Индивидуальные маршруты для ребенка- инвалида, для ребенка с ОВЗ

Организация коррекционно-развивающей деятельности с ребенком- инвалидом с ребенком  ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_pedagoga.docx33.88 КБ
Файл deyatelnost_pedagoga1.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога - психолога

Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка.

Задачи:

  • сохранять психологическое здоровье обучающегося;
  • диагностическое обследование эмоциональной  и познавательной сферы для выявления нарушений;
  • разработать и реализовать индивидуальные психокоррекционные занятия;
  • организовать консультационную работу с родителями и педагогами;
  • организовать психологическую помощь воспитаннику в период адаптации;
  • участвовать в работе психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ.

Основные виды деятельности:

  • диагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • просветительская деятельность;
  • организационно-методическая работа.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка.

Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки проведения

1

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Анализ причин трудностей адаптации.

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Сентябрь

2

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.            

Проведение углубленного диагностического обследования

Сентябрь

Январь

3

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

В течение учебного года

 

4

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

В течеии учебного года

5

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

В течении учебного года

6.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Апрель

Май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных  качеств воспитанника.

№ п.п

Задачи

Содержание деятельности

Сроки проведения

1.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК .

В течение года

2.

Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция речевого развития.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

В течение года согласно графику работы

3.

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные консультации

В течениегода

4.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.


Задачи

Содержание деятельности в учреждении

Сроки проведения

1

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Определение  стратегии сопровождения воспитанника.

В течение года

3

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация индивидуальных консультаций.

Подготовка и представление учащихся на ПМПК

В течение года

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья;


Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

сентябрь – январь

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Угадай, что звучит?»

декабрь - май

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

декабрь - май 

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

декабрь - май

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развитие внимания

Развивать объем внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

февраль-май

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развивать устойчивость внимания

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

Развитие памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

март-май

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

«Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

октябрь – январь

Развивать синтез

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

Развивать анализ

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

февраль- май

Развивать сравнение

«Найди отличия»

Развивать систематизацию

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

январь – февраль

март

апрель

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

ежедневно

ноябрь-декабрь

январь-март

февраль - март

апрель

май

Импрессивная речь

Развитие речи

Развивать лексические категории

  • понимание конкретных существительных

  • понимание обобщающих слов

  • понимание действий

  • понимание поручений (по речевой инструкции)

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

Октябрь - май

Лексика

  • развивать номинативный словарь

  • развивать атрибутивный словарь

  • антонимы

  • предлоги

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные)

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на, под)

Октябрь - май




Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-психолога

Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка - инвалида.

Задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком-инвалидом с аутистическим симптомокомплексом;
  2. Развитие навыков коммуникабельности, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  3. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  4. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

Основные виды деятельности:

  • диагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • просветительская деятельность;
  • организационно-методическая работа.

Коррекционно-развивающая работа должна быть длительной и продуманной. направлена на вовлечение в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения..

Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки проведения

1

Установление контакта ребенком – инвалидом

Установление контакта с ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Здесь  стоит конкретная задача -преодоление страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Ноябрь

2

Обследование  нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении ребенка с аутистическим симптомокомплексом.            

Проведение углубленного диагностического обследования

Ноябрь

Январь

Май  

3

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

В течение учебного года

 

4

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

В течение учебного года

6.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития обучающегося.

Январь

Май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию нарушений в психическом развитии ребенка - инвалида в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных  качеств воспитанника.

№ п.п

Задачи

Содержание деятельности

Сроки проведения

1.

Выбор оптимальных для развития ребёнка – инвалида  коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК .

В течение года

2.

Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка,  настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция речевого развития.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

В течениегода согласно графику работы

3.

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальные консультации специалистов.

В течение года

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

1

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком - инвалидом

Определение  стратегии сопровождения воспитанника.

В течение года

3

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка –инвалида.

Организация индивидуальных консультаций.

Подготовка и представление учащихся на ПМПК

В течение года

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка -инвалида и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося.


4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с ребенком-инвалидом;

взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду.


Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка -инвалида

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения

Установление контакта ребенком – инвалидом с аутистическим симптомокоплексом

Формирование эмоционального контакта

«Ручки»

«Ладушки»

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

«Солнечные зайчики»

«Цветы»

Ноябрь - январь

Развитие активности

«Веселая зарядка»

«Хвостики»

«Расти-расти, цветочек»

Ноябрь-февраль

Развитие контактности

«Смешиваем краски»

Игры с водой

«Открывай - закрывай»

«Вертушка»

«Катись шарик»

Игры с пластичными материалами

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

В течение года

Развитие речи

Развивать лексические категории

  • понимание конкретных существительных

  • понимание обобщающих слов

  • понимание действий

  • понимание поручений (по речевой инструкции)

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

Февраль -май

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

Январь - май

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Угадай, что звучит?»

декабрь - май

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

декабрь - май 

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

декабрь - май

Развитие внимания

Развивать объем внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

Март - май

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развивать устойчивость внимания

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)