методика преподавания
мои мысли о педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы политехнической направленности обучения при преподавании Биологии в общеобразовательной школе.
В наше время перед школой поставлены немаловажные задачи и процесс обучения должен отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического развития. Переход нашего государства на новые экономические условия развития требует подготовки специалистов нового качества, способных решать самые разнообразные конструктивные задачи, находить компромиссные решения в различных жизненных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на эмпирические знания Биологии, Химии и других наук.
В этой связи естественнонаучное (экологическое, биологическое) образование и воспитание можно считать самостоятельным элементом общего образования, призванным дать учащимся основы научных представлений о взаимодействии общества и природы, и сформировать у них ответственное отношение к окружающей среде. Отсюда одной из главных задач биологического образования является необходимость научить учащихся грамотно использовать биологические знания на практике, а также выработать умения переносить полученные знания из одной научной отрасли в другую.
Названные задачи получают свое решение в процессе политехнического образования, построение которого, естественно, предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся и формирование у них универсальных умений.
Однако, несмотря на социальный заказ общества, до сих пор в литературе и практике, еще недостаточно определены роль и место политехнических знаний в пределах биологического цикла.
В нашей стране, в решении проблемы политехнического образования при обучении биологии, начиная с 30-х годов прошлого столетия, наблюдалось чрезмерное насыщение курсов узкопроизводственными сведениями, агро- и зоотехническим материалом. Такая же тенденция отмечается в системе политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ и сегодня. В настоящее время в курсе Биологии недостаточное внимание уделяется вопросам содержательного аспекта политехнизма.
Политехническое образование при обучении учащихся Биологии сводится к ознакомлению их с особенностями тех отраслей производства, в которых используются живые системы, а также, с последствиями антропогенных воздействий на окружающую среду.[2]
Ценность биологического образования в средней школе состоит в том, что оно вооружает молодое поколение не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками. Все эти цели достигаются применением всего многообразия форм и методов преподавания Биологии (по Верзилину Н.М. и Корсунской В.М.).
Методы преподавания Биологии
СЛОВЕСНЫЙ | НАГЛЯДНЫЙ | ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Беседа | Демонстрация опытов | Распознавание и определение объектов |
Рассказ | Демонстрация натуральных объектов | Наблюдение |
Лекция | Демонстрация изобразительных пособий | Эксперимент |
Объяснение |
Формы преподавания Биологии
- Урок
- Экскурсия
- Домашняя работа
- Обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы и учебно-опытном участке)
- Необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые, массовые)
Наиболее эффективными методами преподавания Биологии при реализации политехнической направленности обучения являются наглядный и практический методы, включающие в себя демонстрацию опытов и натуральных объектов, их распознавание и определение, наблюдения и эксперименты.
Наиболее успешной формой реализации политехнической направленности обучения являются внеурочные работы и внеклассные занятия, включающие в себя следующие виды деятельности (по Верзилину Н.М. и Корсунской В.М.).
Виды внеклассных занятий по Биологии
Групповые занятия:
- Кружок юных натуралистов
- Работа «ассистентов» кабинета по его оборудованию
Массовые занятия:
- Лекции и демонстрации к/фильмов
- Экскурсии и походы на природу
- Выставки работ учащихся
- Кампании «День урожая», «Неделя года», «День птиц» и т.д.
- Издание журналов, стенгазет, альбомов
Индивидуальные занятия:
- Работа в уголке живой природы
- Работа на природе
- Внеклассные чтения
Внеклассные формы занятий позволяют воспитывать у учащихся материалистическое мировоззрение, культуру труда и любовь к природе и способствуют развитию познавательного интереса, самостоятельных наблюдений, инициативы и коллективизма. [1]
В процессе обучения Биологии учащиеся овладевают не только знаниями, но и различными умениями и навыками. Среди них особое внимание заслуживают умения и навыки распознавать, определять виды растений, почв, животных, проводить опытническую работу, обращаться с химической посудой, весами, лупой, микроскопом, справочниками, определителями и т.п. Натуралистические умения и навыки такого порядка легко переходят в сельскохозяйственные. Отсюда становится понятным, что практические работы на уроках Биологии, на экскурсиях, в уголках живой природы и особенно на школьном учебно-опытном участке должны рассматриваться как этапы подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду и как возможность овладевать профессиями, с ним связанными.[1]
Литература:
- Верзилин Н.М. Корсунская В.М. – Общая методика преподавания Биологии – М., «Просвещение». 1976г.
- Маджуга А.Г. – Методика преподавания политехнического содержания в курсе Биологии в общеобразовательной школе. Диссертация. г. Алмааты. 2002г.
- Зубов В.Г. – Место и роль общеобразовательных предметов в политехническом образовании.- М., «Просвещение» 1979г.
- Атутов П.Р. – Политехнический принцип в обучении школьников.- М., «Педагогика». 1976г.