Подготовительная работа учителя предметника к внедрению Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Данилова Александра Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_rabota_uchitelya_predmetnika.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная работа учителя предметника к внедрению Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

С 1-го сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений в стране может быть осуществлен переход на Федеральный образовательный стандарт ФГОС ООО.

Отметим основные функции ФГОС 2-го поколения. К ним относятся:

  • формирование российской (гражданской) идентичности как основы развития гражданского общества;
  • обеспечение права на полноценное образование, права обучения на родном языке которые заключаются в реализации для каждого гражданина принципа равных возможностей, получения качественного образования, создающего необходимую основу для полноценного развития личности и возможность продолжения образовательного процесса на протяжении всей жизни;
  • обеспечение единого образовательного пространства страны, которое в условиях многообразия образовательных систем требует наличия единого механизма, призванного стабилизировать общую образовательную систему;
  • обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;
  • гуманизация образования и всей школьной деятельности, в том числе через развитие культуры образовательной среды школы;
  • обеспечение основных образовательных программ (начального, основного, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования);
  • критериально-оценочная функция: несет в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников. Требования ФГОС общего образования являются основой для разработки государственной оценки качества образования.

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования:

  • стандарт ориентирован на новые результаты образования
  • стандарт обозначает ценность системно-деятельного подхода к обучению
  • стандарт предполагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований:

а) требования к структуре основных образовательных программ общего образования

б) требования к результатам освоения основных образовательных программ

в) требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования

  • стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Важно отметить, что в качестве методологической базы ФГОС второго поколения используется системно-деятельный подход, реализация на практике которого заключается в следующем:

  • в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде совокупности и суммы знаний, умений, навыков которыми должен овладеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных особенностей
  • в понимании, под задачей современной системы образования, ставится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметных дисциплин, но и совокупность «универсальных учебных действий». В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса и условие (средство) освоения знаний, умений и компетентностей.

  • в требовании к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать систему таких задач и средств их решения, которые обеспечивали бы высокую мотивация учеников и пробуждали в них интерес к предмету, способствовали бы формированию УУД и, как следствие, усвоению комплекса знаний и формированию компетентности.

Но при внедрении ФГОС ООО необходимо решить системные задачи, прежде всего необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивируемых на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

В условиях подготовки к введению ФГОС ООО второго поколения, возрастает роль методических объединений учителей предметников как коллектива, объединенных общими профессиональными интересами и способного совместными усилиями решать проблемы, возникающие перед ним.

Анализ ответов учителей о вопросах и целях, основных функциях, структуре ФГОС, позволили сделать вывод о том, что большинство учителей имеют частичное представление о стандарте второго поколения, не представляют масштаб их собственной подготовительной работы, чтобы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность после введения ФГОС ООО. Поэтому в рамках МО и РМО необходимо активизировать учителей на работу по детальному ознакомления с материалами ФГОС, изучению аппарата терминов и понятий, примененного в этих материалах, формированию и решению новых задач, встающих перед учителями.

Учителю, при подготовительной работе к внедрению ФГОС ООО второго поколения, необходимо осмыслить системные обновления, заложенные в стандартах второго поколения, их сущность и значения, рассмотреть новые виды образовательных результатов, номенклатуру УУД, структуру образовательной программы образовательного учреждения и входящие в нее программу формирования УУД и рабочую программу по предмету.