Мои публикации
Доклад
на тему: «Роль сказок в процессе обучения глухих учащихся чтению»
В нашей школе (в школе-интернате № 65) обучаются глухие дети, большинство из которых имеют сложную структуру дефекта – множество различных сочетанных заболеваний.
Мы считаем, что чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов.
В ходе работы нам пришлось столкнуться с проблемами обучения чтению, которые заключались в следующем:
- особенности восприятия и понимания текстов учащихся;
- отсутствие методических разработок по работе над сказками;
- отсутствие тематического планирования в программе обучения глухих детей;
- отсутствие единой направленности деятельности, например, учителя класса и учителя-дефектолога, учителя ритмики и учителя изобразительного искусства, воспитателя класса и т.п.
Реализация специфической задачи по обучению глухих детей чтению, их воспитанию и развитию возможна с помощью различных педагогических технологий.
Мы начали обучение чтению именно со сказок, так как трудно переоценить их значение в жизни ребенка.
Для учащихся нашего класса были отобраны доступные и интересные в данном возрасте сказки:
Так, например, для учащихся 1 класса – «Курочка ряба» (начали читать сказку в 4 четверти, так как в 1 класс поступили нечитающие дети); для 2 класса – «Репка», «Колобок», «Теремок»; для 3 класса – «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»; для 4 класса – «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; для 5 класса – «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты». При этом по мере усложнения сюжета сказки вводилось понятие народной и литературной сказки.
В процессе обучения глухих учащихся речевой деятельности, также планировалось формирование речи в разных формах, таких как устная и устно-дактильная речь. Кроме того, уделено особое внимание развитию письменной речи, в процессе обучению которой, использовались грамматические, лексические, логические задания.
Важным в процессе обучения является необходимость развития диалогической и монологической видов речи.
Чтение сказок с глухими детьми - это очень длительный, кропотливый и творческий процесс, как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся.
Работа с каждой сказкой проходит в несколько этапов.
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
На данном этапе вводится понятие СКАЗКА. Дети воспринимают различные ситуации, играют в игру «Бывает, не бывает».
Далее в классе или игровой комнате вывешиваются иллюстрации всей сказки в правильной последовательности. Они находятся в поле зрения детей неделю. За это время учащиеся начинают спрашивать у учителя: «Кто это?» «Что это?» Учитель называет героев (персонажей) сказки и предметы, проводит словарную работу. Тут же вывешивается речевой материал.
2. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ (адаптированный текст).
На данном этапе дети читают сказку во второй половине дня во время внеклассного занятия, дома с родителями.
3. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ.
На данном этане проводятся мероприятия для закрепления предложенного материала. Методика работы над содержанием включает в себя: показ иллюстраций, показ действий, фонетическую ритмику, самостоятельное записывание, восприятие на слух, отработку диалогов, вклеивание целостного текста и табличек, вклеивание рассыпного текста, беседы по содержанию, целостное чтение, выразительное чтение, восприятие музыки, обобщающую беседу и пересказ.
4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ.
Данный этап способствует творческому развитию учащихся. Они самостоятельно раскрашивают, подготовленный учителем наглядный материал – страницы будущей книжки. При этом уделяется внимание качеству художественного исполнения рисунков, выбирается способ оформления рисунков (карандаш, гуашь, фломастеры и т.п.) и обсуждаются возможные колористические решения.
На оформленных страницах учащимися самостоятельно вписывается текст, оформляется обложка и титульный лист. Затем страницы сшиваются.
По завершении оформления книги она представляется на выставку. Учениками выбирается лучшая книга. Изготовленные книги помещаются в «Читательский уголок». Учитель периодически «подкладывает» книгу детям, как бы случайно берет ее, спрашивает, что помнят дети, оживляя память и эмоции детей.
В свободное время изготовленные книги читаются учениками класса, показываются учащимся других классов и даже дарятся малышам.
5. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.
Одним из важных адаптивных элементов развития учащихся, является определение их способностей по воспроизведению предложенного материала с помощью сюжетно-ролевых игр. Инсценировка прочитанной сказки является таким инструментом.
После прочтения сказки учитель организует ее показ родителям, учащимся параллельного класса. При этом каждому ученику определяется роль сказочного персонажа.
ИТОГ: Итогами прочтения и усвоения сказок является реализация значимости и мотивации читательской деятельности, закрепление речевого материала, сплачивание детского коллектива. Ученики начинают различать понятия «добра» и «зла», осознавать, что на дружбу и любовь нельзя отвечать равнодушием. Идет развитие их творческих способностей, эмоциональное обогащение и приобретение житейского опыта.
Работу по изучению сказок возможно и необходимо грамотно планировать в связи с работой по другим учебным предметам (ИЗО, ритмика, история, грамматика, развитие речи и т.п.) и внеклассной работы (организации викторин, праздников, просмотров фильмов, посещения театров, внеклассного чтения, сочинение сказок, их иллюстрирования и инсценирования).
Мы считаем, что итогом нашей длительной работы явилось то, что глухие учащиеся с задержкой психического развития 6 класса обучаются по учебникам 5 класса общеобразовательной школы.
Хорошая результативность явилась следствием преподавания на принципе единства обучению формирования словесной речи с помощью изучения сказок.