Семинар «Система педагогической и психологической помощи одаренных детей и молодежи в г. Нефтеюганске»

Организация системы работы с одаренными детьми была представлена на городском уровне в 2014-2015 учебном году в рамках методического обьединения педагогов-психологов на базе МБОУ "Начальная школа №15"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Герб%20Нефтеюганск%20small1

Семинар на тему:

«Система педагогической и психологической помощи одаренных детей и молодежи

в г. Нефтеюганске»

                                                           

книга

г. Нефтеюганск


Этапы семинара:

  1. Введение в понятие «одаренные дети».
  2. Этапы и содержание деятельности с одаренными учащимися.
  3. Выработка рекомендаций для учителей, работающих с одаренными детьми (работа в группах).
  4. Подведение итогов семинара.

  1. Введение в понятие «одаренные дети».

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с коллегами хотели бы осветить тему «Система педагогической и психологической помощи одаренным детям и молодежи». Я думаю, что каждый из вас работает по данному направлению. Возможно данный семинар поможет вам прояснить какие-то вопросы, на которые вы не могли найти ответа. Также мы хотим вас познакомить с особенностями работы с данной категорией детей на каждой ступени обучения.

Добиться успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Общая характеристика одаренности

        В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:

  1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
  2. учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является

  • отличная память,
  • способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.
  • Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями,
  • имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова.
  • У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
  • Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания,
  • упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.
  • У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей;
  • одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;
  • кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.
  • Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных решений». Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.

Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Цель нашего семинара

- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, их сопровождения в течение всего периода становления личности при обучении в школе.

-обеспечение психолого-педагогической подготовки педагогов, необходимой для успешного стимулирования и развития потенциально творческих возможностей одаренных и талантливых детей и молодежи.

       

  1. Этапы и содержание деятельности с одаренными учащимися

Цель

Реализация

Начальное звено

Обеспечить психологическую подготовку учителей к организации учебной и воспитательной работы с одаренными детьми.

1.На этапе поступления в школу выявить не только готовность к обучению в школе, но и уровень творческих возможностей, личностные особенности.

2.Совместно разработать учебные материалы и определить методы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей.

3.Способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений

4.Совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в семье и школе.

Среднее звено

Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации в различных видах творчества одаренных подростков

1.Выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов в различных сферах деятельности с целью разработки индивидуальных маршрутов развития таланта и помощи в профессиональной ориентации

2.Организация по индивидуальным учебным программам в кружках и секциях по интересам

Старшее звено

Развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Выявление данной категории детей по итогам олимпиад и конкурсов в различных областях науки, техники, литературы, искусства.

Развитие и воспитание в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов

Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся.

Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе (Л.В. Привалова МБОУ «Школа развития №24»)

 В начальной  школе по итогам диагностики и  наблюдениям учителей   формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети".

Психологическая помощь  таких   детей  предполагает   составление 

индивидуального  маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно  всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости  проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Пакет методик  подбирается с учетом индивидуальности ребенка (см. приложение 5).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей,  учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия:

  1. обучение в разных типах школ на соответствующем уровне,
  2. разнообразная внеклассная работа,
  3. индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.

При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

В то же время эффективность  развития познавательной деятельности нивелируют  следующие негативные факторы:

1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;

2)  ориентация на "среднего" ученика;

3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;

4) недооценка законов творчества учителями;

5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;

6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;

8) излишняя унификация программ.

Для развития    дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством,  анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме)   одаренных детей  надо активно вовлекать  в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических групп, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы  дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные  идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. 

При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание  на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами   (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей  в признании и оценке  успехов  учащегося.     

Особенности работы с одаренными детьми в среднем звене (В.Ю. Плеханов МБОУ «СОШ №5»)

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности.     Значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.  

Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

В школе применяются такие формы работы,  как создание групп по интересам (ответственные  педагоги  отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим  психологу важно быть готовым предоставить  информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка  учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации  в новых социальных ситуациях,  т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции  психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом,   формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями  способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации  потенциальных возможностей ребенка.

Особенности работы с одаренными детьми на старшем звене (Т.В. Морозова  МБОУ «Школа развития №7»)

В старшей школе особую  значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего(о проф. ориентации).

  1. Выработка рекомендаций для учителей, работающих с одаренными детьми (работа в группах).

Уважаемые педагоги и коллеги, вы познакомились с понятием «одаренные дети», узнали основные характеристики данной категории учащихся, выяснили особенности работы с этими детьми на каждой ступени обучения. Мы предлагаем вам поделиться на группы,   и каждая группа попробует выработать рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников, по работе с одаренными детьми. На это вам дается 10 минут.

Давайте заслушаем каждую группу и попробуем выработать общие рекомендации. (наиболее полные и охватывающие все особенности работы с одаренными детьми выносятся в общий список).

Спасибо большое за проведенную работу.  Данные рекомендации будут отправлены в каждую школу, а также критерии выявления таких детей и технологическая карта по работе для педагогов.

  1. Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.
  2. “Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997
  3. “Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
  4. “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
  5. “Продуктивное мышление, как основа обучаемости” Калмыкова З.И.

  • Нестандартность мышления.

Одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов (например, А.С. Пушкин, которому тяжело давалась математика).

  • Одержимость в определенной области знания.

Талантливый ребенок должен иметь положительную познавательную мотивацию и быть готовым к  самостоятельной серьезной умственной нагрузке.

  • Достижение высоких результатов в одной или более областях.

Участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, смотрах.

  • Результаты педагогического наблюдения за характером действий

ребенка (любознательность, предрасположенность к усвоению языков, специфические познавательные способности, креативность и яркость фантазии).

Технологическая  карта работы с одаренными детьми для педагогов  

Виды работ

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

Для развития творческих способностей, для  формирования мотивации к обучению.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Пересмотр содержания в соответствии

 с потребностями учащихся. Включение

нестандартных дифференцированных заданий.

 Введение развивающего компонента, элементов опережения.

Внеурочная деятельность

На занятиях в кружках

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей, для создания эталонов на основе понятий идеального конечного результата.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности.

Олимпиады, турнир «Знаю, Мыслю, Действую», проектная деятельность, проектные задачи.

Работа с родителями

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные.

Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих

 заданий, участие в совместном заседании

творческих групп, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации работы

с одаренными детьми:

  1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  2. Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  3. Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
  4. Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  5. На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:
  6. Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  7. Преподавайте на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка». Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  9. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности обучения.
  10. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.
  11. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  12. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  13. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  14. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  15. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  16. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
  17. Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.
  18. Стараться не перехваливать одаренного ребенка за какие-то индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми, что будет способствовать принятию одаренного ребенка в группе сверстников.
  19. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.



Предварительный просмотр:

Этапы и содержание деятельности

с одаренными учащимися

Цель

Реализация

Начальное звено

Обеспечить психологическую подготовку учителей к организации учебной и воспитательной работы с одаренными детьми.

1.На этапе поступления в школу выявить не только готовность к обучению в школе, но и уровень творческих возможностей, личностные особенности.

2.Совместно разработать учебные материалы и определить методы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей.

3.Способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений

4.Совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в семье и школе.

Среднее звено

Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации в различных видах творчества одаренных подростков

1.Выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов в различных сферах деятельности с целью разработки индивидуальных маршрутов развития таланта и помощи в профессиональной ориентации

2.Организация по индивидуальным учебным программам в кружках и секциях по интересам

Старшее звено

Развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

1.Выявление данной категории детей по итогам олимпиад и конкурсов в различных областях науки, техники, литературы, искусства.

2.Развитие и воспитание в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта работы с одаренными детьми для педагогов

Виды работ

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

Для развития творческих способностей, для  формирования мотивации к обучению.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Пересмотр содержания в соответствии

 с потребностями учащихся. Включение

нестандартных дифференцированных заданий.

 Введение развивающего компонента, элементов опережения.

Внеурочная деятельность

На занятиях в кружках

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей, для создания эталонов на основе понятий идеального конечного результата.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности.

Олимпиады, турнир «Знаю, Мыслю, Действую», проектная деятельность, проектные задачи.

Работа с родителями

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные.

Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих

 заданий, участие в совместном заседании

творческих групп, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных.



Предварительный просмотр:

Этапы работы с одаренными и талантливыми детьми:

  • Выявление одаренных детей;
  • Развитие творческих способностей на уроках;
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности;
  • Создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
  • Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
  • Предоставление большей самостоятельности.
  • Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
  • Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.

Формы работы с одаренными детьми

  1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике

элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  1. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  2. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  3. Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  4. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  5. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  6. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  7. Создание детских портфолио;
  8. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  9. Консультирование по возникшей проблеме;
  10. Научные кружки, общества;
  11. Дискуссия;
  12. ТРИЗ;
  13. Игры: различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; игры А. Зака; ролевые игры;
  14. Индивидуальные творческие задания;
  15. Продуцирование.
  16. Проекты по различной тематике.