Программа и календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 9 классауры
Программа по региональной литературе (9 класс)
Автор: Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37, г. Комсомольск-на-Амуре
Рецензент: Л.Н. Дубовицкая, методист ГИМЦ г. Комсомольска-на-Амуре
Объяснительная записка
Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии.
Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 9 класса. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.
Настоящая программа по дальневосточной литературе является органичным продолжением аналогичных программ для 5, 6, 7, 8 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.
В программу включены произведения, значимые для духовного и нравственного развития школьников и соответствующие возрастным особенностям данного периода.
Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся 9 класса с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.)С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков:В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.
Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.
Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.
Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.
Круг историко-литературных знании определен образовательным стандартом 9 класса.
На изучение дальневосточной литературы автор Настоящей программы рекомендует отводить 34 часа в год за счет вариативной части базисного учебного плана РФ.
Введение.
Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края. Отражение жизни в очерке. Литературный очерк как жанр.
Раздел I. Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века.
Для чтения и изучения:
С.В.Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. Художественное своеобразие очерков С.В.Максимова.
И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. Авторская позиция и ее роль в произведении.
Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. Героический образ повествователя. Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского.
Для чтения и обсуждения:
А.П.Чехов «Остров Сахалин» Особенности жанра произведения (художественно-путевой очерк).
Раздел II. Русская литература на ДВ (XX век)
Для чтения и изучения:
Т.М. Борисов «Сын орла». Притягательная красота ДВ в повести. Поэтический мир Плеуна.
В.А. Руссков «Среди долины ровныя…»Тема и идея повести. Смысл заглавия.
Образ повествователя в повести.
Ю.А.Шестакова «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения.
Образ повествователя.
Для чтения и обсуждения:
Ю.Шестакова «Новый перевал». Художественная летопись истории ДВ в повести.
Для чтения и изучения:
П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае.
С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника.
Раздел III. Литература коренных народов.
Для чтения и изучения:
Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Стихотворения о родном крае.
Для чтения и обсуждения:
Г.Ходжер Трилогия «Конец большого дома». Жанр семейной хроники.
Раздел IV. Мир дальневосточной природы
Для чтения и обсуждения:
В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю» Обзор путешествия по Сихотэ-Алиню.
В. Сысоев «В северных джунглях», «Удивительные звери». Мир дальневосточной тайги на страницах произведений.
С.П. Кучеренко «Зов Сихотэ-Алиня». Взаимоотношения человека и природы на страницах путевых очерков.
Раздел V. Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке.
Для чтения и обсуждения:
Проза. Поэзия. Обзор журнала «Дальний Восток»
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 9 классе на 2010/2011 учебный год. (Учебное пособие-хрестоматия «Дальневосточная литература» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Хабаровск, Издательский дом «Частная коллекция», 2005) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.
№п/п | Дата | Содержание урока | Кол-во часов | Уровень предъявления | Теория литературы | Умения и навыки, вырабатываемые на уроке | Диагностика обученности |
1 |
| Введение. Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края. Отражение жизни в очерке. Литературный очерк как жанр. | 1 | Ознакомление | Литературный очерк и его виды | Умение составлять план и конспект лекции учителя, уметь отличать очерк от других жанров прозы. |
|
2 |
| Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века. С.В.Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. | 1 | Для чтения и изучения | Образ рассказчика, гражданская позиция, авторская позиция | Умение характеризовать образ рассказчика и определять его гражданскую позицию. |
|
3 |
| РР Написание очерка об Амуре, родном крае (поселке, городе, улице). | 1 |
|
| Умение писать очерк о родном крае (поселке, городе, улице). | Обучающее сочинение-очерк |
4 |
| Художественное своеобразие очерков С.В.Максимова. | 1 |
|
| Умение определять и подтверждать текстом художественное своеобразие произведения |
|
5 |
| И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. | 1 | Для чтения и изучения |
| Умение находить детали в очерке, определять их роль. |
|
6 |
| Авторская позиция и ее роль в произведении. | 1 |
| Авторская позиция | Умение определять авторскую позицию и ее роль в произведении. |
|
7 |
| Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. | 1 | Для чтения и изучения | Композиция очерка | Умение определять особенности композиции очерка. |
|
8 |
| Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. | 1 |
| Пейзаж, роль детали | Умение находить детали пейзажных зарисовок и определять роль изобразительно-выразительных средств в них. |
|
9 |
| Героический образ повествователя. | 1 |
| Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. |
|
10 |
| Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского. | 1 |
| Географический очерк | Умение отличать виды очерков, определять их своеобразие; видеть своеобразие стилистики повествования. |
|
11 |
| ВН ЧТ А.П.Чехов «Остров Сахалин» Особенности жанра произведения (художественно-путевой очерк). | 1 | Для чтения и обсуждения | Художественно-путевой очерк | Умение отличать виды очерков, определять их своеобразие; видеть своеобразие стилистики повествования. |
|
12 |
| Русская литература на ДВ (XX век) Т.М. Борисов «Сын орла». Притягательная красота ДВ в повести. | 1 | Для чтения и изучения |
| Умение находить детали пейзажных зарисовок и определять роль изобразительно-выразительных средств в них. |
|
13 |
| Поэтический мир Плеуна. | 1 |
| Образ главного героя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. |
|
14 |
| РР Текстовая перекличка с повестью Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем мира». Обращение к далекому прошлому Приамурья. Сопоставительный анализ. | 1 |
|
| Умение находить параллели для сопоставительного анализа произведений и их героев. | Обучающее сочинение сопоставительного характера |
15 |
| В.А. Руссков «Среди долины ровныя…» Тема и идея повести. Смысл заглавия. | 1 | Для чтения и изучения | Тема и идея | Умение определять тему и идею произведения, объяснять смысл заглавия. |
|
16 |
| Образ повествователя в повести. | 1 |
| Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. |
|
17 |
| РР Очерк о человеке, заслуживающем памяти людей. | 1 |
|
| Умение собирать материал, отбирать необходимое для написания сочинения-очерка. | Контрольное сочинение-очерк |
18 |
| Ю.А.Шестакова «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. | 1 | Для чтения и изучения | Жанр и композиция | Умение определять особенности жанра и композиции. |
|
19 |
| Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения. | 1 |
| Речевая характеристика | Умение анализировать средства, использованные автором для создания образов основных персонажей произведения. |
|
20 |
| Образ повествователя в произведении. | 1 |
| Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. |
|
21 |
| РР Сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос (с.227) | 1 |
|
| Умение писать сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос. | Обучающее сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос |
22 |
| ВН ЧТ Художественная летопись истории ДВ в повести Ю.Шестаковой «Новый перевал». | 1 | Для чтения и обсуждения |
| Умение художественного пересказа. |
|
23 |
| П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае. | 1 | Для чтения и изучения |
| Умение выразительного чтения, определения тематики лирического произведения. | Чтение наизусть |
24 |
| РР Анализ лирических стихотворений П.С. Комарова. | 1 |
|
| Умение написания сочинения-анализа лирического стихотворения. | Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения |
25 |
| С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника. | 1 | Для чтения и изучения |
| Умение находить традиционные образы в поэзии. | Чтение наизусть |
26 |
| Литература коренных народов. Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Стихотворения о родном крае. | 1 |
|
| Умение находить особенности, отражающие своеобразие видения мира, в поэзии коренных народов ДВ. | Чтение наизусть |
27 |
| ВН ЧТ Г.Ходжер Трилогия «Конец большого дома». Жанр семейной хроники. | 1 | Для чтения и обсуждения | Семейная хроника | Умение художественного пересказа (подробного и сжатого); объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев. |
|
28 |
| Мир дальневосточной природы ВН ЧТ В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю» Обзор путешествия по Сихотэ-Алиню. | 1 | Для чтения и обсуждения | Прототип литературного произведения | Умение объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев |
|
29 |
| ВН ЧТ В. Сысоев «В северных джунглях», «Удивительные звери». Мир дальневосточной тайги на страницах произведений. | 1 | Для чтения и обсуждения | Пейзаж | Умение художественного пересказа (подробного и сжатого), умение анализировать средства, использованные автором для создания пейзажных образов. |
|
30 |
| ВН ЧТ С.П. Кучеренко «Зов Сихотэ-Алиня». Взаимоотношения человека и природы на страницах путевых очерков. | 1 | Для чтения и обсуждения | Путевой очерк | Умение обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому. |
|
31 |
| Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке. Проза. | 1 | Для чтения и обсуждения |
| Умение определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров. |
|
32 |
| Поэзия. | 1 | Для чтения и обсуждения |
| Умение определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров. |
|
33 |
| ВН ЧТ Обзор журнала «Дальний Восток» | 1 | Для чтения и обсуждения |
| Умение характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений |
|
34 |
| РР Час любимого произведения. | 1 |
| Отзыв, рецензия, аннотация. | Умение писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
| Контрольное сочинение-отзыв о любимом литературном произведении |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_i_KTP_po_DV_literature_9_klass_Sadchikova.zip | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по региональной литературе (9 класс)
Автор: Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37, г. Комсомольск-на-Амуре
Рецензент: Л.Н. Дубовицкая, методист ГИМЦ г. Комсомольска-на-Амуре
Объяснительная записка
Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии.
Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 9 класса. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.
Настоящая программа по дальневосточной литературе является органичным продолжением аналогичных программ для 5, 6, 7, 8 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.
В программу включены произведения, значимые для духовного и нравственного развития школьников и соответствующие возрастным особенностям данного периода.
Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся 9 класса с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.)С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков: В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.
Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.
Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.
Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.
Круг историко-литературных знании определен образовательным стандартом 9 класса.
На изучение дальневосточной литературы автор Настоящей программы рекомендует отводить 34 часа в год за счет вариативной части базисного учебного плана РФ.
Введение.
Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края. Отражение жизни в очерке. Литературный очерк как жанр.
Раздел I. Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века.
Для чтения и изучения:
С.В.Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. Художественное своеобразие очерков С.В.Максимова.
И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. Авторская позиция и ее роль в произведении.
Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. Героический образ повествователя. Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского.
Для чтения и обсуждения:
А.П.Чехов «Остров Сахалин» Особенности жанра произведения (художественно-путевой очерк).
Раздел II. Русская литература на ДВ (XX век)
Для чтения и изучения:
Т.М. Борисов «Сын орла». Притягательная красота ДВ в повести. Поэтический мир Плеуна.
В.А. Руссков «Среди долины ровныя…»Тема и идея повести. Смысл заглавия.
Образ повествователя в повести.
Ю.А.Шестакова «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения.
Образ повествователя.
Для чтения и обсуждения:
Ю.Шестакова «Новый перевал». Художественная летопись истории ДВ в повести.
Для чтения и изучения:
П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае.
С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника.
Раздел III. Литература коренных народов.
Для чтения и изучения:
Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Стихотворения о родном крае.
Для чтения и обсуждения:
Г.Ходжер Трилогия «Конец большого дома». Жанр семейной хроники.
Раздел IV. Мир дальневосточной природы
Для чтения и обсуждения:
В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю» Обзор путешествия по Сихотэ-Алиню.
В. Сысоев «В северных джунглях», «Удивительные звери». Мир дальневосточной тайги на страницах произведений.
С.П. Кучеренко «Зов Сихотэ-Алиня». Взаимоотношения человека и природы на страницах путевых очерков.
Раздел V. Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке.
Для чтения и обсуждения:
Проза. Поэзия. Обзор журнала «Дальний Восток»
Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 9 классе на 2010/2011 учебный год. (Учебное пособие-хрестоматия «Дальневосточная литература» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Хабаровск, Издательский дом «Частная коллекция», 2005) Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Филология» ХКК ГОС ОО от 01.09.2002г.
№п/п | Дата | Содержание урока | Кол-во часов | Уровень предъявления | Теория литературы | Умения и навыки, вырабатываемые на уроке | Диагностика обученности |
1 | Введение. Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края. Отражение жизни в очерке. Литературный очерк как жанр. | 1 | Ознакомление | Литературный очерк и его виды | Умение составлять план и конспект лекции учителя, уметь отличать очерк от других жанров прозы. | ||
2 | Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века. С.В.Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. | 1 | Для чтения и изучения | Образ рассказчика, гражданская позиция, авторская позиция | Умение характеризовать образ рассказчика и определять его гражданскую позицию. | ||
3 | РР Написание очерка об Амуре, родном крае (поселке, городе, улице). | 1 | Умение писать очерк о родном крае (поселке, городе, улице). | Обучающее сочинение-очерк | |||
4 | Художественное своеобразие очерков С.В.Максимова. | 1 | Умение определять и подтверждать текстом художественное своеобразие произведения | ||||
5 | И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. | 1 | Для чтения и изучения | Умение находить детали в очерке, определять их роль. | |||
6 | Авторская позиция и ее роль в произведении. | 1 | Авторская позиция | Умение определять авторскую позицию и ее роль в произведении. | |||
7 | Н.М. Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. | 1 | Для чтения и изучения | Композиция очерка | Умение определять особенности композиции очерка. | ||
8 | Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. | 1 | Пейзаж, роль детали | Умение находить детали пейзажных зарисовок и определять роль изобразительно-выразительных средств в них. | |||
9 | Героический образ повествователя. | 1 | Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. | |||
10 | Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского. | 1 | Географический очерк | Умение отличать виды очерков, определять их своеобразие; видеть своеобразие стилистики повествования. | |||
11 | ВН ЧТ А.П.Чехов «Остров Сахалин» Особенности жанра произведения (художественно-путевой очерк). | 1 | Для чтения и обсуждения | Художественно-путевой очерк | Умение отличать виды очерков, определять их своеобразие; видеть своеобразие стилистики повествования. | ||
12 | Русская литература на ДВ (XX век) Т.М. Борисов «Сын орла». Притягательная красота ДВ в повести. | 1 | Для чтения и изучения | Умение находить детали пейзажных зарисовок и определять роль изобразительно-выразительных средств в них. | |||
13 | Поэтический мир Плеуна. | 1 | Образ главного героя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. | |||
14 | РР Текстовая перекличка с повестью Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем мира». Обращение к далекому прошлому Приамурья. Сопоставительный анализ. | 1 | Умение находить параллели для сопоставительного анализа произведений и их героев. | Обучающее сочинение сопоставительного характера | |||
15 | В.А. Руссков «Среди долины ровныя…» Тема и идея повести. Смысл заглавия. | 1 | Для чтения и изучения | Тема и идея | Умение определять тему и идею произведения, объяснять смысл заглавия. | ||
16 | Образ повествователя в повести. | 1 | Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. | |||
17 | РР Очерк о человеке, заслуживающем памяти людей. | 1 | Умение собирать материал, отбирать необходимое для написания сочинения-очерка. | Контрольное сочинение-очерк | |||
18 | Ю.А.Шестакова «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. | 1 | Для чтения и изучения | Жанр и композиция | Умение определять особенности жанра и композиции. | ||
19 | Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения. | 1 | Речевая характеристика | Умение анализировать средства, использованные автором для создания образов основных персонажей произведения. | |||
20 | Образ повествователя в произведении. | 1 | Образ повествователя | Умение составлять характеристику образа героя произведения. | |||
21 | РР Сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос (с.227) | 1 | Умение писать сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос. | Обучающее сочинение-рассуждение о поэтическом языке произведения или ответ на проблемный вопрос | |||
22 | ВН ЧТ Художественная летопись истории ДВ в повести Ю.Шестаковой «Новый перевал». | 1 | Для чтения и обсуждения | Умение художественного пересказа. | |||
23 | П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае. | 1 | Для чтения и изучения | Умение выразительного чтения, определения тематики лирического произведения. | Чтение наизусть | ||
24 | РР Анализ лирических стихотворений П.С. Комарова. | 1 | Умение написания сочинения-анализа лирического стихотворения. | Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения | |||
25 | С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника. | 1 | Для чтения и изучения | Умение находить традиционные образы в поэзии. | Чтение наизусть | ||
26 | Литература коренных народов. Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Стихотворения о родном крае. | 1 | Умение находить особенности, отражающие своеобразие видения мира, в поэзии коренных народов ДВ. | Чтение наизусть | |||
27 | ВН ЧТ Г.Ходжер Трилогия «Конец большого дома». Жанр семейной хроники. | 1 | Для чтения и обсуждения | Семейная хроника | Умение художественного пересказа (подробного и сжатого); объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев. | ||
28 | Мир дальневосточной природы ВН ЧТ В.К.Арсеньев «По Уссурийскому краю» Обзор путешествия по Сихотэ-Алиню. | 1 | Для чтения и обсуждения | Прототип литературного произведения | Умение объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев | ||
29 | ВН ЧТ В. Сысоев «В северных джунглях», «Удивительные звери». Мир дальневосточной тайги на страницах произведений. | 1 | Для чтения и обсуждения | Пейзаж | Умение художественного пересказа (подробного и сжатого), умение анализировать средства, использованные автором для создания пейзажных образов. | ||
30 | ВН ЧТ С.П. Кучеренко «Зов Сихотэ-Алиня». Взаимоотношения человека и природы на страницах путевых очерков. | 1 | Для чтения и обсуждения | Путевой очерк | Умение обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому. | ||
31 | Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке. Проза. | 1 | Для чтения и обсуждения | Умение определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров. | |||
32 | Поэзия. | 1 | Для чтения и обсуждения | Умение определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров. | |||
33 | ВН ЧТ Обзор журнала «Дальний Восток» | 1 | Для чтения и обсуждения | Умение характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | |||
34 | РР Час любимого произведения. | 1 | Отзыв, рецензия, аннотация. | Умение писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям. | Контрольное сочинение-отзыв о любимом литературном произведении |