Для уроков изо
ФИЗМИНУТКА
Учитель ИЗО:
Я хотела взять иголку
Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе:
Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
Учитель ИЗО:
Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Учащиеся вместе:
(показывая кольца ножниц):
Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
Учитель ИЗО:
Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Учащиеся вместе:
(выпрямившись):
И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ФГОС "Сказочная гжель" | 643.36 КБ |
Самоанализ урока "Сказочная гжель" | 27.22 КБ |
konstruktor_uroka.rar | 517.72 КБ |
Примерная структура плана конспектов уроков по ФГОС НОО | 16.26 КБ |
Составление плана-конспекта урока | 40.51 КБ |
universalnye_uchebnye_deystviya_tablitsa.doc | 48.5 КБ |
vidyuud_i_zadachi_ikh_formirovaniya.ppt | 476.5 КБ |
otgadat_zagadki.docx | 14.71 КБ |
fizkultminutka_dlya_uroka_izo.docx | 13.85 КБ |
fizminutka.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство в 5 классе
по программе Б.М.Неменского
Учитель МБОУ «Курманаевская СОШ»
Давыдова Татьяна Петровна, высшая категория, пед.стаж – 28 лет
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
II ЧЕТВЕРТЬ: «Связь времени в народном искусстве»
Тема урока: «Cказочная гжель».
Тип урока: комплексного использования знаний
время | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: Урок комплексного использования знаний Цели урока: -по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи; -по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи. Задачи урока: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, , продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления. Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности УУД Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления. Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи. Наглядный и дидактический материалы: Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель». Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель», Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ», Русская этническая музыка - Гжель 2 Оборудование: Для учителя: образцы декоративно-прикладного ис-ва, русская народная музыка, учебная таблица, репродукции мастеров, ноутбук (2 шт: который имеет выход в интернет), проектор, фотоаппарат, кисти, краски (для мк), шкатулки с заданиями, динамическая таблица, предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель» Для учащихся: Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски. Учебные понятия (на доске): промысел, гжель, майолика | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11.00 I. Оргмомент Мотивация учебной деятель ности. 1мин ______ 11. 01 II. Повторение. Актуализация знаний. 5 мин. | Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку. Добрый день 5 класс Мне приятно видеть вас Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь Молодцы теперь садитесь
Ребята, зовут меня Татьяна Петровна Давыдова. Я учитель Курманаевской школы и сегодня урок ИЗО буду вести у вас я. Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни. ___________________________________________________ Учитель: - Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть? -Связано ли наше сказочное оформление с этой темой? Уч-ся: -Народные промыслы. Учитель: А вы хорошо помните эти промыслы? Если я правильно вас понимаю, вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках. Задание 1 1.Работа по карточкам - «Тест» (желтый цвет) «Древние корни народного искусства»-2 уч-ся Тест№1 1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.: а) водные знаки; б) солярные знаки. 2. Как называются постройки из дерева: а,) зодчество; б,) архитектура. 3. Орудие для ручного прядения а) прялка; б) иголка. Тест№2 4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу: а) роспись; б) вышивка 5. Как называется главный угол в избе: а) красный,. б,) синий. 6. Где находились лавки в избе: а) вокруг стола, б) вдоль стен. Задание 2 б)Собрать пазлы (синий цвет) http://www.art-urok.ru/rospis.htm http://www.art-urok.ru/igr14.htm Желающие поработать дома на этом сайте предлагаю скриншот (показываю на экране и распечатанный и лежит на столе. Дети после занятия могут посмотреть) | 1)б (солярные знаки) 2) а (зодчество) 3) а (прялка) 4) б (вышивка) 5) а (красный) 6) б (вдоль стен) «5»-3 прав.ответа «4»-2 прав.ответа. «3»-1 прав. ответ. Проверка по образцу Слайд№1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
______ 11.06 III. Первич ное усвоен» е новых знаний 2 мин.
Цель: | Задание3 Фронтальная беседа по вопросам: (белый цвет) Тема «Древние образы в народных игрушках» 1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка: а) пластилин; б) глина, в)дерево. 2. Особенности узоров дымковской игрушки: а) круг; б) квадрат, в)елочка. 3. Особенности филимоновской игрушки: а) круг; б) полосы, в)крест. 4. Как называется посуда из глины: а) хрусталь; б)пластик, в)керамика. 5.Поднос расписанный цветами: а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский. Учитель: Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким либо промыслом? ( Региональный компонент) Учитель:__________________________________________ Ребята, а как вы думаете, все ли мы промыслы изучили? Филворд. - Внимание на экран! Выход на тему урока. Учитель: - найдите в сетке название промысла, о котором пойдет сегодня речь. Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, Учитель: Так какая же тема нашего урока будет? тема: «Сказочная гжель». Сказка это конечно волшебство и чудо. Учитель: -И первое наше волшебство- тема урока на доске( написана свечкой, при раскрашивании голубой краской появляются буквы» - А, что мы знаем о гжели? (Дети дают ответ) -Что бы вы хотели узнать о Гжели? Чему мы должны сегодня научиться? -Познакомиться с искусством Гжели. -Узнать о Гжели, Об особенностях этого промысла и о приемах росписи Вывод: Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся работать кистью и красками.
Вам понятна тема и цели?
| Привожу в пример свою маму, которая набивает ковер Слайд№2 Слайд№3
Работа на развитие логического мышления На доске заполняем табличку | |||||||||||||||||||||||||||||||
11.08 IV 5 мин. _________ 11.13 V. 2мин. VI 11.15 1 мин. 11.16 VII 4 мин. 11.20 VIII 1 мин Практическая работа 11.21 IX 15 мин. _________ 11.36 X Рефлексия 5+2 мин Д/з XII 2мин | Задание1 Фронтальная работа. 1.«Работа со справочным материалом» (зеленый цвет) «История Гжельской керамики» - Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда? Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» История промысла. Начиналось всё с глины. Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…… Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика. Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п. ГОНЧАР- название профессии по производству глиняной посуды МАЙОЛИКА- изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому. ФАРФОР- керамические изделия ПРОМЫСЕЛ — Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования ГЖЕЛЬ— один из традиционных российских центров производства керамики Задание 2 (На столе лежат иллюстрации разных промыслов). В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами? 1
Задание3. Составление композиции. (светло-желтый цвет) 2 уч-ся Человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы. Фильм о гжели Расскажите на каких изделиях мы видели гжельский узор или роспись? ФИЗМИНУТКА (музыка народная) Дети сами проводят физминутку (выходит один человек и показывает упражнения) _________________________________________________ Учитель одевает костюм и демонстрирует мк Учитель: -А есть ли у нас в классе изделия, которые выполненные в стили гжели? Дети обращают внимание на костюм, Учитель: В суете предновогодней ждет чудес народ честной. Разрешите мне сегодня стать волшебницей-зимой. Свой наряд я надевая, кисть волшебную возьму Вас в мир гжели приглашая, за собой я уведу . «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? - а как можно получить такие оттенки? Учитель обращает внимание детей, что у них на столе 2 кружка: синий и белый. Именно эти 2 цвета совершают сказочные чудеса. Демонстрация через веб камеру. Итак – я приглашаю вас в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок.
Положив под ламинированную бумагу шаблон, повторяю контуры рисунка. При этом меняя нажим кисти. Кисть держу вертикально. - Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет…… Тогда я получу оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи-РОЗА. Она царица узора. При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки. Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета. __ ________________________________________________ Можно много интересного показать вам на уроке, но наше время не бесконечно. Если вас заинтересуют мои работы, мастер-классы вы можете посмотреть у меня на сайтах. Вам легко будет меня найти по скриншотам. Демонстрация моих сайтов (скриншотов) _____________________________________________ Учитель: Открывайте краски, берите кисточки, все готовы! Знайте, сейчас мы с вами художники-волшебники, а в конце урока будем зрителями и дадим оценку своим чудным картинам. Для работы необходимо иметь:
Задание
2. На столе лежат вырезанные и заламинированные из бумаги предметы быта. Вам необходимо придумать и нарисовать сказочный узор, применив элементы гжельской росписи. Желаю удачи! Вам на работу 10-15 минут Выставка работ и анализ Ну, а теперь мы с вами зрители. Приглашаю посетить нашу художественную галерею. Понравилось ли вам работать? Где вы испытывали затруднение при работеЧем она отличается от остальных? (Всего одна краска.) В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.) Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью? А, теперь давайте посмотрим, как мы их добивались.
Видеоролик. Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в жизни.
Я предлагаю оценить свою работу вам так. Перед вами на столе 2 кружочка белый синий, вам неободимо прикрепить кружочки к елочки. Если вы считаете у вас все получается и вы довольны своей работой прикрепите свои кружочки-игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке. Ну, а если совсем вам трудно было работать прикрепите кружочки внизу. И неважно ребята, где бы не висели ваши кружочки. Вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками. Но наша гжельская сказка еще не закончена. Я на правах волшебницы -зимы, хочу преподнести вам подарки. Сказочными они будут тогда, когда вы завершите на них роспись до конца. Я своей волшебной кистью нанесла волшебный узор. Как вы думаете почему этот? Это и есть ваше домашнее задание которое поможет вам закрепить полученные знания . Это будет наша совместная работа с вами. И в память о нашем уроке. Учитель на подносе в костюме, как сказочный персонаж разносит шкатулки из бумаги для росписи. И в дальнейшем на память об уроке. закончить работу в цвете. | Слайд№4 Кувшин с элементами росписи разных промыслов Слайд№5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
11.45 Итог 1 мин | Учитель: Спасибо, мои волшебные мастера, мои помощники за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше! Знать, не пропадет красота на Руси! | ||||||||||||||||||||||||||||||||
– Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: “С мастерством люди не родятся, | |||||||||||||||||||||||||||||||||
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение: Наш любимый край – Россия, | |||||||||||||||||||||||||||||||||
“
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока,
проводимого в 5 классе
Учитель – Давыдова Татьяна Петровна
1. Характеристика класса
Урок проведен в 5 «А» классе. В классе 18 учащихся 11-12 лет.
Это самый благодатный возраст, дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силу изменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаются изобразительным искусством пятый год, класс среднего уровня, мотивированный, есть сильный лидеры, проявляющих интерес к предмету.
- Тема урока: «Сказочная Гжель».
Урок был проведён по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа является целостным интегрированным курсом, позволяющим обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, создавая тем самым необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья.
При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания предложенные на уроке, доступны для всех учащихся.
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску или тем, кто ленится.
- Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи..
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи..
здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, была проведена физминутка под народную музыку (связь с темой)
Эти методы выбраны не случайно. Использование интерактивных средств обучения повышают интерес к предмету, повышают познавательную деятельность учащихся.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно переходят друг в друга.
Замысел урока:
Содержанием учебного материала я взяла гораздо шире, чем просто знакомство с народным промыслом –Гжелью. Идеей урока было не только привлечь внимание учащихся к красоте народных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мир неживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым, освоить простейшие элементы росписи гжели, но попытаться показать механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям народных мастеров и к собственной деятельности, приоткрыть перед учащимися дверь в мир творчества и волшебной сказки, Обобщая их высказывания о красоте гжельской керамике к ее сказочным узорам, подвожу к выводу, но прийти к успеху герой может только преодолев трудности. А только потом говоря о человеке. Подвожу к пониманию, что сам человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы. Стараюсь очень условно обозначить тему и цели урока, чтобы они сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем. Большинство детей слушает, но не слышит, или нет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно (у каждого из нас есть выбор, следствие которого – тот мир, в котором мы живем: красивый и радостный или жестокий и безобразный, а слушая свое сердце, мы обязательно пойдем по правильному пути).
В ходе урока использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности учителя: опережающее домашнее задание(новый год), беседа, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ мотивов и приемов гжельской росписи. Большую роль в уроке играет показ учителем приемов работы гуашью, отработка элементов гжельской росписи. Была организована выставка работ.
- Тип урока - Урок комплексного использования знаний
Развитие художественного вкуса осуществлялось путем демонстрации различных изображений – работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Гжели. Развитие воображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебного узора для украшения.
Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько учащихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи.
Во время практической работы для создания эскиза гжельской росписи ребята учатся овладевать следующими операциями: пользоваться основными элементами росписи, определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции.
- Один из наиболее успешным этапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание декоративно прикладного искусства, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне. В урок ненавязчиво был включен литературный и музыкальный ряд Замечательным фоном был музыкальный ряд - песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» , Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого - Вокально-хореографическая композиция «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»,
- Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята были активны, с интересом смотрели презентацию, фильмы, Мастер-класс. Работали собранно.
8. Поставленные задачи мною были выполнены. С упражнениями справились. Ребята нарисовали интересные элементы, но им захотелось большего – вписать их в композицию цветов, а на это недостаточно времени урока. Работали с удовольствием, вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут больше.
Итог подвели, результаты увидели,
_______ оценили себя на высоком уровне
_______ Были сложности
_______ С большими затруднениями осваивали тему.
С трудом ребята отрываются от работы, только входят во вкус и нужно заканчивать. Конечно время отводится на занятие всего 45 минут.
9. На уроке сложилась атмосфера сотрудничества между учениками и учителем. На итоговом этапе учащиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. Урок закончили со звонком.
Результативность: организована выставка работ. Ребята ушли с урока с радостным настроением, довольные своими работами.
Я удовлетворена проведенным уроком. Но мне есть еще над чем работать.
Кредо моего урока можно определить следующими словами:
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я пойму!». Формирование творческих способностей на уроке изобразительного искусства - это главная цель моей работы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Примерная структура плана конспектов уроков по ФГОС НОО
Предварительный просмотр:
Составление плана-конспекта урока.
Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока.
1. Вид занятий. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисова¬нию или беседе об искусстве.
Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестом классе, то можно запланировать не¬сколько уроков, но не,более двух, так как часы на уроки рисова¬ния в школе крайне ограничены.
2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — «Рисунок гипсовой вазы», по живописи — «Натюрморт из предметов быта», по де коративному рисованию — «Составление узора в круге», по тема¬тическому рисованию — «Осень в лесу», по беседам об искусст¬ве— «Виды и жанры изобразительного искусства».
3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема за¬нятий, необходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.
Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведен¬ные примеры.
По темам «Рисунок гипсовой вазы» и «Натюрморт из пред¬метов быта» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строе¬ния формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и жи¬вописи.
По теме «Составление узора в круге» мы ставим целью раз¬вить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить их с элементарными законами композиции и образца¬ми народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.
По теме «Осень в лесу» наша цель — учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их познания в области композиции и цветоведения.
По теме «Виды и жанры изобразительного искусства» наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать ис¬кусство, повысить эстетическую культуру школьников.
4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших при¬меров, перечислим оборудование, которое должно быть подго¬товлено к урокам.
Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.
По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической после¬довательности работы над натюрмортом.
По теме «Узор в круге»: таблицы с образцами народных узо¬ров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.
По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учителя нет достаточного количества диапозитивов,— репродукции, образцы декоративно-прикладного искусства.
Оборудование для учащихсяпо первому уроку — «Рисунок вазы»; альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока живописи: альбом, акварельные краски, банки с во¬дой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки.
5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует осо¬бой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы вы¬деляем особо.
Прежде всего надо продумать, как рациональнее использо¬вать классную доску, как композиционно разместить на ее плос¬кости дидактический материал.
Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изобра¬жения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказы¬вается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмот¬реть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его.
Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее про¬думать композицию: где разместить основной рисунок и где вспо¬могательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Осо¬бое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениям круга в пер¬спективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начи¬нающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением.
Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного исполь¬зования классной доски.
104. Перспектива круга
Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быст¬ро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться тако¬го эффекта, можно воспользоваться следующим методом: под¬готавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение.
Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нуж¬ны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы компо¬зиционного построения, богатство композиционных вариантов.
В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем.
6. План и ход урока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо рас¬крыть содержание урока. Содержание дается в виде методиче¬ской записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учеб¬ное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следую¬щую запись:
План урока
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.
5. Завершение урока — 2—3 мин.
Затем излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает по¬следовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий.
Особенно внимательным надо быть при изложений методиче¬ских приемов построения изображения. То, что для преподава¬теля является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом.
Если учитель желает использовать высказывания выдаю¬щихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уро¬ке, посвященном рисованию гипсовой вазы, педагог решил еще
ного по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пинг-понга). Давая задание на дом, показать на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
Список использованной литературы
Методика обучения рисованию в восьмилетней школе, под ред. А. П. Фо¬мичева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Е. Е. Рожкова, Л. Л. Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М., Просвещение, 1969.
А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., Искусст¬во, 1953.
Г. В. Беда. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1969.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №
района
города. Ф._____
И
Дата
Вид занятий
Декоративное рисование во втором классе.
Тема урока
Составление узора в круге. Цель урока
Развитие творческих способностей учащихся в композиции. Ознакомить с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами ком¬позиции. Показать богатство и разнообразие искусства.
Оборудование урока
а) Для учителя. Репродукции образцов декоративно-прикладного искус¬ства. Образцы народного творчества. Гербарий. Цветные мелки.
б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, ведро с водой, баночки для воды на партах.
Использование классной доски
С правой стороны вывешиваю три листа-планшета из гербария и два узо¬ра в круге. Левую половину оставляю свободной для использования по ходу изложения учебного материала.
План и ход урока
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение учебного материала— 10—12 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся — 25—30 мин.
4. Завершение урока и задание на дом — 3—5 мин.
До начала занятия с помощью дежурных- подготавливаю класс к уроку: приношу ведро воды, дежурные наливают воду в баночки и расставляют на партах; раскладываю на учительском столе учебно-методический материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звон¬ка навожу должный порядок и начинаю урок:
«Дети! Вы уже составляли различные узоры в полосе, в квадрате и знаете, что декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Вы тоже любите красивые вещи: у одного пенал украшен хохломской росписью, у другого — резьбой по дереву. (Беру с парт пеналы и показываю их всему классу.) Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, вышитые подушки, керамическая посуда...
В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы — деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи — и сами их украшали. (Показываю эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.
Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как все это красиво переплетается в узоре! (Показываю таблицу из книги Вишневской «Хохломская роспись» или подлинные народные изде¬лия.) Какое изумительное сочетание красок!
Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор? Кто ему мог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Показываю на узор — ветку рябины.) Посмотрите внимательнее, как расположены эти кру¬жочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изменен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она подсказала их. Давайте и мы с вами попробуем составить узор из цветов и листьев. Я принес засушенные листья и цветы. Здесь вы видите листья различных пород деревьев и засушенные цветы. (Вывешиваю на доске планшеты с засушенными листьями и цветами.) Мы не будем их точно срисовывать, как это делали на занятиях рисованием с натуры, а только позаимствуем их форму. Если форма будет очень сложная, ее можно упростить. (Возможно, в этот момент дети начнут рисовать. Я прерву их работу.) Внимание! Все положите карандаши на место. Никто пока не рисует! Я еще не кончил объяснять. Вы не знаете, что надо делать, какое у нас задание и как его надо выполнять.
Задание будет такое: составить узор в круге для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное, вы его начнете вместе со мною: я буду рисовать на доске, а вы в тетрадях. Преж¬де всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы пред¬мета, у нас он будет зависеть от круга. Поэтому вначале вы должны наме¬тить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать круг и разде¬лить его на две части. Это вы уже умеете делать, у вас было такое зада¬ние. (Подхожу к классной доске и рисую круг, затем делю его пополам.) Теперь можно начинать. (Пока дети работают, хожу по рядам. Если замечаю, что у большинства намечен очень маленький круг, прерываю урок и показы¬ваю классу, какой величины надо наметить круг в альбоме. Затем продолжаю
урок.)
Внимание! Положите карандаши и смотрите на классную доску. Разделим
круг на четыре части и наметим место для узора.
Посмотрите, как это буду делать я. (Делю круг на четыре части и наме¬чаю внутри второй круг.) Для чего мы делим круг на четыре части? Для
того, чтобы легче было наметить узор. Можно разместить повторяющиеся узо¬ры в каждой четверти (рисую схему расположения узора), но можно нарисо¬вать узор и расположенным по всему кругу — как кому нравится. В центре нашего круга можно изобразить цветок или даже букетик.
(Намечаю в центре звездочку. Дальше ничего не рисую, даю возможность детям свободно приду¬мывать композицию из цветов.) Продолжим работу!»
Если дети не уложатся в положенное время, то закончат дома.
Список использованной литературы
С. А. Федоров, М. Н. Семенова. Изобразительное искусство. 4-й класс. М., Просвещение, 1970.
Е. В. Шорохов. Основы композиции. М., Просвещение, 1978.
А. К. Трофимов. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1969.
Т
РЕТИЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №___________________.
района
города Ф.____
И
О
Дата.
Вид занятий
Тематическое рисование в пятом классе. Тема урока
«Осень в лесу».
Цель урока
Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции. Воспита¬ние любви к природе, к родному краю. Усвоение правил и законов перспек¬тивы и цветоведения. Приобщение к эстетической культуре.
Оборудование
а) Для учителя. Репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев. Технические средства: магнитофон (или грампла¬стинки) с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года» и стихотворе¬ния А. С. Пушкина «Осень»; диапроектор «ЛЭТИ-55» и слайды картин худож¬ников.
б) Для учащихся. Пол-листа ватманской бумаги на каждого, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши. Ведро воды, баночки на каждой парте.
Оформление классной доски
С правой стороны — планшеты с зарисовками пород деревьев; в центре — экран для показа диапозитивов; с левой стороны, в верхней части,— две схемы композиционного решения, вертикального и горизонтального. Нижняя часть доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложения мате¬риала сделать графические пояснения.
План урока
1. Организационная часть — 2 мин.
2. Сообщение учебного материала— 13 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся — 25 мин.
4. Завершение урока — 5 мин.
Ход урока
Урок смешанного типа с применением новейших технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе.
«Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей. И этс_прежде всего художники, худож¬ники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других».
Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность, используются техниче¬ские средства обучения:
магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»), отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» и цветные диапозитивы с картин И. И. Левитана «Зо¬лотая осень», В. К. Бялыницкого-Бирули «Ранняя осень», И. И. Бродского «Опавшие листья», Н. М. Ромадина «Село Хмелевка».
Вначале включается магнитофон с записью музыки Петра Ильича Чайков¬ского «Сентябрь», ее сменяет «Октябрь». Через одну-полторы минуты музыка приглушается и на фоне звучащей музыки появляется голос чтеца-декламатора:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, .И отдаленные седой зимы угрозы.
Затем включается эпидиаскоп, приглушенная музыка продолжает звучать и начинается краткий анализ произведений живописи. Главное внимание обра¬щается на композиционные моменты решения темы. В ходе беседы детям задаются вопросы.
Когда у детей появится желание работать, проявить себя в самостоятель¬ном творчестве, начнется объяснение и показ на классной доске методов ра¬боты над композицией.
По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в, композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи), на характерные особенности, структуры различных пород деревьев.
В конце урока дети приводят класс в порядок.
Список использованной литературы
Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. Рисование. 5-й класс. М., Просве¬щение, 1964.
Я. Я. Чарнецкий, К. П. Духанин и др. Рисование. Пособие для уча¬щихся 5 класса. М.— Л., Просвещение, 1965.
В. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., Советский художник, 1968.
Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №________
района
города. Ф_____
И
Дата
Вид занятий
Беседа об искусстве в четвертом классе.
Тема урока
Виды и жанры изобразительного искусства. Цель урока
Раскрыть богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами.
Оборудование
Для учителя. Проекционный фонарь, набор диапозитивов, экран, указка. Для учащихся. Тетради, ручки.
План урока
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение материала — 40 мин.
3. Завершение урока — 2 мин.
Ход урока
Вводное слово. Художественное отражение действительности в звуках (музыка), в слове (художественная литература), в красках (живопись), посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино), в предметах быта (прикладное искусство), в сооружениях (архитектура). Небольшое собеседование в форме вопросов и ответов.
Изложение основного материала, в ходе которого дети делают под дик¬товку записи в тетрадях:
«Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архи¬тектура, декоративно-прикладное искусство.
Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
Виды живописи: станковая, монументально-декоративная.
Виды графики: станковая, книжная, плакатная.
Виды скульптуры: станковая, монументально-декоративная».
По видам изобразительного искусства показать:
«Три богатыря» В. М. Вас¬нецова, фрагмент плафона в Центральном театре Советской Армии А. А. Дейнеки, портрет В. И. Ленина работы Н. А. Андреева, одну из иллюстраций к басне И. А. Крылова «Квартет» В. А. Серова, плакат «Ты записался добро¬вольцем?» Д. Моора, одну из скульптур «Ленинианы» Н. А. Андреева, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. В. Щу¬сев), здание Московского университета на Ленинских горах (Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.), один из предметов с хохломской росписью, дымковскую игрушку, керамическую вазу.
По жанрам: «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Опять двойка»
Ф. П. Решетникова, «Поединок Пересвета с Челубеем» М. И. Авилова, порт¬рет А. С. Пушкина художника О. А. Кипренского, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, натюрморт И. И. Хруцкого.
Список использованной литературы
К- П. Духанин, Ф. И. Егоров и др. Виды изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искус¬ство. Л., Учпедгиз, 1959.
Искусство. Книга для чтения. (Живопись, скульптура, графика, архи¬тектура). Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. М., Просвещение, 1969.
А. Б. Салтыков. Самое близкое искусство. Сб. ст. М., Просвещение», 1969.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Изд-е 4. М., Со¬ветский художник, 1965.
Н. А. Дмитриева. Краткая истерия искусств. Очерки. М., Искусство, 1969.
Мы привели четыре варианта составления планов-конспектов урока. Конечно, в дальнейшем, с приобретением опыта педагоги¬ческой работы, учитель уже не будет составлять конспекты в таком полном и официальном виде.
У каждого педагога могут быть свои, индивидуально вырабо¬танные формы работы. В конспекте можно предусмотреть отве¬ты учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные меро¬приятия. Например, учитель может предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.
Некоторые учителя, готовясь к уроку, заранее вывешивают все репродукции, которые хотят использовать на занятиях. Мы считаем, что этого делать не следует, так как дети будут отвле¬каться от анализа одной картины, их внимание будет рассеи¬ваться. Еще Ушинский указывал, что картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, писал он, учитель меняет их тогда, когда содержание очередной картины будет беседою исчерпано.
Важной и трудной задачей для учителя при подготовке к уро¬ку является подбор учебных и методических пособий, натюрмортного фонда, подставок для натуры и пр. Большую помощь в под¬боре объектов для рисования с натуры может оказать родитель¬ский актив: многие предметы, вышедшие дома из употребления, могут быть принесены в школу и с успехом использованы на уро¬ках (например, чайник, кофейник, кастрюля, чашка).
Серьезное внимание следует уделить подставкам для натуры. Их должно быть три, для трех натурных постановок в классе. Подставки дают возможность всем хорошо видеть предметы и, кроме того, позволяют помещать предметы выше или ниже линии уровня Зрения, в зависимости от задач урока и возраста школьников. Такие деревянные подставки легко переносить из класса в класс. Они удобны и тем, что плоскость, на которую ставят предметы, может подниматься и опускаться до нужного уровня. Можно такие же подставки изготовить из алюминиевых трубок.
Укоренившаяся в школах порочная практика, когда предмет помещается на стул, поставленный на стол, должна быть изжита. Подставки для натюрмортов являются необходимой частью обо¬рудования уроков рисования с натуры.
Во многих школах для занятий изобразительным искусством выделен специальный кабинет. Учитель должен позаботиться о заблаговременном оборудовании и оформлении кабинета. К каж¬дому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на под¬ставки, если предстоит урок рисования с натуры; освещает нату¬ру, если урок будет проходить в вечернее время; готовит обору¬дование каждого рабочего места для уроков рисования аква¬релью и т. п. К этой подготовительной работе привлекаются де-журнйе учащиеся или специально выделенные педагогом «лабо¬ранты» из числа детей, увлекающихся рисованием.
Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю системати¬чески вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его мо¬ментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания.
При подготовке к уроку следует использовать разнообразный материал: высказывания выдающихся художников, методические рекомендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследователь¬ской и научно-методической работы.
А теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор о мето¬дике преподавания: что же это такое — наука или искусство?
Теория методики преподавания — наука, ее отдельные поло¬жения и рекомендации могут быть научно обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владе¬ние учебно-воспитательным процессом — искусство. Надо разли¬чать практическую и теоретическую стороны дела, односторон¬него взгляда на методику быть не должно.
Начинающему педагогу с односторонним взглядом на методи¬ку кажется, что все можно рассчитать с математической точ¬ностью, все заранее предусмотреть. Причем расчет этот он иногда делает, исходя не из общих положений методики, а из частных, случайных соображений. Так, например, при составлении конспекта урока он правильно намечает его структуру: организа¬ционная часть — 2 минуты, сообщение нового материала — 15 минут, самостоятельная работа учащихся — 25 минут, завер¬шение урока — 3 минуты. Однако при расшифровке этой схемы он уделяет основное внимание мелким, частным мероприятиям, думая, что они и решают все дело. В результате в конспекте уро¬ка он пишет: «Организационная часть — 2 минуты". Вхожу в класс, говорю детям „Здравствуйте!", отмечаю в журнале отсут¬ствующих» и т. д. С таким конспектом урока молодой учитель смело идет в школу. Он спокоен, в его конспекте все рассчитано минута в минуту, все предусмотрено, он знает, когда и что надо сказать и что сделать.
Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс, и — о ужас! — на полу, у его ног, шеве¬лится клубок ребячьих тел. Двое на партах, в позе мушкетеров, фехтуют на карандашах.) О каком «Здравствуйте, дети!» и записи отсутствующих может идти речь! Здесь надо принимать срочные и радикальные меры: навести порядок в классе, успокоить ребят, подчинить их своей воле и увлечь новым делом, незаметно вклю¬чив их в учебную работу. Предусмотренных с математической точностью двух минут оказывается недостаточно. В методике преподавания едва ли и могут быть математически точные рас¬четы. Поэтому, составляя конспект урока, надо предусмотреть только самое главное и не сосредоточивать внимание на мелких, частных вопросах. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой.
Искусство преподавания требует творческого использования теоретических знаний в практике обучения. Если методику свести к узким и мелким задачам, выработать из них шаблон, то препо¬давание станет далеким от творчества и от искусства, не научит ребят любить предмет рисования и, следовательно, не даст им прочных знаний и навыков. Преподавание становится искусством, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя пере¬строить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обста¬новкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения.
Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в корне перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бы¬вает, и срывать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики,— он это почувствует в процессе работы с ними.
В период педагогической практики студенты будут откры¬вать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригинальные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо постоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи послужат хорошим подспорьем в даль¬нейшей работе
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия | ||||||
Личностные действия (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | Регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) | Познавательные действия | Коммуникативные действия | |||
Общеучебные универсальные действия: | Знаково-символические действия: | Логические действия: | Постановка и решение проблемы: | |||
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение | целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,и того, что еще неизвестно) | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | формулирование проблемы | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
смыслообразование(установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) | планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | преобразование модели ( с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область) | синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор). | прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) | структурирование знаний | выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов | разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация | ||
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | подведение под понятие, выведение следствий | управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий | |||
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата) | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | установление причинно-следственных связей | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||
оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | построение логической цепи рассуждений | ||||
саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий) | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации | доказательство | ||||
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | выдвижение гипотез и их обоснование |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Отгадать загадки.
К уроку изо «Русский народный костюм»
Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит.
Конец себе находит.
(Иголка и нитка)
Без рук без ног
Под лавку скок.
(Клубок ниток)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)
С одного бока - лес,
С другог о - поле.
( Шуба)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу , привечу.
(Шапка)
Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)
Предварительный просмотр:
ФИЗМИНУТКА
Учитель ИЗО:
Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.
Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе:
Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
Учитель ИЗО:
Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Учащиеся вместе:
(показывая кольца ножниц):
Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
Учитель ИЗО:
Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Учащиеся вместе:
(выпрямившись):
И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.