Пришкольный участок
Учебно-опытнический участок создан при МБОУ «Дыренская СОШ» в 1968 году. Участок образован для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, уроков технологии, для выполнения учащимися опытов, исследовательских работ, наблюдений, летних заданий. На УОУ организован общественно - полезный труд школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, цветочных культур, саженцы кустарниковых пород), а также осуществляются заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деятельность УОУ МБОУ Дыренская СОШ | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
671631,Республика Бурятия, с. Алла, ул.Ленина,43,тел.8(30149) 95243, факс 95243
Рабочая документация
учебного опытного участка
МБОУ «Дыренская СОШ»
на 2016-2017 учебный год
с. Алла, 2016
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
671631,Республика Бурятия, с. Алла, ул.Ленина,43,тел.8(30149) 95243, факс 95243
Утверждаю:
Директор школы
_______ /А.Б.Цыремпилов/
«02» сентября 2016 г.
Положение
о пришкольном учебно-опытном участке
Положение об учебно-опытническом участке.
Назначение учебно-опытнического участка, его структура.
1. Учебно-опытнический участок создан при МБОУ «Дыренская СОШ» в 1968 году. Участок образован для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, уроков технологии, для выполнения учащимися опытов, исследовательских работ, наблюдений, летних заданий. На УОУ организован общественно - полезный труд школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, цветочных культур, саженцы кустарниковых пород), а также осуществляются заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися. Функционирование учебно-опытнического участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:
- совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;
- формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением исследовательских проектов, наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающие среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
- развитие интереса учащихся к изучению растений;
- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, окружающей среде, экологической культуры, к деятельности по её сохранению и улучшению;
- развитие эстетических чувств школьников.
2. В соответствии с Земельным кодексом от 15.01. 97г. №38 отведение земельных участков школам для учебно-воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
- На учебно-опытническом участке школы организованы отделы полевых и овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений; соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии, технологии может быть различным в зависимости от местоположения школы, избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.
- Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытнического участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями, условиями школы и её возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
- В подсобном помещении хранится сельскохозяйственный инвентарь.
- Вокруг участка создаётся естественная (из зелёных насаждений) или искусственна изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
Произведённая на участке продукция может быть использована для организации питания учащихся в школьной столовой.
7. Площадь учебно-опытного участка школы – 500 кв.м
На учебно-опытном участке организованы отделы:
- Полевой
- Овощной
- Цветочно – декоративный
- Садовый
- Экологический
Содержание и организация работы.
- Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение исследовательских работ, опытов в соответствии с программами трудового обучения, естествознания, биологии.
- Работа учащихся на учебно-опытническом участке школы осуществляется за счёт времени, отводимого на уроки технологии, а также на практические работы по биологии, окружающего мира. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику.
- Режим труда учащихся на учебно-опытническом участке устанавливается с учётом правил по технике безопасности при изучении биологии. Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы не более 6 человек.
- Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
В него включены такие разделы: общая характеристика учебно-опытнического участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);
- анализ работы за предыдущий год;
- содержание и организация работы; перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений; тематика исследовательских работ, опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;
- руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей; классных руководителей, график их работы, в том числе в каникулярное время);
- материальное обеспечение работы на участке; определение потребности в инвентаре, оборудовании, посевном и посадочном материале; формы подведения итогов работы;
К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.
- Ежедневно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке.
- Директор школы несёт ответственность за состояние учебно-опытнического участка, осуществляет общее руководство работой на нём. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытническом участке, следит за развитием его материальной базы.
- Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытническим участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии, технологии. Заведующий несёт ответственность за состояние участка и содержание работы на нём, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, оборудованием и инвентарём, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытническом участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытническим участком. Он ведёт их учёт в установленном порядке.
- Учителя, привлекаемые к руководству деятельностью учащихся на учебно-опытническом участке, обучают их правильным и безопасным приёмам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасностью эксплуатации оборудования, инвентаря.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
671631,Республика Бурятия, с. Алла, ул.Ленина,43,тел.8(30149) 95243, факс 95243
Согласованно: Утверждаю:
Председатель Директор школы
профсоюзного комитета _______/А.Б.Цыремпилов/
_______/З.Б.Вандаев/ 02.09.2016 г.
02.09.2016 г.
Инструкция по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке
Общие требования безопасности:
К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса.
В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств;
При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Опасные производственные факторы:
переноска тяжестей сверх допустимой нормы;
травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;
травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок;
заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов
Требования безопасности перед началом работы:
Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
Требования безопасности во время работы:
Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы
Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:
начальных классов – не более 3 кг;
14 лет – девушки – 6,0 кг, юноши – 6,0 кг;
15 лет – девушки – 6,8 кг; юноши – 8,2 кг;
16 лет – девушки – 8,0 кг; юноши – 12,0 кг;
17 лет – девушки – 9,0 кг; юноши – 16,4 кг;
Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работа, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.
Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 –х классов – 2 часа, для учащихся 5-7 –х классов – 3 часа, для учащихся 8-9-х классов – 4 часа, для учащихся 10-х классов – 6 часов. В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.
Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.
При прополке делянок во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.
Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы:
Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.
С правилами по технике безопасности ознакомлены:
________________ Вандаев З.Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
671631,Республика Бурятия, с. Алла, ул.Ленина,43,тел.8(30149) 95243, факс 95243
Утверждаю:
Директор школы
_______ /А.Б.Цыремпилов/
«2» сентября 2016 г.
План работы
на учебно-опытном участке
на 2016 – 2017 учебный год
Общие положения
1.1. Учебно-опытный участок МБОУ «Дыренская СОШ» создан для проведения занятий с обучающимися по окружающему миру, биологии, экологии, технологии; для выполнения обучающимися исследовательских работ, опытов, наблюдений, летних заданий, организации общественно полезного, производительного труда.
1.2. Пришкольный УОУ находится на территории школы в соответствии с проектом школы и генпланом. Пришкольный УОУ как составная часть школьной территории. Площадь учебно-опытного участка школы – 500 кв. м
Цели
2.1. Практическое закрепление и углубление теоретических знаний по окружающему миру, биологии и технологии;
2.2. Выполнение практической части учебных программ по предметам, и исследовательских проектов;
2.3. Получение практических навыков по биологии: развитие практических навыков работы в саду и огороде.
Задачи
3.1. Предоставить возможность для обучающегося и педагога реализовать поставленные цели.
3.2. Сформировать устойчивое позитивное отношение к сельскохозяйственному труду, жизненную потребность в работе с растениями
3.3. Воспитать бережного отношения к природе, экологическое восприятие окружающего мира.
Агротехнический план работы на УОУ
№ | Наименование работы | Сроки | Классы |
1 | Размещение отделов, севооборотов | Май | 8, 10 |
2 | Распределение территории УОУ между классами | Май | |
3 | Работы на УОУ | ||
копка, подготовка почвы | Май, июнь | 5-8 | |
разбивка на гряды | Май, июнь | 1-8 | |
посев культур | Май, июнь | 1- 8 | |
пересадка рассады цветочно-декоративных культур | Июнь | 5,6 | |
полив, прополка, окучивание, рыхление | Май-июнь, по графику | 5-10 | |
4 | Сбор урожая | Сентябрь | 6-8 |
Тематический план опытнической работы
№ | Культура | Тема опытов, исследовательских работ | Класс | Площадь | Количество повторение |
1 | Овощные культуры | Наблюдения за процессом вегетации растении | нач. кл | 70 кв. м | 2 |
2 | Томат | Влияние пасынкования на сроки плодоношения томата | 8 | 8 кв. м | 2 |
3 | Морковь | Влияние различных способов посева на урожай | 6,7 | 25 кв. м | 5 |
4 | Свекла | Влияние площади посева на урожай | 5 | 25 кв. м | 5 |
5 | Капуста белокочанная, томат | Рассадный и безрассадный способы выращивания капусты белокочанной, огурца. | 9,10 | 20 кв. м | 3 |
План изготовления наглядных пособий
1 – 4 классы – гербарии цветковых растений;
5 - 6 класс – гербарии растений по классам:
- класс однодольные;
- класс двудольные.
7 класс - коллекции семян и плодов:
- фасоль, горох, кабачки, кукуруза, картофель, укроп, календула.
8 класс - гербарии растений по семействам:
- семейство тыквенных – кабачки;
- семейство маревых - свекла;
- семейство зонтичных - морковь, укроп;
- семейство бобовых - горох, фасоль;
- семейство пасленовых - помидоры.
Отчет о работе учебно - опытного участка
МБОУ « Дыренская средняя общеобразовательная школа»
на 2015 – 2016 учебный год
В настоящее время в школах большое внимание уделяется развитию учебно-опытного участка. Учебно-опытный участок – это тот объект, у которого имеется возможность приобщить учащихся к экологической исследовательской работе, развить их творческие способности, углубить экологические знания через практическую деятельность, сформировать эстетическое отношение к природе. Основная задача – постановка и проведение практических работ по биологии в 5 – 10 классах в летний период, участие в получении высококачественной, экологически чистой продукции для удовлетворения потребительского спроса школьников качественными продуктами питания в школьную столовую. Всем понятно, что получение хорошего, стабильного урожая зависит не только от удачных климатических условий, но и от грамотного, научного подхода выполнений практических работ по биологии в УОУ.
В школе имеется учебно – опытный участок площадью 0,5 га. Учебно – опытный участок школы имеет следующие отделы:
- Полевой
- Овощной
- Цветочно – декоративный
- Садовый
- Экологический
На участке проводились опытно – экспериментальные работы по учебно - тематическому плану по биологии под руководством учителя биологии Вандаева З.Б. и производственная практика 8 - 10 классах в летний период. Тематика практик непосредственно связана с исследовательским материалом, изучаемым в течение учебного года.
Проводились исследовательские работы по биологии, географии, химии:
- «Рассадный и безрассадный способы выращивания капусты белокочанной, огурца». Определение влияние рассадного и безрассадного способа выращивания на урожайность капусты, огурца в открытом грунте. Исследовательскую работу проводили учащиеся 5-8 классов. Особенно хочется отметить учащихся 7 класса – Бишидаеву Соелму, Бишидаеву Гэрэлму, Вачеланову Ольгу за хорошую работу при выполнении опытнической работы в течение летнего сезона.
- «Дарвиновская площадка». Проводились наблюдения за естественной растительностью на площади 2 * 2 м. Учащиеся 9 класса Цыбенов Тамир, Эрхитуев Алдар, Ильюшкин Саша проводили мониторинг данного участка и определяли видовой состав растений и животных, их плотность популяции и взаимодействия с окружающей средой, экологическое состояние УОУ. По итогам экологического мониторинга учебно – опытнического участка был собран большой практический материал о растениях и животных родного края.
- «Влияние пасынкования на сроки плодоношения томата». Учащийся 10 класса Хуриганова Гэрэлма выполнила исследовательскую работу «Влияние пасынкования на сроки плодоношения томата», проводя биотехнические мероприятия на различных сортах томата.
Целями исследования являлись улучшение практических навыков учащихся при выполнении определенных исследовательских работ в летний период и повышение урожайности некоторых овощных культур, проводя различные биотехнические работы на участке. На УОУ основные выращиваемые культуры: картофель, свёкла, лук, капуста, томаты, огурцы, морковь. Приходиться наблюдать картину, что урожаи каждого года неодинаковы. Одними из главных определяющих факторов остаются природа, климатические катаклизмы – засуха этого года, которая повлияла на получение хорошего урожая. Если подходить к использованию земель грамотно, то можно несколько сгладить эти скачки.
В этом учебном году на площади в 45 кв. м. были выращены: моркови - 12 кв. м., свеклы - 14 кв. м., лук – батуна - 3 кв м., редиса – 5 кв.м., укропа – 2 кв.м., огурца – 6 кв. м., томата – 5 кв. м. и 0,3 га. картофеля.
Был собран неплохой урожай овощных культур: моркови – 32 кг., свеклы – 35 кг., лука – батуна – 2,5 кг., редиса – 3 кг., укропа – 3,5 кг., огурца – 18 кг., томата - 11 кг., картофеля – 780 кг.
Количество часов на производственную практику во время летних каникул:
- для учащихся 2 – 4 кл. по 2 ч. на 3 дня
- для учащихся 5 – 7 кл. по 3 ч. на 4 дня
- для учащихся 8 – 9 кл. по 3 ч. на 5 дней
- для учащихся 10 кл. по 3 ч. на 7 дней
Распределение по видам работ:
- Посадка, окучивание, прополка, полив картофеля - 9 - 10 классы.
- Посадка, прополка, полив, прореживание овощных культур – 2 - 8 классы.
Во время работы на учебно - опытном участке строго контролировалась предельно допустимая норма переноски тяжестей, согласно СанПина для учащихся ОУ.
Директор школы: / А.Б.Цыремпилов /
Зав. УОУ: / З.Б. Вандаев /
Отделы УОУ, их вариативность и ассортимент растений
На учебно-опытном участке организованы отделы:
1. Полевой
2. Овощной
3. Цветочно – декоративный
4. Садовый
5. Экологический
Распределение растений по отделам
1. Отдел овощных культур:
1. морковь «Лосиноостровская», «Нантская»
2. свекла «Красный шар», «Цилиндр»
3. капуста «Номер один»
4. салат «Берлинский желтый»
5. помидор «Сибирский скороспелый», «Талалихин»
6. огурцы «Муромский»
7. лук – батун «Новик»
8. укроп «Грибовский», «Дальний»
9. редис «Красный великан»
10. кабачки «Грибовские 37»
11. репа «Петровская»
2. Производственный отдел:
картофель сорта «Удача», голландский сорт «Родриго».
3. Отдел лекарственных растений
Календула «Солнышко», ромашка, подорожник
4. Цветочно - декоративный отдел:
а) однолетние:
бархатцы, циния, виола, настурция, астра, васильки, петуния;
Экологическое состояние УОУ
Площадь УОУ составляет 500 кв. метров.
УОУ расположен с юго - западной стороны школы. Школу окружают деревья.
УОУ огражден деревянной оградой, находится в ухоженном виде. По УОУ проходит канава, которая обеспечивает участок водой для полива растений. Для повышения урожайности мы стараемся посадить много бобовых культур, чтобы обогащать почву азотом. Также завозится навоз, перегной для обогащения почвы азотом из приусадебных участков местного населения.
Из всего выше сказанного, следует, что УОУ соответствует нормам экологических требований.
Программа для занятий на УОУ
Тематический план опытнической и исследовательской работы
№ | Культура | Тема опытов, исследовательских работ | Класс | Площадь | Количество повторение |
1 | Овощные культуры | Наблюдения за процессом вегетации растении | 1 – 4 | 70 кв. м | 2 |
2 | Томат | Влияние пасынкования на сроки плодоношения томата | 8 | 8 кв. м | 2 |
3 | Морковь | Влияние различных способов посева на урожай | 6,7 | 25 кв. м | 5 |
4 | Свекла | Влияние площади посева на урожай | 5 | 25 кв. м | 5 |
5 | Капуста белокочанная, томат | Рассадный и безрассадный способы выращивания капусты белокочанной, огурца. | 9,10 | 20 кв. м | 3 |
План изготовления наглядных пособий
1 – 4 классы – гербарии цветковых растений;
5 - 6 класс – гербарии растений по классам:
- класс однодольные;
- класс двудольные.
7 класс - коллекции семян и плодов:
- фасоль, горох, кабачки, кукуруза, картофель, укроп, календула.
8 класс - гербарии растений по семействам:
- семейство тыквенных – кабачки;
- семейство маревых - свекла;
- семейство зонтичных - морковь, укроп;
- семейство бобовых - горох, фасоль;
- семейство пасленовых - помидоры.
Материально-техническое обеспечение УОУ
1. Имеется садово-ягодный инвентарь (лопаты, грабли, тяпки, лейки, шланг поливной)
2. УОУ обеспечен водой
3. Органическими удобрениями
4. Посевной и посадочный материал
УОУ обеспечен посевным и посадочным материалом за счет связи с родителями учащихся и общественностью села.
В ходе работ предыдущего года на УОУ заготавливали семена следующих культур: редис, огурцы, помидоры укроп, кабачки, циния, бархатцы, виола, астра.
Результаты опытнической и исследовательской работы
Опытническая и исследовательская работа на УОУ проведена согласно плану работ.
При проведении опытов были соблюдены агротехнические приемы
выращивания растений.
По результатам каждого опыта сделаны выводы:
1. «Наблюдение за процессом роста роз из черенков». Наблюдения проводили обучающиеся 7 класса, посещали отдел декоративных культур в разные сроки ;а) по мере посадки – май. б) по мере роста и развития растения - июль, август. Обучающиеся наблюдали различные фазы развития растений.
2. «Влияние сроков посева на урожай редиса». В результате
проведенного опыта выявлен более оптимальный срок посева - конец марта. Посевы в мае не дали желаемых результатов, так как растение пошло в цвет.
3. «Вегетативное размножение юкки нитчатой побегами: глазками-почкам и, ростками и верхушками». В результате данный опыт показал, что размножение юкки возможно разными способами.
4. «Влияние клубеньковых растений на урожай». Посадка моркови и редиса на делянку, где рос в предшествующем году горох, дали урожай на 10% больше, чем в прошлом году, в результате обогащения азотом.
5. «Влияние различных способов посева моркови (лосиноостровской) на урожай». 6. «Влияние площади посева на урожай свеклы». При более частом посеве семян свеклы - урожаи мельче, что снижает массу корнеплодов.
7. «Влияние сроков сева однолетних цветов (бархатцев) в грунт на сроки цветения и семенную продуктивность растений». Выявили более оптимальные сроки посева бархатцев в грунт. Более оптимальный срок посева для наших климатических условий является март (или февральские окна)
Культура оформления УОУ
УОУ соответствует декоративным, эстетическим нормам оформления. Декоративные растения представлены древесными, кустарниковыми и травянистыми формами. Они отличаются большим разнообразием форм, окраской листьев, цветков и плодов, ароматом. Красиво оформленный УОУ вызывает у учащихся положительные эмоции, успокаивает нервную систему человека.
Выращивание декоративных растений на УОУ имеет большое эстетическое значение. Декоративные растения, размещенные вдоль ограждения, служат защитой от пыли и уличного шума.
Основную декоративную роль несет цветочно-декоративный отдел. Он представлен однолетними и многолетними культурами с большим разнообразием видов и сортов. Красивыми получаются клумбы с растениями одного вида. В этом случае используем долгоцветущие виды. В течение лета на УОУ поддерживается чистота и порядок.
Рациональное использование возможностей УОУ
Для реализации целей обучения, воспитания и развития имеются существенные возможности УОУ. Общая площадь 1500 кв.м Данная площадь распределена по отделам (отдел полевых культур, овощных культур, производственный, начальных классов, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, дендрологический) и способствует возможностям рационального использования УОУ.
Таким образом, имеется возможность выращивать и заготавливать с/х продукцию (свеклу, морковь, кабачки, фасоль и бобы, картофель), а также лекарственные травы и цветочно-декоративные культуры для школьных цветников.
Обучающиеся, работая на пришкольном участке, теперь не спрашивают, что за это будет. Они знают, что выращенные овощи пойдут на дополнительное питание учащихся в школьной столовой. А это очень полезные блюда из моркови, свеклы, кабачков.
Организован сбор лекарственных трав с собственного экологически чистого участка, с последующей передачей их, участникам ВОВ, труженикам тыла, просто пенсионерам (бывшим работникам школы)
Отдел биологических культур дает возможность заготавливать следующий раздаточный материал:
6 класс — гербарии растений по классам;
7 класс — коллекции семян и плодов;
8 класс - гербарии растений по семействам.
Дети знают, что их труд на УОУ нужен себе и людям. Они гордятся этим.