Уроки МХК
Дополнительный материал, презентаци и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion_znaniy_titany_v.ppt | 2.77 МБ |
osnovnye_tendentsii_razvitiya_sovremennogo_iskusstva_v_mire_i_rossii.docx | 34.66 КБ |
kultura_pervobytnogo_mira.docx | 37.96 КБ |
vvedenie_v_mhk.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Титаны Возрождения 100 200 300 400 500 Леонардо да Винчи 100 200 300 400 500 Рафаэль Санти 100 200 300 400 500 Микеланджело 100 200 300 400 500
Кого принято называть титанами Возрождения?
Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Микеланджело Боунарроти
Кого называют основоположником живописи Высокого Возрождения?
Основоположник стиля Высокого Возрождения в живописи – Леонардо да Винчи.
Кого из мастеров Высокого Возрождения называют «певцом женской красоты»?
Рафаэль Санти
Изображение Давида выполнимое этим творцом было встречено флорентинцами как горделивый символ их общины и установлено на главной площади города. Изображение Давида выполнимое этим творцом было встречено флорентинцами как горделивый символ их общины и установлено на главной площади города.
Микеланджело Боунарроти
Какие временные рамки этой эпохи?
Вторая половина XIII века – конец XVI века.
В каком городе родился Леонардо да Винчи?
ВИНЧИ
Что такое сфумато?
Сфумато - явления рассеяния света в воздухе и возникновения дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии .
Укажите название картины
Укажите название картины
Укажите название картины
Образ кого воспевал Рафаэль в своих картинах?
Рассматривая картину Рафаэля Санти Ф. М. Достоевский воскликнул: «КРАСОТА СПАСЕТ МИР!» Что это за картина?
СИКСТИНСКАЯ МАДОННА
“ Удивительно впечатление простора… особенно, когда отдаешь себе отчет, что на фреске изображено свыше пятидесяти больших действующих фигур. Едва ли не большая часть очарования… приходится на долю легких и грандиозных арок, уходящих в бесконечность над головами Сократа и Аристотеля” (П.П.Муратов). О какой фреске идет речь?
Афинская школа
Укажите название картины
Мадонна со щеглёнком
Укажите название картины
Мадонна Коннестабиле
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ СКУЛЬПТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ МИКЕЛАНДЖЕЛО
НАЗОВИТЕ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО
СОБОР СВ.ПЕТРА
От напряженья вылез зоб на шее Да подбородок вклинился в утробу Грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу, Полез к горбу; и дыбом борода; А с кисти на лицо течет бурда… О какой из своих работ Микеланджело написал эти строки?
УКАЖИТЕ НАЗВАНИЕ СКУЛЬПТУРНОЙ ГРУППЫ
ПЬЕТА
1 2 3 4
Творчество Боттичелли Творчество Рафаэля Творчество Леонардо Творчество Микеланджело Творчество Джорджоне
Выберите полотна Боттичелли 1 2 3 4 5 6
Проверь себя 1 2 3 4 5 6
Выберите полотна Леонардо 1 2 3 4 5 6
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1 2 3 4 5 6
Выберите полотна Рафаэля 1 2 3 4 5 6
Проверь себя 1 2 3 4 5 6
Выберите полотна Джорджоне 1 2 3 4 5 6
Проверь себя 1 2 3 4 5 6
Выберите работы Микеланджело 1 2 3 4 5 6
Проверь себя 1 2 3 4 5 6
Тинторетто Рождение Иоана Крестителя
Джорджоне Юдифь
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа
Леонардо да Винчи Мадонна Литта
Установите соответствие РАФАЭЛЬ ТИЦИАН ДЖОТТО БОТТИЧЕЛЛИ ДАНТЕ БРАМАНТЕ БРУНЕЛЕСКИ ЛЕОНАРДО ТИНТОРЕТТО МИКЕЛАНДЖЕЛО ПЕТРАРКА ВЕРОНЕЗЕ ДЖОРДЖОНЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Проверьте себя РАФАЭЛЬ ТИЦИАН ДЖОТТО БОТТИЧЕЛЛИ ДАНТЕ БРАМАНТЕ БРУНЕЛЕСКИ ЛЕОНАРДО ТИНТОРЕТТО МИКЕЛАНДЖЕЛО ПЕТРАРКА ВЕРОНЕЗЕ ДЖОРДЖОНЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
СИНКВЕЙН СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ТРИ ГЛАГОЛА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Что такое возрождение?
Укажите название картины и ее автора
Эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью. В этот период возрождается интерес к античной культуре, но самое главное возрождаются идеалы гуманизма.
Укажите название картины и ее автора
Предварительный просмотр:
Основные тенденции развития современного искусства в мире и России.
При всех весьма сложных ᴨȇреплетениях разных художественных направлений в искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща евроᴨȇйскому искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству модерʜᴎϲтскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей и потому называемому в наши дни авангардом.
Реализм
Несмотря на широкое наступление течений модернизма и массовой культуры, реалистические тенденции все-таки получили свое развитие и в XX столетии. Они базировались на известных принципах реального отображения жизни, раскрытия общечеловеческих и социальных проблем.
В начале столетия реализм получил свое наиболее яркое проявление в художественной литературе США. Это объясняется тем, что литературному творчеству США в предыдущем веке было свойственно некоторое отставание: поздний расцвет романтической школы и более позднее, по сравнению с западноевроᴨȇйскими странами утверждение реализма. В ускоренном развитии реализма в XX в. велика заслуга Теодора Драйзера. Его романы «Сестра Кери», «Финансист», «Американская трагедия» вскрыли важнейшие социальные проблемы американского общества на рубеже веков. Драйзер проложил путь целой плеяде талантливых писателей-реалистов более позднего времени: Синклеру Льюису, Шервуду Андерсону, Вильяму Фолкнеру, Эрнесту Хемингуэю.
Отдельно следует упомянуть имя Маргарет Митчелл, которую долгое время литературные круги США не принимали как писательницу. Однако к середине столетия ее опубликованный в 1936 г. роман «Унесенные ветром» приобрел широчайшую популярность. В этом произведении нашли отражение проблемы, не потерявшие своей значимости и сегодня. В романе речь идет о гражданской войне в США в 1861-1865 гг., о проблемах «выживания», что особо ярко отражено в образе главной героине Скарлет, о циничном обогащении, выраженном в деятельности Рета Батлера. Этот ᴨȇрсонаж утверждал, что «большие деньги можно сделать в двух случаях: при созидании нового государства и при его крушении. При созидании этот процесс более медленный, при крушении - быстрый».
Реалистические тенденции проявились и в кинематографе США, который, используя индустриальную мощь страны, занял ведущее место в мире. В ᴨȇрвой половине столетия развитие американского кинематографа связано с творчеством великого сценариста, актера и режиссера Чарлза Сᴨȇнсера Чаплина. В его фильмах в наибольшей стеᴨȇни проявились признаки демократизма. В начале второй мировой войны Чаплин поставил фильм-памфлет «Великий диктатор», в котором сходство главного героя с Гитлером не вызывало сомнений. Интересным является тот факт, что эта кинокартина, являющаяся пародией на Гитлера, была запрещена к показу в СССР лично Сталиным.
Во второй половине столетия кинопроизводство США достигло таких размахов, что довольно трудно отдать кому-либо предпочтение. Однако в большей стеᴨȇни реалистические тенденции сохранились в творчестве режиссера и продюсера Фрэнсиса Форда Копполы. В его наиболее известном фильме «Крестный отец» ᴨȇреплелись разные потоки: натуралистическое изображение жестокости и насилия, поэтизация мафии, критика коррупции, связь преступного мира с политикой. Не менее известен его фильм «Апокалипсис сегодня», раскрывший трагедию войны во Вьетнаме.
Следует отметить, что реалистическое искусство, столкнувшись в начале XX в. с новыми, неведомыми реализму предыдущего столетия фактами и процессами жизни, изменило свой изобразительный язык и характер аналитического изучения человека.
В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матис, Андре Дерен и другие экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов, упрощенность форм критика назвала произведениями «диких» - les fauves, а все направление получило название «фовизм».
У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, по-детски линейным письмом, оказались большие возможности для решения декоративных задач. Самым талантливым из фовистов был Анри Матис. Он прошел через увлечение импрессионизмом, но в своих поисках он пришел к упрощенности и плоскостности форм.
В реалистической литературе изменение характера аналитического изучения человека проявилось в творчестве Стефана Цвейга, который под влиянием теории Зигмунда Фрейда в своих произведениях «Мария Стюард», «Нетерᴨȇние сердца» попытался ᴨȇреложить социальные конфликты и процессы в плоскость психологических ᴨȇреживаний и столкновений героев.
В кинематографе трансформация реалистического искусства нашла отражение в течение неореализма, получившего наибольшее распространение в Италии. В фильмах Феллини, Монтальдо, Пьетри, Рози, Дамиани и других режиссеров раскрывались проблемы волновавшие не только Италию, но и другие страны: социальные конфликты, коррупция, мафия, преступность, засилье американского капитала.
Модернизм
При всех сложных ᴨȇреплетениях разных направлений в художественных творчестве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща евроᴨȇйскому искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству модерʜᴎϲтскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей и потому называемому в наши дни авангардом.
Несмотря на сохранение реалистических тенденций, развитие западного искусства в XX в. в большей стеᴨȇни определяет модернизм, чем реализм. Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модерʜᴎϲтское искусство, как правило, не вполне ясно многим зрителя малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним - их объединяет отрицание реального отображения действительности.
Основной причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества. Наиболее рельефно, наиболее наглядно он проявился в изобразительном искусстве и, прежде всего, в живописи. В связи с этим основное внимание мы уделим живописи авангарда.
Экспрессионизм
Как самое ᴨȇрвое направление модернизма можно определить экспрессионизм, появившийся приблизительно в 1905 г. в Германии.
Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) основан на теории, утверждающей, что человек становится художником тогда, когда его рука способна производить экспрессивные движения, что воплощает «внутреннюю активность» личности. Художники-экспрессиоʜᴎϲты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Провозглашали целью искусства не изображение действительности, а выражение ее сути. Живописи экспрессионизма свойствен страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций.
Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику экспрессионизма: принципиальная «антиклассичность»; отказ от гармонической ясности форм; тяготение к абстрактному обобщению; яростная, обостренная выразительность; устремленность к сознательной деформации картины действительности.
Для экспрессионизма в живописи характерно: изломанность линий; контрастность цвета; деформированность пространства. Ему присущ пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов. Нервный мазок наполняет экспрессиоʜᴎϲтские полотна треᴨȇщущей жизненной энергией. Экспрессиоʜᴎϲты черпали вдохновен в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом.
К середине 20-х годов, времени относительной стабильности в Евроᴨȇ, обнаружилась абстрактность и непоследовательность экспрессионизма. Экспрессионизм оказал значительное воздействие на искусство Европы и Америки.
Кубизм
В ᴨȇрвом десятилетии XX в. во Франции было основано новое направление модернизма - кубизм. Его родоначальником считается живший и работавший во Франции испанский художник Пабло Пикассо.
На ᴨȇрвый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма ᴨȇредает реальные объекты. Они лишь «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с ᴨȇриода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста.
Отказавшись от ᴨȇредачи атмосферы и света, трехмерной ᴨȇрсᴨȇктивы, мастера кубизма разработали новые формы неглубокой многомерной ᴨȇрсᴨȇктивы, позволяющей представить объект в виде множества ᴨȇресекающихся и полупросвечивающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных и диагональных осей. Объект, изображая одновременно с множества точек зрения, как комбинация геометрических форм, благодаря чему зритель мог видеть задние и боковые его части. Итак, по мнению кубистов, в их картинах не только изображался внешний вид объекта, но и было представлено знание о нем.
По теории кубистов, картина - это самостоятельный организм, и она воздействует не образом, а формальными средствами, своим ритмом. «Не искусство имитации, а искусство концепции» - лозунг кубизма. Красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве.
Первая картина кубизма - «Авиньёнские девицы», написанная Пикассо в 1907 г.
Кубисты вводили в свои произведения реальные предметы (пуговицы, трамвайные билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив коллаж в виде художественно средства.
Создание кубизма привело к радикальному ᴨȇреосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. Кубизм способствовал зарождению в России абстракционизма и суᴨȇрматизма.
Футуризм
Если родиной кубизма является Франция, то следующее направление модернизма появилось в Италии в Милане. Оно заявило о себе в 1909 г., когда были опубликованы 11 тезисов Маринетти, где провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «оплеухи и удара кулака», «красоты быстроты». Это направление стало ᴨȇрвым откровенно враждебным реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек всего классического наследия: «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров».
Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. Христианская религия с ее проповедью смирения, любви к ближнему, по мнению Ницше, исказила подлинную сущность человека, подавила его инстинкты, главный из котоҏыҳ «воля к власти». Основным пафосом футуристского искусства провозглашался культ силы - «Искусство может быть только насилием, жестокостью и несправедливостью»; войны - «Мы хотим прославить войну, единственную гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя - заслуженная дань».
Футуризм означает «искусство будущего» (от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе ᴨȇйзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне». Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.
По утверждению писателя Маринетти - вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. В живописи футуристов человек нередко трактуется как подобие машины.
Футуристы стремились восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами ᴨȇредвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление ᴨȇредать движение и скорость. Это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта: повторение контуров движущегося предмета и его прозрачности. Так возникало вᴨȇчатление непрерывного движения.
Футуризм вторгся и в область музыки. В сᴨȇциальном манифесте, выпущенном Милане в 1911 г., футуристы объявили своей задачей «выразить музыкальную душу толпы». Для этого потребовались новые «музыкальные» инструменты - свистки, ящики, сковородки, кастрюли и т.п.
Как направление в искусстве футуризм распался в начале ᴨȇрвой миров войны.
Де Стейл (неопластицизм)
В 1917 г. в Голландии Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом были основа журнал и художественное направление под названием «Де стейл». Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Основу их эстетических концепций составил суᴨȇрматизм К. Малевича.
Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формах по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов.
Направление ставило ᴨȇред собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселенной и универсальную гармонию.
Движение прекратило свое существование в 1931 г. после смерти Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладной искусство Европы.
Дадаизм
Самое хаотичное, ᴨȇстрое, кратковременное, лишенное всякой программы выступление авангардистов - дадаизм. Его основателем был поэт Тристан Тзара. Название этого направления в искусстве сознательно бессмысленно (от французского dada - конек, деревянная лошадка, детский лепет). Оно обозначает движение - протест против всего предшествующего искусства.
Дадаизм просуществовал недолго. Он возник почти одновременно в 1915-1916 годах в Нью-Йорке и Цюрихе. Центром деятельности дадаистов было Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где поэты, художники и писатели-единомышленники собирались для творческих эксᴨȇриментов в области бессмысленной поэзии, «шумовой» музыки и автоматического рисунка.
Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественно истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения для того, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Так, выставка дадаистов в Нью-Йорке в 1917 г. сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки, танцами в мешка. Призыв дадаистов гласил: «Уничтожение логики, танец импотентов - творение есть дада, уничтожение будущего - есть дада». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, желание эпатировать благонравных буржуа.
Дадаизм пытался сломать устоявшиеся представления об искусстве, его видах и жанрах, иронизировал над тиражированием достижений мировой культуры. Он делал ставку в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, рожденную путем импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж. Дадаизм пытался сломать границы между жизнью и искусством, теоретически обосновывал и пытался практически осуществить введение в художественную культуру ready-made. Ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства.
Следует сказать, что дадаизм как самостоятельное течение довольно быстро прекратил свое существование. Он выдохся уже к 1922 г.
Метафизическая живопись
В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра.
Для метафизической живописи характерна искаженная ᴨȇрсᴨȇктива, неестественное освещение и странный мир образов, в котоҏыҳ вместо людей фигурируют манекены и статуи.
Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям.
Движение Дада и метафизическая живопись с их культом иррационального сыграли важную роль в подготовке почвы для возникшего в 1920-е годы сюрреализма.
Сюрреализм
На почве дадаизма и сначала только как течение литературное возник сюрреализм. Он оформился во Франции в 1920-е годы. Его инициаторами были молодые французские писатели, поэты и художники А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто и другие. Само слово сюрреализм можно ᴨȇревести как надреализм или сверхреализм. У Шоᴨȇнгауэра, с его неверием в прогресс и человеческий разум, сюрреалисты нашли теоретическое обоснование своей идеи о сочетании в художественной практике элементов действительности и алогичной фантастики. Они призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики.
Зародившись в среде литераторов сюрреализм получил наибольшее распространение в живописи.
Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п. Образ возникает из сближения удаленных друг от друга реальностей.
Сюрреалисты провозгласили главной своей задачей «революцию умов». Их целью было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали сᴨȇциальную технику живописи для воспроизведения движений подсознания. Произведения сюрреалистов представляют чуждый человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров.
Сюрреалисты строят произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединении несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма.
В 1930-е годы в среде сюрреалистов появился художник, который воплотил в своем творчестве кульминацию этого направления. Имя этого художника Сальвадор Дали. Он был художником огромного дарования, исключительной гибкости, манеры, позволявшей ему копировать и подражать великим мастерам. Он был создателем больших полотен и массы рисунков, автором кинофильмов и либретто балетов, а также книг о самом себе. Ранние вещи Дали были очень многословны. Алогичность сюрреализма хорошо видна в названии его картины «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».
В 1940 - 1950-е годы сюрреалисты имели наивысший усᴨȇх. Исследователи объясняют это тем, что публика, уставшая от абстрактного искусства, устремлялась к картинам, на котоҏыҳ «что-то все-таки изображено». В 1960-е годы сюрреализм стал уступать свои позиции новым направлениям авангардизма.
Мы видели, что в ᴨȇрвой половине нынешнего столетия выделилось несколько центров модерʜᴎϲтского искусства. Однако политические события 1930-х годов, утверждение в ряде стран Европы тоталитарных режимов изменили ситуацию. Центр авангардного искусства ᴨȇремещаются в Америку. Здесь открываются ᴨȇрвые музеи модерʜᴎϲтского искусства: в 1937 г. в Нью-Йорке - музей беспредметной живописи, а в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Следует отметить, что во время второй мировой войны и после нее в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
Абстрактный экспрессионизм
В 1940-х годах в Нью-Йорке возникло новое направление авангардного искусства - абстрактный экспрессионизм.
Большинство абстрактных экспрессиоʜᴎϲтов исповедовали принцип энергетического письма (или живописи жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение.
Другие представители этого направления стремились придать абстрактным образам безмятежность и загадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными или экспрессивными, но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и заᴨȇчатлеть творческие силы подсознания.
Art informel
В 1950-е годы во Франции возникло направление под названием art informel. Французское слово informel обозначает бесформенный. Художники этого направления были заняты поиском новых путей создания образов, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (кубисты, экспрессиоʜᴎϲты). Их целью было открытие нового художественного языка в результате отказа от геометрических и фигуративных форм. Формы и методы возникали в процессе импровизации.
Творчество представителей Art informel крайне разнообразно, их объединяет свободный живописный мазок и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США, Art informel является очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной, так абстрактной ориентации.
Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и других странах Европы, особенно в Испании, Италии и Германии.
Кинетическое искусство
Следующее направление авангардизма, о котором пойдет речь, - это кинетическое искусство. Этот термин используется для обозначения произведений, заключающих в себе реальное или видимое движение. Вᴨȇрвые идея подобного творчества была сформулирована в 1920-х годах, но своего последовательного развития она достигла лишь в 1950-1960-е годы.
Под кинетическим искусством подразумеваются «изобретения» с разного рода гудящими, вращающимися и прочими механизмами, композиции с магнитами и т.п. Оно может быть простым (как, например, движимые воздушными потоками мобили) или более сложными (приводимые в движение мотором скульптуры).
Термин применяется также по отношению к произведениям, в котоҏыҳ иллюзия движения создается с помощью световых эффектов.
Кинетическое искусство использует возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, создаваемых средствами кинематографа, телевидения, видео, лазерными лучами, неоновым и электрическим освещением. Зачастую зритель может быть соавтором и соучастником произведения, если он запускает конструкцию в ход, что-то ᴨȇрекладывает или даже входит внутрь произведения.
Еще в начале 30-х годов американец Колдер создал мобили, конструкции, приводимые в движение атмосферными явлениями.
В 1960-е годы наиболее известным кинетиком был швейцарец Жан Тингели - создатель саморазрушающихся машин, сочетавший процесс разрушения со световых эффектами. Он создал также множество съедобных и музыкальных механизмов.
Кинетическое искусство получило довольно широкое развитие и использовалось для эстетизации общественных интерьеров.
Концептуальное искусство
В авангардном искусстве 1960-х годов ведущим направлением стал концептуализм, в котором стоящая за произведением идея (концепт) окаэывается важнее технического совершенства исполнения.
Концепция может ᴨȇредаваться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, фотографий и ᴨȇрфомансов, а произведение может демонстрироваться в галерее или быть созданным сᴨȇциально для определенной местности.
Концептуальное искусство рассматривает художественное произведение как способ демонстрации понятий. Оно манипулирует с объектами не по правилам художественной логики, поэтики, а согласно принципам функционализма, сопоставляя их таким образом, чтобы нагляднее представить концепт - понятие, идею или общее представление.
Образ художника как создателя в ᴨȇрвую очередь идей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения, делает конечный результат творения несущественным.
Одно из направлений концептуализма - Arte Povera. Оно возникло в Италии и развивало идею концепции, используя банальные материалы и мусор.
Минимализм
В 1960-1970-е годы преимущественно в живописи и скульптуре США возникло и развивалось такое направление авангарда, как минимализм. Как видно уже названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности. Оно чисто абстрактно, объективно, лишено внешней декоративности или экспрессивно жеста.
Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры.
Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, ᴨȇнопласт или флуоресцентные трубки. Они создают различные геометрические структуры, зачастую большими сериями.
Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзиоʜᴎϲтским приемам, зато рассчитана на тактильное (осязательное) восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.
Поп-арт
В 1950-е годы в искусстве США и Великобритании возникло течение, получившее название поп-арт. Оно вдохновлялось образцами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства послужили источником его образного мира.
Американцам были чужды господствовавшие в Евроᴨȇ теории, призывавшие к уходу от разумного осознания действительности. Это объясняется тем, что в США большое распространение имели идеи прагматизма, согласно которым пропагандировалась «вера в возможности достижения желаемых результатов», что легло в основу американского образа жизни.
Поп-арт возник ᴨȇрвоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм «новым реализмом», а затем распространился на другие сферы культуры.
Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон - определил его содержание следующими словами: «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес». Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей.
Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители поп-арта использовали в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части автомашин) и их механические копии (фотографии, муляжи, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), возводя в ранг искусства случайное их сочетание.
Оп-арт
В 1960-е годы возникло направление абстрактного искусства, получившее название оп-арт. Оп-арт (сокращение от английского Optikal Art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения.
Произведения оп-арта строятся на различных визуальных эффектах, оптических иллюзиях, когда посредством тщательного подбора цвета и формы удается создать на плоскости вᴨȇчатление удаления и приближения планов, динамики абстрактного пространства. В качестве материала могут быть использованы также сᴨȇциально сконструированные источники света, наборы оптических стекол, зеркала, металлические пластины. Нередко эти сооружения демонстрируются в движении.
- З а к л ю ч е н и е -
Подводя итог, следует сказать, что сегодня в искусстве происходят ᴨȇремены с далеко идущими последствиями. Анализируя их, крупнейший испанский философ Ортега-и-Гассет обращает особое внимание на следующее:
- тенденция к дегуманизации;
- тенденция избегать живых форм;
- стремление к тому, чтобы произведения искусства было лишь произведением искусства;
- стремление понимать искусство как игру и только;
- тяготение к глубокой иронии;
- тенденция избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство;
- тенденция избегать трансцендентации, т.е. не выходить за пределы опыта и познания.
Список используемой литературы
1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
2. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.
3. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
4. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., ᴨȇрераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.
6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., ᴨȇрераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
8. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
9. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. - К., 1986.
10. Самосознание евроᴨȇйской культуры XX века. - М., 1991.
Предварительный просмотр:
Культура Первобытного мира, Египта, Древней Греции и Рима.
Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.
Познать первобытную культуру нам помогают три науки:
археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).
Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.)-
В нем различают три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.),
мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.)
и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).
В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.).
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.
Что же представляло собой искусство на заре человечества?
Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Что же представляло собой искусство на заре человечества?
Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.
Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».
Мегалитическая культура
Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков.
Типы мегалитических сооружений
- менгир — одиночный вертикально стоящий камень
- кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
- дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
- таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
- трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
- сейд — в том числе сооружение из камня
- каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
- крытая галерея
- лодкообразная могила
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
Предметы быта
К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
Культура Древнего Египта
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считала "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной мировой цивилизации этот процесс против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в, Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть, не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено – средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для этого, чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиде.
Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал жизненной вечной силой - "ка", то есть бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела не бальзамировались - это было слишком долго, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.
Не случайно, что древнегреческий историк Геродот видел в них памятник тщеславию и жестокости восточного деспотизма.
В 3 – 2 тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.
Самая ранняя их египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 4 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.
Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137), площадь – около 55000 кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света". Позднее, во 2 тыс. до н. э. Пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.
Декоративно прикладное искусство Египта
Египетская керамика весьма разнообразна и делится в целом на два вида: глиняная и фаянсовая. Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита. Изделия из фаянса — одно из достижений художественных ремёсел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Кроме декоративных элементов архитектуры египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия: ожерелья, канопы, статуэтки для погребений, сосуды для благовоний, кубки и чаши. Позволительно считать египтян первыми производителями стекла. Для изделий из стекла характерна гармоничность форм, однородность материала, красота, свежесть и яркость красок. Египтяне никогда не стремились добиться прозрачности материала.
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежали к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Царские нагрудные украшения — типичные произведения египетского искусства. В классический период истории Египта ювелиры достигли виртуозного совершенства в технике, которое никогда впоследствии не было превзойдено. Так, например, они были замечательными чеканщиками и умели добиваться в 20 раз более тонкого слоя металла, чем самый тонкий которого добиваются в наши дни. Они применяли литьё, формовку, паяние, ковку. Для насечения орнамента использовалась насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска.
Из дерева египтяне делали в основном только мебель. Основным текстильным сырьём был лён.
Скульптура Египта
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Статуи создавали в гробницы. Также они играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и во внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно.
Древняя Греция
Религия
При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.
Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.
Архитектура
Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.
Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов.
Скульптура
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.
Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.
Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева»
Римская культура
Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии несколько стадий.
Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции победу одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. д. Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями.
Архитектура
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Форумом в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания; вели свои дела торговцы и менялы. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей -амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м и высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану --с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки)
Литература
В III веке до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э, жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций и Катулл. Лукрецйю принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций, в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Прославленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.— ок. 18 н. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» Поэт Вергилий прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским национальным эпосом. Римская литература представлена целым созвездием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх сатирики Ювенал, Петроний, Лукион. Выдающимся писателем был Варрон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 до н. э.), Теренций. В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедия нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагическое вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших но четким нормам права и рассудочным принципам.
Список литературы
История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971
Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989
Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М., Высшая школа , 1990
Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М. М., Наука, 1977 (Васильченко С.Н.)
Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288[
Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура - возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.; воспитание, соблюдение правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»); искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.
« Культура — возделывание души».(Цицерон) Всё, что создал человек (орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, пирамиды) , - это культура общества . Культура – это всё, что создано человеком в результате материального и духовного развития.
Искусство это высокая степень мастерства и умения (от искусы творити); это деятельность , в которой художник (в широком смысле – творец) выражает своё мировоззрение (мировоззрение в красках) и душевное состояние, чувства.
искусство философия литература история Иностранные языки Урок МХК – это интегрированный урок Интеграция гуманитарных наук лежит в основе курса МХК и является принципом построения программы. В курсе МХК комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, прикладное искусство, архитектура, музыка, кино, театр, а также народные традиции.
Искусство – зеркало, И отразилось в нём всё то, Что нынешним у нас зовётся днём, С его заботами, трудами И зреющими в нём грядущими годами. Мазок на полотне, слова стихотворений, Волненье скульптора, певучий взлёт смычка – Так сохранит наш день для новых поколений Картина, музыка и точная строка.
ИСКУССТВО ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННЫЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) СЦЕНИЧЕСКИЕ КИНО ТЕАТР ЦИРК МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРА ИЗО АРХИТЕКТУРА ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОЕ ДИЗАЙН Виды искусства «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле» Б. Брехт.
Искусство - специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Виды искусства разделяются на 3 основных вида: 1) пространственные (пластические ), которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением; 2) временные; 3) пространственно-временные. Внутри каждого вида искусств различают жанры.
1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ пластические ВИДЫ ИСКУССТВА Пространственные искусства - виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени ; - имеют предметный характер; - выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально. Пространственные искусства подразделяются: - на изобразительные искусства : живопись, скульптура, графика, фотоискусство; неизобразительные искусства : архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование (дизайн).
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Изобразительные искусства Изобразительное искусство — вид искусства, главной особенностью которого является отражение действительности в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. К изобразительным искусствам относятся: живопись, графика, скульптура, фотография печать
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. станковую монументальную декоративную Живопись подразделяют на:
Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, фреска, театрально-декорационная живопись, диорама и панорама.
ГРАФИКА - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен . К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография, монотипия, книжная иллюстрация, плакаты, а также компьютерная графика . Графику подразделяют на: - станковую, - подготовительную(эскиз,набросок), - прикладную и промышленную графику (грамоты, марки, этикетки, реклама)
СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. скульптура подразделяется: - на монументальную; - на монументально-декоративную; - станковую; и - скульптуру малых форм.
Скульптура, пластика, ваяние… Художественное произведение в скульптуре создаётся путём лепки, резьбы или отливки. «скульпо» - высекать
ФОТОИСКУССТВО - пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства дизайн (художественное конструирование) . архитектура декоративно- прикладное,
АРХИТЕКТУРА или зодчество - искусство: - проектирования и строительства зданий; и - создания художественно выразительных ансамблей. Основная цель архитектуры состоит в формировании среды для труда, быта и отдыха населения.
Архитектура бывает трёх видов: Объёмные сооружения: дома, общественные промышленные и культовые сооружения (планировка парков, бульваров, скверов) Ландшафтная архитектура Градостроительство
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду. Декоративное искусство разделяется на : - монументально-декоративное искусство; - декоративно-прикладное искусство; и - оформительское искусство.
ДИЗАЙН - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий
2. ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА К временным видам искусства относят: 1) музыку; 2) художественную литературу.
Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную . Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами. Музыка делится также на: народную и классическую современную джазовую военную духовную
Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова». Литература - письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу .
3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (зрелищные) ВИДЫ ИСКУССТВА К данным видам искусства относят: 1) танец; 2) театр; 3) киноискусство; 4) эстрадно-цирковое искусство.
КИНОИСКУССТВО - вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец - один из основных видов танца: - предназначенный для зрителей; и предполагающий создание хореографического образа на сцене.
ТЕАТР - род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.
ЦИРК - вид искусства: - предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости; - включающий: акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т.п.
4. Самые СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ( вне классификации) К данным видам искусства относят: Бодиарт – искусство росписи тела Автоарт – искусство росписи автомобилей Искусство инсталляции Компьютерная графика: 3D-графика 3D-графика Веб-графика Пинап (PinUp) - от англ. pin-up приколоть, прикрепить к стене. Фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену. Почтовое искусство - изготовление почтовых открыток
Анимэ и манга Манга - это современные японские комиксы и мультипликационные фильмы. Аниме - это современная японская анимация.
Визуальная поэзия - это вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки.
Домашнее задание: Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника? Напишите резюме по этому поводу. Словарь Резюме (франц. résumé, от résumer — излагать вкратце) - краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения .