Главные вкладки
Наука чудес и превращений
Внеурочная и урочная деятельность учащихся по химии обусловлена, прежде всего, познавательными мотивами и направлена на решение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность и индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговый контроль 11 класс | 116 КБ |
profil_11_klass.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 11 КЛАСС (итоговый контроль).
1.Структура и содержание работы.
Итоговая контрольная работа состоит из частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности. Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа и 4 задания - с кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом. К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан. В части 1 работы в заданиях представлены две разновидности заданий с кратким ответом: задания на установление соответствия и задания с множественным выбором. Ответ на них учащиеся записывают в виде набора цифр без пробелов.
В части 2 работы представлены задания с развернутым ответом, ответ на которое записываются учащимися самостоятельно в развернутой форме.
2. Время выполнения контрольной работы
Примерное время выполнения заданий части 1 задания 1-10 составляет: 1-2 минут.
Примерное время выполнения задания части 2 составляет 5-7 минут. На выполнение всей работы - 40 минут
3. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого с задания 1 части с номерами 1,2,3,4,5,10 работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.За задания 6,7,8,9 части 1 и 11 задание части 2 учащийся получает 2 балла за верное выполнение задания, за одну ошибку – 1 балл, при двух и более ошибок 0 баллов. В заданиях 2 части учащиеся получают от 0 до 3 баллов.
Задание 12. Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс. 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции. 3) Указано, кто окислитель, а кто восстановитель | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | 2 |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 13.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию задания 2 части | Балл |
Составлены правильно все уравнение реакции (указаны все коэффициенты). Составлено полное и сокращенное ионное уравнение | 5 |
В одном из уравнения допущена ошибка в коэффициентах или допущена ошибка в составлении ионных уравнениях | 4 |
В двух уравнениях допущены ошибки в коэффициентах или допущена 1 ошибка в уравнении и не записано ионное | 3 |
В уравнениях не указаны коэффициенты или допущены ошибки в составлении продуктов реакции трех уравнений. | 2 |
Из всех уравнений лишь одно записано верно | 1 |
Уравнения составлены неверно | 0 |
Задание 14. Решите задачу. Задание - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Балл |
1) Составлено уравнение реакции. 2) Рассчитаны масса и количество вещества в растворе. 3) Определён объём или масса требуемого продукта реакции или исходного вещества | |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | 3 |
Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше | 2 |
Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й) | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу
«2» | «3» | «4» | «5» |
Менее 10 | 10-16 | 17-21 | 22-25 |
Итоговая контрольная работа 11 класс
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
- Bi 2) N 3) Br 4) P 5) Cl
- Определите атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np5.
- Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке ослабления неметаллических свойств.
- Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять степень окисления +7.
- Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная связь
а) NaHCO3 б) H2O в) NH3 г) Ca3(PO4)2 д) PCl5
- Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит.
Название вещества | Класс/группа |
а) гидроксид кальция б) дигидрофосфат натрия в) оксид азота (V) | 1) соль кислая 2) оксид основный 3) оксид кислотный 4) основание |
- Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления азота в ней.
Схема реакции | Изменение степени окисления азота |
а) NH4Cl + CuO = CuCl2 + H2O + N2 + Cu б) HNO3(разб.) + Pb = Pb (NO3)2 + H2O + NO в) NH3 + O2 = NO +H2O | 1) от -3 до +2 2) от +5 до +4 3) от 0 до +5 4) от +5 до +2 5) от -3 до 0 |
- Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.
Название соли | Отношение к гидролизу |
а) бромид натрия б) фосфат калия в) хлорид натрия г) сульфид алюминия | 1) гидролиз по катиону 2) гидролиз по аниону 3) гидролиз по катиону и аниону 4) гидролизу не подвергается |
- Установите соответствие между формулой вещества и продуктами, образующимися при электролизе водного раствора этого вещества на инертных электродах.
Формула вещества | Продукты электролиза |
а) Na2S б) Na3PO4 в) CuBr2 г) AlBr3 | 1) Cu, Br2 2) Cu, O2 3) H2, S 4) H2, O2 5) H2, Br2 6) Al, Br2 |
- Установите соответствие между уравнением реакции и направлением смещения положения химического равновесия при увеличении давления.
Уравнение реакции | Направление смещения химического равновесия |
а) 2H2(г) + O2(г) = 2H2O + Q б) Fe2O3(тв.) + 3CO(г) = 2Fe(тв.) + 3CO2 - Q в) N2(г) + 3H2(г) = 2NH3(г) + Q г) CO(г) + 2H2(г) = CH3OH(г) + Q | 1) смещается в сторону продуктов реакции 2) смещается в сторону исходных веществ 3) не происходит смещения равновесия |
- Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два типа реакций, к которым можно отнести взаимодействие меди с хлоридом железа (III).
а) необратимая г) гетерогенная
б) каталитическая д) замещения
в) обратимая
Часть 2
11. К 285 г. Раствора сульфата натрия с массовой долей соли 20 % добавили 50 г этой же соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ запишите с точностью до десятых в %.
12. Расставьте в уравнении коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Na2SO3 + KMnO4 + H2SO4 = Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
13. Осуществите превращения:
С CO CO2 KHCO3 CO2 CaCO3 CO2
14. Какая масса 25 %-ной соляной кислоты потребуется для растворения 20 грамм оксида меди (II)?
Итоговая контрольная работа 11 класс
ВАРИАНТ 2
Для выполнения заданий 1-3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1-3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) I 2) N 3) Br 4) P 5) Cl
1. Определите атомы каких из указанных в ряду элементов имеют электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня ns2np3.
- Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в главной подгруппе одной группы. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания электроотрицательности.
- Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые могут проявлять степень окисления
-3.
- Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ковалентная химическая связь
а) K2O г) SiO2
б) CrO3 д) SO2
в) BaCl2
- Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит
Формула вещества | Класс/группа |
а) CO б) HMnO4 в) CO2 | 1) средняя соль 2) кислота 3) оксид несолеобразующий 4) оксид кислотный |
- Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя в ней.
Уравнение реакции | Изменение степени окисления восстановителя |
а) 2NH3 + 2Na = 2NaNH2 + H2 б) H2S + 2Na = Na2S + H2 в) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O | 1) от +2 до 0 2) от -3 до 0 3) от 0 до -2 4) от -2 до +4 5) от 0 до +1 |
- Установите соответствие между названием соли и её отношением к гидролизу.
Название соли | Реакция среды |
а) хлорид меди (II) б) сульфид натрия в) нитрат цинка г) нитрат калия | 1) гидролизуется по катиону 2) гидролизуется по аниону 3) гидролизуется по катиону и аниону 4) гидролизу не подвергается |
- Установите соответствие между формулой соли и продуктами, образующимися на инертных электродах при электролизе водного раствора этой соли.
Формула соли | Продукты электролиза |
а) CuSO4 б) AgNO3 в) K2S г) KBr | 1) водород, кислород 2) водород, галоген 3) металл, кислород 4) металл, галоген 5) водород, сера |
- Установите соответствие между уравнением реакции и направлением смещения положения химического равновесия при одновременном уменьшении давления и повышении температуры.
Уравнение реакции | Направление смещения химического равновесия |
а) PCl3(г) + Cl2(г) = PCl5(тв) + Q б) H2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г) + Q в) 2NO2(г) = 2NO(г) + O2(г) - Q г) SO2(г) + NO2(г) = SO3(г) + NO(г) + Q | 1) смещается в сторону продуктов реакции 2) смещается в сторону исходных веществ 3) не происходит смещения равновесия |
10. Из предложенного перечня типов химических реакций выберите два типа реакций, к которым можно отнести реакцию получения аммиака из водорода и азота
а) необратимая г) обмена
б) каталитическая д) замещения
в) обратимая
11. К 200 г 10% -ного раствора поваренной соли добавили 50 г 20%-ного раствора той же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ запишите с точностью до целых в %.
12. Расставьте в уравнении коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
SO2 + Br2 + H2O = HBr + H2SO4
13. Осуществите превращения:
СuO Cu (NO3)2 Cu (OH)2 CuO CuCl2 Cu(NO3)2
14. К 370г раствора с массовой долей хлорида кальция 6% добавили избыток раствора карбоната калия. Определите массу выпавшего осадка.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по химии для учащихся 11-го класса (профильный уровень)
- Характеристика итоговой работы. Работа состоит из 2 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 включает 15 заданий с кратким ответом базового уровня сложности и 6 заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. Часть 2 включает 4 задания высокого уровня сложности, на которые надо дать полный ответ. Особенность заданий состоит в том, что каждое из них проверяет усвоение нескольких элементов содержания из различных разделов курса химии. При выполнении работы можно пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.
- Критерии оценивания работы
1 – 5, 9 – 14, 19 – 21 задания: 1 балл. Все варианты ответа указаны верно.
6 – 8, 15 – 17 задания: 2 балла, если все варианты ответа указаны верно; если учащийся допустил одну ошибку, то задание оценивается в 1 балл
22 задание: 2 балла. 1 балл – выбраны вещества и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции, 1 балл – составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель.
23 задание: 2 балла. 1 балл – выбраны вещества и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена. 1 балл – записаны полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
24 задание: 4 балла. По 1 баллу за каждое уравнение реакций.
25 задание: 4 балла. 1 балл правильно написаны уравнения реакций, соответствующих условию задания. 1 правильно произведены вычисления, в которых используются физические величины, заданные в условии задания, 1 балл продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчеты, 1 балл определена искомая физическая величина.
- Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу
«5» - 39 – 37 баллов «4» - 36 – 30 баллов «3» - 29 – 18 баллов «2» - менее 17 баллов
Итоговая контрольная работа по курсу 11 класса (профильный уровень)
Вариант 1. Часть 1
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду. 1) Cu 2) K 3) Ag 4) Se 5) S |
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое (ненулевое) количество d-электронов.
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в главных подгруппах. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их атомного радиуса.
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в сложных веществах способны проявлять отрицательную степень окисления.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества ионного строения, в которых присутствует связь, образованная по донорно-акцепторному механизму.
1) азотная кислота
2) хлорид аммония
3) тетрагидроксоцинкат калия
4) ацетат натрия
5) аммиак
5. Среди предложенных формул веществ, выберите:
А) кислотный оксид Б) основный оксид В) пероксид
1) P2O3 | 2) CO | 3) O2F2 |
4) KO2 | 5) N2O | 6) MnO2 |
7) ZnO | 8) BaO2 | 9) CrO |
6. К одной из пробирок, содержащих раствор гидроксида бария, добавили раствор соли Х, а к другой – раствор сильной кислоты Y. В результате в первой пробирке наблюдалось выпадение в осадок соли, а во второй реакция протекала без видимых признаков. Определите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) CuCl2 2) H2SO4 3) HI 4) Ba(H2PO4)2 5) HNO2
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) SO2 1) K2CO3, HCl р-р, H2
Б) Fe2O3 2) CO2, HCl, H2O
В) Cu 3) Cl2, P, SiCl4
Г) NaOH 4) H2SO4, O2, AgNO3 5) HNO3, H2O, H2S
8. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) HCl + KHSO3 → 1) KCl + H2S
Б) KCl + H2SO4 (конц) → 2) KCl + H2S + H2O
В) HCl + KHS → 3) KCl + SO2 + H2O
Г) HCl + K2S → 4) Cl2 + KHSO4 + SO2 + H2O
5) HCl + KHSO4 6) KCl + SO3 + H2O
X Y
9. Задана следующая схема превращений веществ: NH4Cl → NH3 → NO.
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) Ca(OH)2 2) H2O 3) O2, t 4) H2SO4 5) O2, кат.
10. Из предложенного перечня выберите все окислительно-восстановительные реакции.
1) разложение гидроксида меди (II)
2) пиролиз метана
3) электролиз раствора хлорида калия
4) сгорание фосфора в хлоре
5) гидратация оксида серы (VI)
11. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите все воздействия, которые приводят к увеличению скорости реакции конверсии метана.
1) повышение давления
2) понижение концентрации метана
3) увеличение температуры
4) добавление ингибитора 5
5) увеличение объема реакционного сосуда
12. Установите соответствие между уравнением реакции и степенью окисления восстановителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O | 1) 0 |
Б) 6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2 | 2) -2 |
В) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | 3) -1 |
4) +4 | |
5) +5 | |
6) +1 |
13. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза ее водного раствора, выделяющимися на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) Mg(ClO4)2 | 1) водород |
Б) ZnCl2 | 2) водород, металл |
В) CuBr2 | 3) галоген |
4) металл | |
5) водород, галоген |
14. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
Запишите номера веществ в порядке возрастания рН их водных растворов
1) иодоводородная кислота 2) хлорид аммония 3) аммиак 4) перхлорат бария
15.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) H2O(ж)+ Cl2(г) ⇌ HCl(р-р) + HClO(р-р) | 1) смещается в сторону прямой реакции |
Б) CH4(г)+ H2O(г) ⇌ CO(г) + 3H2(г) | 2) смещается в сторону обратной реакции |
В) H2O(г)+ C2H4 (г) ⇌ C2H5OH(г) | 3) не происходит смещения равновесия |
Г) 2H2 (г) + O2(г)⇌ 2H2O(г) |
16. В реактор постоянного объема поместили пары иода и водород. В результате протекания обратимой химической реакции I2 (г) + H2 (г) ⇆ 2HI (г) в системе установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесную концентрацию водорода (X) и исходную концентрацию иода (Y).
Реагент | I2 | H2 | HI |
Исходная концентрация (моль/л) | 10 | ||
Равновесная концентрация (моль/л) | 7 | 2 |
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 1 моль/л 2) 2 моль/л 3) 5 моль/л 4) 6 моль/л 5) 8 моль/л 6) 9 моль/л
17. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
A) Ba(HCO3)2 (р-р) и Li2CO3 (р-р) | 1) Na3PO4 |
Б) FeO и CuS | 2) KOH |
В) ZnSO4(р-р) и Mg(NO3)2 (р-р) | 3) HCl |
Г) CuBr2 (р-р) и CuF2 (р-р) | 4) LiNO3 |
5) AgI |
18. Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) фосфорная кислота | 1) производство волокон и бумаги |
Б) целлюлоза | 2) производство удобрений |
В) сода | 3) стекольная промышленность |
4) энергетика | |
19. Сколько граммов хлорида бария следует растворить в 114 г 7%-ного раствора этой соли, чтобы ее массовая доля стала равной 12%? Запишите число с точностью до десятых
20. В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2CO + O2 = 2CO2 + 565 кДж, выделилось 169,5 кДж теплоты. Вычислите массу полученного углекислого газа. Ответ запишите с точностью до десятых.
21. Определите массу меди, которую можно получить при восстановлении алюминием образца оксида меди (II) массой 638 г, если в указанном образце содержится 6% примеси. Запишите число с точностью до целых.
Часть 2
Для выполнения заданий 22, 23 используйте следующий перечень веществ: фосфат натрия, сульфид цинка, медь, азотная кислота, нитрат магния, оксид кальция. Допустимо использование водных растворов. |
22. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с выделением бурого газа и образованием бесцветного раствора. Запишите уравнение только одной реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
23. Из предложенного перечня веществ выберите две соли, вступающие друг с другом в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с использованием выбранных веществ.
24. Фосфат кальция прокалили с песком и углем. Образовавшееся простое вещество сожгли в недостатке кислорода, продукт реакции растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся бурый газ смешали с кислородом и пропустили через раствор гидроксида бария. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
25. При нагревании образца нитрата меди (II) массой 47 г часть вещества разложилась и выделилось 5,6 л (н.у.) смеси газов. К полученному остатку добавили 252 г 10%-ного раствора азотной кислоты. Определите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.
Итоговая контрольная работа по курсу 11 класса (профильный уровень) Вариант 2
Часть 1
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду. 1) Na 2) S 3) Al 4) O 5) Cr |
1. Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат одинаковое число s-электронов.
2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания восстановительных свойств образуемых ими простых веществ.
3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые в сложных веществах способны проявлять отрицательную степень окисления.
4. Из предложенного перечня выберите два вещества ионного строения, в которых присутствует ковалентная неполярная связь.
1) фосфат натрия 2) метилацетат 3) бензоат аммония
4) диэтиловый эфир 5) пероксид натрия
5. Среди предложенных формул веществ, выберите:
А) кислотный оксид Б) средняя соль В) кислота
1) угарный газ | 2) РН3 | 3) гипохлорит натрия |
4) PCl3 | 5) аммиак | 6) ВеO |
7) NaHS | 8) Mn2O7 | 9) H2Se |
6. К одной из пробирок с порошком оксида цинка, добавили слабый электролит Х, а к другой – раствор вещества Y. В результате в первой пробирке наблюдалось растворение твердого вещества, а во второй – произошла реакция, которую описывает сокращенное ионное уравнение: ZnO + 2H+ = Zn2+ + H2O. Определите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) HI 2) NH4Cl 3) NaHCO3 4) NaOH 5) HF
7. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) SO2 1) Na2CO3, HCl р-р, H2
Б) NaOH 2) CO2, HCl, H2O
В) Cu 3) Br2, P, SiCl4
Г) Fe2O3 4) H2SO4, O2, AgNO3 5) HNO3, H2O, H2S
8. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) HCl + KHSO3 → 1) HCl + KHSO4
Б) KCl + H2SO4 (конц) → 2) KCl + H2S + H2O
В) HCl + KHS → 3) KCl + SO2 + H2O
Г) HCl + K2S → 4) Cl2 + SO2 + KHSO4 + H2O
5) KCl + H2S 6) KCl + SO3 + H2O
X Y
9. Задана следующая схема превращений веществ: NH4Cl → NH3 → N2.
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) Ba(OH)2 2) H2O 3) O2, t 4) H2SO4 5) O2, кат.
10. Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие водорода с хлором.
1) гомогенная
2) замещения
3) экзотермическая
4) нейтрализации
5) ОВР
11. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите все воздействия, которые приводят к уменьшению скорости реакции конверсии метана.
1) уменьшение давления
2) понижение концентрации метана
3) увеличение температуры
4) добавление ингибитора
5) увеличение объема реакционного сосуда
12. Установите соответствие между уравнением реакции и степенью окисления окислителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O | 1) 0 |
Б) 6HCl + 2Al = 2AlCl3 + 3H2 | 2) -2 |
В) 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | 3) -1 |
4) +4 | |
5) +5 | |
6) +1 |
13. Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза ее водного раствора, выделяющимися на катоде: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) бромид лития | 1) водород, галоген |
Б) сульфат натрия | 2) галоген, металл |
В) хлорид алюминия | 3) водород, кислород |
4) металл, кислород |
14. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
Запишите номера веществ в порядке возрастания рН их водных растворов
1) сульфат натрия 2) нитрат железа (II) 3) сульфит калия 4) хлорная кислота
15.Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при уменьшении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) H2O(ж)+ Cl2(г) ⇌ HCl(р-р) + HClO(р-р) | 1) смещается в сторону прямой реакции |
Б) CH4(г)+ H2O(г) ⇌ CO(г) + 3H2(г) | 2) смещается в сторону обратной реакции |
В) H2O(г)+ C2H4 (г) ⇌ C2H5OH(г) | 3) не происходит смещения равновесия |
Г) 2H2 (г) + O2(г)⇌ 2H2O(г) |
16. В реактор постоянного объема поместили пары иода и водород. В результате протекания обратимой химической реакции I2 (г) + H2 (г) ⇆ 2HI (г) в системе установилось химическое равновесие. Используя данные, приведенные в таблице, определите равновесную концентрацию водорода (X) и исходную концентрацию иода (Y).
Реагент | I2 | H2 | HI |
Исходная концентрация (моль/л) | 10 | ||
Равновесная концентрация (моль/л) | 7 | 2 |
Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 1 моль/л 2) 2 моль/л 3) 5 моль/л
4) 6 моль/л 5) 8 моль/л 6) 9 моль/л
17. Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
A) Ca(HCO3)2 (р-р) и Li2CO3 (р-р) | 1) HCl |
Б) FeO и CuS | 2) KOH |
В) ZnSO4(р-р) и Mg(NO3)2 (р-р) | 3) K3PO4 |
Г) CuCl2 (р-р) и CuF2 (р-р) | 4) LiNO3 |
5) AgBr |
18. Установите соответствие между названием вещества и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) сода | 1) производство волокон и бумаги |
Б) целлюлоза | 2) производство удобрений |
В) аммиак | 3) стекольная промышленность |
4) энергетика | |
19. Вычислите массу воды, которую нужно добавить в 600 г 10%-ного раствора сульфата аммония для получения 3%-ного раствора. Запишите число с точностью до целых.
20. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2CO (г) + O2 (г) = 2CO2 (г)+ 565 кДж, выделилось 197,75 кДж теплоты. Вычислите массу полученного углекислого газа. Ответ запишите с точностью до десятых. ____________________________
21. Определите массу меди, которую можно получить при восстановлении алюминием образца оксида меди (II) массой 63,8 г, если в указанном образце содержится 6% примеси. Запишите число с точностью до целых.
Часть 2
Для выполнения заданий 22, 23 используйте следующий перечень веществ: ацетат кальция, сульфид меди (II), цинк, азотная кислота, сера, гидрокарбонат аммония. Допустимо использование водных растворов. |
22. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с выделением бурого газа и окрашенный раствор. Запишите уравнение только одной реакции с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
23. Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, между которыми протекает реакция ионного обмена. Осадок в ходе реакции не образуется. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с использованием выбранных веществ.
24. Фосфат кальция прокалили с песком и углем. Образовавшееся простое вещество сожгли в недостатке кислорода, продукт реакции растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся бурый газ пропустили через раствор гидроксида кальция. Остаток прокалили. Составьте уравнения четырех описанных реакций.
25. При нагревании образца нитрата меди (II) массой 47 г часть вещества разложилась и выделилось 5,6 л (н.у.) смеси газов. К полученному остатку добавили 252 г 10%-ного раствора азотной кислоты. Определите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.