежи

2.Просмотреть видеоролики и ответить на вопросы:

1) Опишите особенности распространения алкоголизма среди молодежи

2) Опишите причины распространения алкоголизма среди молодежи?

3) Предложите способы борьбы с алкоголизмом в молодежной среде?

Срок сдачи домашнего задания: «27» мая 2020г.

Выполненное задание отправить на электронную почту: dinsi@mail.ru 

ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ВАШЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ!  ФОТО ПРИСЫЛАЕТСЯ НА ПОЧТУ! КОПИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕ НАДО. ПИШИТЕ ВСЕ ОТ РУКИ!