Подготовка к ОГЭ

Коновалова Лариса Абрамовна

ОГЭ - экзамен непростой, но мы справимся с тобой!

В данном разделе собраны материалы-подсказки для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таблица приставок к заданию 412.65 КБ
Файл test.docx13.16 КБ
Файл rol_sredstv_vyraz_rechi.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по решению задания 4

Формулировка задания

Какие приставки ищем

Примеры

Правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного

БЕЗ-/БЕС-

РАЗ-/РАС-

ИЗ-/ИС

ВЗ-/ВС-

ВОЗ-/ВОС-

БЕЗработица – БЕСсердечный

РАЗговор – РАСписка

ИЗрасходовать – ИСчезнуть

ВЗрастить - ВСпомнить  

ВОЗраст - ВОСпеть

Правописание приставки

не определяется правилом (является исключением)

С-

Сделать

Сшитый

Правописание приставки  не зависит от глухости – звонкости последующего согласного

С-

Сбежать

Правописание приставки  определяется ее значением:

                  «приближение»

                  «присоединения»

                  «близости»

             «неполнота действия»

ПРИ-

ПРИбежать

ПРИклеить

ПРИбрежный

ПРИщурились



Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант 1 http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia67.xml 



Предварительный просмотр:

Роль лексических и грамматических явлений в тексте

Средства выразительности

Роль в тексте

Фразеологизмы

Ярко, эмоционально описывают особенности душевного состояния, поведения человека;

его поступки, действия, помогают легче их представить;  отношение человека к окружающему миру;

позволяют индивидуализировать речь героев;  помогают сделать язык насыщенным, колоритным.

Антонимы

позволяют: – уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; – дать более полную характеристику какого-либо явления; – выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами; – выразить авторскую оценку обозначаемого.

Синонимы

помогают избежать однообразия изложения;  разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной; позволяют всесторонне охарактеризовать образ, явление, поступок и т.д.; выразить самые тонкие смысловые оттенки; тонко и красочно описать предметы, явления; способствуют точности и ясности высказывания, помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание; дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение

Архаизмы, историзмы

служат для воссоздания исторической обстановки, названиями предметов, явлений и т.п. прошлых лет, для передачи торжественности момента, являются средством речевой характеристики персонажа, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий

Профессионализмы

Помогают определить принадлежность героя (рассказчика) к определённой профессии, служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., создания эффекта достоверности информации, речевой характеристики персонажа

Неопределенно-личное предложение

позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. (Главный член выражен глаголом изъявительного наклонения в форме 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени). Представляя субъект как неопределенно-личный (определить лицо по данному глагольному сказуемому нельзя), говорящий имеет в виду «кто-то другие, но не я», исключает себя из возможных субъектов действия. Также глагол-сказуемое подчеркивает, что говорящему эти лица либо неизвестны, либо он не хочет их называть. Грамматическая основа простого односоставного предложения

Однородные члены предложения

позволяют подробно, в деталях, описать  

внешность, характеры героев, их быт, окружающий мир;  поступки героев;

 их действия;

 их душевное состояние;

 чувства персонажей;  

их увлечения;  

динамику действий;  последовательность или одновременность действий.

Восклицательное предложение

Может содержать побуждение к действию; передавать приказ, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола; придавать эмоциональную окраску высказыванию (радость, возмущение, гнев, удивление и т.д.)

Вопросительные предложения

информируют о том, что хочет узнать говорящий. Это могут быть сведения  

о человеке или предмете (Кто пришёл? Что принёс?);  

о месте действия (Куда пошел учитель? Где он сейчас?);  

о характере действия (Как ты смог поднять этот груз?);  

о цели (Зачем ты купил эту книгу?);  о достоверности информации (Ты действительно был дома?) и т.д. Вопросительные предложения используются для обмена информацией в диалоге

Обособленные согласованные определения

Помогают  уточнить признак предмета;  п​о​л​н​е​е​ ​р​а​с​к​р​ы​т​ь ​о​т​л​и​ч​и​-     т​е​л​ь​н​ы​е свойства предмета; избежать нагромождения сложных грамматических конструкций

Обособленные обстоятельства

Помогают автору уточнить основное действие (как, почему, зачем, при каком условии оно происходит) создают экспрессивность речи, делают речь краткой, лаконичной, выразительной, позволяют детально описать действие, служат средством создания словесных картин, ведут к разнообразию синтаксических конструкций, помогают избежать повторения, нагромождения сложных предложений, с их помощью передаваемое сообщение приобретает смысловую точность

Уточняющие члены предложения

сужают понятие, им передаваемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняют время, место, признак предмета, переданные в общем виде. Помогают передать мысль конкретно, выпукло, с уточняющими смысл деталями обстановки, времени и т.п. Позволяют передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения

Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях

Причины: указывают на причину или обоснование действия (события, явления)

Уступки: указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие)

Сравнения: поясняют содержание главного предложения, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим