"Загляни в мир мой я ребенок твой" (для вас родители)
Уважаемые родители детей дошкольного возраста и педагоги ДОУ, я надеюсь что информация размещенная на моей страничке будет очень полезна в воспитании наших дорогих и любимых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы психолога для родителей. | 37.5 КБ |
Советы медсестры "Игры которые лечат" | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога
Семь правил, выполнение которых
поможет родителям развивать самостоятельность ребенка
1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам («вместе» с ребенком, а «не вместо» него.)
4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать — признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).
7. В любой ситуации оставаться, прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых — главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.
Увлечения и занятия
Могут ли родители увлечь ребенка каким-то занятием? Или он сам будет пробовать лет до 15-17-ти, пока не найдет то, что ему нужно? Рассчитывать ли только на счастливый случай? Следует ли избегать всякого давления и советов со стороны взрослых? Эти вопросы задают себе практически все родители.
Что можно сделать, чтобы увлечь маленького ребенка каким-нибудь занятием?
Разумеется, любому малышу будут полезны и интересны занятия под руководством специалиста в компании сверстников - в кружке, в изостудии и т.д. А если нет такой возможности: далеко возить, нет специалистов?..
Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу малыша, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.
1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества.
Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:
- уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;
- место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;
- достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;
- место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;
- ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка.
2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия:
- в качестве изобразительных средств можно использовать все что угодно:
для рисования - обычный песок и сыпучие продукты - крупы,
для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки,
для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья,
вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.
- для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств -например, картонных коробок разных размеров.
- старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.
- помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.
3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:
- стимулирующие воображение, фантазию,
- подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,
- интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.
4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях. Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.
5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях.
Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.
А если ребенок увлечен каким-то занятием настолько, что забывает об учебе?
Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Значит, можно попробовать убедить ребенка или подростка, что освоение школьных знании поможет ему стать настоящим профессионалом.
Будущему модельеру нужно создавать выкройки - для этого хорошо бы владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию, спортсмену нужны знания анатомии и физиологии и т. д.
Стоит ли настаивать на занятиях в кружке или секции, если ребенок не испытывает к ним интереса?
Прежде всего, это проблема выбора - сделал его сам ребенок, или вы помогли ему сориентироваться, или попросту навязали свои представления о том, что ему пригодится в жизни.
Например, нередко кто-то из родителей мечтает вырастить из сына или дочери музыканта-профессионала, потому что у самого в детстве не сложилось - не было условий или собственные родители не были так уж настойчивы.
Разумеется, все мы знаем примеры, когда эта настойчивость плодов не приносила, а давала прямо противоположные результаты: ребенок либо выбирал себе совершенно другое направление, либо становился пассивным, нетворческим исполнителем.
Стоит иметь в виду: вовсе не у многих детей к 10- 12 годам уже сформированы устойчивые интересы. С одной стороны, время для поиска есть всегда. Надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой - необходимо поддерживать его интерес к выбранному занятию.
Многое будет зависеть от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь. Стараетесь ли снабжать всем необходимым для занятий - будь то спортивная форма, ракетка "как у всех" или мольберт и дорогие краски.
Предварительный просмотр:
Игры, которые лечат
|
|
Болезни – штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые "горячие денечки" остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем не обязательным. Стараясь разумно сдерживать боевой настрой, не забывайте о том, что ваша излишняя тревожность и озабоченность – далеко не самые хорошие лекари. И что жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.
Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма.
Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую "отвечают" болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.
Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами.
Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.
Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга.
В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.
Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься.
Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).
1. Игры при заболеваниях дыхательной системы:
"Пастушок дудит в рожок"
Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материалы. Рожок, дудочка.
Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.
"Шарик лопнул"
Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.
Ход игры. Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — "ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком". Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши — "шарик лопается". "Из шарика выходит воздух": ребенок произносит звук "шшш...", складывая губы хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения .
"Перышки"
Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.
Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.
Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.
"Мышка и Мишка"
Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Родители показывают движения и произносят слова:
— У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох.)
— У мышки — очень маленький.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову — выдох с произнесением звука "шшш".)
— Мышка ходит (Ходим по комнате.)
В гости к Мишке,
Он же к ней не попадет.
Попросите ребенка повторить стишок с движениями 4—6 раз. Следите за четкостью и координацией движений ребенка.
"Косари"
Цель. Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.
Ход игры. Предложите ребенку "покосить траву". Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как "косить" и читаете стихи, а ребенок со слогом "зу" переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох).
Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу, И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро
Зу-зу, зу-зу. Мы покосим всю траву.
Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3—4 раза.
"Поезд"
Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.
Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в "вагончики" со всеми членами семьи. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.
"Вагончики" слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку ("гу, гу") они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого "Поезд приехал на станцию" все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала "Приехали".
2. Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:
"Заинька- паинька"
Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.
Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.
Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)
Взрослый следит за правильным выполнением движений.
Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.
3. Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
"Пальчик о пальчик"
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:
Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук.! (Повторить 2 раза).
Комментарии
Классно! Такие яркие,
Классно! Такие яркие, красочные фотографии. Просто супер.Молодцы.