Внеклассная работа

Бембеева Баира Анатольевна

Предварительный просмотр:

                 «Будьте добрыми и человечными»

В подготовке классного часа приняли участие все учащиеся класса, ребята учили стихи, писали мини-сочинения, делали рисунки, сочиняли стихи.

   

На доске слова:

«Доброта –это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».

Кл.рук.: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.

     Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист- несчастлив. Иван Сергеевич  Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно  одинокое  бесплодное дерево». Если человек  любит  только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

      Человеколюбие общества, семьи определяется отношением к  детям, старикам, к самым беззащитным нашим меньшим, к родной природе стремлением помогать людям в несчастье. Конечно мы не всегда можем помочь, но к этому надо стремиться.

       Ныне возрождаются такие понятия, как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

       Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

  1. й ученик

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети

Рубим сук на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье ,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

                                       П. Кобраков

2 – й ученик

Знай, мой друг , вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

3 – й ученик

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

И коня не торопись менять.

4 – й ученик

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

5 – й ученик

Знай , мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Кл.рук.: Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Совет: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится сварливым, несдержанным, злым.

      В споре будьте сдержанными, тактичными. Никого никогда не упрекайте. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если все – таки упреки прозвучали и ссора состоялась – миритесь.

6 – й ученик

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я – то в нашу дружбу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один просится:

Матросом – ты, матросом – я!

7 – й ученик

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька, Колька, - что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему  конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да, это Колька – так несмело

Вошел с поникшей головой:

 - Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

Кл.рук: Из далекой – далекой древности, из 4 века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

      Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками.

     В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

8 – й ученик

Маме верую, как чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добросвет!

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то…

Поругает сына мама,

Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что – ни будь я стою,

Все от мамы, все она.          

   

                           В. Петров

1 – й ученик

Две руки, как это мало!

Десять рук имел бы я –

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки

Ненароком я взглянул.

У нее же их не десять,

А всего лишь две руки –

Шьют, стирают, тесто месят,

Начиняют пирожки…

Вяжут кофту, чинят брюки,

Варят кашу и компот…

2 – й ученик

Все в морщинах руки эти

От бесчисленных забот.

«Дайка, бабушка, тебе я

По хозяйству помогу…»

И добавил , чуть робея:

«Вот увидишь, я смогу…»

Так она и просияла,

Удивленья не тая!

И украдкой наблюдала,

Как вовсю старался я.

Хоть устал, держался стойко,

И подумалось мне вдруг:

«Десять рук – зачем их столько?

Мне вполне хватило двух».

                        А. Шалыгин

Кл.рук.: Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности.

3 – й ученик

И к тому, что похвалят,

И к тому, что ругают,

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К еженощному бденью,

К напряженью при взлете,

К пустоте при паденье.

Привыкает к сраженьям,

К тишине и порядку,

Привыкает к мишеням,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что вдали возникает…

Словом к аду и раю

Человек привыкает.

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий.

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может.

                       Е. Николаевская

Кл.рук.: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

4 – й ученик

Опять черемуха в цвету,

Сбежались лошади гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись,

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весною

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит грозами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

               В. Суслов

Кл.рук.: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

5 – й ученик

Опять в жару горят леса,

И раскалено дышит полночь.

Опять я слышу голоса

Зверья, зовущего на помощь.

Мечущегося меж огней

В капкане бедствия лесного.

В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово.

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне: «Человек,

Спаси! Ты можешь все на свете!»

Кл.рук.: Мы живем среди людей. Отношение к ним должно быть добрым и внимательным.

6 – й ученик

В светлом доме этом, стоквартирном нашем,

Мы порой с соседом не знакомы даже.

Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лишь бы не с пакетом, лучше не с букетом,

А зато с улыбкой, а зато с приветом……

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем Вас и уважим.

За чайком с печеньем, ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым, мирным небосводом

И сосед с соседом , и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

                   С. Погореловский

Кл.рук.: Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

7 – й ученик

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

                   Б. Окуджава

В конце классного часа подвели итоги: выяснили, что особенно запомнилось ребятам, какие выводы они сделали, с чем согласны, а с чем нет. Ребята высказали свое мнение о доброте и человечности. Были зачитаны некоторые работы ребят, обсуждены рисунки.

Вот одна из работ Бузиной Алены.

На дереве вижу я кошку бездомную,

Как я хочу ей помочь.

На этом же дереве тихо и скромно

Она просидела всю ночь.

Хозяева выгнали кошку из дома

Сидит она здесь и в холод и зной.

Ох как же люди бывают жестоки

Возьму эту кошку к себе домой.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Классный час в 4  классе.

 

Тема: «Мой сосед по парте».

Цель:  предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.

Форма: час откровенного разговора.

Оборудование:

1)                Плакаты

         «Уважайте в себе и других человеческую личность!» (Д. Писарев).                                        

          «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях!»                      

          (Б. Паскаль) .

2)                Магнитофонная запись песен «От улыбки», «Настоящий друг».

3)                Сердечки с именами.

4)                Шары, букеты цветов

5)                Выставка книг о дружбе, о школе

 

Ход урока:

1.                 Звучит песня

2.                 Слово учителя.

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы посвятим сегодня наш классный час.

 

3.                 Ученик читает стих:

 

О. Высоцкая

 

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

 

Девчонки просят: «Ежик!»

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

              Не уколитесь об Ежа!

 

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

   Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

   А на коньках пойдешь кататься?

   Нет, мама будет волноваться!

 

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

 

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

 

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

   Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

 

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

 

 

4.                 Что же мы знаем о своем классе? (Викторина)

1)                Сколько у нас мальчиков и сколько девочек?

2)                Назовите самое короткое имя мальчика? Девочки?

3)                А самое длинное?

4)                У кого день рождения раньше всех в году?                                                                              
         

5)                В каком месяце у нас больше всего именинников

 

5.                 Стих: «Здравствуйте!»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы:

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                    (В. Солоухин)

 

6.Учитель: Давайте, ребята, вспомним такие добрые слова кота Леопольда из мультфильма «Давайте, ребята, жить дружно!». Посмотрим внимательно друг на друга, улыбнёмся и подарим дружеские шаржи.

 

Звучит песня «От улыбки» (потом учитель демонстрирует некоторые др. шаржи).

 

7.Учитель: Вот уже вы вместе 4-й год. Что вы знаете друг о друге? Составьте рассказ, опираясь на вопросы, о своём однокласснике               (однокласснице)

 

Выступления учащихся.

 

Вопросы.

 

1. Его (её) имя, и что оно означает в переводе на русский язык?

2. День рождения. Знак зодиака.

3. Есть ли у него (нее) братья, сестры: (как зовут)

4. Какие домашние животные живут у них дома?

5. Чем увлекается в свободное время?

6. В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

7. Есть ли у него (у нее) другая в школе?

8. Можно ли на него положиться в трудную минуту?

9. Что бы ты пожелал (а) ему (ей) в день рождения?

 

Вывод учителя: Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба. Звучит в исполнении учащихся песня «Настоящий друг». Мне, как взрослому человеку, радостно слышать, что вы стали друг к другу обращаться по именам. И чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам сердечки с толкованием ваших имен.  

(Классный руководитель зачитывает имя, его толкование и вешает сердечко ученику) (словарь имен прилагается).

 

 

 

10. Ученики зачитывают пословицы,  поговорки, стихи о дружбе, о школе.

11. Посмотрим сценку о школьной жизни.

12. Частушки о школе

13. Какой же классный коллектив без классного руководителя. Заполните,
     пожалуйста анкету «Классный руководитель глазами детей».

 

Анкета.

 

1. С каким настроением ты идешь в школу?

А) с радостью

Б) с привычным равнодушием

В) с предчувствием неприятности

Г) скорее бы это кончилось

 

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

А) часто

Б) редко

В) никогда

 

3. Если бывают неприятности, то от кого они исходят?

А) от учителей-предметников

Б) от классного руководителя

В) от учеников вашего класса

Г) другое

 

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

А) часто

Б) никогда

В) редко

 

5. Какую роль исполняет в классе твой классный руководитель?

А) контроль за успеваемостью и дисциплиной

Б) вторая мама

В) организация досуга

Г) старший товарищ

 

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

А) хвалить

Б) подбадривать

В) делать замечания

Г) ругать

Д) жаловаться родителям

Е) быть вечно недовольным

Ж) другом

 

7. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю? (ответ дает сам ученик).

 

8. Тебе хотелось от него перенять

А) великодушный характер

Б) манеру поведения

В) умение всегда хорошо выглядеть

Г) разносторонние знания

Д) другое

Е) ничего

 

9. Что ты посоветуешь классному руководителю?

 

10. Ты считаешь, что твой класс

А) сплочен и дружен

Б) разбит на группы

В) каждый живет сам по себе

 

11. Повезло ли тебе, что ты в этом классе

А)  да

Б) нет

В) не знаю

 

12. Какие мероприятия тебе понравились?

 

14. Учитель: На этом классный час окончен. Желаю вам всего доброго,  
      светлого. Уважайте, бережно относитесь друг к другу. Обратите
      внимание на слова известных людей (зачитывает эпиграфы) и пусть они  
      вас сопровождают всю вашу жизнь. И в заключении мне хочется  

       выразить словами Расула Гамзатова Надежды, уверенность в то, что вы

       будете настоящими людьми:

 

Люди, я прошу Вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Сказочные эстафеты

.

 «Сказка ложь, да в ней намек»

Ни сегодня, ни вчера, сто веков примерно,

В жизнь ребят вошла игра – совершенно верно!

Ну, ни пуха, ни пера! Наше дело свято!

И, да здравствует игра! Правильно, ребята?

 – И мы с вами начинаем игру. Да не простую, а спортивную: эстафеты по сказкам.

Вы помните сказку про Бременских музыкантов? Кто главные герои этой сказки? (Трубадур и Принцесса)

А у них были друзья – помощники. Вот мы и будем их друзьями. Поможем преодолеть им трудности.

А начнем с того, что поможем им убежать из дворца.

  1. «Бременские музыканты» 

–Нам нужно пройти много препятствий: пропасть, болото, бурная река.

Взрослые вместе с детьми, взявшись за руки, проходят «пропасть» (по канату), «болото» (прыгают из обруча в обруч, как по кочкам), «бурную реку по мосту» (по гимнастической скамейке).

Эстафета оценивается в 2 балла.

– Вот убежали наши герои из дворца и пошли путешествовать дальше. И встретили на своем пути Конька-Горбунка. Решили с ним поиграть. А пока они играют, мы покажем, как выглядит Конек-Горбунок и как быстро он умеет бегать.

  1. «Конек-Горбунок»

Воздушный шарик укладывают на спину и, придерживая его рукой, бегут до ограничителя и обратно.

Эстафета оценивается в 4 балла. Если шарик упал  -1 балл.

–Поиграли с Коньком-Горбунком, и пошли дальше. А на пути страна «Мульти-пульти». И чтобы ее пройти, нужно ответить на вопросы.

А жюри пока подведет предварительные итоги.

 

  1. Вопросы

  1. Кто из героев любит произносить: «Ребята, давайте жить дружно!»?
  2. Кому он это говорит?
  3. Назовите фамилию одного из жителей деревни Простоквашино, который очень любил молоко.
  4. Как он любил есть бутерброды?
  5. Назовите имя лучшего друга  Винни-Пуха.
  6. У кого были в гостях Винни-Пух и Пятачок рано утром?

–Молодцы! А теперь послушаем жюри.

–Итак, идем дальше. Смотрите, кто это? Да это же Львенок и Черепаха! А помните, как Черепаха катала Львенка? Давайте и мы покатаемся.

  1. «Львенок и Черепаха»

Дети садятся на покрывало, а взрослые «везут» до ограничителя и обратно.

Эстафета оценивается в 1 балл.

–Продолжаем наше путешествие. А вот перед нами избушка деда и бабы, которым Курочка Ряба снесла золотое яичко. Но оно так и лежит в гнезде. Нужно отнести его деду и бабе.

  1. «Курочка Ряба»

В ложке – «яйцо». Нужно донести его до корзины, оставить, вернуться, передать эстафету с ложкой.

Эстафета оценивается в 5 баллов. «Яйцо» упало -1 балл.

–Идем дальше. И вдруг – огород на пути. А там дед тянет репку. Давайте поможем ему.

  1. «Репка»

Перетягивание каната.

Эстафета оценивается в 2 балла.

–И вот последнее препятствие. Волк хочет съесть трех поросят. Мы должны убежать от него.

  1. «Три поросенка»

Первый игрок бежит, обегает веху, возвращается, берет второго, бегут вместе, затем забирают третьего и так до последнего.

Эстафета оценивается в 6 баллов. Расцепили руки -1 балл.

 – На этом наши соревнования заканчиваются.

Предоставляется слово жюри.

НАГРАЖДЕНИЕ!



Предварительный просмотр:

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными  результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

3.Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Театральная игра

5

3.

Культура и техника речи

6

4.

Ритмопластика

3

5.

Основы театральной культуры

3

6.

Работа над спектаклем, показ спектакля

15

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

34

Содержание программы (34 часа)

     Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

   1 раздел. ( 1 час)  Вводное занятие.  

 На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

- Знакомство с театрами  (презентация)

2 раздел. (  5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 3 раздел. ( 3 часа)  Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. (  3 часа)  Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя.  Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

      Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

   7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.


Календарно-тематическое планирование курса «Театр и дети»

№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Количест-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

беседа

Решение организационных вопросов.

Понятие «экспромт»

2-3

Здравствуй,театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами (презентация)

2

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

текущий

Возможно использование Интернет-ресурсов

4-6

 Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

3

Знакомство с правилами поведения на сцене

предварительный

Понятие «рифма»

7-10

Репетиция  сказки

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

4

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Показ сказки

11-12

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

2

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

13-15

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

3

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

соревнование

Интернет - ресурсы

16-17

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

2

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Ролевая игра: «Мы в театре»

Правила диалога

18-20

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

Показ сказки

21-23

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

3

Индивидуальная работа

соревнование

тематический

24-26

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».  

Викторина по сказкам

3

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

27-30

Инсценирование мультсказок

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

4

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ сказки гостям

31-33

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

3

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

итоговый

34-36

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

3

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

37-40

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

41-44

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Текущий

45-47

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

3

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

48-54

Постановка сказки

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

6

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

55-58

Культура и техника речи

Инсценирование сказки

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

59-61

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

3

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

текущий

62-65

Инсценирование сказок К.И.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостями

66

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Заключительный

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

66

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре»

                  «Виды театрального искусства»

  • Сценарии сказок,  пьес, детские книги.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                 

             Эксперименты   с куриным яйцом

                                                                      Работу выполнила: Вафина Карина

     

                                                                               Руководитель: Бембеева Б.А.

                                                                                   

                                                                                                                                               

                                                 

Содержание.

  1. Введение --------------------------------------------------------------  стр.3

  1.  Теоретические основы---- --------------------------------------    стр.4-6

      2.1. Строение куриного яйца, его свойства ------------------------  стр.4

  1. 2.2.  Интересные факты о яйце---------------------------------------  стр. 4-5

      2.3.  Яйцо в культуре и искусстве----------------------------------   стр.5

  1. Практическое исследование---------------------------------------стр. 6-8

  1. Заключение ------------------------------------------------------------стр.8

  1. Список литературы --------------------------------------------------стр.9

  1. Введение

         В прошлом году, перед новогодними праздниками, со мной произошла такая история. Мы с мамой готовили праздничный стол. Мама отваривала яйца на салат. Я заметила, что все яйца погрузились в воду, а одно плавало на поверхности, и мама его убрала. Мне стало интересно, почему так произошло.  Мама объяснила мне, что это несвежее испорченное яйцо. С  того момента я задумалась, и решила  разобраться в других, не менее любопытных вопросах, связанных с яйцом.  

Актуальность работы заключается  в том, что каждый   может почувствовать себя исследователем, организовав дома лабораторию, используя подручные средства  провести опыты.

Цель моей исследовательской работы - выяснить, какие опыты можно провести используя куриное яйцо  

        Объект исследования: куриное яйцо.

        Предмет исследования: опыты с участием «яйца»  

        Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме
  2. Изучить строение яйца
  3. Научиться отличать сырое яйцо от вареного яйца
  4. Доказать, что яйцо может плавать
  5. Доказать, какой конец яйца наиболее прочный.
  6. Доказать, что скорлупа может растворяться
  7. Доказать, что яйцо может менять форму
  8. Доказать, что яйцо может стоять вертикально
  9. Повторить эксперимент Фарадея
  10.  Изучить  замороженное яйцо

       Гипотеза: яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах.

      Методы исследования:

  1. Подумала  самостоятельно
  2. Гл. сеть Интернет
  3. Изучила  научную литературу
  4. Понаблюдала
  5. Провела эксперименты        

 

 2. Теоретические основы

    2.1. Строение куриного яйца, его свойства.

         

       Куриные яйца имеют форму овала и бывают разными по цвету, размеру. Обычно курица откладывает по одному яйцу в день. Цвет скорлупы яйца зависит от цвета курицы: белые породы кур несут яйца белого цвета, коричневые породы - коричневого. Поверхность яйца гладкая,  но может быть и слегка шершавой. Чем старше курица, тем больше снесенное яйцо.  

      Яйца -  полезны для питания человека. В них содержится много витаминов, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, улучшают память. У людей, которые постоянно едят яйца,  крепкие зубы и здоровые кости.

        Белок занимает большую часть яйца и окружает желток.  Белок жидкий, прозрачный, но если яйцо отварить – он станет белым. Желток занимает среднюю часть яйца. Он гуще, чем белок. В сыром и вареном виде цвет желтка желтый. Желток богат витаминами А, Д, Е, которые полезны для человека.

Витамин А – для костей и зрения, иммунитета.

Витамин Д - помогает организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина Д.

Витамин Е - восстановления кожи и волос, укрепления иммунной системы.

Воздушная камера -  это  специальный мешочек заполненный воздухом. У свежего яйца этот мешочек маленький, а у «старого» -  большой.

Скорлупа  куриного яйца хрупкая, тонкая. Ее цвет зависит от породы курицы. Скорлупа состоит из кальция. Скорлупа пористая, через нее проходит воздух внутрь яйца, это необходимо для развития цыпленка. Также скорлупа покрыта защитным слоем, который не дает бактериям проникать внутрь яйца. Прочность скорлупы зависит от:

  • возраста курицы;
  • питания курицы;

        Молодая курица может снести яйцо с очень тонкой скорлупой, либо вообще без нее, оно будет покрыто пленкой. Также мягкая скорлупа будет, если в питании курицы нет продуктов содержащих кальций: зерна, травы, мучной смеси, ракушек.

 2.2. Интересные факты о яйце.

В китайской культуре яйцо — символ жизни. При объявлении о рождении ребенка семья окрашивает яйца в красный цвет, цвет счастья. Считается, что это приносит новорожденному удачу.

В самом большом курином яйце было пять желтков, а охват по вертикали был 31 см.

Самое тяжелое яйцо в мире весило 454 грамма — примерно в шесть раз тяжелее среднего куриного яйца.

Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую, понадобится 2 часа.

Чтобы получить все питательные свойства одного среднего куриного яйца, понадобится пять перепелиных яиц.

Самый большой омлет в мире был сделан в Мадриде шефом Карлосом Фернандез. Его сделали из 5000 яиц, и его вес составил 599 кг.

На поверхности средней яичной скорлупы 17000 крошечных пор. Через них яйцо впитывает запахи. Если хранить яйца в коробке, они дольше остаются свежими.

Цыплята, страусята, утята и птенцы чаек готовы к самостоятельной жизни почти сразу после рождения, потому что они вылупляются из яиц с большим количеством желтка. Птенцам сов, дятлов, и большинства мелких певчих птиц после рождения требуется забота родителей.

Курица несушка приносит 250-300 яиц в год. Чтобы снести одно яйцо, ей требуется 24-26 часов. Через 30 минут она начинает снова.

Королевский альбатрос высиживает яйца 79 дней.

Вопреки существующим мнениям, белые и коричневые куриные яйца по пищевой ценности ничем не отличаются друг от друга. Дело исключительно в окрасе (породе) кур.   Ежегодно в мире потребляется почти 600 млрд яиц. Рекордсмен по производству яиц - Китай (около 160 млрд штук).   Нелюбовь (боязнь) к яйцам называется овофобией. Известно, что Альфред Хичкок терпеть не мог куриные яйца.

Женская яйцеклетка - самая крупная клетка в человеческом организме.

 Вторая пятница октября — необычный день. Это Всемирный день яйца, который предложила отмечать Международная яичная комиссия на конференции, состоявшейся в столице Австрии, Вене, в 1996 году.

«Киндер-сюрприз» придумал итальянец Микеле Ферреро. В 1979 г. шоколадные яйца впервые появились на прилавках, за ними выстроилась гигантская очередь. Первая партия была продана всего за час.

В 1910 году в США, в штате Пенсильвания человек съел за завтраком 144 сырых яйца. Этот рекорд не превзойден до сих пор.

.

 

2.3. Яйцо в культуре и искусстве    

   Много интересных фактов связано с яйцом. Например, всем знакома сказка «Курочка Ряба». Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце. Яйцо является символом праздника Пасхи. В книжке «Путешествие Гулливера» яйцо стало причиной ссоры между Лилипутией и империей Блефуску.  Шалтай - Болтай персонаж известного многим стихотворения. Яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России, но также и символом безвкусной и вульгарной роскоши.  В Пекине в форме яйца есть оперный театр,  в Лондоне – современное здание мэрии, а в Москве – есть такой дом. В Испании находится музей художника Сальвадора Дали, на крыше данного музея несколько гигантских яиц, и это объяснимо, ведь Дали использовал яйца во многих своих картинах. Также в Испании поставлен памятник  «Колумбово яйцо». Кстати, крылатое выражение «Колумбово яйцо» обозначает неожиданно простой выход из затруднительного положения. По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала Мендосы рассказывал о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это, все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, Господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле».

             Теперь можно   приступать к экспериментальной части работы!

 3. Практическое исследование

Опыт № 1: Отличить вареное от сырого

Материалы: сырое куриное яйцо, вареное куриное яйцо

Действия:   Раскрутила  яйцо на его боковой стороне.

Результат: Одно продолжалось вертеться быстро (вареное), а второе крутилось еле-еле (сырое).

Вывод: Вареное - представляет собой  единое твердое тело, поэтому оно сразу же начинает вращаться и долго сохраняет движение.  У сырого же яйца — твердая только скорлупа. Содержимое его — жидкое. Когда начинаешь крутить сырое яйцо, то не сразу начнёт двигаться его жидкое содержимое: оно почти не связано с оболочкой. Такое яйцо  хуже крутится и быстро останавливается. И если попробовать притормозить вращение, то увидим, что сырое продолжает вращаться. А вареное легко поддалось торможению и остановилось. Почему так происходит? Происходит это вследствие инерции: внутренняя жидкая масса в сыром яйце продолжает двигаться, после того как остановилась твердая часть-скорлупа. А вот содержимое вареного яйца останавливается одновременно с остановкой наружной скорлупы.

Опыт № 2: Яйцо «водолаз» или в каких жидкостях яйцо будет плавать?

При помощи данного способа можно изучить важное свойство воды – плотность.

Материалы:  3 сырых яйца, соль, сахар,  3 сосуда

Действия: Наполнила каждую миску водой наполовину. Размешала в первом сосуде несколько столовых ложек соли, во второй столько же ложек сахара, а в третьем оставила простую воду.

Результат: в сосуде  с простой водой яйцо сразу же утонуло, в сосудах  с соленой и сладкой водой яйцо всплыло.

Вывод: Дело в различной плотности воды. В случае с простой водой плотность яйца больше, чем плотность воды, поэтому яйцо и тонет. А  в случае соленой и сладкой воды, соль и сахар повышают плотность воды, в итоге яйцо и не тонет, а плавает на поверхности. Причем если в соленый раствор понемногу добавлять пресной воды, яйцо будет постепенно опускаться на дно, так как плотность воды будет уменьшаться. Вот так можно заставить обычное яйцо стать яйцом-водолазом!

 Кстати, в знаменитом Мертвом море, находящемся между Израилем и Иорданией, вода настолько соленая (соленость достигает 34-35%), что человек может с легкостью лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Опыт № 3: Какой конец яйца наиболее прочный?

Материалы: вареные яйца

Действия: Ударяю яйца разными концами: одно - тупым, другое – острым.

Результат: Разбился тупой конец яйца. Повторив опыт несколько раз, окончательно убедилась, что чаще разбивается тупой конец.

Вывод: Из-за наличия воздушного мешка у тупого конца в яйце, тупой конец является наименее прочный, поэтому, чтобы разбить его, необходимо немного сил. Таким образом, я выяснила, что наиболее прочный – острый конец яйца.

Опыт № 4: Резиновое яйцо

Яичная скорлупа очень прочная, это я выяснила при изучении строения самого яйца. Но предположим, что я смогу размягчить скорлупу.

Материалы: яйцо сырое,   банка, уксус

Действия: Аккуратно положила яйцо в банку. Налила в банку уксус так, чтобы он полностью покрыл яйцо. Подождала несколько дней, достала  яйцо из банки ложкой и пощупала скорлупу.

Результат: От былой прочности скорлупы не осталось и следа, а само яйцо стало упругим, словно резиновый мячик.

Вывод: С поверхности яйца моментально начинает выделяться углекислый газ. Уксус вступает в реакцию с кальцием, содержащимся в яичной скорлупе, и растворяет его. От этого скорлупа становится похожей на резиновую. Этот опыт показывает необходимость кальция для прочности скорлупы.

   

Опыт № 5: Яйцо «джин» или как яйцо может менять форму

При проведении данного опыта нужно быть особо осторожным, так как будем иметь дело с кипятком!

Материалы: яйцо вареное очищенное, графин с узким горлышком.

Действия: Налил в графин кипяток и сразу же его вылила. Положила вареное яйцо на горлышко.

Результат: В первые секунды конец яйца словно всосался в горлышко. Я начала наблюдать, как яйцо постепенно втягивается внутрь, меняя при этом форму.

Вывод: Кипяток нагрел воздух в графине, в результате чего, теплый воздух расширился, и часть его вышла наружу. Воздух в графине начал охлаждаться, давление его стало падать. Давление внешнего воздуха оказалось больше давления воздуха, который оставался в графине. Под действием разницы этих давлений яйцо немного сжималось и само втягивалось в графин. Давление внешнего воздуха настолько было сильным, что желток выдавился из яйца. Данный опыт помог мне узнать свойство воздуха. Также я доказала, что яйцо при определенных условиях может менять форму.

Опыт № 6: Эксперимент Фарадея. Скорлупа «бежит» за расческой.

Материалы: скорлупа сухая, расческа

Действия: Поднесла  расческу, которой только что расчесалась, к скорлупе.

Результат: Тут же скорлупа начала двигаться за расческой.

Вывод: Расческа от трения о волосы приобрела новое свойство, она наэлектризовалась, и поэтому она начала управлять легкими предметами, не дотрагиваясь до них.

Опыт № 7: Замороженное яйцо

Материалы: два сырых яйца

Действия: Положила два сырых яйца в морозильную камеру. Спустя несколько часов достала оба яйца.

Результат: Яйца треснули.

Вывод: Почему? В составе яйца, безусловно, есть вода, замерзая, она превращается в лед, который всегда имеет больший объем, чем вода, из которой он образовался. Лед в скорлупе расширяется и скорлупа трескается. Далее я положил треснувшее яйцо на тарелку, чтобы посмотреть, что с ним произойдет, когда оттает. Яйцо спустя немного времени снова стало «целым». Лед растаял, и яйцо постепенно вернулось к своему начальному объему. Видимая щель уменьшилась настолько, что стала незаметной. Из этого следует, что скорлупа имеет определенную упругость.

Второе яйцо я попробовала очистить. Но получалось с трудом. Решила подставить яйцо  под струю теплой воды - теперь скорлупа легко отделяется. Скорлупа хорошо проводит тепло. Ближайший замерзший  слой к ее стенкам растаял. Вода сжалась, образовалась пустота, которая и помогла снять скорлупу. Положила замерзшее яйцо в тарелку и стала наблюдать, как постепенно замерзший комочек опять превращается в прозрачный белок, в котором плавает желток.

 

4. Заключение   

     Проведя опыты с использованием яйца, я пришла  к выводу:      

выдвинутая мной в начале исследования  гипотеза о том, что яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах, подтвердилась, так как во всех моих опытах участвовало яйцо.

5. Список литературы

А.И. Шапиро  «Секреты знакомых предметов. Яйцо» Санкт-Петербург,2009

Энциклопедия « 365 научных экспериментов» Москва,2010

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова Москва, 2009

Выпуск телепередачи «Галлилео». Опыт с яйцом.

 

                                       

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: Волшебный чеснок

Автор: Бабкина Екатерина

Ученица  2  «а» класса

Руководитель:

учитель начальных классов

высшей категории Бембеева Б.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 Основная часть ………………………………………… 5

1.1 История появления чеснока …………………………… 5

1.2 Польза чеснока………………………………………….. 6

1.3 Интервью………………………………………………… 6

ГЛАВА 2 Практическая часть работы…………………………… 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 10

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………. 11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Сезонные инфекционные заболевания, к сожалению, стали неотъемлемой частью нашей жизни. В осенне-зимний период гриппом или ОРВИ переболевает почти каждый. Болезни подстерегали человечество всегда.   В далекие времена, когда люди даже и не подозревали о существовании антибиотиков и противовирусных препаратов, на помощь приходил чеснок. Это неприхотливое растение спасло тысячи жизней!

В нашей школе в период эпидемий простудных заболеваний, на столах раскладывают тарелки с нарезанным чесноком. И бабушка мне говорит, что зимой нужно  в день съедать по дольке чеснока. Я решила сама проверить, обладает ли чеснок таким защитным свойством, которое может защитить человека от болезни.

Объект исследования

Овощная культура – чеснок.

Предмет – чеснок.

Гипотеза

Если чеснок обладает губительным действием на микробы, то его можно использовать в период простудных заболеваний.

Цель

Доказать на основе опыта, что чеснок обладает бактерицидным свойством, поэтому его можно использовать в профилактике и лечении простудных заболеваний.

Задачи

1.  Проведение опыта.

2. Изучение истории применения чеснока человеком.

3.Опрос учащихся начальной школы.

4. Беседа с учителем биологии

5.Интервью с медицинским работником школы.

6. Выяснение в чём заключаются его полезные свойства.

ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 История появления чеснока

Человек использовал чеснок с незапамятных времен. История его появления начинается с  четвертого тысячелетия до нашей эры. В Древнем Египте рабы на строительстве пирамид получали чеснок для защиты от инфекционных заболеваний. В рацион римских солдат также обязательно входил чеснок. В древнейших письменных источниках чеснок рекомендуется как средство против 61 вида болезней.

Одним из первых источников, которые содержат описание чеснока как лекарственного растения, является египетский папирус. Также чесноку приписывали свойство снимать усталость, повышать работоспособность и предупреждать возникновение у человека инфекционных заболеваний: чумы, холеры, брюшного тифа, туберкулеза.

Древние греки тоже любили чеснок активно его употребляли, но после употребления чеснока запрещалось посещать общественные места и особенно храмы. Полководцы в Древней Греции давали своим воинам перед сражением чеснок, позднее этот прием использовался и в Древнем Риме.

Чеснок попал в Россию в 9 веке из Византии. И за небольшое время завоевал любовь русского народа.

Чеснок обладает и магическим свойством. Существует древнее поверье, что чеснок появился на земле, когда в мире накопилось слишком много зла. Именно поэтому этот овощ имеет такой резкий вкус и запах. Он был послан человеку в качестве мощного средства обороны от разнообразных злых сил.

Широко известно, что любая нечисть не переносит ни вида, ни запаха чеснока. А потому считалось, чтобы защитить свой дом от нечистой силы, достаточно повесить в нем связку чесночных головок. Из чеснока часто изготавливали всевозможные талисманы, которые носили вожди племен и короли государств.

Чеснок с древних времён использовали как источник здоровья и защиту от болезней.

1.2 Опрос учащихся начальной школы.

Учащимся начальной школы были заданы вопросы: Как часто вы болеете простудными заболеваниями? Как часто вы принимаете в пищу чеснок? Знаете ли вы о полезных свойствах чеснока? Хотели бы вы узнать о полезных свойствах чеснока?

Изучив результаты анкетирования, я пришла  к выводу, что учащимся вопрос моего исследования интересен и актуален.

1.3 Польза чеснока

Я обратилась  к учителю биологии Дорджиевой Деляш Борисовне, которая рассказала мне о чесноке. Я узнала, что многие растения выделяют в воздух необычные вещества – фитонциды, в том числе и чеснок.  Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством обеззараживать воздух, т. е. губительно действовать на микроорганизмы. Впервые этот термин был предложен доктором биологических наук Токиным Борисом Петровичем. (от слияния др.-греч. φυτόν (растение) и лат. caedo (убиваю)) для токсичных летучих веществ некоторых растений, обладающих антимикробными свойствами (бактерицидов растительного происхождения). Токин заметил, что блюда «восточной кухни», приготовленные на базарах в условиях, не всегда соответствующих требованиям санитарии, не вызывали у людей вспышек кишечных инфекций. Он установил, что растительные продукты, используемые при приготовлении этих блюд в качестве пряностей, предохраняют их от порчи, а людей — от заражения заболеваниями. Фитонциды были обнаружены во многих растениях, а также в чесноке. Фитонциды чеснока обладают мощным бактерицидным действием. Эти вещества способны убивать многие виды бактерий в течение нескольких минут и даже секунд. Также в чесноке содержится огромное количество полезных веществ и микроэлементов. В его состав входят витамины С и В1, а также железо, хром, магний, бета-каротин. Чеснок обладает полезным свойством, так как обладает бактерицидным действием и способен обеззараживать воздух.

1.4  Интервью

Чтобы выяснить, снижает ли чеснок заражение простудными заболеваниями, я взяла интервью у школьного медицинского работника :

Я: Как Вы считаете, чеснок обладает бактерицидным действием?

Медицинский работник: Да, обладает.

Я: Как Вы думаете, чеснок необходимо использовать для защиты организма в эпидемию простудных заболеваний?

Медицинский работник: Я считаю, что необходимо, так как он обладает губительным действием на многие микробы.

Я: Вы можете рассказать, как можно использовать чеснок для профилактики заражения простудными заболеваниями?

Медицинский работник:  в период подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом я бы порекомендовала носить мешочек с отверстиями с чесноком для профилактики заражения. Также в столовой разложены тарелки с нарезанным чесноком. По моим наблюдениям дети, которые употребляют в пищу, чеснок и вдыхают его запах, болеют реже.

После разговора со школьным медицинским работником,  я сделала вывод, что чеснок обладает защитным действием и снижает риск заражения простудными заболеваниями.

1.4 Загадки и пословицы о чесноке

Я собрала пословицы и загадки о чесноке, в этом мне помогли мои одноклассники. Пословицы и поговорки о чесноке

Лук с чесноком - родные братья.

Не ела душа чесноку, так и не воняет.

Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. (чеченская пословица)

Кто чесноку поел, сам скажется. (крымскотатарская пословица)

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).

Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)

Хлебал молоко, а отрыгается чесноком.

Честна чесноковина да луковица.

Загадки про чеснок

Много зубчиков-братишек,
Все живут под одной крышей.
Кто со мною очень дружен,
Доктор вовсе и не нужен.
Вас избавлю от болезней,
Ведь, ребята, я полезен.
Каждый искренне мне рад,
Ведь я луку младший брат.

Из кожурки тонкой, грубой,
Глядит ломтик белозубый,
Всех излечит, исцелит,
Как, приправа, удивит…
В землю осенью зароют,
Закалили, чтоб морозы,
Через год он подрастёт,
Острый вкус приобретёт!
Он кусает. Только вот,
Есть зубок! Но, где же рот?!
Белый носит сюртучок.
Это, верно...

Чем-то он на лук похож,
И для каждого пригож,
Запасу его я впрок
Столь полезный нам…

Резкий запах, горький вкус,
Человеку лучший друг,
Он микробы убивает,
Вкус приправам добавляет!

Есть для защиты вместо рук -
Зубастая головка.
Микробы вредные вокруг
Я истребляю ловко.
Кто со мною незнаком?
Называюсь…

Любит он от всех долой,
Скрыться в землю с головой,
Как поспеет – лист желтеет,
Может выкопать любой.
Как приправа, как лекарство,
Всех излечит это яство…

Сидит в земле дед,
Зубаст он креп,
Ноги вниз опустил,
Бороду вверх запустил!
Луку я родной братишка.
Я не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ешь меня и врач не нужен!
Хоть не очень-то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек
И зовут меня ...

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Чтобы доказать, обладает ли чеснок губительным действием на микробы, мы с учителем провели  опыт.

Для проведения опыта мы  взяли две  ёмкости, два варёных яйца, и две  стеклянные колбы

На дно емкости №1 поместили нарезанный чеснок. Сверху положили очищенное от скорлупы яйцо и плотно закрыли  колбой.

Аналогичные действия выполнили с емкостью под №2, за исключением того, что на дно не положили чеснок.

Обе ёмкости поставили в прохладное место.

Через два дня после начала проведения опыта на яйце во второй емкости появились желтые пятна. Это произошло потому, что в воздухе содержатся микробы и, питаясь веществами яйца, они начали размножаться. А в первой емкости яйцо оставалось белым.

Через неделю яйцо в емкости №2 испортилось, а в емкости №1 осталось без изменений. Это значит, что все микробы в этой емкости погибли под действием фитонцидов чеснока.

Наш  опыт доказал, что чеснок обладает бактерицидными свойствами, т. е. способен убивать болезнетворные микроорганизмы. Поэтому чеснок можно использовать в профилактике и лечении простудных заболеваний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая проект, я узнала, что чеснок с древних времён использовали как источник здоровья и защиту от болезней, он обладает полезным свойством, так как обладает бактерицидным действием и способен обеззараживать воздух и снижать риск заражения простудными заболеваниями.

Работая над проектом, я узнала  историю применения чеснока человеком, изучила, в чём заключаются его полезные свойства, взяла интервью у медицинского работника, провела опыт и наблюдение.

Работая над проектом, я научилась:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), информационных ресурсов сети Интернет;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- составлять мультимедийную презентацию;

В результате моей работы я занимательно провела  время и убедилась, что чеснок обладает губительным действием на микробы и его можно использовать для защиты в период простудных заболеваний. Гипотеза доказана.

Жизнь была бы не легка

У людей – без чеснока.

Как зелёный наш аптекарь,

Он для всех прекрасный лекарь.

Хоть и лечит он до слёз наше горлышко и нос!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  «Растительный мир нашей Родины» М.: Просвещение,1991

2.  Павлов . – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2005. – 128 с. Серия «Растения – целители от всех болезней».

3.  Интернет – ресурсы:

http://www. naromed. ru/ns_svoistva_chesnoka. htm

http://strana-sovetoff. ru/?p=4376

https://ru. wikipedia. org/wiki/Обсуждение:Чеснок

http://subscribe. ru/group/vinegret/8528080/

http://fb. ru/article/168875/fitontsid---eto-svoystva-fitontsidov-rasteniya-soderjaschie-fitontsidyi