методика преподавания

Данилова Александра Александровна

Предварительный просмотр:

Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе.

       В наше время перед школой поставлены немаловажные задачи и процесс обучения должен отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического развития. Переход нашего государства на новые экономические условия развития требует подготовки специалистов нового качества, способных решать самые разнообразные конструктивные задачи, находить компромиссные решения в различных жизненных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на эмпирические знания Биологии, Химии и других наук.

       В этой связи естественнонаучное (экологическое, биологическое) образование и воспитание можно считать самостоятельным элементом общего образования, призванным дать учащимся основы научных представлений о взаимодействии общества и природы, и сформировать у них ответственное отношение к окружающей среде. Отсюда одной из главных задач биологического образования является необходимость научить учащихся грамотно использовать биологические знания на практике, а также выработать умения переносить полученные знания из одной научной отрасли в другую.

       Названные задачи получают свое решение в процессе политехнического образования, построение которого, естественно, предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся и формирование у них универсальных умений.

       Однако, несмотря на социальный заказ общества, до сих пор в литературе и практике, еще недостаточно определены роль и место политехнических знаний в пределах биологического цикла.

       В нашей стране, в решении проблемы политехнического образования при обучении биологии, начиная с 30-х годов прошлого столетия, наблюдалось чрезмерное насыщение курсов узкопроизводственными сведениями, агро- и зоотехническим материалом. Такая же тенденция отмечается в системе политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ и сегодня. В настоящее время в курсе Биологии недостаточное внимание уделяется вопросам содержательного аспекта политехнизма.

       Политехническое образование при обучении учащихся Биологии сводится к ознакомлению их с особенностями тех отраслей производства, в которых используются живые системы, а также, с последствиями антропогенных воздействий на окружающую среду.[2]

       Ценность биологического образования в средней школе состоит в том, что оно вооружает молодое поколение не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками. Все эти цели достигаются применением всего многообразия форм и методов преподавания Биологии (по Верзилину Н.М. и Корсунской В.М.).

Методы преподавания Биологии

         СЛОВЕСНЫЙ

НАГЛЯДНЫЙ

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Беседа  

Демонстрация  опытов

Распознавание и  определение объектов  

Рассказ  

Демонстрация натуральных объектов

Наблюдение

Лекция

Демонстрация изобразительных  пособий

Эксперимент

Объяснение

                                                                                                                                         

Формы преподавания Биологии

  1. Урок
  2. Экскурсия
  3. Домашняя работа
  4. Обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы и учебно-опытном участке)
  5. Необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые, массовые)

         Наиболее эффективными методами преподавания Биологии при реализации политехнической направленности обучения являются наглядный и практический методы, включающие в себя демонстрацию опытов и натуральных объектов, их распознавание и определение, наблюдения и эксперименты.

         Наиболее успешной формой реализации политехнической направленности обучения являются внеурочные работы и внеклассные занятия, включающие в себя следующие виды деятельности (по Верзилину Н.М. и Корсунской В.М.).

Виды внеклассных занятий по Биологии

Групповые занятия:

             - Кружок юных натуралистов

             - Работа «ассистентов» кабинета по его оборудованию

Массовые занятия:

             - Лекции и демонстрации к/фильмов

             - Экскурсии и походы на природу

             - Выставки работ учащихся

             - Кампании «День урожая», «Неделя года», «День птиц» и т.д.

             - Издание журналов, стенгазет, альбомов

Индивидуальные занятия:

              - Работа в уголке живой природы

              - Работа на природе

              - Внеклассные чтения

      Внеклассные формы занятий позволяют воспитывать у учащихся материалистическое мировоззрение, культуру труда и любовь к природе и способствуют развитию познавательного интереса, самостоятельных наблюдений, инициативы и коллективизма. [1]

      В процессе обучения Биологии учащиеся овладевают не только знаниями, но и различными умениями и навыками. Среди них особое внимание заслуживают умения и навыки распознавать, определять виды растений, почв, животных, проводить опытническую работу, обращаться с химической посудой, весами, лупой, микроскопом, справочниками, определителями и т.п. Натуралистические умения и навыки такого порядка легко переходят в сельскохозяйственные. Отсюда становится понятным, что практические работы на уроках Биологии, на экскурсиях, в уголках живой природы и особенно на школьном учебно-опытном участке должны рассматриваться как этапы подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду и как возможность овладевать профессиями, с ним связанными.[1]

Литература:

  1. Верзилин Н.М. Корсунская В.М. – Общая методика преподавания Биологии – М., «Просвещение». 1976г.
  2. Маджуга А.Г. – Методика преподавания политехнического содержания в курсе Биологии в общеобразовательной школе. Диссертация. г. Алмааты. 2002г.
  3. Зубов В.Г. – Место и роль общеобразовательных предметов в политехническом образовании.- М., «Просвещение» 1979г.
  4. Атутов П.Р. – Политехнический принцип в обучении школьников.- М., «Педагогика». 1976г.