Работа с одаренными детьми
Одно из главных направлений моей работы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, через урочную и внеурочную деятельность, включая работу НОУ «Асикта» - руководителем которой являюсь на протяжении двадцати лет и, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией и социальными партнёрами школы, родителями. Для развития творческих способностей учащихся важно: поддерживать и развивать интерес к предметам; формировать приемы продуктивной деятельности, используя практико – ориентированный подход к обучению для привития навыков исследовательской и проектной деятельности через сезонные выходы на экологические тропы ШЭПа «Юктэ» и на практических занятиях на природе; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); показывать практическую направленность знаний получаемых на уроках; учить мыслить перспективно, видеть роль и место современной географии и биологии в общечеловеческой культуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
на уроках биологии
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.
В своей работе с обучающимися, я придерживаюсь определенной системы, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к биологии;
- при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
- применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала обучающихся.
Методы работы с одаренными детьми:
Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- индивидуальные консультации;
- работа НОУ «Асикта»;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- предметные олимпиады;
- сезонные выходы на экологические тропы ШЭПа ;
- опытническая работа на учебно-опытном участке.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;
Внеурочная работа обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Для работы с одаренными обучающимися можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:
- задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные - роза».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
- расположение понятий от более частных к более общим;
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь –птица – домашние птицы – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]
- нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым. Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Дерево – кустарник
2. Вены – артерии
3. Корзинка – колос
4. Белок – крахмал
5. Кокки – бациллы.
- упражнение «перевод с русского на русский».
(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).
2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
- Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
- Вены- артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы.
- Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме.
- Вставить слова в текст.
- Решить задачу биологическую задачу.
Например:
А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?
Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
Задания на развития творческого мышления:
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации обучающихся, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Пример 1.
Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс)
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример 2.
Биология. (7 класс)
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Творческие работы учащихся состоят в создании:
- компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;
- викторин.
- Для обучающихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.
2. Задачи на исправление ошибок.
Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
А. Фет
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
Пример творческой работы учащихся:
- «Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
(Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!
2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.
Открытые творческие задачи по биологии:
Например:
а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)
В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?
Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
Задания на прогнозирование ситуаций.
Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Последствия осушения болот.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Республика Бурятия, Курумканский район, село Алла, улица Ленина 43, тел./факс 83014995243
План работы с одаренными детьми
на 2017 – 2018 учебный год
Целью работы с одаренными детьми является:
1. Подготовка и участие уч-ся в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету.
2.Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам.
3. Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми, привлечение их к работе научного общества учащихся.
4. Привлечение способных детей на дополнительные занятия по предмету.
5. Составление тематических планов дополнительных занятий и внеурочной деятельности в соответствии уровня подготовленности учащихся.
6. Обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету, использованию Интернета для получения дополнительного материала.
7. Способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
4. Пополнение информационного банка данных по направлению « Одаренные дети»
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. | Август | учителя-предметники совместно с классными руководителями | |
Составление плана работы с одаренными детьми НОУ «Асикта». | Сентябрь | Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО. | |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей. | Сентябрь | Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО. | |
Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады | Октябрь | Зам. директора по УВР | |
Участие в районных предметных олимпиадах школьников. | декабрь | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Участие в районных предметных олимпиадах младших школьников. | январь | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Анализ итогов олимпиады школьников. | Январь. | Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». | В течение года | Руководители МО. | |
Начало оформления творческих работ | февраль | Зам. директора по УВР Руководители проектов. | |
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ | Февраль- март | Руководители проектов | |
Творческие мастерские. | В течение года | Руководители МО. | |
Оформление портфолио всех школьников. | В течение года
| Кл. руководители. | |
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети». | В течение года
| Зам. директора по УВР, руководители МО. | |
Предметные недели | В течении года, по графику | Руководители МО. | |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы | |
Работа спортивных секций | В течение года | Зам. директора по УВР ,директор школы | |
Работа кружков. | В течение года | Зам. директора по УВР | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | В течение года | Учителя - предметники. | |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. | В течение года | Учителя – предметники. | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. | В течение года | Библиотекарь | |
Итоги работы с одаренными детьми в 2017-2018 учебном году. Задачи на следующий год. | Май | Зам. директора по УВР |
План работы с одаренными детьми учителя биологии и географии
Вандаева З.Б.
№ | ФИО ученика | класс | Деятельность учителя |
1 | Распопов Кирилл | 7 | Подготовка к научно-практической конференции |
2 | Рабжинов Жамбал | 8 | Подготовка к муниципальному этапу ВОШ по географии |
3 | Бадармаева Виктория | 8 | Подготовка к научно-практической конференции «Шаг в будущее» по биологии. |
4 | Бишидаева Соелма | 9 | Подготовка к муниципальному этапу ВОШ по биологии |
5 | Самбаева Люба | 10 | Подготовка к муниципальному этапу ВОШ по биологии |
6 | Эрхитуев Алдар | 11 | Подготовка к олимпиаде и научно-практической конференции «Шаг в будущее» по географии. |
7 | Вачеланова Анастасия | 11 | Подготовка к научно-практической конференции «Шаг в будущее» по биологии. |
8 | Группа из 3 уч-ся | 10 кл | Подготовка к ЕГЭ |
9 | Группа из 4 уч-ся | 11 кл | Подготовка к ЕГЭ |
Руководитель МО «Здоровье»: Вандаев З.Б.
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по географии
Одно из главных направлений моей работы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, через урочную и внеурочную деятельность по географии, включая работу НОУ «Асикта» - руководителем которой являюсь на протяжении двадцати лет и, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией и социальными партнёрами школы, родителями. Для развития творческих способностей учащихся важно: поддерживать и развивать интерес к географии; формировать приемы продуктивной деятельности, используя практико – ориентированный подход к обучению для привития навыков исследовательской и проектной деятельности через сезонные выходы на экологические тропы ШЭПа «Юктэ» и на практических занятиях на природе; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет); показывать практическую направленность знаний получаемых на уроках географии; учить мыслить перспективно, видеть роль и место современной географии в общечеловеческой культуре. Ее связь с другими науками.
Предлагаемая система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление; создание условий для развития способностей одарённых детей; результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Первая ступень – выявление одарённых учащихся методом наблюдения за их деятельностью на уроках географии, начинается с 6 класса. Данные об уровне развития внимания, памяти, общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий - важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Один из важнейших параметров, выявляющий степень заинтересованности ученика в предмете «география» - уровни мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Учитель совместно с психологом проводит диагностическую работу. После ответов на вопросы проводятся беседы с учащимися о соответствии понятий «желание» и «воля». Обсуждается примеры соответствия и несоответствия одного другому. Желание создаёт образ результата, которого мы хотим достичь, а реализует этот образ в этот результат именно воля. Воля – это в большей степени «могу», чем «хочу». Если нужно мотивировать ребёнка на конкретную деятельность, выбираем приёмы мотивации из соответствующей его уровню группы. Здесь приѐм мотивации работает как «инструмент» обеспечения успеха. Чтобы создать условия для развития, можно применять приѐмы из более высоких уровней, так как приѐмы мотивации работают на повышение уровня учебных возможностей ученика. На уроках пытаюсь создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям и на внеклассных мероприятиях. На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. Целью при составлении программы является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития способностей мыслить творчески, логически, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы класса. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на разворачивание или сворачивание информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. В начальном курсе изучения географии, как правило, цели одарённых учеников направлены на изучение предмета в объёме, предлагаемом учителем в соответствии с программой и интересами учащихся. Если в 7-х классах занимались по предлагаемой программе все учащиеся, то в старших классах, когда происходит самоопределение с выбором будущей профессии, учитель делит ребят на две группы. Первые определились с выбором географии как предметом, с которым будет связана будущая профессия или необходимо сдавать ЕГЭ по предмету, другие – готовы изучать предмет в числе всех остальных предметов на высоком уровне - эта особенность присуща одарённым детям. По широте межпредметных связей география превосходит большинство других учебных предметов в школе, так как стоит на стыке естественных и гуманитарных дисциплин и представляет собой симбиоз знаний различных наук. Обращение к знаниям по физике, химии, математике, биологии, истории, литературе помогает более глубоко раскрыть многие вопросы географической науки. Анализ учебных программ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов помогает спланировать межпредметные связи и тем самым избежать излишних повторов, разных подходов к объяснению одних и тех же явлений, законов, фактов и примеров, а также содействует формированию у учащихся навыков работы с учебной, научной и популярной литературой, частичной разгрузке учащихся. В своей педагогической практике также активно использую нестандартные уроки. Важную роль стараюсь отвести содержанию предлагаемого материала. При подготовке и проведении таких уроков ученикам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, самостоятельность. Использую самые разные их виды: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урокконференция, урок-лекция, урок-дискуссия и др., которые способствуют более широко раскрыть свои способности одаренным детям. Подобные уроки позволяют выявлять уже на начальном этапе изучения географии творческих детей, увлечённых предметом. Здесь необходимо не упустить ни одного такого ребёнка. В седьмом и восьмом классах привлекать их к работе в научном обществе учащихся «Асикта». Совместно с ребятами изучается природа родного края на экологических тропах ШЭПа «Юктэ». Урокам-путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли. Урок–семинар предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы еѐ решения. Для участников семинара ставятся задачи: - организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося; - учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию. Реализация задач позволяет ученикам приобрести новые знания, участвуя в дискуссии, отстаивать свою позицию, а одаренным детям еще раз продемонстрировать свои способности, готовя индивидуальные задания. В качестве примера рассмотрим один из таких уроков о роли Центрального района в экономике России. Это и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требуется объяснить причинно-следственные связи, идущие, на первый взгляд, вразрез с обычными представлениями. Опираясь на многолетнюю практику работы, изучение теоретических основ исследовательской работы, мне удалось создать дидактический материал по курсу физической географии в 6 классе и использовать его в учебном процессе. Рассматривая в 6 классе формирование родников, болот, артезианских и обычных деревенских колодцев, предлагаются учащимся схематические рисунки. Учащиеся их исследуют и делают выводы. Данные знания облегчают исследование других объектов, связанных с изучением вод суши. В отличие от исследований на уроке, где учащиеся работают по готовым схемам, в которых было запрограммировано содержание изучаемого материала, в домашних условиях им предлагают самим сделать схематические рисунки и показать в них требуемые природные закономерности. Данные исследования побуждают ребят к более активным поисковым решениям, в результате которых расширяются и углубляются на уроке знания. Выполняя исследовательские задания, учащиеся самостоятельно приходят к выводам и выражают их схемами. Иллюстративный дидактический материал занимает большое место в исследовательской деятельности, а также в повышении эффективности урока. Во-первых, наглядность своим содержанием и исследовательским целям создает познавательный интерес, возбуждает активную творческую деятельность учащихся. Во-вторых, многие исследовательские схемы и задания основываются на ранее приобретенных знаниях, это позволяет систематически повторять пройденный, изученный материал в тесной связи с прохождением нового. В-третьих, благодаря наглядности создается определенная конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать, исследовать и находить. Интерактивные методы обучения на уроках географии позволяют активизировать взаимодействие и взаимовлияние всех учеников класса и высокомотивированных, и тех, у кого очень низкий уровень мотивации. Методы мыследеятельности («Логическая цепочка», «Выбор», «Самооценка») стимулируют активную мыслительную деятельность, создают благоприятную атмосферу; методы смысла творчества («Работа с понятиями», «Алфавит», «Заверши фразу») помогают создавать свой индивидуальный смысл об изучаемых явлениях, проблемах; методы рефлексивной деятельности позволяют фиксировать учащимися состояние своего развития и причин этого состояния. Актуальным и востребованным при работе с одарёнными учащимися является проблемное обучение. Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия, проблемная лекция, научный спор. При выборе проблемных ситуаций важно учитывать творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности. Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах муниципальных и республиканских олимпиад. Предлагаются задания, направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт условия для успешного участия в олимпиадах, а также успешной сдачи ЕГЭ и обучения в вузе.