Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 5 класса

Садчикова Татьяна Александровна

 

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 5 классе

№ п/п

Дата

Тема

Часы

Способ освоения знаний

Теория литературы

Диагностика умений и навыков

1.

 

Введение. Коренные жители Дальнего Востока. Их: быт икультура. Фольклор малочисленных народов дальнего Востока. Жанры фольклора

1

 

Беседа.

Фольклор.

 

2.

 

2. Сказки народов Приамурья, дальневосточного Севера, Камчатки иСахалина. Реальное и фантастическое в сказках. Отражение в них национальной культуры и быта. Герои национальных сказок. Дальневосточная природа в сказках.

1.

Для чтения и бесед

 

Реальное и фантастическое в сказках.

 

3.

 

"Ангадяган-сиротка", Типичность сюжета сказки. Роль эпитета в ней.

1.

Для чтения и изучения

 

Эпитет.

 

4.

 

«Жестокий Мудур-Мерген ". Волшебные герои и волшебные события всказке. Сирота Фудин – воплощение лучших человеческих качеств: доброты, мудрости, справедливости; отражение в сказке быта нанайцев.

1.

Для чтения и изучения

 

Волшебные события всказке.

Художественный пересказ.

5.

 

Литературная сказка, ееспецифика и связь с народной сказкой, "Амурские сказки"

1.

Для самостоятельного чтения

Литературная сказка.

 

6.

 

Вн/чт. Сказки Д.Д. Нагишкина.

1.

Для самостоятельного чтения

 

Художественный пересказ.

7-8.

 

«Хабрый Азмун» - нивхская героическая сказка.Прославление в ней храбрости и героизма, утверждение подвига во имя людей. Афористичность языка. Детали жизни и  быта нивхов. Связь сказки с русским народным фольклором. 

2.

Для чтения и изучения

 

Афористичность языка.

Составление плана.

9.

 

Р/Р Устное словесное рисование. Описание героя сказки.

1

 

Описание.

Устное сочинение-описание.

10-11.

 

"Семь страхов". Осуждение в сказке человеческойтрусости и утверждение высоких черт характера: настойчивости, целеустремленности, самоопределения. Бытовые верования и приметы удэгейского народа в сказке".

2

Для чтения и изучения

 

 

Художественный пересказ.

12-13.

 

Недобрая Ладо". Высмеивание в сказке человеческих пороков, мысль о неотвратимости наказания за безделье и. лень, за зло, причиненное людям. Бытовое и волшебное в сказке.

2

Для чтения и изучения

 

Бытовое и волшебное в сказке.

 

14-15.

 

«Хвастун». Высмеивание в сказке хвастовства и глупой доверчивости. Рель в произведении

2

 

"Зоологическая маска"

 

16-17.

 

А.Л.Вальдю "Сказки бабушки Лайги": 

"Смелая девочка. Носка". Прославление в сказке храбрости и мудрости.

"Друг зверей и птиц". Мир живой природы и человек в сказке. Утверждение мысли, что за добро природа платит добром. Связь сказки с экологическими проблемами.

2

Для чтения и бесед

 

 

Составление характеристики героя.

18.

 

Понятие о книжной графике. Сказки малочисленных народов Дальнего Востока втворчестве художников. Г.И. Павлишин как иллюстратор сказок.

1

Для чтения и бесед

 

Книжная графика.

 

19-20.

 

Э.Кириченко "Сказки дремучей тайги": "Рысь", "Кабарожка", "Цапля весну принесла". Особенности сказок-зарисовок о дальневосточной тайге и ее обитателях, правда и вымысел в сказках. Связь с современными экологическими проблемами. Книжная графика Э. Кириченко.

2.

Для чтения и изучения

 

 

Выразительное чтение.

21-22.

 

Малые жанры в русском фольклоре на Дальнем Востоке: пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, небылицы. "Ехала деревня мимо мужика". Составитель С.И.Красноштанов.

 

2

Для самостоятельного чтения

 

Сравнение.

Конкурс загадок, скороговорок.

23.

 

 Р/Р Конкурс загадывания и отгадывания загадок.

1.

 

 

 

24.

 

Родной край в творчестве дальневосточных писателей. В.К.Арсеньева, П.С.Комарова, С.А.Смолякова.

1.

Для самостоятельного чтения

 

 

Выразительное чтение.

25-26.

 

В.К.Арсеньев "Встречи в тайге": "Пчелы и муравьи", "Лесной лакомка", "Лесное предание". Особенности изображения природы и обитателей тайги в книге Арсеньева.

2

Для чтения и изучения

 

 

Художественный пересказ.

27-28-29.

 

П.С.Комаров. Стихотворения: "Мой город", "Сторонка родная, где прожиты годы...", "Шалаш в тайге", "Старые сказки", "Сенокос", "Картавой бессмыслицы галок...", "Таежные гравюры" /"Олененок", "Коза"/, "Кабарга", "Барсук", "Сойка". Историческое прошлое нашего края в поэзии Комарова. Поэтические картины дальневосточной природы. Живописность художественных миниатюр.

3

Для чтения и изучения

 

 

Чтение наизусть.

30.

 

Р/Р Обучение выразительному чтению стихов.

1.

 

 

 

31-32-33-34-35.

 

В.П.Сысоев "Золотая Ригма" /Главы: "В новой семье", "На арене цирка", "Последнее пристанище"/. Занимательность сюжета повести. Психологизм в изображении Ригмы, Роль пейзажа. Проблема, взаимоотношения человека с миром природы, его ответственность за тех, "...кого мы приручаем к себе" . /А. Экзюпери/.

5.

Для чтения и изучения

 

 

Составление плана.

Выборочный, сжатый, подробный пересказ.

36.

 

Итоговый урок по дальневосточной литературе.

1.

 

Для самостоятельного чтения

 

 

 

 

Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре,  1КК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 5 классе

№ п/п

Дата

Тема

Часы

Способ освоения знаний

Теория литературы

Диагностика умений и навыков

1.

Введение. Коренные жители Дальнего Востока. Их: быт и культура. Фольклор малочисленных народов дальнего Востока. Жанры фольклора

1

Беседа.

Фольклор.

2.

2. Сказки народов Приамурья, дальневосточного Севера, Камчатки и Сахалина. Реальное и фантастическое в сказках. Отражение в них национальной культуры и быта. Герои национальных сказок. Дальневосточная природа в сказках.

1.

Для чтения и бесед

Реальное и фантастическое в сказках.

3.

"Ангадяган-сиротка", Типичность сюжета сказки. Роль эпитета в ней.

1.

Для чтения и изучения

Эпитет.

4.

«Жестокий Мудур-Мерген ". Волшебные герои и волшебные события в сказке. Сирота Фудин – воплощение лучших человеческих качеств: доброты, мудрости, справедливости; отражение в сказке быта нанайцев.

1.

Для чтения и изучения

Волшебные события в сказке.

Художественный пересказ.

5.

Литературная сказка, ее специфика и связь с народной сказкой, "Амурские сказки"

1.

Для самостоятельного чтения

Литературная сказка.

6.

Вн/чт. Сказки Д.Д. Нагишкина.

1.

Для самостоятельного чтения

Художественный пересказ.

7-8.

«Хабрый Азмун» - нивхская героическая сказка. Прославление в ней храбрости и героизма, утверждение подвига во имя людей. Афористичность языка. Детали жизни и  быта нивхов. Связь сказки с русским народным фольклором.  

2.

Для чтения и изучения

Афористичность языка.

Составление плана.

9.

Р/Р Устное словесное рисование. Описание героя сказки.

1

Описание.

Устное сочинение-описание.

10-11.

"Семь страхов". Осуждение в сказке человеческой трусости и утверждение высоких черт характера: настойчивости, целеустремленности, самоопределения. Бытовые верования и приметы удэгейского народа в сказке".

2

Для чтения и изучения

Художественный пересказ.

12-13.

Недобрая Ладо". Высмеивание в сказке человеческих пороков, мысль о неотвратимости наказания за безделье и. лень, за зло, причиненное людям. Бытовое и волшебное в сказке.

2

Для чтения и изучения

Бытовое и волшебное в сказке.

14-15.

«Хвастун». Высмеивание в сказке хвастовства и  глупой доверчивости. Рель в произведении

2

"Зоологическая маска"

16-17.

А.Л.Вальдю "Сказки бабушки Лайги": 

"Смелая девочка. Носка". Прославление в сказке храбрости и мудрости.

"Друг зверей и птиц". Мир живой природы и человек в сказке. Утверждение мысли, что за добро природа платит добром. Связь сказки с экологическими проблемами.

2

Для чтения и бесед

Составление характеристики героя.

18.

Понятие о книжной графике. Сказки малочисленных народов Дальнего Востока в творчестве художников. Г.И. Павлишин как иллюстратор сказок.

1

Для чтения и бесед

Книжная графика.

19-20.

Э.Кириченко "Сказки дремучей тайги": "Рысь", "Кабарожка", "Цапля весну принесла". Особенности сказок-зарисовок о дальневосточной тайге и ее обитателях, правда и вымысел в сказках. Связь с современными экологическими проблемами. Книжная графика Э. Кириченко.

2.

Для чтения и изучения

Выразительное чтение.

21-22.

Малые жанры в русском фольклоре на Дальнем Востоке: пословицы, поговорки, считалки, дразнилки, небылицы. "Ехала деревня мимо мужика". Составитель С.И.Красноштанов.

2

Для самостоятельного чтения

Сравнение.

Конкурс загадок, скороговорок.

23.

 Р/Р Конкурс загадывания и отгадывания загадок.

1.

24.

Родной край в творчестве дальневосточных писателей. В.К.Арсеньева, П.С.Комарова, С.А.Смолякова.

1.

Для самостоятельного чтения

Выразительное чтение.

25-26.

В.К.Арсеньев "Встречи в тайге": "Пчелы и муравьи", "Лесной лакомка", "Лесное предание". Особенности изображения природы и обитателей тайги в книге Арсеньева.

2

Для чтения и изучения

Художественный пересказ.

27-28-29.

П.С.Комаров. Стихотворения: "Мой город", "Сторонка родная, где прожиты годы...", "Шалаш в тайге", "Старые сказки", "Сенокос", "Картавой бессмыслицы галок...", "Таежные гравюры" /"Олененок", "Коза"/, "Кабарга", "Барсук", "Сойка". Историческое прошлое нашего края в поэзии Комарова. Поэтические картины дальневосточной природы. Живописность художественных миниатюр.

3

Для чтения и изучения

Чтение наизусть.

30.

Р/Р Обучение выразительному чтению стихов.

1.

31-32-33-34-35.

В.П.Сысоев "Золотая Ригма" /Главы: "В новой семье", "На арене цирка", "Последнее пристанище"/. Занимательность сюжета повести. Психологизм в изображении Ригмы, Роль пейзажа. Проблема, взаимоотношения человека с миром природы, его ответственность за тех, "...кого мы приручаем к себе" . /А. Экзюпери/.

5.

Для чтения и изучения

Составление плана.

Выборочный, сжатый, подробный пересказ.

36.

Итоговый урок по дальневосточной литературе.

1.

Для самостоятельного чтения

Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре,  1КК.