Олимпиадные задания
Олимпиадные задания по русскому языку 5 -11 классы
Олимпиадные задания по литкратуре 11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_rya_9_klass.docx | 16.23 КБ |
olimpiada_rya_10_klass.docx | 15.24 КБ |
olimpiada_rya_11_klass.docx | 16.58 КБ |
olimpiada_rya_8_klass.docx | 15.55 КБ |
olimpiada_rya_5_klass.docx | 13.66 КБ |
olimpiada_rya_7_klass.docx | 15.8 КБ |
olimpiada_rya_6_klass.docx | 15.04 КБ |
olimpiada_lit_5_klass.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому 9 класс I. Нормы русского литературного языка |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому 10 класс
а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает... б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук. г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя. д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке...
Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс 1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова. 2. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много». 3. Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов. 4. Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы. Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь. 5. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах: 1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками»(Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»); 2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь: – Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает»(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»); 3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь). 1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов. 2. Объясните, какие члены предложения какое не свойственное им место заняли. 3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма. 6. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы? Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс). 7. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону. 8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad- значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija. Rad donosi bolest – ne umri mlad. 9.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова. 10.В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик. …гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд. 12.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных. Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки. 13.К каким частям речи относятся слова? Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых. 14. Исследовательское задание Расскажи о слове или выражении, которое имеет узкое распространение, например, употребляется только в твоей семье, или в среде твоих друзей, или в кругу профессионалов и пр. Выскажи гипотезу о причине узкого распространения описываемого слова или выражения. Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов. Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями: Правильный выбор выражения 0-1 Указание условий употребления 0-1 Объяснение происхождения 0-2 Примеры употребления 0-2 Грамотность 0-2 Композиция работы 0-1 Объем 0-1 Максимум -10 баллов |
Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/12/olimpiady-po-russkomu-yazyku
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс I Даны слова (необязательно в начальной форме) в их орфографической записи. Для каждо- го из них укажите, есть ли в русском языке другие слова (необязательно в начальной фор- ме), состоящие из тех же звуков? Если такие слова есть, приведите их в орфографической записи. Если их нет, отметьте это. Ель, зáмок, клуб, лист, ложка, плюшка, шей (форма род. пад. мн. ч. слова шея), шляп (форма род. пад. мн. ч. слова шляпа). II В приводимых ниже парах, кроме двух, слова непосредственно связаны по значению. Разбейте пары на группы в зависимости от смысловых отношений в паре; охарактеризуйте смысловые отношения между словами в каждой группе. Есть ли такая пара, которая попала сразу в две группы? Чем это можно объяснить? Какие пары не попали ни в одну из групп и почему? Автобус – ехать, больница – лечить, весло – грести, врач – лечить, дорога – ехать, кар- тина – рисовать, лейка – поливать, магазин – продавать, мальчик – рисовать, продавец – продавать, пассажир – ехать, поле – ехать, суп – варить, чашка – пить. III Для каждого слова в приведенном ниже предложении укажите все его непостоянные мор- фологические признаки и только их. (Указывайте не только сам признак, – например, род, – но и каково значение признака, – например, женский род.) Если у слова нет непостоян- ных признаков, то отметьте это. Малыши должны будут надеть две пары самых теплых носков и шерстяные брюки, если долго будут гулять в холодную погоду. |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс Задание 1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор. Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный. Задание 2. На основании какого признака вертолет получил свое название?
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы.. Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ? Задание 5. Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их. Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями. Приказчик – тот, кто издает приказы. Лапотник – медведь, у которого болят лапы. Задание 6. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор. Штаны, сени, носилки, иваси. Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от словаверста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос? Задание 8. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя словоантипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать? Задание 9. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси? Задание 10. Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики? Задание 11. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания. Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту. Задание 12. В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица. Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете. |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс Задание 1. Устраните двусмысленность фразы: исправь и запиши правильный вариант Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его. Задание 2. Какова роль буквы Ь в словах: ночь, пишешь, бьют, конь? Задание 3. Подберите к словам границы, прочный, идти, потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску. Задание 4. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении? Задание 5. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг? Задание 6. Определите состав слов: объявление, одновременно, заботливый. Задание 7. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 1) Теперь три морковь для борща! и 2) У меня три карандаша: а) существительным; Задание 8. Определите, какой частью речи являются слова: 1) обоими и 2) обоями в творительном падеже: а) существительным; Задание 9. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях: 1) У семи нянек дитя без глазу и 2) Семь – нечетное число: а) подлежащее; б) сказуемое; в) дополнение; г) обстоятельство. Задание 10. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях: 1) Занятия в школе начинаются в восемь часов и 2) На лифте ребята быстро поднялись на восьмой этаж: а) подлежащее; б) определение; в) обстоятельство; г) сказуемое. Задание 11. Укажите имена числительные в следующем ряду: 1) тройка, 2) тройник, 3) три, 4) трилогия, Задание 12. Укажите имена числительные в следующем ряду: 1) семилетний; 2) седьмой, 3) семиглавый, Задание 13. Укажите «лишнее» в данном ряду: 1) пятитомный, 2) пятитысячный, 3) пятый, Задание 14. Укажите, в каком словосочетании слово тысяча является: 1) числительным; 2) счетным существительным: а) с тысячью рублями, б) с пятью тысячами рублей. Задание 15. Укажите словосочетание существительное + числительное: 1) триста три карандаша, Задание 16. Укажите словосочетание существительное + числительное: 1) пятерка за ответ, 2) с пятью товарищами, 3) пятьдесят пять конвертов, Задание 17. Закончите предложение. Постоянные морфологические признаки имени числительного: ..... . Задание 18. Закончите предложение. Числительные, состоящие из одного слова, называются ..... , а из нескольких слов – ..... . Задание 19. Укажите правильный вариант ответа. Собирательное числительное входить в составное числительное 1) может, 2) не может. Задание 20. Укажите числительное, лишнее в данном ряду: 1) 1 000 000, 2) 11, 3) 514, |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе 5 класс №1. Назовите сказку, в которой встречается такой предмет, как яблоко, зеркало, жемчужное ожерелье, кольцо, орех, веревка, мешок.
№2. Напишите сказку, героями которой стали бы предметы:
№3. Из какого произведения эти фрагменты? Докажи свое мнение.
№4. Какие пословицы и поговорки вы знаете и любите? Когда и почему вы их используете в своей жизни? Приведите примеры.
№5. Что сочинили писатели: Н. Носов, А. Волков, Э. Успенский, В. Драгунский; Р. Киплинг, Д. Родари, А. Линдгрен?
№6. Назовите героев произведений, которые, по вашему мнению, наиболее близки вашему собственному идеалу. Объясните почему.
№7. Многие дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.
Сайт: www.uchkopilka.ru
|