Индивидуальные маршруты для ребенка- инвалида, для ребенка с ОВЗ
Организация коррекционно-развивающей деятельности с ребенком- инвалидом с ребенком ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_pedagoga.docx | 33.88 КБ |
deyatelnost_pedagoga1.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога - психолога
Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка.
Задачи:
- сохранять психологическое здоровье обучающегося;
- диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений;
- разработать и реализовать индивидуальные психокоррекционные занятия;
- организовать консультационную работу с родителями и педагогами;
- организовать психологическую помощь воспитаннику в период адаптации;
- участвовать в работе психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ.
Основные виды деятельности:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская деятельность;
- организационно-методическая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка.
Направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных качеств воспитанника.
№ п.п | Задачи | Содержание деятельности | Сроки проведения |
1. | Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк Анализ рекомендаций ПМПК . | В течение года |
2. | Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения. Коррекция зрительного восприятия. Коррекция речевого развития. | Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | В течение года согласно графику работы |
3. | Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | Индивидуальные консультации | В течениегода |
4. |
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
№ | Задачи | Содержание деятельности в учреждении | Сроки проведения |
1 | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. | Определение стратегии сопровождения воспитанника. | В течение года |
3 | Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. | Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК | В течение года |
4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья;
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Сроки проведения |
Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Зрительное восприятие | ||
Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | «Подбери по цвету» «Найди такого же цвета» «Подбери домик для игрушки» «Собери букет» «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…» «Какого цвета колечко?» «Назови цвет каждой из улиток» | сентябрь – январь | |
Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) | «Найди такую же фигуру» «Каждую фигуру на свое место» «Коробка форм» «Мебель для кукол» «Покажи круг, квадрат…» «Подбери предмет такой же формы» «Что похоже на квадрат? круг?» | ||
Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий) | «Матрешки» (разбери и собери) «Разбери пуговки» ( по величине) «Расставь всех матрешек по росту» «Строим лесенку» (палочки Кьюзера) | ||
Слуховое восприятие | |||
Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток) | «Угадай, что звучит?» | декабрь - май | |
Тактильное восприятие | |||
Развивать тактильное восприятие | «Чудесный мешочек» «Найди кубик, шарик…» | декабрь - май | |
Пространственное восприятие | |||
Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко) | «Мячик – далеко, а машинка… – близко» «Кукла – высоко, а мишка…- низко» «Что где расположено?» | декабрь - май | |
Пространство времени Развивать пространство времени | «Скажи, где кубик», «Что где расположено» «Назови части суток по картинкам» | ||
Развитие внимания | Развивать объем внимания | «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» | февраль-май |
Развивать концентрацию внимания | «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую же» «Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки» «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке» | ||
Развивать устойчивость внимания | «Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт) «Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт) | ||
Развитие памяти | Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука) | «Запомни слова» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» | март-май |
Развивать зрительную память (4-5 предметов) | «Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?» | ||
Развитие мышления | Развивать обобщение/конкретизация | «Чей домик?» «Покажи овощи…фрукты…грибы» «Назови одним словом» | октябрь – январь |
Развивать синтез | «Разрезные картинки» «Собери картинку» (посуда) «Кубики с картинками 4 – 6 кубиков» | ||
Развивать анализ | «Чего не хватает у каждого предмета» «Что лишнее?» «Четвертый лишний» «Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи» | февраль- май | |
Развивать сравнение | «Найди отличия» | ||
Развивать систематизацию | «Подбери заплатки к коврикам» «Пустой квадрат» | ||
Развитие воображения | Развивать репродуктивное воображение | «Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей» | январь – февраль март апрель |
Развитие тонкой моторики рук | Развивать тонкую моторику | Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук «Пластилинография» «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки» «Помоги Гномикам нарисовать узоры» | ежедневно ноябрь-декабрь январь-март февраль - март апрель май |
Импрессивная речь | |||
Развитие речи | Развивать лексические категории
| «Покажи у мишки голову, лапы.уши…» «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…» «Возьми стул, куклу…» «Назови, что покажу» «Покажи на картинках: Игрушки Посуду Одежду Животных «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет» «Принеси мне мишку» «Принеси большой мяч» «Найди и принеси зайчонка» | Октябрь - май |
Лексика | |||
| «Назови словом части тела, предмета» (по картинкам) «Назови предметы одним словом» (по картинкам) «Назови, кто это?» (дом. животные) «Назови, какого цвета» «Назови, какой формы» «Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый) «Скажи, где находиться» (в, на, под) | Октябрь - май |
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога-психолога
Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка - инвалида.
Задачи:
- Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком-инвалидом с аутистическим симптомокомплексом;
- Развитие навыков коммуникабельности, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
Основные виды деятельности:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская деятельность;
- организационно-методическая работа.
Коррекционно-развивающая работа должна быть длительной и продуманной. направлена на вовлечение в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения..
Направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
№ п.п. | Задачи | Содержание деятельности | Сроки проведения |
1 | Установление контакта ребенком – инвалидом | Установление контакта с ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Здесь стоит конкретная задача -преодоление страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. | Ноябрь |
2 | Обследование нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении ребенка с аутистическим симптомокомплексом. | Проведение углубленного диагностического обследования | Ноябрь Январь Май |
3 | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника. | Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. | В течение учебного года
|
4 | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. | Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк | В течение учебного года |
6. | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. | Проведение повторного обследования, выявление динамики развития обучающегося. | Январь Май |
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию нарушений в психическом развитии ребенка - инвалида в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных качеств воспитанника.
№ п.п | Задачи | Содержание деятельности | Сроки проведения |
1. | Выбор оптимальных для развития ребёнка – инвалида коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк Анализ рекомендаций ПМПК . | В течение года |
2. | Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка, настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Коррекция зрительного восприятия. Коррекция речевого развития. | Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | В течениегода согласно графику работы |
3. | Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | Индивидуальные консультации специалистов. | В течение года |
№ | Задачи | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком - инвалидом | Определение стратегии сопровождения воспитанника. | В течение года |
3 | Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка –инвалида. | Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК | В течение года |
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка -инвалида и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося.
4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с ребенком-инвалидом;
взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка -инвалида
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Сроки проведения |
Установление контакта ребенком – инвалидом с аутистическим симптомокоплексом | Формирование эмоционального контакта | «Ручки» «Ладушки» «Чудесный мешочек» «Найди кубик, шарик…» «Солнечные зайчики» «Цветы» | Ноябрь - январь |
Развитие активности | «Веселая зарядка» «Хвостики» «Расти-расти, цветочек» | Ноябрь-февраль | |
Развитие контактности | «Смешиваем краски» Игры с водой «Открывай - закрывай» «Вертушка» «Катись шарик» Игры с пластичными материалами | ||
Развитие тонкой моторики рук | Развивать тонкую моторику | Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук «Пластилинография» «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки» «Помоги Гномикам нарисовать узоры» | В течение года |
Развитие речи | Развивать лексические категории
| «Покажи у мишки голову, лапы.уши…» «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…» «Возьми стул, куклу…» «Назови, что покажу» «Покажи на картинках: Игрушки Посуду Одежду Животных «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет» «Принеси мне мишку» «Принеси большой мяч» «Найди и принеси зайчонка» | Февраль -май |
Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Зрительное восприятие | ||
Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | «Подбери по цвету» «Найди такого же цвета» «Подбери домик для игрушки» «Собери букет» «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…» «Какого цвета колечко?» «Назови цвет каждой из улиток» | Январь - май | |
Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) | «Найди такую же фигуру» «Каждую фигуру на свое место» «Коробка форм» «Мебель для кукол» «Покажи круг, квадрат…» «Подбери предмет такой же формы» «Что похоже на квадрат? круг?» | ||
Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий) | «Матрешки» (разбери и собери) «Разбери пуговки» ( по величине) «Расставь всех матрешек по росту» «Строим лесенку» (палочки Кьюзера) | ||
Слуховое восприятие | |||
Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток) | «Угадай, что звучит?» | декабрь - май | |
Тактильное восприятие | |||
Развивать тактильное восприятие | «Чудесный мешочек» «Найди кубик, шарик…» | декабрь - май | |
Пространственное восприятие | |||
Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко) | «Мячик – далеко, а машинка… – близко» «Кукла – высоко, а мишка…- низко» «Что где расположено?» | декабрь - май | |
Развитие внимания | Развивать объем внимания | «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти» | Март - май |
Развивать концентрацию внимания | «Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую же» «Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки» «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке» | ||
Развивать устойчивость внимания | «Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт) «Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт) |