Обобщение опыта
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Использование компьютерных технологий в обучении в значительной мере изменило подходы к обучению в школе. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении служит участие школьников в международном сетевом проекте Глобальная Школьная Лаборатория, где мы представили свой проект "РЕКИ И ИХ ИМЕНА"
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Примером разработки такого урока является обобщающий урок-игра по окружающему миру в 4 классе с использованием интерактивной доски IPBoard "СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ"
Практически ни одно внеклассное мероприятие уже не обходится без использования средств ИКТ. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Включение учащихся в процесс активного обучения с широким использованием возможностей современных информационных технологий способствует лучшему формированию личностных качеств: повышению собственной самооценки, расширению творческой деятельности, развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы, т.е. плодотворному сотрудничеству, повышению активности каждого ученика. Ниже представлен результат такого сотрудничества - конкурсная работа (презентация)
Школьная конференция, публичные выступления с докладами и проектами уже не обходятся без ИКТ. Вовлеченные в работу, ребята творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, и того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать. Примером такой творческой работы является презентация ученицы 4 класса Шерстневой Татьяны "Борнуковская пещера" (2016 год)
Введение ФГОС НОО, который предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, определяет применение различных форм контроля, что должно установить готовность учащихся к восприятию нового материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, является тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний контроль учебного процесса. В работе часто использую он-лайн тесты, в том числе созданные самой. Например, тест "Имя существительное", созданный с помощью конструктора тестов на платформе Online Test Pad.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной мотивации младших школьников «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». В.Ф.Шаталов Методическая тема
Научно-исследовательские условия: изучение психолого-педагогической литературы по познавательной мотивации младших школьников ( Л.И.Божович , Н.Г.Морозова, П.Я.Гальперин, А.К.Маркова и др.), по проблемам применения ИТ в обучении младших школьников (В.И. Варченко, С.П. Первин , A.B. Горячев, A.A. Кузнецов, В.П.Беспалько и др. ) Методические условия: изучение передового педагогического опыта коллег, связанного с внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс младших школьников; адаптация этого опыта к условиям санаторно-лесной школы и использование собственных результатов работы; непрерывность профессионального развития в пространстве школы; личная технологическая готовность к использованию ИКТ; сочетание опыта работы и дальнейшего самообразования Организационно-педагогические условия: работа в должности учителя начальных классов и заместителя директора по УВР в учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; участие в работе методического объединения учителей и воспитателей школы; работа председателем рабочей группы по введению ФГОС начального общего образования; участие в работе профессионального сетевого педагогического сообщества социальной сети работников образования nsportal.ru Условия формирования личного вклада
«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Д.А.Медведев Необходимость решения проблемы поиска путей и средств повышения познавательной мотивации учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности с использованием ИКТ Стремительный рост информационного потока Развитие новых информационных технологий Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС повышение познавательной мотивации - вечная проблема педагогики коммуникативные умения способность к моделированию ситуаций приобретение опыта ведения диалога, дискуссий приобщение к творческой деятельности снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность Актуальность личного вклада
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования «В первые два года обучения в начальных классах учебная мотивация интенсивно развивается, но примерно с 3-его класса наступает перелом в отношении к учению.. . » М.В.Матюхина «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» Академик А.П.Семенов «Детская природа требует наглядности» К.Д.Ушинский . Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной мотивации обучающихся «Вопрос о мотивации учения - есть вопрос самого учения» П.Я. Гальперин «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно» Л.Н.Толстой
Цели и задачи педагогической деятельности Цель: создание условий для повышения познавательной мотивации, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности обучающихся, через организацию урочной и внеурочной деятельности с применением ИКТ Задачи: Провести диагностику уровня школьной мотивации и познавательной потребности учащихся начальной школы Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы в условиях санаторно-лесной школы, направленные на повышение познавательной мотивации младших школьников Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на снижение дидактических затруднений в урочной и внеурочной деятельности Проанализировать эффективность использования ИКТ для повышения школьной мотивации учащихся начальной школы
Ведущая педагогическая идея успешный и компетентностный ученик повышение уровня школьной мотивации учащихся включение учащихся в учебную деятельность с использованием ИКТ Повышение познавательной мотивации младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности через информационно-коммуникационные технологии
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Разработка уроков с использованием ИКТ через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. 1 Организация внеурочной и социально – значимой познавательной деятельности. 2 Участие в работе школьного научного общества обучающихся «Юные исследователи», публичная презентация исследовательских проектов и оценка их результатов. 3 Формирование навыков ИКТ-компетентности у учащихся в условиях санаторно-лесной школы 4
1 ИКТ на уроках:
1 ИКТ на уроках:
2 ИКТ во внеурочной деятельности: разработка и проведение тематических классных часов разработка и участие в социально-значимых проектах, включающих исследовательскую деятельность участие в олимпиадах и конкурсах
3 ИКТ и НОО «Юные исследователи»: Публичная презентация исследовательских работ учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, на школьной ученической конференции «Юные исследователи»
4 ИКТ – компетентность младших школьников:
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны диапазон новизна Вовлечение учащихся в учебную деятельность с использованием ИКТ, формирование у них сопутствующих умений и навыков охватывает как учебные предметы, так и возможность широкого использования полученного опыта во внеурочной деятельности . Применение информационных технологий как в рамках предметов учебного плана, так и во внеурочной деятельности, позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению программного материала
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты Личностные результаты Сформирована система ценностных отношений к себе, коллективу, осуществляемой деятельности и ее результатам. Предметные результаты Освоен опыт, полученный в результате осуществляемой деятельности . Метапредметные результаты Получена возможность применения практического опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности .
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты Уровень школьной мотивации по Н.Г.Лускановой (на начало и конец учебного года, в %) 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. 2011-2012 0 0 16,6 40 33,3 40 50 20 0 0 2012-2013 0 0 20 41,2 50 41,2 20 17,6 10 0 2013-2014 14,3 16,7 28,6 50 14,3 25 42,9 8,3 0 0 1 уровень– высокая школьная мотивация, учебная активность; 2 уровень– хорошая школьная мотивация 3 уровень– положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной 4 уровень– низкая школьная мотивация 5 уровень – негативное отношение к школе, дезадаптация Отношение к урокам с использованием ИКТ (в %) 1. Какие уроки ты больше всего любишь? - с использованием компьютера 80 - с использованием игр 20 -с использованием традиционных таблиц, схем, рисунков на печатной основе 0 2. Если бы ты был учителем, чего больше было бы на уроке? - использования компьютера 80 - игр 20 - работы с таблицами, схемами, рисунками на печатной основе 0 3. Как ты думаешь, есть ли польза от ИКТ на уроке ? - да 90 - нет 0 - затрудняюсь ответить 10 4. Как ты относишься к игре на уроке? - очень хочется участвовать 90 - нет большого желания поддерживать игру 10 - игра – пустая трата времени 0
Уроки с использованием ИКТ: усиливают познавательную мотивацию школьников, помогают решить следующие дидактические задачи: повышение эффективности урока; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом; рациональное использование времени урока; расширить кругозор учащихся. Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными образовательными ресурсами сети Интернет, владеть средствами Microsoft Office . Выводы
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Адресная направленность : опыт работы может быть использован любым педагогом без исключения, независимо от стажа работы, квалификационной категории. Главное – желание! Трудоемкость личного вклада : трудность вызывает систематизировать урок и внеурочную деятельность, организовать как общую систему образования, сохраняя основы общеобразовательной программы, но включая информационно-коммуникационные технологии как неотъемлемую часть образовательного и воспитательного процесса. Трудности и риски: перегрузка учащихся дополнительными заданиями и дополнительной самостоятельной работой, несоответствие уровня сложности заданий уровню подготовленности учащихся, и, как следствие, снижение интереса к самостоятельной, проектной работе, работе с ИКТ Механизм транслируемости : в работе м/о учителей и воспитателей, публикации, личный сайт
Литература Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А. и др. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват . учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004 3. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика и образование. - 1994. - № 4 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение, 2011 7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования «Использование ИКТ как средства повышения познавательной мотивации учащихся».
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна и интересна.
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, как показывает практика, проведенные мною с помощью педагога-психолога исследования и анкетирование учащихся, способствует формированию познавательной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Последние годы в России отмечаются осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. Между тем, опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые уже на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Часто мы сталкиваемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Повышение познавательной мотивации учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Применение ИКТ объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности. Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточном уровнем использования ИКТ в начальной школе.
И в этих условиях актуальность темы моего опыта значительно повышается.
Всё сказанное обусловило выбор темы самообразования – «Использование ИКТ как средства повышения познавательной мотивации младших школьников».
Поставила перед собой цель: создание условий для повышения познавательной мотивации младших школьников путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Определила следующие задачи:
- на основе анализа литературы по теме изучить особенности применения ИКТ в урочное и внеурочное время, определить его роль в активизации познавательной деятельности младших школьников;
- выявить имеющийся уровень мотивации школьников на начало учебного года и конец учебного года;
- активизировать познавательную деятельность учащихся через участие в конкурсах и олимпиадах (очных, заочных, дистанционных), создавать условия для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
- Проанализировать особенности динамики познавательной мотивации учения в младшем школьном возрасте и эффективность использования ИКТ
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
- изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
- изучение методов, способов, форм использования ИКТ;
- внедрение полученных знаний в работу;
- систематизация и обобщение полученного опыта, отчёт по теме самообразования.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. На мой взгляд, включение учащихся в учебно-воспитательный процесс с использованием ИКТ, повышает мотивацию к учению. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности.
В чем заключается моя работа по использованию ИКТ с целью повышения познавательной мотивации?
- разработка уроков
- организация внеурочной деятельности
- организация участия школьников в НОУ
- формирование навыков ИКТ-компетентности в условиях нашей школы.
Для повышения уровня мотивации были продуманы система применения и формы организации работы с использованием ИКТ в начальной школе в условиях традиционной классно-урочной системы. Наиболее оптимальными были определены такие модели применения ИКТ, как: урок с опорой на мультимедиа презентацию; использование аудио-, видеофрагментов; компьютерные тесты(в частности созданы самим учителем); электронные тренажёры; кроссворды; электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.); хрестоматии (сборник оригинальных текстов, иллюстраций); подготовка печатных раздаточных материалов (контрольных, самостоятельных работ, дидактических карточек для индивидуальной работы и т.п.).
1. Уроки с применением мультимедийных презентаций проводились систематически. Это было возможно, так как в классе, на рабочем месте учителя, имеется ПК, подключенный к проектору и сети Интернет. Были специально созданные для конкретных уроков мультимедийные конспекты- презентации, содержащие краткий текст, основные выводы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. Формы организации учащихся на уроке в ходе медиапрезентации самые различные: индивидуальная работа, коллективная работа, работа в парах; возможно широкое применение частично - поисковых и проблемных методов. Замечено, что экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше, так как выступления с опорой на мультимедиа повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся, за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт- дисков и воспроизведён на экране.
2. Компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. В работе применялись тесты, разработанные как самим учителем, так и заимствованные у других учителей. Например, тренажеры: программа ’’ОТЛИЧНИК”, предназначенная для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций.
3. Работа с ресурсами Интернет для поиска информации, с электронными энциклопедиями. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний. Данная работа на первом этапе проводилась учителем через отображение на экране всей последовательности операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Затем учащиеся индивидуально или в малых группах искали в энциклопедиях ответ на поставленный вопрос или необходимую для урока информацию.
4. Творческая проектно - исследовательская деятельность. Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом. Для этой цели использовался компьютер учителя, ноутбуки учащихся в классе, в компьютерном классе во время кружка ’’Компьютер: шаг за шагом", в библиотеке школы. Часть учащихся, прибывающих в школу, уже слышали или знакомы с новой формой работы — созданием проектов. Работу над ними продолжаю и в нашей школе. С кем-то приходится осваивать эту форму с самого начала, уже освоившие помогают "новичкам”. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от интересов учащихся, затрагивают историю, жизнь и отношения людей, а также многие другие стороны жизни и существования человечества и планеты в целом. При работе над своими проектами ребята используют различные источники информации: ресурсы Интернета, мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. И как показывает практика, использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе.
Школьная конференция, публичные выступления с докладами и проектами уже не обходятся без ИКТ. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме компьютерной презентации, буклета (при помощи учителя), публикации, выполняли свои проекты в форме кластера, коллажа, используя программы «Word» или «Power Point». Тематика сообщений и выступлений, докладов была очень разнообразна: например: «Красная книга Нижегородской области», «Эти уникальные животные», «Нижегородский Кремль», «Башни Нижегородского Кремля» и т.д. Вовлечённые в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, и того не замечая, учатся думать, анализировать, сравнивать.
На данной диаграмме представлено, как менялась ситуация с освоением ПК учащимися за последние три года на момент их прибытия в школу. Видно, что детей, не имеющих дома ПК гораздо больше. Это связано с уровнем достатка родителей (законных представителей), большинство детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных семей.
Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика ,а интерес это один из элементов мотивации.
Во внеурочное время дети с большой заинтересованностью занимаются в кружке «Компьютер: шаг за шагом» (руководитель Ханов С.В.). На данном кружке дети в 1 четверти получают первоначальные навыки пользования компьютером, затем поэтапно знакомятся с программами Word и Exsel, с программой Power Point и учатся делать презентации и мультимедийные слайд- шоу.
Освоение ПК продолжается в рамках учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ (модуль "Работа с компьютером"), где работа ведется в парах (умеющие работать с компьютерными программами дети обучают "новичков").
Ежегодно, работая по данной теме, я прихожу к выводу, что совместная работа урочной и внеурочной деятельности с использованием ИКТ очень велика и необходима. Новизна опыта заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному повышению уровня познавательной мотивации учащихся младших классов; разработаны эффективные формы работы с использованием ИКТ, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению программного материала.
Результативность педагогической деятельности представлена на следующих слайдах. Для выявления результатов проделанной работы была проведена методика шкалирования «Мотивация учебной деятельности» по Н.Г.Лускановой. Полученные результаты представлены таким образом: (смотри таблицу)
Как видно из показателей, к концу учебного года выросло число учащихся, имеющих хороший уровень развития познавательной мотивации, уменьшилось количество детей имеющих низкую познавательную мотивацию.
Учащихся с низким уровнем познавательной потребности так же уменьшается. Изменяются количественные и качественные показатели участия учащихся в олимпиадах и конкурсах.
Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности информационно - коммуникационных технологий. Наблюдения показали, что дети заинтересовались содержанием некоторых учебных предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Это доказывает их отношение к выполнению домашних заданий, привлечению дополнительных сведений об изучаемых явлениях и фактах, а, следовательно, к повышению качества обученности по предметам.
Как видно из таблицы, учащихся всегда привлекают уроки с использованием ИКТ и дидактических игр.
Это еще раз подтверждает, что учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно - коммуникационные технологии. При правильном подходе ИКТ усиливает их мотивацию. У детей изменяется отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Таким образом, я считаю, что применение информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует положительной динамике в развитии познавательной мотивации учения младших школьников. В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
Компьютер для меня - это средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов). Компьютер ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; дает возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. С помощью сети Интернет я стараюсь распространять свой педагогический опыт, делиться своими находками с коллегами, узнавать много нового и полезного для себя.
В результате работы над темой самообразования я получила возможность для профессионального самосовершенствования, моя методическая копилка пополнилась материалами учителей. В результате работы получила сертификаты, свидетельства и дипломы, которые мне пригодятся при аттестации. Работу над темой самообразования буду продолжать и на следующий учебный год.
Предварительный просмотр:
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Предварительный просмотр:
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении служит участие школьников в международном сетевом проекте Глобальная Школьная Лаборатория
ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда
В качестве виртуальной обучающей среды, ГлобалЛаб предоставляет пользователю:
- Интернет-сайт www.globallab.ru
- Цифровую карту мира, на которую наносятся все школы – члены сообщества ГлобалЛаб
- Учебные материалы в формате PDF, доступные для распечатывания
- Мультимедийные уроки для подготовки к самостоятельному проведению исследований
- Компьютерные динамические модели, выполненные на основе Молекулярной Мастерской
- Подобранные по темам уроков и аннотированные Интернет–сайты
- Средства для создания и поддержки слайд-презентаций классов – членов ГлобалЛаб
- Инструменты для аннотирования фотографий опытного участка, размещаемых на сайте
- Базу данных ГлобалЛаб для ввода, хранения и обработки результатов исследований
- Построители графиков, гистограмм и круговых диаграмм, совмещенных с базой данных
- Архивы для хранения данных прошлых лет
- Интернет–форумы
Разработчики ГлобалЛаб пытались использовать средства интернет-технологии, которые позволяют создать виртуальную среду, способствующую успешному выполнению проектной деятельности. Однако виртуальность совсем не означает отмену реальной работы "на земле". Главный учебный компонент ГлобалЛаб - это опытный участок, часть «малой родины», реальный кусок земли, который дети сами выбрали для углубленного анализа. Они выходят на опытный участок с блокнотами, ручками, карандашами и делают зарисовки и словесные портреты животных и растений, и с реальными инструментами, будь–то обычный термометр или барометр или более сложные приборы, такие как цифровые датчики.
Суммируя вышесказанное, ГлобалЛаб можно назвать сетевым курсом естествознания, основанным на совместной проектной деятельности учащихся географически распределенных по России (или по всему миру) школ.
Цель курса
Цель ГлобалЛаб во многом пропедевтическая. В рамках этого курса работая на опытном участке, школьники приобретают первоначальные исследовательские навыки и знакомятся с базовыми понятиями в области естествознания. И эти навыки исследовательской работы, и базовые понятия они смогут использовать в дальнейшем при изучении базовых курсов географии, физики, химии, биологии и экологии. Кроме того, программа ГлобалЛаб поможет детям получить первоначальные представления о менее традиционных для школьных курсов научных дисциплинах, таких как геология, палеонтология, антропология и этнография.
В принципе, многие курсы естествознания декларирует близкие цели. Отличие ГлобалЛаб в том, что внутри этого проектно ориентированного курса разработана деятельностная среда, реализация которой позволяет ставить перед курсом педагогические задачи, не типичные для известных программ по естествознанию.
Педагогическая модель ГлобалЛаб и ее компоненты
Педагогическая модель "Глобальная Школьная Лаборатория" основана на использовании и интеграции следующих проектно-исследовательских атрибутов:
1. Реальные исследовательские задачи
Для успеха ГлобалЛаб крайне важно, чтобы учащиеся активно участвовали в формировании исследовательских задач, которые им предстоит выполнять в ходе всего курса. Оптимально, чтобы эти задачи были сформулированы ими самими, или их товарищами по классу, школе или сетевому сообществу. Важно, чтобы учащиеся принимали участие в обсуждении цели и задач работы, в поиске оптимальной методики ее проведения. Особенно полезны рассуждения о возможных ошибках и погрешностях опытов и путях их предупреждения. И выбор темы, и рефлексия, и предварительное продумывание хода работы приближает школьников к профессиональным ученым, деятельность которых учащиеся должны воспринимать как близкую к своей собственной работе в ГлобалЛаб.
2. Подлинные объекты исследований
Одной из уникальных характеристик ГлобалЛаб как учебной среды является то, что учащиеся выбирают в качестве объекта исследования "опытный участок", который является частью окружающей среды, в которой они обитают. В этом смысле объект их изучения и анализа максимально реален, т.к. он связан с жизнью самих учеников и с жизнью их города, села или поселка. Важно, что все ученики - члены проектной группы принимают участие в выборе объекта исследования - своего опытного участка. Чувство сопричастности в выборе, персональная ответственность, желание "показать и рассказать всему миру" про его свойства и особенности, оказывает заметное стимулирующее влияние на детей, усиливает их желание работать в проекте, мотивирует их.
3. Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые измерительные приборы, фото и видеокамеры. Наблюдения и измерения, проводящиеся во время полевых экспедиций и лабораторных исследования в ГлобалЛаб, выполняются в ГлобалЛаб с помощью современных средств ИКТ, включающие помимо компьютеров цифровые фото и видеокамеры, цифровые датчики температуры, освещенности и др. (в тех школах, где они есть). Кроме того, компьютеры и сети используются для ввода, хранения, анализа и обмена информацией, а также для обсуждения результатов работы в ходе Интернет-форумов. Наряду с использованием сложных цифровых приборов, учащиеся в ГлобалЛаб мастерят простые инструменты, например, приспособления для измерения угла наклона солнца. Таким образом, дети приобретают более полное представление о том, что необходимо для проведения полноценных научных исследований, а также о роли и возможностях компьютеров и других средств ИКТ в науке.
Предварительный просмотр:
Методы исследования
Анкета определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г. Лускановой
Цель: получить информацию о школьной мотивации учащихся.
Ход проведения.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Тебе нравиться в школе? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
- Утром ты всегда идешь с радостью в школу или тебе хочется остаться дома? (3 – иду с радостью, 1 – бывает по-разному, 0 – чаще хочется остаться дома)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? (3 – пошёл бы в школу, 1 – не знаю, 0 – остался бы дома)
- Тебе нравится, когда отменяют уроки? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты часто рассказываешь о школе своим родителям или друзьям? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- У тебя в классе много друзей? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной
10-14 баллов – низкая школьная мотивация
0-9 – негативное отношение к школе, дезадаптация
Анкета «Познавательная потребность»
Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.
Ход проведения.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Как часто ученик занимается подолгу какой-нибудь умственной работой? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)
- Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? (5 – помучиться, но самому найти ответ, 3 – когда как, 1 – получить готовый ответ от других)
- Много ли школьник читает дополнительной литературы? (5 – постоянно, много, 3 – неровно, иногда читает много, иногда ничего не читает, 1 – мало или совсем ничего не читает )
- Насколько эмоционально ученик относиться к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? (5 – очень эмоционально, 3 – когда как, 1 – эмоции ярко не выражает)
- Часто ли задаёт вопросы? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)
Обработка полученных данных: показателем интенсивности познавательной активности учащихся (I) является частное от деления общей суммы баллов ответов на общее количество ответов (5). Если 3,5
Программа наблюдения
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного опроса.
- Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
- Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
- Деятельность школьников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
- Активность при выполнении заданий на ПК
Анкета «Отношение к урокам c использованием ИКТ»
Цель: установить косвенное отношение учеников к урокам с применением средств ИКТ и к основным методам, применяемым учителем на уроках.
Ход проведения.
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
- «Какие уроки ты больше всего любишь?»
А. с использованием компьютера;
Б. с использованием игр;
В. с использованием традиционных таблиц, схем, рисунков на печатной основе
- «Если бы ты был учителем, чего больше было бы на уроке?»
А. использования компьютера;
Б. игр;
В. работы с таблицами, схемами, рисунками
- «Как ты относишься к игре на уроке?»
А. очень хочется участвовать,
Б. нет большого желания поддерживать игру,
В. игра – пустая трата времени.
- «Как ты думаешь, есть ли польза от ИКТ на уроке?»
А. да
Б. нет
В. затрудняюсь ответить.
Обработка полученных данных: количественные показатели представить в процентном соотношении.
Критерии познавательной активности по А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.
1. Высокий уровень:
- Активная ориентировка в новом материале;
- Самостоятельное выделение ключевых понятий;
- Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
- Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;
2. Низкий уровень:
- Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
- Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
- Малое приложение личных усилий в учебной работе;
- Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.
Методика измерения времени активности на уроке.
Предположим, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2,…, Аn – количество учеников в группе отвлечения.
X1,X2,…, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
К – всего учеников в классе.
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной потребности
Предложена В.С.Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, с родителями школьников должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд – для подростков)?
а) часто (5 балов)
б) иногда (3 бала)
в) очень редко (1 бал)
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ (5 балов)
б) когда как (3 бала)
в) получить готовый ответ от других (1 бал)
3. Много ли читает школьник дополнительной литературы?
а) постоянно, много (5 балов)
б) иногда много, иногда ничего не читает (3 бала)
в) мало или совсем ничего не читает (1 бал)
4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально (5 балов)
б) когда как (3 бала)
в) эмоции ярко выражены (по сравнению с другими ситуациями) (1 бал)
5. Часто ли задает вопросы?
а) часто (5 балов)
б) иногда (3 бала)
в) очень редко (1 бал)
Обработка результатов
Ответы оцениваются в соответствии с таблицей. Полученные баллы суммируются.
Выводы
Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов: 17-25 баллов – потребность выражена сильно, 12-16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.