Семинар «Система педагогической и психологической помощи одаренных детей и молодежи в г. Нефтеюганске»
Организация системы работы с одаренными детьми была представлена на городском уровне в 2014-2015 учебном году в рамках методического обьединения педагогов-психологов на базе МБОУ "Начальная школа №15"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 277.55 КБ |
rekomendatsii_po_organizatsii_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 17.31 КБ |
etapy_i_soderzhanie_deyatelnosti_s_odarennymi_uchashchimisya.docx | 18.78 КБ |
tehnologicheskaya_karta_raboty_s_odarennymi_detmi_dlya_pedagogov.docx | 19.04 КБ |
etapy_i_formy_raboty.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Семинар на тему:
«Система педагогической и психологической помощи одаренных детей и молодежи
в г. Нефтеюганске»
г. Нефтеюганск
Этапы семинара:
- Введение в понятие «одаренные дети».
- Этапы и содержание деятельности с одаренными учащимися.
- Выработка рекомендаций для учителей, работающих с одаренными детьми (работа в группах).
- Подведение итогов семинара.
- Введение в понятие «одаренные дети».
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с коллегами хотели бы осветить тему «Система педагогической и психологической помощи одаренным детям и молодежи». Я думаю, что каждый из вас работает по данному направлению. Возможно данный семинар поможет вам прояснить какие-то вопросы, на которые вы не могли найти ответа. Также мы хотим вас познакомить с особенностями работы с данной категорией детей на каждой ступени обучения.
Добиться успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Общая характеристика одаренности
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
- учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
- учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является
- отличная память,
- способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.
- Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями,
- имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова.
- У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
- Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания,
- упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.
- У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей;
- одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;
- кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.
- Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных решений». Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.
Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Цель нашего семинара
- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, их сопровождения в течение всего периода становления личности при обучении в школе.
-обеспечение психолого-педагогической подготовки педагогов, необходимой для успешного стимулирования и развития потенциально творческих возможностей одаренных и талантливых детей и молодежи.
- Этапы и содержание деятельности с одаренными учащимися
Цель | Реализация | |
Начальное звено | Обеспечить психологическую подготовку учителей к организации учебной и воспитательной работы с одаренными детьми. | 1.На этапе поступления в школу выявить не только готовность к обучению в школе, но и уровень творческих возможностей, личностные особенности. 2.Совместно разработать учебные материалы и определить методы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей. 3.Способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений 4.Совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в семье и школе. |
Среднее звено | Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации в различных видах творчества одаренных подростков | 1.Выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов в различных сферах деятельности с целью разработки индивидуальных маршрутов развития таланта и помощи в профессиональной ориентации 2.Организация по индивидуальным учебным программам в кружках и секциях по интересам |
Старшее звено | Развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. | Выявление данной категории детей по итогам олимпиад и конкурсов в различных областях науки, техники, литературы, искусства. Развитие и воспитание в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов |
Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся.
Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе (Л.В. Привалова МБОУ «Школа развития №24»)
В начальной школе по итогам диагностики и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети".
Психологическая помощь таких детей предполагает составление
индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка (см. приложение 5).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия:
- обучение в разных типах школ на соответствующем уровне,
- разнообразная внеклассная работа,
- индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
- своевременное применение различных видов тестирования;
- оценки способностей по успеваемости;
- участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
- заключение психолога;
- заключение экспертов в определенной деятельности;
- участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
- самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
- наблюдение родителей и представителей науки.
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы:
1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2) ориентация на "среднего" ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических групп, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
Особенности работы с одаренными детьми в среднем звене (В.Ю. Плеханов МБОУ «СОШ №5»)
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.
Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В школе применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
Особенности работы с одаренными детьми на старшем звене (Т.В. Морозова МБОУ «Школа развития №7»)
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего(о проф. ориентации).
- Выработка рекомендаций для учителей, работающих с одаренными детьми (работа в группах).
Уважаемые педагоги и коллеги, вы познакомились с понятием «одаренные дети», узнали основные характеристики данной категории учащихся, выяснили особенности работы с этими детьми на каждой ступени обучения. Мы предлагаем вам поделиться на группы, и каждая группа попробует выработать рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников, по работе с одаренными детьми. На это вам дается 10 минут.
Давайте заслушаем каждую группу и попробуем выработать общие рекомендации. (наиболее полные и охватывающие все особенности работы с одаренными детьми выносятся в общий список).
Спасибо большое за проведенную работу. Данные рекомендации будут отправлены в каждую школу, а также критерии выявления таких детей и технологическая карта по работе для педагогов.
- “Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.
- “Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997
- “Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
- “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
- “Продуктивное мышление, как основа обучаемости” Калмыкова З.И.
- Нестандартность мышления.
Одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов (например, А.С. Пушкин, которому тяжело давалась математика).
- Одержимость в определенной области знания.
Талантливый ребенок должен иметь положительную познавательную мотивацию и быть готовым к самостоятельной серьезной умственной нагрузке.
- Достижение высоких результатов в одной или более областях.
Участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
- Результаты педагогического наблюдения за характером действий
ребенка (любознательность, предрасположенность к усвоению языков, специфические познавательные способности, креативность и яркость фантазии).
Технологическая карта работы с одаренными детьми для педагогов
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение развивающего компонента, элементов опережения. |
Внеурочная деятельность | На занятиях в кружках | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей, для создания эталонов на основе понятий идеального конечного результата. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. | Олимпиады, турнир «Знаю, Мыслю, Действую», проектная деятельность, проектные задачи. |
Работа с родителями | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные. | Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании творческих групп, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных. |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации работы
с одаренными детьми:
- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
- Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
- Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
- Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
- На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:
- Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
- Преподавайте на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка». Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
- Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности обучения.
- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.
- Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
- Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
- Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.
- Стараться не перехваливать одаренного ребенка за какие-то индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми, что будет способствовать принятию одаренного ребенка в группе сверстников.
- Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Предварительный просмотр:
Этапы и содержание деятельности
с одаренными учащимися
Цель | Реализация | |
Начальное звено | Обеспечить психологическую подготовку учителей к организации учебной и воспитательной работы с одаренными детьми. | 1.На этапе поступления в школу выявить не только готовность к обучению в школе, но и уровень творческих возможностей, личностные особенности. 2.Совместно разработать учебные материалы и определить методы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей. 3.Способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений 4.Совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в семье и школе. |
Среднее звено | Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации в различных видах творчества одаренных подростков | 1.Выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов в различных сферах деятельности с целью разработки индивидуальных маршрутов развития таланта и помощи в профессиональной ориентации 2.Организация по индивидуальным учебным программам в кружках и секциях по интересам |
Старшее звено | Развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. | 1.Выявление данной категории детей по итогам олимпиад и конкурсов в различных областях науки, техники, литературы, искусства. 2.Развитие и воспитание в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта работы с одаренными детьми для педагогов
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение развивающего компонента, элементов опережения. |
Внеурочная деятельность | На занятиях в кружках | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей, для создания эталонов на основе понятий идеального конечного результата. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. | Олимпиады, турнир «Знаю, Мыслю, Действую», проектная деятельность, проектные задачи. |
Работа с родителями | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные. | Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании творческих групп, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных. |
Предварительный просмотр:
Этапы работы с одаренными и талантливыми детьми:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие творческих способностей на уроках;
- Развитие способностей во внеурочной деятельности;
- Создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
- Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
- Предоставление большей самостоятельности.
- Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
- Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио;
- Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- Консультирование по возникшей проблеме;
- Научные кружки, общества;
- Дискуссия;
- ТРИЗ;
- Игры: различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; игры А. Зака; ролевые игры;
- Индивидуальные творческие задания;
- Продуцирование.
- Проекты по различной тематике.