"Лишайники" Конспект урока
Предварительный просмотр:
Конспект урока Биологии по теме: Лишайники
Тип урока: изучение нового материала,
Комбинированный (по способам организации деятельности)
Цель: Познакомить учащихся с Лишайниками.
Задачи: 1. Образовательная – создать условия для формирования знаний у учащихся о строении, многообразии и роли Лишайников в природе и жизни человека.
2. Развивающая – продолжать развивать умения быстро отвечать на вопросы, использовать полученные ранее знания при освоении нового материала.
Воспитательная – воспитывать интерес к Биологии.
Общие умения:
работать с учебником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Оборудование: Телевизор, DVD-проигрыватель; изображение и натуральные объекты- лишайники, тетрадь, учебник.
План урока
№ п/п | Название этапа, содержание | Время |
1. | Организационный момент. | 3 мин. |
2. | Проверка знаний – повторение изученного: фронтальный опрос. | 7-10 мин. |
3. | Изучение нового материала
| 15-20 мин. |
4. | Закрепление материала
| 5-7 мин. |
5. | Подведение итогов | 3-5 мин. |
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
Сегодня мы познакомимся со строением и особенностями жизнедеятельности лишайников. Но сначала давайте вспомним, что нам известно о грибах.
- Расскажите, что такое грибница. (Грибница, или мицелий, образуют тело гриба. Это тонкие белые нити, которые можно разглядеть под микроскопом).
- На какие группы делятся грибы по способу питания? Кратко охарактеризуйте эти группы. (Грибы питаются готовыми органическими веществами. Грибы делятся на сапрофитов и паразитов. Сапрофиты питаются частицами отмерших организмов, а паразиты питаются за счет других живых организмов).
- Что вам известно о таком явлении как симбиоз? Укажите отличия симбиоза от паразитизма. (Симбиоз это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов. Симбиоз может быть между растениями и грибами, растениями и бактериями и др. Паразитизм – другая форма существования живых организмов, при нем один организм питается за счет другого. Нередко паразит приносит вред растению-хозяину).
- Как размножаются грибы? (Есть несколько способов размножения: с помощью почкования, кусочками грибницы, а также при помощи спор. Существуют грибы, которые размножаются путем слияния специальных половых клеток).
- Какие грибы вы знаете? (Ученики называют).
- Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека. (Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Они способствуют формированию плодородного слоя почвы. Используются в изготовлении лекарств (например пенициллин) и продуктов питания. Из съедобных грибов люди готовят вкусные блюда. Грибы могут приносить и вред. Ядовитые грибы очень опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят продукты и некоторые вещи. Грибы-паразиты также могут нанести серьезный вред сельскохозяйственным культурам).
III. Работа над новым материалом.
Изучение нового материала начинается с просмотра учебного фильма о лишайниках.
Учитель: - Для того, чтобы познакомиться с лишайниками, давайте просмотрим учебный фильм.
Учитель: - На какие три группы делятся лишайники?
Ученик: - На накипные, кустистые и листоватые.
Учитель: - Лишайники это не менее интересные организмы, чем грибы. Известно более 20000 видов лишайников. Они очень многообразны по своему внешнему виду. Все лишайники можно разделить на три группы:
- Накипные лишайники. Имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом, толщиной от одного до пяти миллиметров. Они встречаются на коре деревьев, на поверхности почвы, горных пород, постепенно разрушая их, выделяя особые вещества.
- Листоватые лишайники. Имеют округлую форму с изрезанными краями. Размер этих лишайников 5-20 см.
- Кустистые лишайники. Представляют собой прямостоящий или повисающий кустик. Некоторые повисающие лишайники достигают в длину 7-8 метров.
(Учитель демонстрирует изображение лишайников).
Учитель: - Где способны жить лишайники?
Ученик: - Лишайники живут на деревьях, камнях и на почве.
Учитель: - Правильно. Лишайники это неприхотливые организмы, поселяющиеся в пустынях, на скалах, иногда на крышах домов и даже на стеклах. Эти организмы часто называют первопроходцами растительного покрова, так как они способны поселяться в труднодоступных местах. Лишайники впитывают влагу дождей, росы и туманов всей поверхностью тела. Именно это позволяет поселяться им на голых бесплодных поверхностях.
Учитель: - Скажите, а как быстро растут лишайники и сколько они живут?
Ученик: - Растут лишайники очень медленно и живут до ста лет.
Учитель: - Совершенно верно. А как называется тело лишайника и из чего оно состоит?
Ученик: - Тело называется слоевище, а состоит из клеток гриба и водоросли.
Учитель: - Правильно. Тело лишайника состоит из переплетений нитей гриба и расположенными между ними одноклеточными водорослями или сине-зелеными бактериями. На грибных нитях иногда появляются присоски, проникающие внутрь клетки водоросли.
Учитель: - Чем обусловлено взаимовыгодное сотрудничество гриба и водоросли?
Ученик: - Тем, что нити гриба поглощают воду, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.
Учитель: - Правильно. У лишайников существует интересная особенность: если отделить грибницу от водоросли, грибница не сможет жить самостоятельно, а водоросль в подобных опытах нередко продолжала свою жизнь как самостоятельный организм.
Учитель: - Как же размножаются лишайники?
Ученик: - Кусочками слоевища и особыми группами клеток.
Учитель: - Верно. Эти особые группы клеток гриба и водоросли во множестве образуются внутри тела лишайника, под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается и клетки разносятся ветром или дождем.
Учитель: - Каково же значение лишайника в природе и жизни человека?
Ученик: - Лишайник Ягель является кормом для северных оленей. Используются для изготовления лекарств.
Учитель: - Правильно. (Раздает образцы).
Учитель: - К какой группе относятся эти лишайники? (Ученики отвечают).
Учитель: - Зарисуйте и укажите группу, к которой относятся лишайники.
А пока вы выполняете задание, я расскажу вам библейскую историю, связанную с лишайником.
- Когда Моисей вывел народ Израильский из египетского рабства, их путь пролегал через большую пустыню. У людей через некоторое врем закончились запасы пищи; но на следующее утро они увидели, что вся земля оказалась покрытой маленькими комочками, оказавшимися съедобными. Бывшие рабы были потрясены этим чудом и решили, что не иначе как Бог послал им с неба эту пищу. Предполагают, что именно перемещающийся под воздействием ветра лишайник «аспилиция съедобная» породил библейский рассказ о манне небесной. Те лишайники, с которыми мы познакомились, прикрепляются к какой-нибудь поверхности, однако существуют виды, которые «кочуют», перемещаясь в пространстве под воздействием ветра. Таким лишайником является «аспилиция съедобная», распространенная в пустынных районах Азии и Африки. Этот лишайник имеет вид небольших серых комочков. Эти комочки являются съедобными.
IV. Подведение итогов.
А теперь давайте подведем итоги. На этом занятии мы познакомились со строением лишайников, узнали об особенностях их жизнедеятельности, питании, размножении, среде обитания и значении в природе и жизни человека. Научились определять, к какой группе следует отнести тот или иной лишайник. Зарисовали слоевища лишайников.
(Выставление оценок за работу на уроке).