Рабочие программы по русскому языку
На этой странице представлены рабочие программы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_r_5.doc | 135.5 КБ |
rp_r_6.doc | 122 КБ |
rp_r_7.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _______/Ф.А. Гатауллина/ Протокол №1 от «____»._____.2014г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _________/Л.А. Руина/ «_____».______.2014 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _______/Ф.Т. Сулейманов/ Приказ №___________ от «____».______.2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 класс
КОНОВАЛОВОЙ ЛАРИСЫ АБРАМОВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Поспеловская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «____»._________2014 г.
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в 5 классе и разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования РФ №1089 от 05.03.2004 года, примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень), учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В учебном плане образовательного учреждения на изучение русского языка в 5 классе отведено 175 часов, 5 часов в неделю, из них 2 часа отведено из школьного компонента на изучение тем: повторение изученного в начальных классах – 5 часов, синтаксис и пунктуация – 19 часов, фонетика и орфоэпия – 8 часов, лексика и культура речи – 6 часов, морфемика и орфография – 12 часов, морфология и орфография – 20 часов
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во диктантов | Кол-во сочинений | Кол-во изложений |
Введение | 1 | |||
Язык и общение | 3 | |||
Повторение изученного в начальных классах | 22 | 2 | 1 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 38 | 1 | 2 | 2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 1 | 1 | |
Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 1 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | 1 | 1 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 50 | 3 | 2 | |
Повторение и систематизация пройденного. | 10 | 1 | ||
ИТОГО | 175 | 9 | 6 | 6 |
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (3 часа)
Повторение пройденного в начальных классах (22 часа)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (38 часов)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 часов)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (12 часов)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 часа)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (50 часов)
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
- фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
- графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
- морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
- лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- морфология:
- различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
- орфография:
- находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл, / Г. А. Богданова. - СПб., 2009.
М.М. Разумовская. Русский язык. М.: ДРОФА, 2011
О.А. Хорт. Русский язык и литература. Творческие упражнения к урокам развития речи. 2008
Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал. М.: БАЛАСС, 2009
Л.Г. Ларионова. Русский язык. Карточки-задания. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011
Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку:5-6 классы - М.: АРКТИ, 2011.
Капинос В. И. Сборник тестовых заданий. - М., Интеллект – центр 2007.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. -М., 1990.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя /Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
Францман Е. К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е. К. Францмам. - М., 1996.
Халикова Н. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие / Н. В. Халикова, В. В. Леденева. - М.: Дрофа, 2012.
Литература для учащихся
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. , Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., , Ладыженская Т.А, Москва «Просвещение», 2008г
Т.А. Ладыженская. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2011
Т.А. Ладыженская. Русский язык. Методические рекомендации. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ., 2014
М.М. Баранова. Русский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, М.: АСТ Астрель, 2011
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: ; / А. Б. Малюшкин. - М., 2006.
Малюшкин А. Б. Тестовые задания- М.: ТЦ Сфера, 2010.
И. Сальникова. Русский язык: сборник сочинений. М.: Айрис пресс, 2012
Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2012.
Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработан-.- М.: Просвещение, 2006.
Л.В. Мельникова. Большой сборник сочинений и изложений. Ростов – на Дону. ФЕНИКС, 2012
Н.Г. Гольцова. Русский язык. М.: РУССКОЕ СЛОВО, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _______/Ф.А. Гатауллина/ Протокол №1 от «____»._____.2014г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _________/Л.А. Руина/ «_____».______.2014 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _______/Ф.Т. Сулейманов/ Приказ №___________ от «____».____.2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 6 класс
КОНОВАЛОВОЙ ЛАРИСЫ АБРАМОВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Поспеловская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «____»._________2014 г.
2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка в 6 классе и разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования РФ №1089 от 05.03.2004 года, примерной программы основного общего образования по русскому языку, учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место предмета в учебном плане МБОУ «Поспеловская средняя общеобразовательная школа»
Учебный план МБОУ «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» предусматривает 140 часа, т.е. 4 часа в неделю (1 час из компонента образовательного учреждения), 35 недельсогласно учебного плана школы.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает расширение знаний материала по лексике и фразеологии (16 часов), словообразованию и орфографии (18 часов), части речи (82 часа), повторение и закрепление (15 часов).
Таким образом, 1 час из школьного компонента потрачены на следующие темы:
- Повторение в 5 классе – 2 часа
- Лексика и фразеология – 6 часов
- Словообразование. Орфография. Культура речи. – 2 часа
- Имя существительное – 2 часа
- Имя прилагательное – 2 часа
- Местоимение – 7 часов
- Глагол – 7 часов
- Повторение пройденного материала в 6 классе – 7 часов
Все эти темы направлены для изучения трудных случаев лексики, морфологии, синтаксиса, которые необходимы при подготовке к ЕГЭ.
Итого: 35 часов (1 час в неделю)
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во диктантов | Кол-во сочинений | Кол-во изложений |
Введение | 1 | |||
Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | |||
Повторение изученного в V классе | 9 | 1 | ||
Лексика. Культура речи Фразеология. Культура речи | 14 | 2 | 1 | |
Словообразование и орфография. Культура речи | 18 | 1 | 1 | 1 |
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное | 13 | 1 | 1 | |
Имя прилагательное | 14 | 1 | 2 | |
Имя числительное | 12 | 1 | 1 | |
Местоимение | 28 | 2 | 3 | |
Глагол | 20 | 1 | 3 | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 10 | 1 | ||
ИТОГО | 140 | 9 | 11 | 5 |
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Русский язык — один из развитых языков мира (1ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (9 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.ФРАЗЕОЛОГИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ (14ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II.Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
- Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -гор- гар-, -кос кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и ипосле приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
П. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Имя существительное (13ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в Vклассе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ен, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ всуффиксе-чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшеговремени с существительными общего рода (например, белоручка, сиротаи др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (14 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ая- (-ян-), -ин-, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -or-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
П. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (12ч )
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильноупотреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (28 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений впредложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание нем ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствиисо смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (20 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и ивглаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других инеопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
- Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ посюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VI КЛАССЕ (10 ч)
Сочинение на выбранную тему. Проверочные работы (в формате ЕГЭ) в виде тестирования, практических работ..
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс русского языка 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Обучающиеся должны уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
- Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- Определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- Вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план
Чтение:
- Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
- Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- Разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- Самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- Прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- Выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение:
- Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- Подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- Строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
- Соблюдать последовательность и связность изложения;
Письмо:
- Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- Строить письменные высказывания на заданную тему;
- Соблюдать последовательность и связность изложения;
- Собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- Составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- Использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- Употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- Исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текст:
- Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- Определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия:
- Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- Использовать транскрипцию;
- Правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- Пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование:
- Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- Давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- Выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- Давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- Объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология:
- Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- Подбирать синонимы и антонимы;
- Выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)
- Анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- Проводить лексический разбор слова.
Морфология:
- Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография:
- Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- Свободно пользоваться орфографическим словарем;
- Владеть приёмом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация:
Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- Анализировать разные виды сложных предложений;
- Определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- Правильно применять изученные пунктуационные правила;
- Устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
- Строить пунктуационные схемы предложений;
- Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Название | Авторы | Издательство | Года издания |
Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Изд.30-е. | Баранов М.Т. Ладыженская Т.А Тростенцова Л.А. | Просвещение | 2008 |
Литература для учителя
Название | Автор | Издательство | Года издания |
Поурочные разработки | О.В. Беляева | М.: ВАКО | 2011 |
Поурочные разработки | Н.В. Егорова | М.: ВАКО | 2013 |
Русский язык | М.М. Разумовская | М,: Просвещение | 2006 |
Большой сборник сочинений и изложений | Л.В. Мельникова | Ростов – на Дону ФЕНИКС | 2012 |
Сборник сочинений | И.Сальникова | М.: Айрис пресс | 2012 |
Русский язык: полный справочник для подготовки к ЕГЭ | М.М. Баранова | М.: АСТ Астрель | 2011 |
Практика формирования лингвистических знаний | Т.И. Павлова | Ростов – на Дону ЛЕГИОН | 2012 |
Литература для обучающихся
1 Н.А. Сенина. Тесты для промежуточной аттестации. Ростов – на Дону ЛЕГИОН, 2011
2 Г.А. Богданова. Тестовые задания. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007
3, Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся,
ГА. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
4 Л.И. Мальцева. Русский язык. Тематические тесты. Ростов – на Дону ЛЕГИОН, 2013
5. Т.А. ладыженская Русский язык: 6 класс: Тесты. М.: ВАКО, 2011
6. Книгина М. П. Русский язык. 6 класс: Тетради на печатной основе / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей, 2006.
7. МалюшкинА. Б. Тематические задания по русскому языку: 6 класс - М.: Творческий центр, 2010.
8. МалюшкинА. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А. Б. Малюшкин.-М.: Творческий центр, 2013.
9. Н.Ю. Никулина. Русский язык. Экспресс – диагностика. М.: ЭКЗАМЕН, 2014
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Ф.А. Гатауллина/ Протокол №_______ от «____»._____.2014г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _________/Л.А. Руина/ «_____».______.2014 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Поспеловская средняя школа» ЕМР РТ _______/Ф.Т. Сулейманов/ Приказ №___________ от «____».___.2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 7 класс
КОНОВАЛОВОЙ ЛАРИСЫ АБРАМОВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Поспеловская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «____»._________2014г.
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в 7 классе и разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования РФ №1089 от 05.03.2004 года, примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень), учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение русского языка в 7 классе отведено 105 часов, 3 часа в неделю.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во диктантов | Кол-во сочинений | Кол-во изложений | Кол-во тестов |
Общие сведения о языке | 1 | ||||
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 8 | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 27 | 2 | 1 | 1 | |
Деепричастие. | 9 | 1 | |||
Наречие. | 25 | 1 | 1 | 2 | |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 8 | 1 | 1 | ||
Союз. | 11 | 1 | 1 | ||
Частица. | 9 | 1 | |||
Междометие | 1 | ||||
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. | 6 | 1 | |||
Итого | 105 | 6 | 4 | 3 | 3 |
Содержание тем учебного курса
Общие сведения о языке (1 час)
Русский язык как развивающееся явление
Повторение пройденного в 5-6 классах (8 часов)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27 часов)
Причастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9 часов)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (25 часов)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 часов)
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (11 часов)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (9 часов)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 час)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (6 часов)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны:
- Знать / понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Уметь:
- Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу;
- Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- Выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- Проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части)
- Составлять тезисный план исходного текста;
- Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- Прогнозировать содержание текста по данному началу, с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
- Говорение:
- Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые и речевые средства;
- Создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи;
- Строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
- Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
- Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации.
Письмо:
- Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- Писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а так нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- Редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текст:
- Анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;
- Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
- Определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Фонетика и орфоэпия:
- Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
- По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- Определять способы образования слов различных частей речи;
- Анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- Составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов;
- С помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова.
Лексикология и фразеология:
- Соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- Толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- Пользоваться различными видами лексических словарей;
- Находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- Проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении.
Морфология:
- Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.